Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2015 в 14:27, курсовая работа
Основной целью курсовой работы является применение методологии разработки и реализации стратегии в условиях функционирования и развития организации «Лукойл»
Задачами курсовой работы являются:
Проведение стратегического анализа среды функционирования и развития исследуемой организации, выявление внешних возможностей и угроз для нее, а также ее внутренних сильных и слабых сторон;
Формирование системы целей и стратегий развития исследуемой организации;
Введение……………………………………………………………….……….3
Глава 1. Ситуационный анализ состояния организации…………………..5
1.1 Общие сведения об организации………………………………………...5
1.2 Анализ внешней среды и конкурентных сил в отрасли……………….9
1.3 Анализ внутренней среды организации…………………..……………14
Глава 2. Формирование портфеля стратегий организации……………….19
2.1 Установление миссии и целей организации……………………………19
2.2 Подбор стратегий организации………………………………………….20
Глава 3. Реализация проектируемых стратегий организации…………….22
3.1 Стратегические изменения в организации…………………………..…22
3.2 Предложения по повышению эффективности организации………….23
Заключение……………………………………………………………………25
Список использованной литературы………………………………………..26
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Ситуационный анализ состояния организации…………………..5
1.1 Общие сведения об организации………………………………………...5
1.2 Анализ внешней среды
и конкурентных сил в отрасли……
1.3 Анализ внутренней среды организации…………………..……………14
Глава 2. Формирование портфеля стратегий организации……………….19
2.1 Установление миссии
и целей организации……………………………
2.2 Подбор стратегий организации……
Глава 3. Реализация проектируемых стратегий организации…………….22
3.1 Стратегические изменения в организации…………………………..…22
3.2 Предложения по повышению эффективности организации………….23
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………..26
Введение
Данная тема курсовой работы «Разработка производственной стратегии» является актуальной в наше время. Актуальность темы связана с тем, что в современном мире нефтяному промышленному комплексу по праву отводится роль одной из движущих сил роста мировой экономики и развития мировой энергетики, в том числе и альтернативной, гаранта поступления в бюджет государства значительных средств, обеспечения жизнедеятельности всех отраслей национального хозяйства. Несомненно, успешная производственная стратегия - основа функционирования любого предприятия, но эффективная производственная стратегия в нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей отраслях является необходимым еще и ввиду особой значимости данного сектора производства для мирового сообщества. Стратегические ошибки нефтяных компаний не только слишком дорого обходятся им самим, но и становятся предпосылками множества негативных экономических, политических и социальных процессов в обществе, несут угрозу мировой экологической безопасности.
Производственная стратегия — это подсистема корпоративной стратегии, представленная в виде долгосрочной программы конкретных действий по созданию и реализации продукта организации; подсистема предусматривает использование и развитие всех производственных мощностей организации в целях достижения стратегического конкурентного преимущества.
Основной целью
курсовой работы является
Задачами курсовой работы являются:
Предметом исследования
курсовой работы является
Глава 1. Ситуационный анализ состояния организации
1.1. Общие сведения об организации
История ОАО "Лукойл" начинается в 1991г., когда в соответствии с правительственным постановлением был создан государственный нефтяной концерн "ЛангепасУрайКогалымнефть" (сокращенно «Лукойл»), который объединил активы "Лангепаснефтегаза", "Урайнефтегаза" и "Когалымнефтегаза" в Ханты-Мансийском автономном округе. В апреле 1993г. концерн был преобразован в открытое акционерное общество "Нефтяная компания "Лукойл" (название составлено из первых букв названий составных частей и английского варианта слова "нефть"). Незадолго до акционирования НК министерство топливо и энергетики РФ возглавил бывший руководитель "Лангепаснефтегаз" Юрий Шафраник - давний знакомый будущего крупнейшего акционера "Лукойл" и бывшего руководителя "Когалымнефтегаза" Вагита Алекперова - во второй половине 80-х годов они одновременно возглавляли крупные нефтепромыслы в ХМАО. В ходе преобразования "Лукойла" в ОАО в его уставный капитал были внесены контрольные пакеты акций 18 крупнейших нефтяных предприятий из Тюмени, Волгограда, Перми и др.
Уже в 1994г. прошел начальный этап приватизации НК (выкуп акций за ваучеры) и начались первые торги акциями "Лукойл" на вторичном рынке. По его итогам государству достались 45% акций компании. В апреле 1995г. первый президент России Борис Ельцин подписал указ, позволяющий проводить вторичные эмиссии акций в нефтяной отрасли для обмена на акции дочерних компаний, что впоследствии привело к размыванию доли государства. С этого времени разными путями государственный пакет в "Лукойл" начал постепенно сокращаться. Последние принадлежащие государству 7,6% акций компании были проданы на аукционе осенью 2004г. американской ConocoPhillips за 1,98 млрд долл.
