Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2014 в 21:42, контрольная работа
1. В структурном подразделении предприятия сложилась сильная неформальная группа. Ее лидер и часть ее членов занимают враждебную позицию по отношению к руководителю цеха и оказывают ему упорное сопротивление в большинстве предлагаемых нововведений. Обоснуйте действия, которые необходимо принять по нейтрализации подобного поведения как лидера неформальной группы, так и большинства ее членов.
2. В одном из крупных подразделений аппарата управления предприятия началось интенсивное увольнение работников по собственному желанию. Предложите и обоснуйте программу действий (их состав и последовательность), использование которой позволит устранить текучесть руководящих кадров и поднять среди них морально-психологический климат.
Практические ситуации
4. В структурном подразделении
предприятия сложилась сильная
неформальная группа. Ее лидер и часть
ее членов занимают враждебную
позицию по отношению к руководителю цеха
и оказывают ему упорное
сопротивление в большинстве предлагаемых
нововведений. Обоснуйте
действия, которые необходимо принять
по нейтрализации подобного
поведения как лидера неформальной группы,
так и большинства ее членов.
Ответ.
Загрузить большими объемами работы неформального лидера, чтобы у него не было времени на обсуждения решений руководителя.
В этом случае руководитель может привлечь на свою сторону неформального лидера, который негативно высказывается о его решениях, и предоставить ему возможность действовать. Необходимо побеседовать с ним (желательно сделать это при участии других сотрудников), спросить, как можно улучшить критикуемый им участок работы. Внимательно выслушав его и задав уточняющие вопросы, поручите ему самому организовать работу (конечно, если его предложения действительно стоящие). Самостоятельная деятельность позволит познакомиться с более широким кругом проблем, и он начнет больше понимать те или иные шаги руководителя отдела. А может быть и так, что сотрудник не сможет предложить ни одного нормального решения или откажется самостоятельно претворять их в жизнь. Таким образом он скомпрометирует себя в глазах коллектива, и его влияние заметно снизится.
В большинстве случаев неформальный лидер является ценным и незаменимым на своем месте специалистом, ведь профессионализм — важная составляющая его авторитета. Поэтому вам, не прибегая к крайним мерам, придется набраться терпения. Эксперты советуют трезво оценить ситуацию и причину деструктивных действий сотрудника. Необходимо разобраться — дело заключается только в личностных качествах лидера или же в политике руководства, что не находит по каким-то причинам поддержку коллектива. Приготовьтесь к долгой и кропотливой работе по налаживанию отношений: в каждой конкретной ситуации пытайтесь как можно лучше узнать мотивы этого человека. Покажите, что его опыт и знания будут востребованы, и вы прислушаетесь к его мнению. Давайте ему такие задачи, чтобы он мог проявить себя: — требующие самостоятельности и ответственности. В конце концов, мотивируйте его материально — возможно, корень проблемы находится именно здесь? Но при этом не пытайтесь грубо угодить «конкуренту», нужно быть очень жестким в рабочих вопросах и одновременно очень мягким в личных. Не давайте коллективу повода думать, что «серый кардинал» имеет больше прав и привилегий, чем остальные. Ваши отношения должны быть совершенно прозрачны для всех сотрудников. Ни в коем случае не отчитывайте его в присутствии подчиненных. Если он сам пытается скомпрометировать вас, скажем, на совещании, не начинайте дискуссию прилюдно — выясняйте отношения наедине. Проявив излишнюю эмоциональность, вы рискуете заполучить в оппоненты и других подчиненных.
Хорошо влияет на деструктивного лидера также его приближение к официальному руководству. Сделайте его власть законной: такой сотрудник — прекрасный эксперт в области внутренних проблем. Встав за пульт официального управления, человек, возможно, начнет лучше понимать позицию руководства и перестанет действовать вразрез его интересам. Кроме того, такая «формализация» лидера лишит его идеи и взглядов оппозиционной привлекательности, чем значительно уменьшит его влияние на группу.
