Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 10:21, курсовая работа
Целью данной работы выступает изучение процесса развития и реформирования стандартизации.
Перед работой стоят следующие основные задачи:
- изучить исторические сведения о развитии стандартизации в России;
- рассмотреть и раскрыть основные направления и перспективы развития стандартизации в России;
- изучить предпосылки реформирования стандартизации в РФ;
- выявить и раскрыть основные задачи реформирования государственной системы стандартизации.
Введение…………………………………………………………………….4
Глава 1
Развитие стандартизации в РФ
1.1 Исторические сведения о развитии стандартизации в РФ………….6
1.2 Направления и перспективы развития стандартизации…………...14
Глава 2
Реформирование системы стандартизации
2.1 Предпосылки реформирования………………………………………21
2.2 Цели и задачи реформирования……………………………………...28
Заключение……………………………………………………………….....42
Список используемой литературы……………………………………..….43
В 1970-е - 1980-е годы развивались работы по комплексной стандартизации, одним из примеров которой стали комплексы стандартов «Обувь», «Хлопок», «Сталь».
В 1973 г. разработаны первые стандарты безопасности труда, а в 1972 г. начата разработка комплекса стандартов по охране окружающей среды. В 1970-е годы появляются первые стандарты в области управления. Так, был разработан комплекс стандартов «Управление производственным объединением и промышленным предприятием», предвосхитивший современные интегрированные системы менеджмента.
Из сложившегося в 1980-е
годы фонда государственных
В конце 1980-х годов в период реформирования системы экономических отношений в стране, развития кооперативного движения, открытия границ возникла необходимость пересмотра государственной политики и в области стандартизации. Стало ясно, что государственные стандарты не должны быть приравнены к законам, жёстко регламентировать все аспекты экономической деятельности. Первым шагом к этому стало ещё Постановление Совета министров СССР от 25.12.1990 «О совершенствовании работ по стандартизации в СССР», устанавливавшим, что государственные и республиканские стандарты содержат две группы требований - обязательные и рекомендуемые.
Стандартизация в России перестала быть основным инструментом управления экономикой. Основные задачи стандартизации переместились в сферу защиты прав потребителей.
В 1991 году на базе Российского республиканского управления Госстандарта СССР Указом Президента России был образован Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации. Было установлено, что он является правопреемником Госстандарта СССР на территории России.
В 1993 году был принят Федеральный Закон «О стандартизации», который устанавливал принципы, порядок организации работ по стандартизации для организаций всех форм собственности и ведомственной принадлежности. В законе устанавливался перечень нормативных документов по стандартизации, разрешённых к применению в России, общие требования к этим нормативным документам. Закон закреплял обязательность части требований нормативных документов, касавшихся обеспечения безопасности, технической и информационной взаимозаменяемости, единства методов контроля и единства маркировки. Другие требования становились обязательными только в том случае, если они указывались в технической документации производителя или фиксировались в договоре.
В 2002 году был принят Федеральный Закон «О техническом регулировании», отменивший положения Закона «О стандартизации». Этот закон открыл новый период в развитии стандартизации в нашей стране. В 2004 году была проведена административная реформа. На смену Госстандарту России пришло Ростехрегулирование, задачи и функции которого были значительно изменены.
Реформирование системы стандартизации, начавшееся в начале 2000-х годов, связано, с одной стороны, с требованиями по вступлению России в ВТО в отношении гармонизации национальной системы стандартизации с мировой практикой. С другой стороны, существенно изменилась экономическая ситуация в России, которой требуется обновлённая и внятная национальная политика по стандартизации, интересы которой не ограничиваются только защитой прав потребителей.
1.2 Направления и перспективы развития стандартизации.
Национальная система стандартизации в РФ
Национальная система стандартизации представляет собой национальные стандарты и общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, а также правила их создания и использования.
Национальный стандарт — стандарт, утвержденный национальным органом РФ по стандартизации, в соответствии с имеющимися правилами стандартизации, нормами и рекомендациями. Как правило, он используется на добровольной основе равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, транспортировки, реализации и утилизации. Использование национального стандарта подтверждается знаком соответствия национальному стандарту.
