Развитие сертефикации в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 10:21, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы выступает изучение процесса развития и реформирования стандартизации.
Перед работой стоят следующие основные задачи:
- изучить исторические сведения о развитии стандартизации в России;
- рассмотреть и раскрыть основные направления и перспективы развития стандартизации в России;
- изучить предпосылки реформирования стандартизации в РФ;
- выявить и раскрыть основные задачи реформирования государственной системы стандартизации.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….4
Глава 1
Развитие стандартизации в РФ
1.1 Исторические сведения о развитии стандартизации в РФ………….6
1.2 Направления и перспективы развития стандартизации…………...14
Глава 2
Реформирование системы стандартизации
2.1 Предпосылки реформирования………………………………………21
2.2 Цели и задачи реформирования……………………………………...28
Заключение……………………………………………………………….....42
Список используемой литературы……………………………………..….43

Файлы: 1 файл

план.doc

— 159.50 Кб (Скачать файл)

В 1970-е - 1980-е годы развивались  работы по комплексной стандартизации, одним из примеров которой стали  комплексы стандартов «Обувь», «Хлопок», «Сталь».

В 1973 г. разработаны первые стандарты безопасности труда, а в 1972 г. начата разработка комплекса стандартов по охране окружающей среды. В 1970-е годы появляются первые стандарты в области управления. Так, был разработан комплекс стандартов «Управление производственным объединением и промышленным предприятием», предвосхитивший современные интегрированные системы менеджмента.

Из сложившегося в 1980-е  годы фонда государственных стандартов в 22 тыс. единиц большая часть подлежала  обязательному применению. Государственным  инспекторам было дано право применять к предприятиям экономические санкции за выпуск продукции с отклонениями от требований государственных стандартов. Прибыль предприятия, полученная от реализации забракованной продукции перечислялась в госбюджет, а объемы бракованной продукции исключались из отчётов. Нарушение требований нормативной документации могло привести и к более тяжким последствиям. В то время фраза «несоблюдение стандарта преследуется по закону» печаталась на первой странице любого государственного стандарта. По содержанию государственные стандарты охватывали отдельные технологические процессы, устанавливали единицы измерения, определяли параметрические ряды, единые правила оформления документов, терминологию и классификацию.

В конце 1980-х годов  в период реформирования системы экономических отношений в стране, развития кооперативного движения, открытия границ возникла необходимость пересмотра государственной политики и в области стандартизации. Стало ясно, что государственные стандарты не должны быть приравнены к законам, жёстко регламентировать все аспекты экономической деятельности. Первым шагом к этому стало ещё Постановление Совета министров СССР от 25.12.1990 «О совершенствовании работ по стандартизации в СССР», устанавливавшим, что государственные и республиканские стандарты содержат две группы требований - обязательные и рекомендуемые.

Стандартизация в России перестала быть основным инструментом управления экономикой. Основные задачи стандартизации переместились в  сферу защиты прав потребителей.

В 1991 году на базе Российского республиканского управления Госстандарта СССР Указом Президента России был образован Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации. Было установлено, что он является правопреемником Госстандарта СССР на территории России.

В 1993 году был принят Федеральный  Закон «О стандартизации», который  устанавливал принципы, порядок организации  работ по стандартизации для организаций  всех форм собственности и ведомственной  принадлежности. В законе устанавливался перечень нормативных документов по стандартизации, разрешённых к применению в России, общие требования к этим нормативным документам. Закон закреплял обязательность части требований нормативных документов, касавшихся обеспечения безопасности, технической и информационной взаимозаменяемости, единства методов контроля и единства маркировки. Другие требования становились обязательными только в том случае, если они указывались в технической документации производителя или фиксировались в договоре.

В 2002 году был принят Федеральный Закон «О техническом регулировании», отменивший положения Закона «О стандартизации». Этот закон открыл новый период в развитии стандартизации в нашей стране. В 2004 году была проведена административная реформа. На смену Госстандарту России пришло Ростехрегулирование, задачи и функции которого были значительно изменены.

