Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 10:21, курсовая работа
Целью данной работы выступает изучение процесса развития и реформирования стандартизации.
Перед работой стоят следующие основные задачи:
- изучить исторические сведения о развитии стандартизации в России;
- рассмотреть и раскрыть основные направления и перспективы развития стандартизации в России;
- изучить предпосылки реформирования стандартизации в РФ;
- выявить и раскрыть основные задачи реформирования государственной системы стандартизации.
Введение…………………………………………………………………….4
Глава 1
Развитие стандартизации в РФ
1.1 Исторические сведения о развитии стандартизации в РФ………….6
1.2 Направления и перспективы развития стандартизации…………...14
Глава 2
Реформирование системы стандартизации
2.1 Предпосылки реформирования………………………………………21
2.2 Цели и задачи реформирования……………………………………...28
Заключение……………………………………………………………….....42
Список используемой литературы……………………………………..….43
3. Позиционировать национальный
стандарт как «общественный
4. Обеспечить создание
национальной системы
5. Обеспечить приоритетное
использование национальных
6. Создать механизм приоритетной разработки национальных стандартов, применяемых для содействия соблюдению требований технических регламентов, направленных на повышение уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, предотвращение возможности террористических актов, а также охрану труда, экологию, информационную и техническую совместимость.
7. Обеспечить применение
при разработке стандартов
8. Провести оптимизацию
правил и процедур разработки
и принятия национальных
9. Обеспечить прозрачность и привлекательность для общества стандартизации, как средства, позволяющего достигнуть существенного социально-экономического эффекта и обеспечивающего баланс интересов всех заинтересованных сторон.
10. Обеспечить создание
экономической модели
11. Повысить эффективность
межгосударственной
Направления реформирования системы стандартизации
Функциональные и структурные преобразования системы
Появление новых целей и функций стандартизации, изменение статуса национальных стандартов приводит к необходимости проведения структурных изменений национальной системы стандартизации, а также изменений функций ее участников.
Необходимым условием является достижение бизнес-сообществом понимания необходимости и эффективности национальной стандартизации и финансовая поддержка работ по национальной стандартизации, создание государством экономических рычагов, усиливающих мотивацию бизнес-сообщества по участию в этой деятельности.
В целях обеспечения
баланса интересов по определению
приоритетов и целей
Процессы разработки стандартов и их распространения должны быть пересмотрены с тем, чтобы обеспечить максимальное использование электронных средств, предоставляющих возможность ускорения работ при сокращении затрат и делающих доступ к информации по стандартам более удобным и надежным. Национальный орган по стандартизации и разработчики стандартов должны применять новые информационные системы и виды информационных изданий в области стандартизации, которые отвечают потребностям современных потребителей.
Структура национальной системы стандартизации должна обеспечивать экономически эффективную модель планирования, разработки, принятия и распространения национальных стандартов.
Развитие законодательных основ стандартизации
В Федеральном законе
«О техническом регулировании» не полностью
отражены системные вопросы
Не решен законодательно вопрос защиты прав собственности на национальные стандарты, который позволил бы построить эффективную систему распространения стандартов и повысить ответственность за их распространение.
В бюджетном законодательстве отсутствует механизм «возвратного финансирования» работ по стандартизации, что делает невозможным использование средств, получаемых от продаж стандартов, финансируемых из государственного бюджета, на дальнейшее развитие работ по стандартизации.
Требуют юридической и экономической проработки вопросы применения в стандартах патентованных технических решений, отнесения работ по стандартизации к научно-исследовательским работам и затрат на разработку стандартов к себестоимости продукции.
Законодательством не предусмотрено
бюджетное финансирование работ
по международной и
В соответствии с международной практикой в законодательных актах и нормативно правовых документах необходимо обеспечить приоритетное применение органами различных ветвей власти и государственным контролем национальных стандартов, как «общественных документов», принятых на основании консенсуса всех заинтересованных сторон, в том числе при разработке и применении технических регламентов.
Обобщая вышеперечисленные проблемы, можно констатировать, что для продвижения реформ в области стандартизации необходимо внести изменения в Федеральные законы «О техническом регулировании», «О бюджете Российской Федерации», «Об авторском праве и смежных правах» «О государственных закупках».
Реформирование экономических основ стандартизации
Основой экономической деятельности по стандартизации являются бюджетные и внебюджетные источники финансирования.6 Бюджетные средства, выделяемые на стандаризацию, направляются на выполнение приоритетных государственных задач. Мировой опыт показывает, что бюджетное финансирование работ, проводимых национальными органами по стандартизации, составляет в среднем от 20 % до 40 %.
