Реализация и контроль стратегии организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 10:52, курсовая работа

Описание работы

В работе дано описание управления и планирования в организации. а так же реализации и контроля стратегического управления. Актуальность темы заключается и в том, что особенности деловой культуры во многом определяют проблемы, возникающие у российских компаний при разработке, реализации и контроле стратегии. «Местничество и разнообразие интересов различных групп предопределяют сложности в целеполагании и в последующей реализации любых действий, направленных на достижение провозглашенных целей. Ориентация на готовые рецепты и нацеленность на сиюминутные результаты вступают в противоречие со стратегическим менеджментом как с творческим процессом и не позволяют взглянуть на перспективу»1.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1 Стратегическое управление и планирование в организации 6
1.1 Задачи стратегического управления 6
1.2 Перспективные и стратегические планы 11
Глава 2 Реализация и контроль стратегии организации……………..…15
2.1 Реализация стратегии организации 15
2.2 Контроль стратегии организации…………………………………………...22
Заключение……………………………………………………………………...27
Библиографический список…………………………………………………..29

Файлы: 1 файл

Реализация и контроль стратегии организации.doc

— 145.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1 Стратегическое управление и планирование в организации 6

1.1 Задачи стратегического управления 6

1.2 Перспективные и стратегические планы 11

Глава 2 Реализация и контроль стратегии организации……………..…15

2.1 Реализация стратегии организации 15

2.2 Контроль стратегии организации…………………………………………...22

Заключение……………………………………………………………………...27

Библиографический список…………………………………………………..29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

введение

 

Тема «Реализация и  контроль стратегии организации» особенно актуальна сейчас, когда российское общество вошло в рыночные отношения и коренным образом изменило свою идеологию существования и развития. Причинами к изменению взглядов развития организаций пришло не сразу, а постепенно. Сейчас любая организация, прежде чем, организовать свой бизнес или его расширить должен провести анализ внутренних ресурсов, внешней среды, учесть все факторы которые могли бы отрицательно либо положительно повлиять на деятельность организации.

Актуальность темы заключается и в том, что особенности деловой культуры во многом определяют проблемы, возникающие у российских компаний при разработке, реализации и контроле стратегии. «Местничество и разнообразие интересов различных групп предопределяют сложности в целеполагании и в последующей реализации любых действий, направленных на достижение провозглашенных целей. Ориентация на готовые рецепты и нацеленность на сиюминутные результаты вступают в противоречие со стратегическим менеджментом как с творческим процессом и не позволяют взглянуть на перспективу»1. Недостатки внутренней организованности являются препятствием на пути построения системы стратегического управления, планирования, реализации и контроля стратегии, требующих взаимодействия разных отделов и сотрудников в организации. Слабое понимание внутренней культуры и собственных компетенций мешает развитию стратегий и организаций.

Кроме того, минусом стала  неконкурентоспособность большинства  отраслей, затратность и ресурсоемкость даже самых передовых, использование морально устаревшего и изношенного оборудования 60-80%, плохая управляемость (вследствие централизации!)2. Такие предприятия подстерегают опасности: неплатежи за выпущенную продукцию, потеря внутреннего и зарубежного рынков, возникновение конкуренции, инфляция, рост процентов по кредитам. Кроме того, не менее актуальным остается вопрос компетенции современных российских менеджеров, у которых нет большого опыта работы на зарубежных, да и на российских рынках тоже. Персонал плохо мотивирован (руководители многих предприятий среднего и малого бизнеса платят своим сотрудникам низкую заработную плату, не поощряют их к обучению, не предоставляют никаких социальных гарантий).

Можно бесконечно перечислять  проблемы и опасности, которые могут  подстерегать бизнесменов при реализации стратегии организации. Предпринимателям необходимо не только разрабатывать и реализовывать планы стратегии, но и организовывать контроль выполнения стратегических планов. Правильный выбор стратегии позволит занять позицию, которая обеспечит защиту от конкурентов и принесет компании прибыль выше среднеотраслевой, что и является основным критерием правильности выбранной стратегии.

Одним из первых исследователей, развивавших новый, стратегический подход к управлению, был Игорь Ансофф, американский профессор русского происхождения.

