Развитие сертефикации в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 10:21, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы выступает изучение процесса развития и реформирования стандартизации.
Перед работой стоят следующие основные задачи:
- изучить исторические сведения о развитии стандартизации в России;
- рассмотреть и раскрыть основные направления и перспективы развития стандартизации в России;
- изучить предпосылки реформирования стандартизации в РФ;
- выявить и раскрыть основные задачи реформирования государственной системы стандартизации.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….4
Глава 1
Развитие стандартизации в РФ
1.1 Исторические сведения о развитии стандартизации в РФ………….6
1.2 Направления и перспективы развития стандартизации…………...14
Глава 2
Реформирование системы стандартизации
2.1 Предпосылки реформирования………………………………………21
2.2 Цели и задачи реформирования……………………………………...28
Заключение……………………………………………………………….....42
Список используемой литературы……………………………………..….43

Файлы: 1 файл

план.doc

— 159.50 Кб (Скачать файл)

3. Позиционировать национальный  стандарт как «общественный продукт», принятый на основе консенсуса и отражающий баланс интересов органов государственного управления, субъектов хозяйствования, общественных организаций и потребителей.

4. Обеспечить создание  национальной системы стандартизации, адаптивной к требованиям и  запросам изменяющегося мира  и рынка.

5. Обеспечить приоритетное  использование национальных стандартов  для обеспечения национальных  интересов России, выполнения международных  обязательств и поддержки социально-экономической  государственной политики.

6. Создать механизм  приоритетной разработки национальных стандартов, применяемых для содействия соблюдению требований  технических регламентов, направленных на повышение уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, предотвращение возможности террористических актов, а также охрану труда, экологию, информационную и техническую совместимость.

7. Обеспечить применение  при разработке стандартов системных  методов программно-целевого планирования, учет взаимопроникающих требований и методов различных отраслей знаний и видов техники с целью достижения консенсуса и снятия технических барьеров на рынке.

8. Провести оптимизацию  правил и процедур разработки  и принятия национальных стандартов, структуры национальной системы  стандартизации и функций ее участников с использованием международного опыта. Повысить уровень гармонизации национальных и международных стандартов. Поощрять прямое применение международных и межгосударственных стандартов.

9. Обеспечить прозрачность  и привлекательность для общества стандартизации, как средства, позволяющего достигнуть существенного социально-экономического эффекта и обеспечивающего баланс интересов всех заинтересованных сторон.

10. Обеспечить создание  экономической модели национальной  системы стандартизации, адекватной новым экономическим условиям, обеспечивающей привлечение всех заинтересованных сторон к работам по стандартизации и их финансированию.

11. Повысить эффективность  межгосударственной стандартизации.

Направления реформирования системы стандартизации

Функциональные и структурные  преобразования системы

Появление новых целей  и функций стандартизации, изменение  статуса национальных стандартов приводит к необходимости проведения структурных  изменений национальной системы  стандартизации, а также изменений функций ее участников.

Необходимым условием является достижение бизнес-сообществом понимания  необходимости и эффективности  национальной стандартизации и финансовая поддержка работ по национальной стандартизации, создание государством экономических рычагов, усиливающих мотивацию бизнес-сообщества  по участию в этой деятельности.

В целях обеспечения  баланса интересов по определению  приоритетов и целей стандартизации, контроля за деятельностью национального  органа по стандартизации необходимо создание общественного совета по стандартизации, включающего представителей федеральных органов исполнительной власти, Российской Академии наук, общественных объединений предпринимателей и потребителей, научно-технических обществ, который должен давать рекомендации по стратегическим вопросам развития стандартизации.

Процессы разработки стандартов и их распространения  должны быть пересмотрены с тем, чтобы  обеспечить максимальное использование  электронных средств, предоставляющих  возможность ускорения работ  при сокращении затрат и делающих доступ к информации по стандартам более удобным и надежным. Национальный орган по стандартизации и разработчики стандартов должны применять новые информационные системы и виды информационных изданий в области стандартизации, которые отвечают потребностям современных потребителей.

