Развитие управления в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2015 в 10:52, реферат

Описание работы

Главной целью предприятия является поддержание, развитие и упрочение позиций выбранного бизнеса в сложных рыночных и политических условиях и увеличение собственного потенциала.
Планирование и управление – наиболее важные и глобальные задачи менеджеров предприятия. Основными задачами управления является:
- видение предприятия в перспективе;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….4
1. Менеджмент и его роль в развитии управления в России………………….5
1.1. Этапы исторического развития системы управления…………….5
1.2. Этапы научного развития системы управления……………………10
2. Социально – экономический анализ деятельности ООО «Бум – Офис…...16
2.1.Общая характеристика предприятия…………………………………16
2.2. Управленческий анализ деятельности предприятия………………..18
2.3. Финансовый анализ деятельности предприятия…………………….20
3. Разработка мероприятий по развитию управления в фирме………………..23
3.1. Разработка финансовых мероприятий ……………………………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….26

Файлы: 1 файл

реферат сеня.doc

— 257.50 Кб (Скачать файл)

 

 


 


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

“Уральский государственный университет путей сообщения”

(ФГБОУ  ВПО УрГУПС, УрГУПС)

Факультет экономики и управления

Кафедра “Управление в социальных и экономических системах”

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТИВНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

по учебной дисциплине “Теория менеджмента”

Тема: Развитие управления в России

 

 

 

 

Выполнил: студент группы Мт-272

А. С. Омарбеков

Проверил:

«10» декабря 2013 г.

 

 

 

 

Екатеринбург

2013

 

 

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….4

1. Менеджмент и его роль в развитии управления в России………………….5

1.1. Этапы исторического развития системы управления…………….5

1.2. Этапы научного развития системы управления……………………10

2. Социально – экономический  анализ деятельности ООО «Бум – Офис…...16

2.1.Общая  характеристика предприятия…………………………………16

2.2. Управленческий анализ деятельности предприятия………………..18

2.3. Финансовый  анализ деятельности предприятия…………………….20

3. Разработка мероприятий по развитию управления в фирме………………..23

3.1. Разработка финансовых мероприятий ……………………………….23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………25

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….26

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………..29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Главной целью предприятия является поддержание, развитие и упрочение позиций выбранного бизнеса в сложных рыночных и политических условиях и увеличение собственного потенциала.

Планирование и управление – наиболее важные и глобальные задачи менеджеров предприятия. Основными задачами управления является:

- видение предприятия  в перспективе;

- планирование развития  предприятия, направленное на усиление  его конкурентоспособности и занятия доминирующих позиций;

- планирование, направленное на достижение поставленных целей.

Развитие управления – это завоевание, удержание и укрепление рыночных конкурентных позиций предприятия в долгосрочной перспективе. Все вышеизложенное обуславливает актуальность выбранной темы.

Субъектом исследования выступает предприятие ООО «Бум - Офис».

Цель работы –исследование развития управления в современных условиях в России на основе деятельности предприятия.

Структура работы определена целями и задачами работы. В первой части работы приведены теоретические и исторические. Во второй части изучается и описывается структура предприятия, , оценивается его финансовое положение. В третьей главе описывается предполагаемая стратегия развития предприятия.

Только применение комплекса методов из различных разделов экономики может дать сегодня тот необходимый экономический эффект и вывести российские предприятия на новый уровень развития.

 

 

 

 

 

 

  1. Менеджмент и его роль в развитие управления в России

 

    1. Этапы исторического развития системы управления

     Под управлением вообще понимается целенаправленное воздействие на объект управления с целью его перевода в новое состояние или поддержания в установившемся режиме.

     Возможны два механизма воздействия: стихийный и сознательный. В первом случае управляющее воздействие формируется как усредненный результат различных, нередко противодействующих друг другу сил. Такое воздействие происходит без вмешательства людей, а если человек и пытается повлиять на объект управления, то безуспешно. Например, люди пока не научились регулировать погоду в своих интересах, и природа нередко преподносит нежелательные, а порой и катастрофические сюрпризы. В социально-экономических системах к этому механизму управления относят рыночные отношения. Сознательные факторы управления воздействуют на объекты управления целенаправленно.

      В зависимости от преследуемой цели управление подразделяется на оперативное, тактическое и стратегическое.

