Развитие менеджмента качества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2013 в 10:33, контрольная работа

Описание работы

Качество – это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленным или предполагаемым требованиям. Качество продукции в последнее время приобретает все большее значение в связи с интеграцией рынка, научно-техническим прогрессом и, как следствие, постоянно возрастающими требованиями потребителей. Параметров, определяющих качество товара, большое множество, и для каждого они различны, возникла необходимость развития такого течения в менеджменте, как управление качеством.
Управление качеством – это деятельность по управлению всеми этапами жизненного цикла продукции, а также взаимодействием с внешней средой.

Содержание работы

• Введение
• Становление развития качества
• Характеристика понятий – "система менеджмента качества", "петля качества", "спираль качества"
• Взаимосвязь общего менеджмента и менеджмента качества
• Заключение
• Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 125.75 Кб (Скачать файл)

 

Рисунок 2.2. Спираль качества Джурана

 

3. Взаимосвязь общего менеджмента и менеджмента качества.

Источником и общего менеджмента, и менеджмента качества является система Ф.У. Тейлора. В самом деле, именно "отец научного менеджмента" обратил пристальное внимание на необходимость учета вариабельности производственного процесса и оценил важность ее контроля и устранения (по возможности). Система Тейлора  включала понятия верхнего и нижнего  пределов качества, поля допуска, вводила  такие измерительные инструменты, как шаблоны и калибры, а также  обосновывала необходимость независимой  должности инспектора по качеству, разнообразную систему штрафов  для “бракоделов” и т. д., форм и методов воздействия на качество продукции.

В дальнейшем на длительный период времени (с 20-х до начала 80-х годов) пути развития общего менеджмента и менеджмента  качества, как показано на рисунке 2.2, разошлись. Главная проблема качества воспринималась и разрабатывалась специалистами преимущественно как инженерно-техническая проблема контроля и управления вариабельностью продукции и процессов производства, а проблема менеджмента – как проблема, в основном, организационного и даже социально-психологического плана.

В самом деле, на втором этапе (20–50-е  годы) развитие получили 
статистические методы контроля качества – SQS (А. Шухарт, Г. Ф. Додж, Г. Г. Ромиг и др.). Появились контрольные карты, обосновывались выборочные методы контроля качества продукции и регулирования техпроцессов. Именно Шухарта на Западе называют отцом современной философии качества. Он оказал существенное влияние на таких "гуру по качеству”, как Э.У. Деминг и Д.М. Джуран.

 

Рис. 3.1. Взаимоотношения "общего менеджмента" и менеджмента качества

Примечание. Принятые сокращения на англ. языке:

MBQ – Management by Quality – Менеджмент на основе качества;

МВО – Management by Objectives – Управление по целям;

ТОМ – Total Quality Management – Всеобщий менеджмент качества;

UOM – Universal Quality Management – Универсальный менеджмент качества;

QМ – Quaity Management – Менеджмент качества;

TQC – Total Quality Control – Всеобщий контроль качества;

CWQC – Company Wide Quality Control – Контроль качества в масштабе всей компании;

QС – Quality Circles – Кружки контроля качества;

ZD – Zero Defect – Система "Ноль дефектов";

QFD – Quality Function Deployment – Развертывание функции качества;

SQC – Statistical Quality Control – Статистический контроль качества.

И Деминг, и Джуран активно пропагандировали статистические подходы к производству, однако именно они первыми обратили внимание на организационные вопросы обеспечения качества, сделали акцент на роли высшего руководства в решении проблем качества. В знаменитых 14 принципах Деминга уже трудно отделить инженерные методы обеспечения качества от организационных проблем менеджмента. Слово "менеджмент" еще не присутствовало в лексиконе, но у этих специалистов оно уже находилось “на кончике пера".

Примечательно, что в 50–80-е годы даже самые широкомасштабные внутрифирменные  системы за рубежом еще называются системами контроля качества: TQC (Фейнгенбаум), CWQC (К. Исикава, семь инструментов качества), QC-circles (методы Тагути), QFD т. д.. В это время активно формируется направление, которое в отличие от менеджмента качества имеет смысл назвать инжиниринг качества. Однако именно в этот период начинается активное сближение методов обеспечения качества с представлениями общего менеджмента. За рубежом наиболее характерным примером, на наш взгляд, является система ZD ("Ноль дефектов"). Однако и все другие системы качества начинают широко использовать инструментарий "науки менеджмента". В России эта тенденция проявлялась наиболее отчетливо в Саратовской системе БИП, Горьковской КАНАРСПИ, Ярославской НОРМ, Львовской СБТ и, наконец, в общесоюзном феномене КС УКП.

