Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 16:24, курсовая работа
Выполнение данного курсового проекта позволило закрепить теоретические знания , полученные при изучении дисциплины “основы менеджмента ”, а также применить свои творческие навыки , умения для решения не стандартных задач. Проектирование организационных структур является одной из наиболее актуальных задач на сегодня для руководителя предприятия, ввиду того, что именно от правильности построенной структуры в большей степени зависит успех организации в целом. Именно правильно спроектированная структура позволит с наименьшими затратами производить высококачественные продукты, что является не мало важным в современных условиях жесткой конкуренции.
Содержание
1. Введение…………………………………………………………………….3
2. Теоретическая часть “Развитие науки управления в России”………….4
2.1 Теория и практика управления в дореволюционной России…….……4
2.2 Теория и практика управления в СССР…….………………………….10
2.3 Переход к рыночному регулированию экономики и современная система взглядов на менеджмент в России……………………………13
3. Аналитическая часть……………………………………………………...21
3.1 Структура организации………………………………………………....22
3.2 Матрица “функция-подразделение”…………………………………...23
3.3 Таблица функционального анализа (ТФА) деятельности подразделений…………………………………………………………...37
3.3.1 Расчет количества сотрудников отдела по отношению к начальнику отдела ………………………………………………….46
3.4 Матрица парных сравнений относительной сложности выполняемых функций………………………………………………………………….48
3.5 Матрица РАЗУ…………………………………………………………..49
4. Заключение …………………………………………………………….....63
5. Литература ………………………………………………………………..64
В 1908 - 1913 гг. в Москве проходили так называемые «экономические беседы». Там рассчитывали выработать систему практических мер монополизации промышленности. «Беседы» способствовали расширению образовательного и мировоззренческого уровня российских предпринимателей, укрепляли их в убеждении, что именно им, а не отживающему дворянству и убыточному казенному сектору экономики принадлежит будущее страны. Были они полезны и русским интеллектуалам, поначалу испытывавшим чувство недоверия к «толстосумам». В ходе собеседования либеральная общественность изживала присущие русской интеллигенции «распределительные» взгляды на экономику и проникалась убеждением в творческой созидательности предпринимательского класса.
Итак, предпринимательскому
классу принадлежит заслуга
Если говорить о зарождении отечественного научного менеджмента, то первая научная школа профессора Н.И. Савина сформировалась еще в начале ХХ в. Изданный труд этого профессора «Резание металла» в западноевропейской литературе ставился на один уровень с трудами самого Ф.У. Тейлора. Воспитанники этой школы на основе трудов Ф.У. Тейлора и Н.И. Савина начали практическую деятельность по внедрению принципов научной организации труда на целом ряде заводов.
До Первой мировой войны в России насчитывалось восемь предприятий, работа которых была организована по системе Ф. У. Тейлора, тогда как во Франции - только одно. Гражданская война отбросила развитие менеджмента в России на десятки лет.
Руководство страны и, в частности, В.И. Ленин хорошо понимали, что удержать власть значительно сложнее, чем ее захватить. Делались попытки совершенствовать управление. Однако кто не знает крылатой фразы Ильича: «Каждая кухарка должна управлять государством»?
Наука управления в период становления нашей страны выступала как научная организация труда. ЦИТ мог выходить с предложениями в правительство и занимался пропагандой НОТ7.
Одновременно с
Эти «управленческие» принципы распространились впоследствии на все сферы научной и общественной жизни. Они привели к анкетному подбору кадров, игнорированию способностей человека, пренебрежению к талантам. Практика партийного управления наукой и искусством выражалась в жестком и повседневном контроле за деятельностью интеллигенции и периодически проводимых кампаниях «по борьбе против искажений». Такие кампании в разное время затронули философию, языкознание, биологию, генетику, литературу и искусство. Это были потери не только неординарных личностей, но и, как считают специалисты, генофонда будущих талантов и гениев8.
