Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2015 в 08:29, курсовая работа
Стратегический менеджмент как концепция управления предприятием позволяет взглянуть на организацию как на единое целое, объяснить с общесистемных позиций, почему некоторые фирмы развиваются и процветают, а иные переживают стагнацию или им грозит банкротство.
Теория стратегического управления является быстроразвивающейся областью науки и практики управления, возникшей в ответ на возрастания динамизма внешней среды.
Введение 3
1. 1.1. Теоретические основы разработки стратегии 5
1.1 Внешняя среда организации 5
1.2 Анализ непосредственного окружения 12
1.3 Анализ внутренней среды 16
1.4 Методы анализа среды 26
2. Анализ деятельности предприятия ООО «Старый капитан» 33
2.1. Формирование миссии и целей ресторана 33
2.2. Анализ факторов внешней среды ресторана 35
2.3. Анализ факторов внутренней среды ресторана 53
3. Выбор и реализация стратегии ООО «Старый капитан» 77
3.1. Формирование стратегических альтернатив и выбор стратегии
77
3.2. Этапы реализации стратегии 86
Заключение 94
Список литературы 98
2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «Старый капитан»
2.1. Формирование миссии и целей ресторана
Для разработки стратегии для ресторана «Старый капитан» необходимым условием служит формулирование миссии и определение целей.
Цель формулирования миссии ресторана — детализация статуса предприятия и обеспечение ориентиров для выработки целей и стратегии.
Причиной создания ресторана «Старый капитан» явилась возможность для потребителей получать полный набор услуг по организации досуга и потреблению пищи.
Согласно Уставу ресторана «Старый капитан» основными видами деятельности предприятия являются:
производство и реализация товаров народного потребления и продуктов питания;
торгово-закупочная деятельность;
торгово-посредническая и коммерческая деятельность;
проведение культурно-кассовых мероприятий.
Исходя из вышеизложенного миссия ресторана «Старый капитан» состоит в удовлетворении нужд населения в организации питания и проведении культмассовых мероприятий.
Данная миссия сформулирована с точки зрения широкого подхода, что позволяет ориентировать предприятие на достижение стратегических преимуществ за счет создания возможностей производства широкой номенклатуры услуг; одновременный охват многих сегментов рынка и групп потребителей; гибкость маневрирования в управлении рестораном.
При разработке стратегии ресторана «Старый капитан» важно определить оперативные (краткосрочные) и стратегические (долгосрочные) цели.
Долгосрочные цели ресторана отражают стратегическое намерение предприятия занять определенное место в бизнесе. Определение общих долгосрочных целей необходимо для каждого ключевого пространства. Определение ключевых пространств, в рамках которого руководство ресторана определяет стратегические цели — положение на рынке, инновации, маркетинг, производство, финансы, управление персоналом. Горизонт достижения стратегических целей определен до 2009 г.
Наряду со стратегическими целями, определим оперативные (конкретные). Установим конкретные цели по каждому виду деятельности, которое руководство ресторана «Старый капитан» считает для себя важным и выполнение которых требует постоянного контроля. Данные цели касаются таких областей деятельности как маркетинг, финансы, производство, менеджмент. Горизонт достижения оперативных целей определен до конца текущего года. Стратегические и оперативные цели ресторана «Старый капитан» приведены в табл. 2.1.
Таблица 2.1 — Стратегические и оперативные цели
ресторана «Старый капитан»
Стратегические цели |
Оперативные цели |
1 |
2 |
Увеличение доли рынка до 3,5% |
Создание маркетингового отдела |
Освоение и внедрение новых, прогрессивных видов обслуживания |
Увеличение рентабельности с 10,4% до 12% |
Создание имиджа предприятия, «раскрутка» торговой марки |
Получение прибыли от деятельности ресторана в размере 294000 руб. |
Снижение издержек производства |
Разработка положения о премировании и материальном поощрении работников |
Внедрение системы контроля качества продукции |
Организация более качественного обслуживания потребителей |
Увеличение прибыли |
Разработка специальных предложений для корпоративных клиентов |
Развитие организационной культуры |
Продвижение услуг ресторана посредством рекламы |
Систематическое проведение маркетингового анализа |
Таким образом, сформулировав миссию и определив цели предприятия, мы подготовили основу для разработки стратегии ресторана «Старый капитан». Анализ стратегических и оперативных целей показывает, что все они направлены на развитие предприятия, а не только на поддержание существующего уровня деятельности.
2.2. Анализ факторов внешней среды ресторана
Главной целью анализа внешней среды ресторана «Старый капитан» служит выявление и уяснение возможностей и угроз, которые могут возникнуть в будущем, с тем, чтобы правильно выбрать стратегию ресторана. Внешняя среда ресторана «Старый капитан» представляет собой совокупность активно действующих субъектов и сил, которые находятся вне сферы непосредственного контроля со стороны руководства ресторана и которые могут оказать влияние на выбор его стратегии.
Для удобства анализа все внешнее окружение ресторана «Старый капитан» разделим на макро и микросреды, в которых выделим наиболее важные факторы и проанализируем их. В макросреде ресторана определим следующие факторы: состояние экономики, технологию, социум, политику. Отмеченные группы факторов прямо не касаются краткосрочной деятельности ресторана, но они являются наиболее существенными для разработки стратегии ресторана.
Анализ отмеченных факторов осуществим посредством PEST-анализа. Данный анализ позволит произвести мониторинг изменений макросреды ресторана по четырем узловым направлениям (табл. 2.2) и выявление тенденций, событий неподконтрольных ресторану «Старый капитан», но оказывающих влияние на результаты выбранной стратегии.