Началось историческое движение навстречу  друг другу общего менеджмента и  менеджмента качества. Это движение объективно и исторически совпало, с одной стороны, с расширением  наших представлений о качестве продукции и способах воздействия  на него, а с другой, – с развитием  системы внутрифирменного менеджмента.

Решение задач качества потребовало  создания адекватной организационной  структуры. В эту структуру должны входить все подразделения, более  того – каждый работник компании, причем на всех стадиях жизненного цикла  продукции или петли качества. Из этих рассуждений логично появляется концепция ТОМ и UQM.

В то время как представления  о менеджменте качества включали в свою орбиту все новые и новые  элементы производственной системы, накапливали  и интегрировали их, общий менеджмент, напротив, распадается на ряд отраслевых, достаточно независимых дисциплин (финансы, персонал, инновации, маркетинг  и т. д.), а в теоретическом плане  предстает как управление по целям (МВО). Основная идея этой концепции  заключается в структуризации и  развертывании целей (создание "дерева целей"), а затем проектировании системы организации и мотивации достижения этих целей. Достаточно очевидная и хорошо известная стратегия.

В то же самое время уже сформировался  мощный набор теоретических и  практических средств, который получил  название менеджмент на основе качества (MBQ). В активе менеджмента качества сегодня:

  • 24 международных стандарта ИСО семейства 9000 (включая и ИСО 14000 по экологическому менеджменту);
  • международная система сертификации систем качества, включая сотни аккредитованных органов по сертификации;
  • международный реестр сертифицированных аудиторов систем качества (IRCA), в котором уже работают 10000 специалистов из многих стран мира;
  • практически сложившаяся система аудита менеджмента;
  • то же самое на многих региональных и национальных уровнях;
  • 70000 фирм мира, имеющих сертификаты на внутрифирменные системы качества.

Можно констатировать, что менеджмент качества – менеджмент четвертого поколения – становится в наше время ведущим менеджментом фирм. Одновременно происходит процесс сращивания МВО и MBQ (как было на первом этапе  в системе Тейлора), но уже на новом, качественно другом уровне. Сегодня  ни одна фирма, не продвинутая в области  менеджмента качества и экологии, не может рассчитывать на успех в бизнесе и какое-либо общественное признание.

 

 

 

 

Заключение

Качество – одна из фундаментальных  категорий, определяющих образ жизни, социальную и экономическую основу для развития человека и общества.

Проблема качества не может быть решена без участия ученых, инженеров, менеджеров.

Качество является важным инструментом в борьбе за рынки сбыта.

Качество определяется действием  многих случайных, местных и субъективных факторов. Для предупреждения влияния  этих факторов на уровень качества необходима система управления качеством.

В истории развития документированных  систем качества выделены пять этапов: качество продукции как соответствие стандартам; качество продукции как соответствие стандартам и стабильность процессов; качество продукции, процессов, деятельности как соответствие рыночным требованиям; качество как удовлетворение требований и потребностей потребителей и служащих; качество как удовлетворение требований и потребностей общества, владельцев (акционеров), потребителей и служащих.

Для качества как объекта менеджмента свойственны все составные части менеджмента: планирование, анализ, контроль

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Гличев А.В., Круглов М.И. Управление качеством продукции. - М.: 2006.
  2. Колесник А.А., Елизарова Л.Т. Теоретические основы управления качеством продукции. - М.: 2007.
  3. Николаева М.А. Управление качеством. Учебник для вузов: - М.: 2008.
  4. Огвоздин В.Ю. Управление качеством. - СПб.: 2008.
  5. Полховская Т.М., Карпов Ю.А., Соловьев В.П. Основы управления качеством продукции. - М.: 2006.
  6. Экономика предприятия (фирмы): Учебник. - /Под ред.О.И. Волкова. - М.: 2007.

 


Информация о работе Развитие менеджмента качества