В августе 1992 г. из России в административном порядке выслано 20% крупных представителей интеллигенции. Среди высланных такие крупные имена, как Н. Бердяев, Л. Шестов, Н. Лосский, П. Сорокин, А. Казерваттер, С. Прокопович. Имелось в виду главное – оградить нашу молодежь от влияния чужих взглядов и ослабить таким образом влияние немарксистской идеологии.
Политико-воспитательная функция считалась главной в работе управленцев. При этом партийная принадлежность, верность партии были главным мерилом качеств советского руководителя. Не имея иных принципов, традиций и опыта, управление строилось по типу большого «концентрационного лагеря». При этом большую роль играли нематериальные стимулы к труду, которые формировались не только и не столько самими непосредственными руководителями, сколько всей системой политической агитации в стране. Энтузиазм, сформированный средствами массовой информации, должен был отвлечь от экономических проблем и перекрыть неимоверными усилиями трудящихся просчеты руководства.
Многие идеи, методы и принципы управления, сформированные советской властью, не противоречат научному подходу к управлению производством. Возможно, излишняя политизация экономических процессов не позволяла получить от них должную отдачу, а часто просто формализовала их применение. В результате, когда возникали периоды не которого послабления в политической атмосфере СССР (период «хрущевской» оттепели), возникал и значительно больший интерес к науке управления. Был организован первый институт управления в Москве. Началась подготовка инженеров-экономистов как специалистов в области экономического управления.
С 1967 г. политическая ситуация
изменилась, начались первые закрытые
политические процессы. Эти изменения
привели к откату и в развитии
управленческой науки, которая принимает
все более и более
Подготовка квалифицированных руководящих кадров в 80-е годы не получила должного развития, и в этот процесс государство не вмешивал ось, пустив проблему подготовки и переподготовки кадров на самотек. Ситуация незначительно изменилась и в настоящее время9.
К середине 80-х годов в России возможность постепенного безболезненного перехода к новой системе общественных отношений была безнадежно упущена. Стихийное перерождение системы изменило жизненный уклад советского общества: перераспределялись права руководителей и предприятий, усилилась ведомственность, социальное неравенство. Изменился характер производственных отношений внутри предприятий начала падать трудовая дисциплина, массовыми стали апатия и безразличие, воровство, неуважение к труду. В то же время в стране сохранялось внеэкономическое принуждение к труду. Советский человек, отчужденный от распределения произведенного продукта, превратился в исполнителя, работающего не по совести, а по принуждению. Выработанная в послереволюционные годы идейная мотивация труда слабела вместе с верой в близкое торжество коммунистических идеалов. Параллельно с этим сокращался поток нефтедолларов и рос внешний и внутренний долг государства10.
В советской экономике
были предприняты три попытки
«ускорения». Первая - «период развернутого
строительства
Экономические преобразования намечал ось осуществить на основе новой инвестиционной и структурной политики, предполагалось перенести центр тяжести со строительства новых объектов на модернизацию имевшихся предприятий. Но главным объявлял ось ускоренное развитие машиностроения. По замыслу авторов реформы, производство машин и оборудования должно было опережать другие отрасли промышленности примерно в 1,7 раза.
Особое внимание уделял ось активизации «человеческого фактора» через укрепление дисциплины и стимулирование новых форм труда. Россия в отличие от других государств имеет ряд особеннocтeй:
1) асимметричное освоение, разрывы между ресурсной базой на востоке и производством в европейской части, между производством и потреблением;
2) разнообразие культурных
ландшафтов и местных
3) классические контрасты между городом и деревней, центрами и периферией на всех уровнях;
4) самые прочные и давние
корни тоталитаризма и
5) гиперконцентрация, монополизация и милитаризация производства; сочетание громоздких сырьевых отраслей с наукоемкими;
6) сильнейшая инерция
старого хозяйственного
7) особая роль рубля как платежного средства на всем советском пространстве11.