Реформирование системы  стандартизации, начавшееся в начале 2000-х годов, связано, с одной стороны, с требованиями по вступлению России в ВТО в отношении гармонизации национальной системы стандартизации с мировой практикой. С другой стороны, существенно изменилась экономическая ситуация в России, которой требуется обновлённая и внятная национальная политика по стандартизации, интересы которой не ограничиваются только защитой прав потребителей.

 

1.2 Направления и перспективы развития стандартизации.

 

Национальная система  стандартизации в РФ

Национальная система  стандартизации представляет собой  национальные стандарты и общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, а также правила их создания и использования.

Национальный стандарт — стандарт, утвержденный национальным органом РФ по стандартизации, в  соответствии с имеющимися правилами  стандартизации, нормами и рекомендациями. Как правило, он используется на добровольной основе равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, транспортировки, реализации и утилизации. Использование национального стандарта подтверждается знаком соответствия национальному стандарту.

Порядок разработки национальных стандартов состоит из следующих  этапов:

1) Уведомление о разработке  национального стандарта отправляется  в национальный орган по стандартизации  и опубликовывается в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме и в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию. Как правило, в уведомлении должна быть информация о имеющихся в проекте национального стандарта положениях, которые отличаются от положений соответствующих международных стандартов.

2) Разработчик национального  стандарта (разработчиком может  быть любое лицо) должен обеспечить доступность проекта национального стандарта заинтересованным лицам для ознакомления. Разработчик обязан по требованию заинтересованного лица предоставить ему копию проекта национального стандарта. Плата, взимаемая разработчиком за предоставление указанной копии, не может быть выше затрат на ее изготовление. Если разработчиком национального стандарта является федеральный орган исполнительной власти, плата за предоставление копии проекта национального стандарта вносится в федеральный бюджет.

3) Разработчик дорабатывает  проект национального стандарта  с учетом полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц, осуществляет публичное обсуждение проекта национального стандарта и составляет перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц с кратким изложением содержания данных замечаний и результатов их обсуждения.

При этом, разработчик  обязан сохранять полученные в письменной форме замечания заинтересованных лиц до утверждения национального  стандарта и представлять их в  национальный орган по стандартизации и технические комитеты по стандартизации по их требованию.

Срок публичного обсуждения проекта национального стандарта  со дня опубликования уведомления  о разработке проекта национального  стандарта до дня опубликования  уведомления о завершении публичного обсуждения должен быть не менее чем два месяца.

4) Уведомление о завершении  публичного обсуждения проекта  национального стандарта должно  быть опубликовано в печатном  издании федерального органа  исполнительной власти по техническому  регулированию и в информационной  системе общего пользования в электронно-цифровой форме. Причем, порядок опубликования уведомления о разработке проекта национального стандарта и уведомления о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта и размер Платы за их опубликование устанавливаются Правительством РФ.

5) Проект национального  стандарта одновременно с перечнем  полученных в письменной форме  замечаний заинтересованных лиц  представляется разработчиком в  технический комитет по стандартизации, который организует осуществление  экспертизы данного проекта. После этого Национальный орган по стандартизации на основании документов, представленных техническим комитетом по стандартизации, принимает решение об утверждении или отклонении национального стандарта.

Уведомление об утверждении  национального стандарта должно быть опубликовано в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме в течение тридцати дней со дня утверждения национального стандарта.

В случае отклонения национального  стандарта, мотивированное решение  национального органа по стандартизации направляется разработчику проекта  национального стандарта.

Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации (общероссийские классификаторы) представляют собой нормативные документы, распределяющие технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с её классификацией и являющиеся обязательными для использования при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и межведомственном обмене информацией. Порядок использования таких классификаторов в социально-экономической области (в том числе в области статистического учета, прогнозирования, банковской деятельности, налогообложения, при межведомственном информационном обмене, создании информационных систем и информационных ресурсов) устанавливается Правительством РФ.