Структура национальной системы стандартизации должна обеспечивать экономически эффективную модель планирования, разработки, принятия и распространения  национальных стандартов.

Развитие законодательных  основ стандартизации

В Федеральном законе «О техническом регулировании» не полностью  отражены системные вопросы стандартизации. Например, в нем узко дается определение  самой системы стандартизации. Понятие  «система» интерпретируется, как  совокупность документов по стандартизации, без учета ее участников и правил функционирования.

Не решен законодательно вопрос защиты прав собственности на национальные стандарты, который позволил бы построить эффективную систему  распространения стандартов и повысить ответственность за их распространение.

 

В бюджетном законодательстве отсутствует  механизм «возвратного финансирования» работ по  стандартизации, что делает невозможным использование  средств, получаемых от продаж стандартов, финансируемых из государственного бюджета, на дальнейшее развитие работ по стандартизации.

Требуют юридической  и экономической проработки вопросы  применения в стандартах патентованных  технических решений, отнесения  работ по стандартизации к научно-исследовательским  работам и затрат на разработку стандартов к себестоимости продукции.

Законодательством не предусмотрено  бюджетное финансирование работ  по международной и межгосударственной стандартизации, что делает нелигитимным бюджетные затраты на эти работы, замедляет интеграционные процессы между странами и ставит под угрозу срыва международные соглашения в области стандартизации и технического регулирования.

В соответствии с международной  практикой в законодательных  актах и нормативно правовых документах необходимо обеспечить приоритетное применение органами различных ветвей власти и государственным контролем национальных стандартов, как «общественных документов», принятых на основании консенсуса всех заинтересованных сторон, в том числе при разработке и применении технических регламентов.

Обобщая вышеперечисленные проблемы, можно констатировать, что для продвижения реформ в области стандартизации необходимо внести изменения в Федеральные законы «О техническом регулировании», «О бюджете Российской Федерации», «Об авторском праве и смежных правах» «О государственных закупках».

Реформирование экономических  основ стандартизации

Основой экономической  деятельности по стандартизации являются бюджетные и внебюджетные источники  финансирования.6 Бюджетные средства, выделяемые на стандаризацию, направляются на выполнение приоритетных государственных задач. Мировой опыт показывает, что бюджетное финансирование работ, проводимых национальными органами по стандартизации, составляет в среднем от 20 % до 40 %.

Внебюджетные источники, как правило, формируются за счет средств, получаемых национальными органами по стандартизации от реализации стандартов и других  смежных видов деятельности, а также от заинтересованных организаций в  любой разрешенной законодательством форме.

Учитывая, что национальные органы по стандартизации, как правило, имеют статус некоммерческих организаций, средства поступают также в виде членских взносов. Кроме того, часть расходов  на разработку стандартов компенсируется заинтересованными сторонами за счет оплаты работы своих специалистов в технических комитетах по стандартизации.

Дополнительные средства Национальный орган по стандартизации может получать за счет обучения и  повышения квалификации специалистов, издательской деятельности и других услуг, предоставляемых им на рынке.

Постепенный переход на современную экономическую модель стандартизации выявил направление, которое необходимо учитывать при планировании работ по стандартизации. Прогнозирование рынка стандартов и изучение спроса на них должны стать в ближайшее время необходимыми составляющими работ по стандартизации. Без реальной картины структуры и объемов продаж национальных стандартов невозможно осуществлять переход к функционированию в рыночных условиях.

Увеличить экономическую  заинтересованность предприятий в  работах по стандартизации можно за счет отнесения этого вида деятельности к научно-исследовательским работам, а затрат на разработку стандартов - на себестоимость продукции.

Усиление роли национальной стандартизации в решении государственных  задач и роли государства в  развитии стандартизации

Стандартизация является ключевым фактором поддержки целого ряда направлений государственной  политики. Стандартизация способствует развитию добросовестной конкуренции  и повышению качества инноваций  в сферы, регулируемые государством, снижению необоснованных технических барьеров в торговле, повышению уровня защиты интересов потребителей, охраны окружающей среды, экономии всех видов ресурсов и др.