Все это объективно затрудняло
структурную перестройку
Таким образом, в сфере управления экономикой в годы горбачевской перестройки следует выделить три этапа:
- ускорение социально-
- радикальная экономическая реформа (1988-1989 гг.);
- переход к рыночным отношениям (с 1990 г.).
С начала 90-х годов в России формируется организационная структура рыночной экономики как альтернатива вертикально-командным структурам.
Несмотря на всеобщее осознание перехода к рыночной экономике, нельзя не признать того, что развитие общества в целом, включая экономическое, осуществлялось не по заранее намеченным планам и программам, а в соответствии с «исторической волей», объективными законами цивилизации и прогресса.
Импульсом ускорения рыночных преобразований в России был августовский путч 1991 г. Последовавшие за ним события привели к ликвидации единой системы управления народным хозяйством СССР. Был подписан акт «О создании Содружества Независимых Государств» (СНГ) главами трех республик - России, Украины и Белоруссии. В нем зафиксировано, что «СССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование».
Для создания рыночного механизма управления необходимо проведение следующих мер:
1) разгосударствление
2) формирование рыночной среды;
3) образование новых форм управления на всех уровнях хозяйствования12.
Значительный экономический
эффект и развитие промышленного
и научно-технического потенциала страны
ожидались от приватизации собственности.
Благодаря широкомасштабной приватизации
необходимо было осуществить реорганизацию
систем управления на всех иерархических
уровнях, изменить регулирующие функции
верхних ступеней управления, развивать
систему материального
В реализации программы приватизации
были допущены ошибки. Кроме того, ход
экономических реформ сдерживался
отсутствием общей концепции
организации управления экономикой
на всех производственных уровнях, отсутствием
обоснованных принципов управления
в новых условиях хозяйствования,
адекватных рыночному механизму. Фактически
все государственные структуры
лишились реальных рычагов воздействия
на протекающие в экономике
Коренным поворотом в
переходе от планового управления экономикой
к рыночному регулированию
Одной из коренных специфических особенностей российской экономики является исключительно высокий уровень монополизации всех отраслей и сфер общественного воспроизводства на базе общенародной собственности. Поэтому для формирования рыночных структур и регуляторов первостепенное значение приобретают преобразование отношений собственности и возникновение новых форм управления. В многоукладной рыночной экономике должны рационально сочетаться различные формы: государственная и частная, кооперативная и муниципальная, собственность общественных и религиозных организаций, иностранная собственность и разнообразные смешанные формы. Многообразие форм собственности создает благоприятные возможности для развития различных форм управления старыми и новыми хозяйственными структурами.
Для развития системы управления на основе рыночных отношений в России создана законодательная, юридическая база, разработаны многие десятки нормативных документов. Принятие в декабре 1993 г. новой Конституции заложило основы для президентского правления в России. Принципиальное изменение вносит Конституция и в основы управления в регионах: местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. С 1 января 1995 г. введен в действие Гражданский кодекс Российской Федерации, разработаны федеральные законы.
Исключительно важным для
развития менеджмента и маркетинга
как философии бизнеса в России
имеет принятый в 1995 г. Федеральный
закон «О государственном
В специфических условиях
российской экономики выбор приоритетов
социально-экономических
Однако, несмотря на принятые меры, не удалось приостановить развала экономики России. В настоящее время решается проблема выбора пути дальнейшего развития общества. Специалисты различных отраслей науки изучают опыт управления в разных цивилизованных, передовых государствах. Становление российского менеджмента не будет копированием американского, европейского или японского. На основании опыта многих стран будет создана система управления, соответствующая специфическим условиям России14.
Рыночная экономика требует адекватной ей системы управления, претерпевшей радикальные преобразования. В условиях перехода к рыночным отношениям важнейшим фактором успеха становится непрерывное совершенствование теории и практики управления. Большое значение приобретают изучение передового и прогрессивного опыта управления зарубежных стран и использование его при анализе собственных управленческих проблем. Поэтому на современном этапе менеджмент сталкивается с определенными проблемами.