К обязанностям национального  органа по стандартизации относятся:

- создание и утверждение программы по разработке национальных стандартов;

- обеспечение доступности программы разработки национальных стандартов заинтересованным лицам. Информационное обеспечение документов по стандартизации имеет следующие особенности:

- национальные стандарты и общероссийские классификаторы, а также информация об их разработке должны быть доступны всем заинтересованным в них лицам;

- официальное опубликование в установленном порядке национальных стандартов и общероссийских классификаторов проводится национальным органом по стандартизации. Порядок опубликования национальных стандартов и общероссийских классификаторов определяется Правительством РФ.

Федеральный информационный фонд технических регламентов и  стандартов является государственным  информационным ресурсом и состоит  из: » международных стандартов;

- правил стандартизации;

- технических регламентов;

- документов национальной системы стандартизации;

- норм стандартизации и рекомендаций по стандартизации;

- национальных стандартов других государств;

- информации о подтверждении соответствия;

- информации о международных договорах в области стандартизации;

- информации о правилах использования. Порядок создания и ведения Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов, а также правила пользования этим фондом устанавливаются Правительством Российской Федерации. В Российской Федерации в порядке и на условиях, которые установлены Правительством РФ, создается и функционирует единая информационная система, предназначенная для обеспечения заинтересованных лиц информацией о документах, входящих в состав Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов. Всем заинтересованным лицам обеспечивается свободный доступ к создаваемым информационным ресурсам, за исключением случаев, если в интересах сохранения государственной, служебной или коммерческой тайны такой доступ должен быть ограничен.

К документам, на основе которых строится национальная система  стандартизации, также относятся:

основополагающие стандарты  национальной системы стандартизации;

документы международных организаций по стандартизации;

Кодекс установившейся практики по разработке, принятию и  применению стандартов Соглашения ВТО  по техническим барьерам в торговле.

В совокупности они составляют законодательную и нормативную  базу работ по стандартизации.

Организационно-функциональная структура системы стандартизации сохранила в себе черты бывшей государственной системы стандартизации, но при этом серьезно уменьшились  ее ресурсные возможности.

В настоящее время  субъектами работ по стандартизации являются:

- национальный орган по стандартизации;

- технические комитеты по стандартизации;

- разработчики стандартов.

Основным элементом  системы, с помощью которого происходит формирование плана стандартизации, разработка стандартов и их экспертиза, являются технические комитеты по стандартизации (ТК). В 95% случаев они образованы на базе головных институтов отраслей промышленности. В состав технических комитетов на паритетных началах и добровольной основе входят представители федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, саморегулируемых организаций, общественных объединений предпринимателей и потребителей. Федеральные органы исполнительной власти имеют возможность осуществлять свое участие в разработке стандартов в ТК, непосредственно, через свои отраслевые НИИ или другие организации.

В настоящее время  зарегистрировано 352 технических комитета по стандартизации, однако, активно  работают в области стандартизации только 217 комитетов, что обусловлено  состоянием и слабой заинтересованностью промышленности в разработке стандартов, кардинальной реорганизацией управления отраслями и процессами реорганизации отраслевых НИИ.

В целом организационная  структура системы стандартизации во многом основана на международной  практике.

Структура и состав документов национальной системы стандартизации

В настоящее время  в состав фонда документов национальной системы стандартизации входят национальные стандарты и стандарты организаций, правила стандартизации, нормы и  рекомендации по стандартизации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации. Фонд национальных стандартов содержит более 25000 документов, среди которых около 1500 национальных стандартов относятся к документам ограниченного доступа, направленных на повышение обороноспособности и страны и защиту государственной тайны. Этот фонд является составной частью федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов.

Экономические основы стандартизации

Разработка и экспертиза национальных стандартов осуществляется за счет средств федерального бюджета и средств разработчиков стандартов.

Информация о работе Развитие сертефикации в России