ConocoPhillips вошла в капитал компании уже после размещения ее акций на Лондонской фондовой бирже, которое состоялось в 2002г. Тогда же была раскрыта структура акционерного капитала «Лукойл» и было официально объявлено, что компания контролируется менеджментом - командой управленцев, которая сформировалась в процессе ее приватизации и не претерпела сильных изменений. В их число входит сам В. Алекперов и его основные партнеры по созданию «Лукойл» - Леонид Федун, Сергей Кукура, Равиль Маганов, Ралиф Сафин и ряд других. Еще один их сподвижник и друг - Виталий Шмидт, также стоявший у истоков формирования компании, скончался 31 августа 1997г. Борьба за его наследство продолжалась в различных судебных инстанциях 8 лет, подробно освещалась в зарубежной прессе и сопровождалась обвинениями в том, что «Лукойл» проводит сделки с некими зарегистрированными структурами в пользу топ-менеджмента. Впрочем, руководство «Лукойл» такую интерпретацию событий решительно опровергало.
Однако до размещения в Лондоне «Лукойл» прошел долгий путь создания вертикально-интегрированной нефтяной компании (ВИНК), в ходе которого было приобретено большинство ее добывающих и нефтеперерабатывающих мощностей. Еще с середины 90-х «Лукойл» начал активно развивать зарубежное направление в своем бизнесе. Впервые компания вышла на иностранный рынок в 1994г., купив 10% участия в азербайджанском проекте на Каспии "Азери-Чираг-Гюнешли" (впоследствии был продан). В 1995г. ЛУКОЙЛ стал участником проектов Мелейя (Египет) и Кумколь (Казахстан). На следующий год компания приобрела 5% участия в международном проекте "Шах-Дениз" в Азербайджане, а еще через год купила долю в крупнейшем казахстанском проекте "Карачаганак" и подписала контракт с Ираком на разработку "огромного" месторождения - "Западная Курна- 2", который, впрочем, был аннулирован властями Ирака в 2007г. Одновременно "Лукойл" пополнял свои активы и в России, а в 1997г. завершил консолидацию акций своих основных добывающих дочек. Впрочем, еще до этого компания вышла на зарубежный фондовый рынок, начав торговлю американскими депозитарными расписками (ADR) в 1996г.
В целом формирование «Лукойл» - как российской вертикально-интегрированной компании, совмещающей добычу, переработку и сбыт нефти, завершилось в 2001г. С момента вхождения в состав его акционеров ConocoPhilips, «Лукойл» делает упор на развитие сбытовой сети за рубежом и покупает крупную сеть автозаправок в Америке, а позднее и в Европе. В последние годы зарубежные проекты еще более активизировались - "Лукойл" расширяет свое присутствие на Ближнем Востоке, в Восточной Европе, на Средиземноморье и в США.
Так, в декабре 2009г. стало известно, что консорциум в составе «Лукойл» и норвежской Statoil победил в конкурсе на разработку иракского нефтяного месторождения "Западная Курна-2", а уже в январе 2010г. российская компания и правительство Ирака подписали соответствующий контракт. Таким образом, «Лукойл» удалось восстановить свои права на разработку этого месторождения. С учетом того, что 25% участия в консорциуме по условиям тендера было передано иракской государственной компании South Oil Company, доля «Лукойл» в проекте составила 56,25%, доля Statoil – 18,75%. В начале 2012г. стало известно, что Statoil продает «Лукойл» свою часть проекта, в результате чего доля российской НК должна увеличиться до 75%.
В 2009-2011гг. «Лукойл» выкупил у компании British Petroleum 46% участия в их совместном предприятии LUKARCO B.V., доведя свою долю до 100%. В результате сделки доказанные запасы «Лукойл» увеличились на 102 млн барр. нефти и 130 млрд куб. футов газа, что немало способствовало укреплению позиций «Лукойл» в Казахстане и в Прикаспийском регионе.
Из-за наблюдавшегося в начале 2000-х дефицита транспортных мощностей у "Транснефти", «Лукойл» решает обзавестись собственными нефтяными терминалами в портах Высоцка и на Варандее. В последнее время компания проявляет интерес не только к нефти, но и к другим сферам ТЭКа. Она заявляет о намерении развивать газовую составляющую и вступает в газовые проекты в Саудовской Аравии и в Узбекистане (проект разработки газоконденсатного месторождения Кандым-Хаузак-Шады).