В 90-х годах размер и непредсказуемость изменений еще больше увеличились. В этот период не только зарубежные, но и российские исследователи стали прикладывать усилия для создания и реализации новых форм стратегий. Этой проблеме в разной степени посвятили свои труды Веснин В.Р., Минтцберг, Горфинкель В.Я., Швандар В.А., Поляк Г.Б., Пелих С.А., Стивен П.Роббинс, Мэри Коултер, Филипп Котрел, Томпсон Л.А., мл. А.Дж. Сгриклецд III др.

Цель – выявить возможности достижения предприятием своих стратегических целей и уточнить особенности реализации и контроля стратегии организации.

Для достижения общей  цели определен ряд частных задач:

- рассмотреть теоретические аспекты стратегического управления в современных организациях,

- изучить перспективные и стратегические планы,

- рассмотреть способы реализация стратегии организации и виды контроля стратегии организации.

Объект исследования – стратегия организации.

Предмет исследования - стратегическое планирование, реализация и контроль стратегии организации.

В ходе написания проекта теоретической  и фактологической базой явились  работы таких авторов как: Лапин  А.Н., Веснин В.Р., Горфинкель  В.Я., Поляк  Г.Б., Швандар В.А., Максютов А.А., Савицкая Г. В., Терещенко В.М. и др.

Методами исследования являлись –  анализ, синтез, метод аналогий и  др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Стратегическое управление и планирование в организации

    1. Задачи стратегического управления

 

Объектом, для которого формируется стратегия, является «организация». Организация может быть как коммерческой, так и неприбыльной, маленьким частным предприятием либо крупной акционерной компанией, оперирующей как в одной, так и в нескольких отраслях. Организация находится в окружении внешней среды, которая делится на конкурентное окружение, то есть отрасль, в которой оперирует компания и связанные с ней отрасли, и глобальное окружение, включающее в себя экономику в целом, политику, социологию, технологию и т.д.

«Стратегия организации» включает в себя несколько компонентов  в разных сочетаниях. Как правило, это видение, цели, стратегия развития организации, стратегия достижения целей.

Что же необходимо знать  для разработки стратегии компании или стратегического решения? В  первую очередь необходимо иметь  ясное понимание рассматриваемой организации как объекта стратегического управления. Для этого проводится «стратегический анализ внутренних ресурсов». Он включает в себя несколько основных блоков.

1. Анализ организационной  структуры и структуры управления  направлен на понимание того, как работает система управления организацией по всей цепочке, начиная от корпоративного управления до оперативного. Имеются ли взаимосвязи между стратегией организации и текущими действиями ее сотрудников.

2. Анализ основных  направлений деятельности и продуктовых линий помогает определить эффективность реализации текущей стратегии и основные компоненты будущей.

3. Идентификация групп  влияния, как внутренних, так и  внешних. К этим группам относятся  собственники, разные категории  сотрудников организации – управленцы разного уровня, рабочие, служащие; органы власти, потребители, жители близлежащих районов и другие. Каждая из этих групп имеет свои интересы и возможности воздействия на принятие решений и стратегию организации. Анализ должен дать ответ на следующие вопросы:

- состав групп влияния  внешнего и внутреннего круга;

- структура интересов  групп влияния;

- сила каждой группы, суммарный вектор интересов и  ограничения, накладываемые им  на принятие решений.

4. Определение фазы  жизненного цикла, на которой находится организация, и ключевых компетенций, позволяющих заниматься данным бизнесом.

5. Формирование «миссии»  организации – кратко сформулированная  имея существования организации,  разделяемая ее владельцами, руководством  и персоналом, в общем виде  определяющая виды деятельности, группы потребителей и рынки компании. Определение видения и постановка целей для организации.