     Начало развитию менеджмента в России было положено в 18 веке, когда начался процесс слияния областей, земель и княжеств. Произошло объединение раздробленных региональных рынков в единый общенациональный рынок.

     В развитии систем государственного управления важную роль сыграл А.Л. Ордин-Нащокин (1605-1680). Он попытался ввести городское самоуправление в западных пограничных городах России. Таким образом, А.Л. Ордин-Нащокин считается одним из первых русских управленцев, поставивших вопрос о развитии не только стратегического, но и тактического (на микроуровне) менеджмента.

     «Управления экономикой - особая эпоха в развитии российского менеджмента. Круг его управленческих действий весьма широк - от изменения летосчисления до создания нового государственного управленческого аппарата.»

     В России большую роль в развитии организационной деятельности сыграли реформы государственного управления, которые провел Петр 1 (1672-1725).

«Реформы государственного аппарата явились важным шагом на пути превращения русского самодержавия в чиновничье-дворянскую монархию с ее бюрократией и служивыми сословиями. В частности, Петр 1 провел административную реформу.»

     В 1708-09 гг. вместо уездов, воеводств и наместничества было учреждено 8 (позже 10) губерний во главе с губернаторами. В 1719 г губернии были разделены на 47 провинций.

     «Содействуя развитию отечественной промышленности, Петр 1 учредил центральные органы (коллегии), ведавшие промышленностью и торговлей, стал передавать казенные предприятия в частные руки и выдавать их владельцам субсидии. Кроме того, он ввел тариф, который ограждал новые отрасли отечественной промышленности от иностранной конкуренции.»

     Детализируя и конкретизируя управленческие аспекты периода правления Петра I, можно выделить следующие преобразования в центральном и местном управлении:

-развитие  крупной промышленности и государственная  поддержка ремесленных производств;

-содействие  развитию сельского хозяйства;

-укрепление  финансовой системы;

-активизация развития внешней и внутренней торговли.

     «Известные законодательные акты Петра I регулировали различные сферы деятельности государства. Издание указов, регламентов, инструкций и контроль за их исполнением - не что иное, как государственный менеджмент эпохи Петра I.»

     Можно выделить появившиеся в этот период управленские идеи И.Т. Посошкова (1652-1726). К оригинальным идеям И.Т. Посошкова следует отнести разделение богатства на вещественное и невещественное.

Под первым он подразумевал богатство государства (казны) и народа, а под вторым - эффективное управление страной и наличие справедливых законов.       Принципы И.Т. Посошкова об улучшении управления экономикой исходили из решающей роли государства в руководстве хозяйственными процессами. Он был сторонником строгой регламентации хозяйственной жизни.

     Первая четверть 18 века была периодом петровского реформирования управления экономикой как на макро, так и на микроуровне.

     Созданная Петром I система управления имела необратимый характер.

Идеи государственного управления нашли свое отражение в трудах А.П. Волынского (1689 - 1740). Последовательным идеологом крепостничества был В Н. Татищев (1686 - 1750).

     В области управления хозяйственными делами России В.Н. Татищев особое значение придавал управлению финансовой политикой.

Он считал, что государство должно не наблюдать за хозяйственными процессами, а активно регулировать их в интересах России.

     Во второй половине 18 века управленческая мысль развивалась в духе реформ Екатерины П. В целях совершенствования управления экономикой России по указанию Екатерины II было издано «Учреждение для управления губерний Российской империи».

     Фактическим руководителем внутренней политики с начала 1750-х годов был П.И.Шувалов, с деятельностью которого связана отмена внутренних таможен и организация внешней торговли (1753)

     В годы правления Екатерины II в России было учреждено «Вольное экономическое общество» (1765), начато «генеральное межевание» для упорядочивания помещичьего землевладения.

Екатерина II созвала Комиссию об Уложении и составила для нее наказ, широко заимствуя идеи передовых западных мыслителей в части организацион ной деятельности.

     К началу 19 века невозможность управления российским государством старыми методами, необходимость его преобразования осознавались и самой высшей властью.

     Основные преобразования в управлении экономикой в начале 19 века произошли в период царствования Александра I (1777 - 1825). В 1860 году был издан манифест об учреждении министерств, которые строились на принципах единоличной власти и ответственности.