Внебюджетные источники, как правило, формируются за счет средств, получаемых национальными органами по стандартизации от реализации стандартов и других смежных видов деятельности, а также от заинтересованных организаций в любой разрешенной законодательством форме.
Учитывая, что национальные органы по стандартизации, как правило, имеют статус некоммерческих организаций, средства поступают также в виде членских взносов. Кроме того, часть расходов на разработку стандартов компенсируется заинтересованными сторонами за счет оплаты работы своих специалистов в технических комитетах по стандартизации.
Дополнительные средства Национальный орган по стандартизации может получать за счет обучения и повышения квалификации специалистов, издательской деятельности и других услуг, предоставляемых им на рынке.
Постепенный переход на современную экономическую модель стандартизации выявил направление, которое необходимо учитывать при планировании работ по стандартизации. Прогнозирование рынка стандартов и изучение спроса на них должны стать в ближайшее время необходимыми составляющими работ по стандартизации. Без реальной картины структуры и объемов продаж национальных стандартов невозможно осуществлять переход к функционированию в рыночных условиях.
Увеличить экономическую заинтересованность предприятий в работах по стандартизации можно за счет отнесения этого вида деятельности к научно-исследовательским работам, а затрат на разработку стандартов - на себестоимость продукции.
Усиление роли национальной стандартизации в решении государственных задач и роли государства в развитии стандартизации
Стандартизация является ключевым фактором поддержки целого ряда направлений государственной политики. Стандартизация способствует развитию добросовестной конкуренции и повышению качества инноваций в сферы, регулируемые государством, снижению необоснованных технических барьеров в торговле, повышению уровня защиты интересов потребителей, охраны окружающей среды, экономии всех видов ресурсов и др.
Для государства стандартизация
является важнейшим элементом
Использование национальных стандартов в конкурсах на закупки для государственных нужд повышает эффективность государственных поставок продукции, работ и услуг.
Правительству Российской
Федерации и федеральным
Федеральным органам
исполнительной власти и их подведомственным
организациям необходимо участвовать
в разработке национальных стандартов,
чтобы иметь возможность устана
Государству необходимо предпринять значимые действия, чтобы в условиях добровольного применения национальных стандартов поддержать национальную систему стандартизации.
Правительство Российской Федерации возлагает на Национальный орган по стандартизации функции управления и координации деятельности в области стандартизации, участвует в создании требуемых условий для разработки и применения национальных стандартов, необходимых для обеспечения, в первую очередь, национальных интересов России, выполнения международных обязательств, обеспечения деятельности органов государственной власти в области национальной стандартизации.
Национальному органу по стандартизации необходимо разработать механизмы участия заинтересованных сторон в формировании общей политики в области стандартизации и осуществлять активную координацию деятельности между разработчиками стандартов в России, чтобы гарантировать соблюдение принципов открытости, равных возможностей, надлежащих процедур и консенсуса.
Государство обеспечивает финансирование разработки тех национальных стандартов, которые в первую очередь используются для исполнения государственных функций и оказания государственных услуг.
Приоритеты разработки
национальных стандартов за счет средств
госбюджета должны отвечать текущим
и перспективным задачам
Необходимо усилить роль общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и их использование при межведомственном информационном обмене. Одной из первоочередных задач является разработка новых общероссийских классификаторов на основе их гармонизации с международными классификациями и пересмотр устаревших классификаторов с целью проведения единых статистических сопоставлений на национальном и международном уровнях.
Государству и Национальному органу по стандартизации необходимо разъяснять важность участия промышленности, как в национальной, так и в международной стандартизации.
Расширение участия промышленности и общества в процессах международной и национальной стандартизации
В целях реализации потенциальных социально-экономических преимуществ стандартизации, включая содействие малому и среднему бизнесу и поддержку интересов производителей, потребителей, Национальный орган по стандартизации должен выработать механизмы более активного привлечения к разработке стандартов представителей органов исполнительной власти, научных организаций, общественных объединений предпринимателей и потребителей. Они могут участвовать в разработке национальных стандартов или заказывать необходимые для них национальные стандарты, в том числе финансируя эту работу, а также направлять свои предложения и замечания по проектам стандартов в части защиты своих интересов и защиты прав потребителей. Их представители могут входить в состав общественного совета по стандартизации и соответствующих технических комитетов по стандартизации.