Для государства стандартизация является важнейшим элементом технического регулирования. Национальные и международные стандарты могут использоваться в качестве основы для разработки технических регламентов и содействия соблюдению их требований. Национальные стандарты содержат методики измерений и испытаний, которые могут применяться при оценке соответствия требованиям технических регламентов. Поэтому государство должно способствовать установлению связей между техническими регламентами и национальными стандартами, поддерживать и обеспечивать совершенствование работ в области национальной стандартизации.

Использование национальных стандартов в конкурсах на закупки для государственных нужд повышает эффективность государственных поставок продукции, работ и услуг.

Правительству Российской Федерации и федеральным органам  исполнительной власти целесообразно  использовать национальные стандарты при установлении своих нормативов и проводить политику, направленную на расширение применения национальных стандартов, разработанных на основе консенсуса, через существующее партнерство государственного и частного секторов, прежде всего в области безопасности, защиты жизни и здоровья человека и окружающей среды.

Федеральным органам  исполнительной власти и их подведомственным организациям необходимо участвовать  в разработке национальных стандартов, чтобы иметь возможность устанавливать технические требования, которые удовлетворяют общественным целям и интересам национальной экономики.

Государству необходимо предпринять значимые действия, чтобы  в условиях добровольного применения национальных стандартов поддержать национальную систему стандартизации.

Правительство Российской Федерации возлагает на Национальный орган по стандартизации функции  управления и координации деятельности в области стандартизации, участвует  в создании требуемых условий  для разработки и применения национальных стандартов, необходимых для обеспечения, в первую очередь, национальных интересов России, выполнения международных обязательств, обеспечения деятельности органов государственной власти в области национальной стандартизации.

Национальному органу по стандартизации необходимо разработать механизмы участия заинтересованных сторон в формировании общей политики в области стандартизации и осуществлять активную координацию деятельности между разработчиками стандартов в России, чтобы гарантировать соблюдение принципов открытости, равных возможностей, надлежащих процедур и консенсуса.

Государство обеспечивает финансирование разработки тех национальных стандартов, которые в первую очередь  используются для исполнения государственных  функций и оказания государственных услуг.

 

Приоритеты разработки национальных стандартов за счет средств  госбюджета должны отвечать текущим  и перспективным задачам социально-экономического развития страны. При формировании ежегодных программ разработки стандартов ее бюджетная часть должна быть ориентирована, в первую очередь, на реализацию программных документов Правительства Российской Федерации на среднесрочную перспективу. В общем виде приоритеты стандартизации должны обеспечивать поддержку развивающемуся техническому законодательству по направлениям, установленным в Федеральном законе «О техническом регулировании», развитию инновационных процессов, повышению уровня жизни населения различных социальных групп, конкурентоспособности отечественной экономики.

Необходимо усилить  роль общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и их использование при межведомственном информационном обмене. Одной из первоочередных задач является разработка новых общероссийских классификаторов на основе их гармонизации с международными классификациями и пересмотр устаревших классификаторов с целью проведения единых статистических сопоставлений на национальном и международном уровнях.

Государству и Национальному органу по стандартизации необходимо разъяснять важность участия промышленности, как в национальной, так и в международной стандартизации.

Расширение участия  промышленности и общества в процессах  международной и национальной стандартизации

В целях реализации потенциальных социально-экономических преимуществ стандартизации, включая содействие малому и среднему бизнесу и поддержку интересов производителей, потребителей, Национальный орган по стандартизации должен выработать механизмы более активного привлечения к разработке стандартов представителей органов исполнительной власти, научных организаций, общественных объединений предпринимателей и потребителей. Они могут участвовать в разработке национальных стандартов или заказывать необходимые для них национальные стандарты, в том числе финансируя эту работу, а также направлять свои предложения и замечания по проектам стандартов в части защиты своих интересов и защиты прав потребителей. Их представители могут входить в состав общественного совета по стандартизации и соответствующих технических комитетов по стандартизации.

Информация о работе Развитие сертефикации в России