В России также есть успехи по добыче газа - удалось договориться с Газпромом по приему газа с Находкинского месторождения, запуск которого зависел от возможности приема голубого топлива в трубу. К 2015-16гг. Лукойл планирует построить и ввести в эксплуатацию нефтехимический комплекс в Ставрополье, который будет ориентирован на прием попутного нефтяного газа (ПНГ) с каспийских месторождений компании. Также планируется построить газопровод от Каспия до станции Георгиевская в Ставропольском крае мощностью 5 млрд куб. м газа в год. Кроме того, в состав создаваемого комплекса войдет и строящийся газоперерабатывающий завод в Буденновске (Ставропольский край). Строительство крупнейшего в России химического комплекса оценивается в 3,6 млрд долл., из них цена ГПЗ - 2 млрд долл.
В 2008г. в ОАО "Лукойл" был создан новый бизнес-сектор - "Электроэнергетика", в который помимо приобретенного в 2008г. ОАО "ЮГК ТГК-8" и собственных электростанций на месторождениях в России, вошли предприятия, генерирующие электро- и теплоэнергию в Болгарии, Румынии и на Украине. В долгосрочной перспективе бизнес-сектор "Электроэнергетика" должен стать важным фактором роста капитализации компании.
В перспективе ближайших 10 лет главной своей задачей «Лукойл» видит увеличение добычи компании. В России наращивать добычу планируется, прежде всего, за счет месторождений в Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции и акватории Каспийского моря. В этой связи в конце 2011г. НК ЛУКОЙЛ пробрела у "Башнефти" 25,1% в компании-операторе проекта им.Требса и им.Титова за 4,768 млрд руб. и договорилась о создании СП по совместной разработке месторождений Тимано-Печорской провинции. Приоритетным проектом за пределами России считается "Западная Курна - 2". Что касается газовой сферы, то здесь стратегически важным считается разработка месторождения в Узбекистане. К 2021г. «Лукойл» планирует увеличить производство углеводородов до 1,17 млрд барр. нефтяного эквивалента (н.э.)
Что касается структуры собственности
компании, то последние существенные изменения
в ней произошли в 2010г. В июле 2010г. американская
нефтяная корпорация ConocoPhillips, на тот момент
владевшая порядка 20% акций НК "Лукойл",
сообщила о своем намерении выйти из капитала
"Лукойл". К концу сентября "Лукойл"
выкупил у ConocoPhillips 12% своих акций. Оставшиеся
акции российской компании были проданына
открытом рынке. К февралю 2011г. ConocoPhillips
полностью вышла из капитала "Лукойл".
Из нижеприведенной таблицы мы увидим,
успехи и промахи организации.
Таблица 1 - Основные достижения и промахи организации
Успехи организации |
Неудачи организации |
|
|
По данным в таблице 1 можно сказать, что темпы роста ОАО «Лукойл» очень быстры, но затяжная организационная реформа и высокие налоги цен на нефть дают о себе знать.
1.2. Анализ внешней среды и конкурентных сил в отрасли
PEST-анализ (иногда обозначают как STEP) — это маркетинговый инструмент, предназначенный для выявления политических (Political), экономических (Economic), социальных (Social) и технологических (Technological) аспектов внешней среды, которые влияют на бизнес компании. Анализ макросреды включает в себя общие факторы, которые не влияют на краткосрочную деятельность организации, но влияют на долгосрочную.
При помощи PEST - анализ тенденций, имеющих существенное значение для стратегии предприятия, разработаем стратегию для будущего года (таблица 2).
Таблица 2 - PEST- анализ тенденций, имеющих существенное значение
для стратегии организации (ОАО Лукойл) на перспективу будущего года.
Политика (policy) |
P |
Экономика (economy) |
E | ||
1.
2.
3.
4. 5.
6.
7. |
Изменение законодательства РФ и норм международного права Законодательство по охране окружающей среды Реализация федеральных и региональных программ и проектов Налоговое регулирование Государственное влияние в отрасли Государственное регулирование конкуренции в отрасли Регулирование экспортной деятельности |
1.
2.
3.
4.
5.
6. 7. |
Общая характеристика экономической ситуации Инвестиционная активность Динамика курса российского рубля к доллару США и евро Доступность кредитных ресурсов Экспортная политика по продукции отрасли Уровень безработицы Прогнозируемый уровень инфляции |
||
Социум (society) |
S |
Технология (technology) |
T | ||
1.
2. |
Система ценностей, изменение в базовых ценностях Отношение к работе и отдыху Отношение к образованию Изменение уровня жизни и образования Изменение структуры доходов Экологический фактор Демографические изменения |
1.
2.
3.
4.
5. 6. |
Оценка скорости изменения и адаптации новых технологий Значимые тенденции в области НИОКР Государственная технологическая политика Темпы разработки новых продуктов и услуг Новые продукты Новые патенты |
||
3. 4.
5.
6. 7. |
Информация о работе Реализация проектируемых стратегий организации