     «Особая роль в развитии менеджмента в России отводится М. М. Сперанскому (1772 - 1839). Цель преобразований он видел в придании самодержавию внешней формы конституционной монархии, опирающейся на силу закона. Систему власти М.М. Сперанский предложил разделить на три части: законодательную, исполнительную и судебную, т.е. вопросы законодательства находились бы в ведении Государственной думы, вопросы суда - в ведении Сената, управление государством - в ведении министерств, ответственных перед Думой.»

     Целым ряд умеренно-либеральных реформ, включая учреждение министерств и кабинета министров, был принят при правлении Александра 1. По его предложению М.М. Сперанским был разработан проект государственных реформ, в числе которых «Записка об устройстве судебных и правительственных учреждений России» (1803). В 1809 году подготовил план государственных преобразований, в котором рекомендовал придать самодержавию внешние формы конституционной монархии (выборность части чиновников, организация государственного контроля, разделение властей и пр.).

     «Особое значение для общественного развития России имела, безусловно, крестьянская реформа 1861 года, отменившая крепостное право и положившая начало капиталистической формации в стране.»

     В 1864 г. Александр II утвердил «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», которым утверждалось всесословное самоуправление.

В начале 20 века большая часть управленческих преобразований происходила под руководством С. Ю. Витте (1849—1915) и П. А. Столыпина (1862 - 1911).    Программа реформ П.А. Столыпина затрагивала все отрасли государственного управления и была рассчитана на двадцать лет. Речь шла в основном о децентрализации управления Россией. «Реформа имела большое социально-экономическое значение для страны, капиталистическое развитие которой продолжалось уже почти 50 лет. Разрушение общины и образование частной крестьянской собственности составляли суть этой реформы. Разрешение на продажу и куплю наделов земли ускорило и облегчило процесс вовлечения крестьянской надельной земли в товарооборот.»

     Далеко не все в России приветствовали развитие капитализма. Русский экономист, социолог и публицист В.П. Воронцов считал, что в России нет условий для развития капитализма. Становление русской промышленности и создание крупномасштабных организаций воспринимал как неестественное и вредное явление.

     Советский менеджмент берет отсчет с 7 ноября 1917 года. В поисках некапиталистических форм управления на микро- и макроуровнях Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК) осуществил ряд мер, основными из которых являются следующие: введение рабочего контроля; создание Высшего Совета народного хозяйства; образование местных органов экономического управления.

     «Период военного коммунизма характеризуется директивно-командными методами управления сверху донизу. Во время новой экономической политики с позиций управления выделялись три уровня управления (высший, средний и низший).»

     В 20 веке развитие организационной мысли в России шло сложным путем. Этапы развития отечественной системы управления будут рассмотрены далее.

    1. Этапы научного развития системы управления

 

     Первые ростки научного отношения к организации труда и управления появились в России на рубеже 19 - 20 веков, но особенно стали заметными в первые десятилетия 20 века, когда в США и Европе приобрели широкую популярность тейлоризм, фордизм, файолизм и др. Попытки реализовать принципы НОТ предпринимались на ряде заводов накануне и в годы Первой мировой войны, но они носили скорее стихийный, нежели систематический характер.

     Причины, сдерживающие широкомасштабные инновации в российской промышленности, заключались в экономической отсталости страны.

«Отечественная организационная наука возникла намного позже, чем на Западе. Смена государственного строя, войны и послевоенная разруха мешали развитию организационной науки. Ее развитие тормозила централизованная командная система управления народным хозяйством.»

     Следует отметить, что теоретические основы учения о трудовом действии появились в России раньше, чем в Америке и Европе. Формирование отечественной науки управления и организации труда разворачивалось в 20-е годы на фоне острой дискуссии вокруг системы Тейлора и вопросов НОТ.

     «Отсутствие однозначного отношения к зарубежным теориям, дискуссии вокруг системы Тейлора, перераставшие во внутрипартийную и групповую борьбу по основным вопросам НОТ, - все это и многое другое свидетельствует о переходности данного периода.»

     «20-е годы - это, пожалуй, самый интересный и плодотворный период, когда отечественная наука управления создала теоретические концепции и практические методы, сопоставимые с лучшими зарубежными образцами. Ни до, ни после этого она уже не знала столь высокого подъема.»

Информация о работе Развитие управления в России