PEST-анализ производим последовательно, по следующим этапам:
Таблица 2.2 — PEST-анализ внешней среды ресторана «Старый капитан»
Политика |
Вес |
Оценка |
Взвешенная оценка |
1 |
2 |
3 |
4 |
Программы поддержки малого бизнеса |
0,1 |
5 |
0,5 |
Поддержка со стороны администрации города |
0,08 |
4 |
0,32 |
Сложная процедура регистрации предприятия |
0,05 |
5 |
0,25 |
Курс национальной валюты |
0,03 |
2 |
0,06 |
Социум |
|||
Культура потребления |
0,03 |
3 |
0,09 |
Повышение мобильности людей |
0,01 |
3 |
0,03 |
Теракты в общественных местах |
0,01 |
3 |
0,03 |
Демографическая ситуация |
0,02 |
4 |
0,08 |
Миграция населения приморского края |
0,03 |
2 |
0,06 |
Экономика |
|||
Экономическая стабилизация |
0,03 |
3 |
0,09 |
Увеличение доходов населения |
0,05 |
5 |
0,25 |
Низкий уровень безработицы |
0,04 |
3 |
0,12 |
Увеличение покупательской способности |
0,06 |
4 |
0,24 |
Уровень инфляции |
0,06 |
3 |
0,18 |
Увеличение числа кредитных организаций |
0,01 |
3 |
0,03 |
Рост налогообложения |
0,1 |
5 |
0,5 |
Окончание табл. 2.2.
Рост цен на электроэнергию |
0,06 |
2 |
0,12 |
Большое число конкурентов |
0,09 |
5 |
0,45 |
Технология |
|||
Новые виды обслуживания |
0,06 |
4 |
0,24 |
Скорость освоения новых технологий |
0,04 |
2 |
0,08 |
Дороговизна программного обеспечения |
0,02 |
4 |
0,08 |
Использование физически устаревшего оборудования |
0,02 |
5 |
0,1 |
Суммарная оценка |
1 |
3,9 |
Суммарная оценка указывает на степень готовности предприятия реагировать на текущие и прогнозируемые факторы внешней среды.
Для того чтобы получить более целостную картину о состоянии макросреды ресторана будем оценивать не менее 5 параметров в каждой из групп факторов.
Таким образом, из табл. 2.2 видно, что суммарная оценка составила 3.9, следовательно, реакция ресторана «Старый капитан» на стратегические факторы внешней среды находится на низком уровне, т.е., изменение исследуемых факторов макросреды, оказывает значимое влияние на работу ресторана в целом. Поэтому при разработке стратегии необходимо будет учесть данный результат анализа.
Разрабатывая стратегию для ресторана «Старый капитан», необходимо учитывать тот факт, что в последнее время в общественном питании появились новые виды и формы обслуживания, такие как кейтеринг (выездное обслуживание), обслуживание корпоративных клиентов, доставка продукции на дом, заказ по сети Internet.
Под воздействием измерения вкусов и предпочтений населения, ресторан «Старый капитан» вынужден для поддержания конкурентоспособности осваивать новые технологии. Данные технологии связаны, прежде всего, со способом и процессами приготовления пищи. Так, например, рестораном сроком в один месяц был организован выпуск блюд китайской кухни.
При разработке стратегии для ресторана «Старый капитан» важным является анализ потребителей. На сегодняшний день в Приморском крае сложилась следующая ситуация.
Численность постоянного населения Находки и подчиненных его администрации территорий уменьшается. По данным всероссийской переписи населения, демографические процессы в крае также оставляют желать лучшего. Коэффициент рождаемости в Приморье не превышает 1,4, а это считается кризисной ситуацией. Средний возраст жителей Приморья — 46,8 лет Приморье стремительно стареет. Число людей пенсионного возраста увеличивается с каждым годом. В среднем, на двух работающих людей приходится один пенсионер, что является весьма нехорошей тенденцией. По оценкам демографов, соотношение 3:1, то есть, три работающих на одного пенсионера, — считается кризисной ситуацией.
Несмотря на то, что за последние годы количество приморцев с высшим образованием, увеличилось на 40%, число трудоспособного населения все же уменьшается. А население моложе трудоспособного, то есть подрастающее поколение сократилось в крае на 222 тысячи человек, по сравнению с предыдущими периодами.
При разработке стратегии для ресторана, важно отметить, что для Приморья характерна еще одна проблема — миграционные потоки. Из края на постоянное место жительство людей уезжает больше, чем приезжает. Рост миграционного оттока за 2007 г. составил 2,3%. По мнению специалистов, все эти тенденции могут не самым лучшим образом повлиять на социально-экономическое развитие края. По самым последним данным статистики, в Приморье на 6% увеличились реальные доходы населения, размер реальной заработной платы также возрос на 16,7%. Хотя в тоже время выросли и цены, например, стоимость хлеба увеличилась на 35%. В то же время тридцать шесть процентов жителей приморья всё ещё живут за чертой бедности.
Стратегически важным фактором, при разработке стратегии для ресторана служит размер доходов населения. Денежные доходы населения края с начала 2007 г. составили 57,9 млрд рублей и возросли по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 35%. По информации краевого комитета государственной статистики, денежные расходы и сбережения населения края за этот же период достигли 63,9 млрд рублей и увеличились на 32%. Превышение денежных расходов населения над доходами составило 6 млрд рублей. Реальные денежные доходы (доходы за вычетом обязательных платежей) увеличились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 18%. Средняя заработная плата одного работающего в крупных, средних и малых предприятиях и организациях края за июнь 2007 г. увеличилась на 33,8% по сравнению с предыдущим годом. Реальная заработная плата с учетом индекса потребительских цен по сравнению с уровнем соответствующего месяца прошлого года выросла на 16,3%.
Информация о работе Развитие стратегии предприятия (на примере ООО «Старый капитан»)