Порядок разработки национальных стандартов состоит из следующих этапов:
1) Уведомление о разработке
национального стандарта
2) Разработчик национального
стандарта (разработчиком
3) Разработчик дорабатывает
проект национального
При этом, разработчик
обязан сохранять полученные в письменной
форме замечания
Срок публичного обсуждения
проекта национального
4) Уведомление о завершении
публичного обсуждения проекта
национального стандарта
5) Проект национального
стандарта одновременно с
Уведомление об утверждении национального стандарта должно быть опубликовано в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме в течение тридцати дней со дня утверждения национального стандарта.
В случае отклонения национального стандарта, мотивированное решение национального органа по стандартизации направляется разработчику проекта национального стандарта.
Общероссийские классификаторы
технико-экономической и
К обязанностям национального органа по стандартизации относятся:
- создание и утверждение программы по разработке национальных стандартов;
- обеспечение доступности программы разработки национальных стандартов заинтересованным лицам. Информационное обеспечение документов по стандартизации имеет следующие особенности:
- национальные стандарты и общероссийские классификаторы, а также информация об их разработке должны быть доступны всем заинтересованным в них лицам;
- официальное опубликование в установленном порядке национальных стандартов и общероссийских классификаторов проводится национальным органом по стандартизации. Порядок опубликования национальных стандартов и общероссийских классификаторов определяется Правительством РФ.
Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов является государственным информационным ресурсом и состоит из: » международных стандартов;
- правил стандартизации;
- технических регламентов;
- документов национальной системы стандартизации;
- норм стандартизации и рекомендаций по стандартизации;
- национальных стандартов других государств;
- информации о подтверждении соответствия;
- информации о международных договорах в области стандартизации;
- информации о правилах использования. Порядок создания и ведения Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов, а также правила пользования этим фондом устанавливаются Правительством Российской Федерации. В Российской Федерации в порядке и на условиях, которые установлены Правительством РФ, создается и функционирует единая информационная система, предназначенная для обеспечения заинтересованных лиц информацией о документах, входящих в состав Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов. Всем заинтересованным лицам обеспечивается свободный доступ к создаваемым информационным ресурсам, за исключением случаев, если в интересах сохранения государственной, служебной или коммерческой тайны такой доступ должен быть ограничен.
К документам, на основе которых строится национальная система стандартизации, также относятся:
основополагающие стандарты национальной системы стандартизации;
документы международных организаций по стандартизации;
Кодекс установившейся практики по разработке, принятию и применению стандартов Соглашения ВТО по техническим барьерам в торговле.
В совокупности они составляют законодательную и нормативную базу работ по стандартизации.
Организационно-функциональная
структура системы
В настоящее время субъектами работ по стандартизации являются:
- национальный орган по стандартизации;
- технические комитеты по стандартизации;
- разработчики стандартов.
Основным элементом системы, с помощью которого происходит формирование плана стандартизации, разработка стандартов и их экспертиза, являются технические комитеты по стандартизации (ТК). В 95% случаев они образованы на базе головных институтов отраслей промышленности. В состав технических комитетов на паритетных началах и добровольной основе входят представители федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, саморегулируемых организаций, общественных объединений предпринимателей и потребителей. Федеральные органы исполнительной власти имеют возможность осуществлять свое участие в разработке стандартов в ТК, непосредственно, через свои отраслевые НИИ или другие организации.
В настоящее время зарегистрировано 352 технических комитета по стандартизации, однако, активно работают в области стандартизации только 217 комитетов, что обусловлено состоянием и слабой заинтересованностью промышленности в разработке стандартов, кардинальной реорганизацией управления отраслями и процессами реорганизации отраслевых НИИ.
В целом организационная
структура системы
Структура и состав документов национальной системы стандартизации
В настоящее время
в состав фонда документов национальной
системы стандартизации входят национальные
стандарты и стандарты
Экономические основы стандартизации
Разработка и экспертиза национальных стандартов осуществляется за счет средств федерального бюджета и средств разработчиков стандартов.