6. Анализ различных  видов ресурсов организации –  финансовых, человеческих, технических  и т.д. Основные направления  и методы анализа внутренних ресурсов включают в себя:

- информацию и методы, применяемые в текущей деятельности. К ней относятся анализ финансовых  ресурсов, человеческих ресурсов, производство  и технология, частично маркетинг  и пр.;

- специальные процедуры  для сбора информации и методы анализа, отличные оттого, что используется в текущей оперативной деятельности. К ней относятся следующие основные вопросы:

  • Организационная структура управления и сопутствующие ей процедуры.
  • Область деятельности организации, продуктовые линии и связанные с ними организационные и технологические ресурсы.
  • Основные и вспомогательные виды деятельности и их взаимодействие.
  • Структура собственности и корпоративное управление.
  • Группы влияния в организации.
  • Пройденные этапы развития, разрешенные кризисы и фаза жизненного цикла, на которой находится организация.
  • Уровень «пустотелости» организации.
  • Ключевая компетенция организации.
  • Миссия, видение и цели организации

Организация действует  не в вакууме, а в окружении  других организаций и более глобальном политическом, социальном, экономическом и техногенном окружении. Само определение стратегии организации говорит о том, что стратегия – образ действий, а действия эти должны осуществляться относительно чего-то, в том числе и внешней среды. Поэтому внешняя среда не является просто фоном, на котором развивается организация, а активным участником всего стратегического процесса. Внешняя среда требует анализа в двух направлениях:

- текущее состояние  и развитие отрасли, в которой  оперирует организация, и смежных  отраслей.

- общие тенденции глобальных  процессов, являющиеся своеобразной  оболочкой и во многом предопределяющие  то, что происходит в отдельных  отраслях.

Внешняя среда во многом определяет ее возможности с точки  зрения текущей деятельности и развития. Можно построить самые замечательные планы исходя из внутренних возможностей и не достигнуть поставленных целей в силу противодействия внешней среды. Поэтому ситуация во внешней среде, возможности, которые она предоставляет, и ограничения, которые накладывает, являются во многом определяющими развитие организации.

Для целей анализа  внешнюю среду компании обычно разделяют  на две составляющие:

- глобальное окружение.

- конкурентная среда.

К глобальному окружению  относятся такие элементы, как  демография, политика, экономика и т.д. К конкурентной среде - те элементы, которые оказывают влияние на компанию в отрасли и определяют состояние отрасли.

Система мирового капитализма  является абстрактной концепцией, но при этом ее можно сравнить с империей, более глобальной, чем любая ранее существовавшая3. Как настоящая империя, она имеет центр и периферию, при этом центр получает выгоды за счет периферии. Система одержима экспансией и стремится вовлечь в себя все существующие рынки и ресурсы. Существующая система мирового капитализма почти полностью внетерриториальна; территориями управляют государства, которые иногда выступают в качестве барьеров для экспансии системы. Система служит экономической функции производства, потребления, обмена товарами и услугами, и по мере расширения системы эта функция начинает доминировать над жизнью людей и общества, проникая в такт сферы, как культура и политика. Центр системы предоставляет капитал, который используется на периферии, получая при этом гораздо больше выгоды. Центр находится там, где сосредоточены международные финансовые рынки или наиболее мобильный капитал, например в офшорной зоне.

Два аспекта экономической  среды важны для принятия стратегических решений.

  • Экономическая ситуация в системе, которая является для объекта 
    системой более высокого уровня.
  • Тенденции в развитии мировой экономики и отдельных отраслей 
    позволяющие проследить динамику и сделать сопоставления. Подобный 
    анализ важен, например, для принятия решений о поддержке и развитии 
    отдельных отраслей.

Большинство людей (и  это очень важно для понимания того, как принимаются решения и как они воспринимаются окружающими) полагают, если вообще задумываются об этом, что известный им мир будет сохраняться неопределенно долгое время. Как правило, им трудно представить совершенно другой образ жизни для самих себя, не говоря уже о том, чтобы вообразить абсолютно новую цивилизацию. Признавая, что изменения все-таки происходят, они с большим трудом представляют себе, как это отразится на их жизни, и почти не представляют новых экономических и политических условий жизни, в которых могут оказаться через некоторое время. Они надеются, что будущее станет продолжением настоящего. Подобная система взглядов, которую можно назвать прямолинейной, может принимать разнообразные формы. Это могут быть посылки, на основании которых принимают решения учителя, бизнесмены, родители и политики. На более высоком уровне она выглядит хорошо оснащенной статистикой, компьютеризированными данными и футурологическим жаргоном. Оба эти уровня основаны на том, чтобы видеть будущее как все тот же индустриальный мир второй волны, просто в большем масштабе и еще более технологичный.

Информация о работе Реализация и контроль стратегии организации