Поскольку неформальный лидер очень хорошо чувствует атмосферу и настроение коллектива, он окажет неоценимую помощь в вопросах, связанных с психологическим климатом в вашей клинике. Его потенциал может быть использован в ряде случаев, таких как:
Если же руководитель полностью уверен, что предпринял все возможные шаги по заключению мира, а лидер, вопреки всему, продолжает свою деструктивную деятельность, тогда имеет смысл с ним попрощаться. Но как это сделать максимально безболезненно? Прежде всего, вы должны удостовериться, что вместе с лидером не уйдут другие сотрудники. Поэтому, прежде чем увольнять лидера, обсудите еще раз с коллективом политику руководства. Уточните все слабые места и спорные вопросы. Ваши подчиненные должны понимать, что вы не устраняете «борца за справедливость», а наоборот, пытаетесь достигнуть этой справедливости общими усилиями, избежав раскола в коллективе.
5. В одном из крупных подразделений аппарата управления предприятия началось интенсивное увольнение работников по собственному желанию. Предложите и обоснуйте программу действий (их состав и последовательность), использование которой позволит устранить текучесть руководящих кадров и поднять среди них морально-психологический климат.
Ответ.
Основные и действенные мероприятия, направленные на устранение/минимизацию "текучки", можно подразделить на несколько комплексов.
Пересмотр системы оплаты труда, компенсационных выплат, соцпакета:
- повышение ставок, базовых ежемесячных вознаграждений;
- разработка мощной системы поощрения, в т. ч. на участках, где премиальная составляющая превалирует (например, специалисты по взысканию задолженности банков, кредитные инспекторы, торговые представители, менеджеры по продажам услуг и т. д.);
- разработка соответствующих
- пересмотр нормативов труда
и по результатам - выявление участков
работы, где происходит переплата,
не соответствующая
- закрепление (или, наоборот, отобрание)
полномочий у руководителей
- приведение места и срока выплаты заработной платы в точное соответствие с требованиями ст. 136 ТК РФ (прекращение выплаты заработной платы один раз в месяц, мероприятия по приведению состава и размера заработной платы к "прозрачности", отсутствию выплат "в конверте");
- заключение договора добровольного медицинского страхования сотрудников с выгодной для работников программой медицинского обслуживания;
- внедрение порядка обеспечения
сотрудников путевками в
Улучшение условий труда:
- проведение социологического
опроса сотрудников на
- по результатам мероприятий по выявлению потребностей в конкретных улучшениях: поставить кондиционеры, заменить морально устаревшую оргтехнику, провести линии связи с более высокой скоростью передачи данных (заключить договор на услуги связи с другим поставщиком услуг), произвести ремонт, заменить систему отопления в помещениях, не отвечающих в холодное время года условиям СанПиН, поставить кулеры, оборудовать современным индивидуальным оборудованием санузлы, оборудовать стоянку на территории или рядом (при возможности получения соответствующих согласований с органами власти, ГИБДД и пр. органами) для автомобилей сотрудников, заключить договор с пищевым комбинатом на обеспечение горячим питанием сотрудников в обеденный перерыв, провести иные мероприятия, основной целью которых является обеспечение комфортных условий работы для сотрудников.
Анализ лояльности кадрового состава к руководителям предприятия. Формирование коллектива в "команду единомышленников":
- результат опроса будет
- заключение договора с кадровым агентством по подбору персонала или введение штатной единицы менеджера по подбору персонала с образованием психолога или самого психолога. Тестирование будущих кандидатов на должности любого уровня, выявление "постоянных перебежчиков", не заинтересованных в получении работы "пришельцев из центра занятости", обязательное согласование кандидатур со штатным психологом;
- планирование и проведение
за счет работодателя
Работа над имиджем компании:
- проведение запланированных за счет работодателя (или частично за счет работодателя) корпоративных вечеров: новогоднего праздника, "летнего" или "майского" дня, 8 марта и 23 февраля;
- разработка и утверждение
- проведение на постоянной
- усиление мотивации (разработка
и внедрение грамотной
- искоренение практики
10. Работник одного из
Ответ.
Исходя из того, что опоздания работника систематически повторяются, и замечания непосредственного начальника не действуют на недисциплинированного работника, я делаю вывод, что периодические устные замечания и угрозы выговором не приведут к тому, что работник перестанет опаздывать на работу. Поэтому я думаю, что работодатель должен воспользоваться своим правом применять различные виды дисциплинарных взысканий.
В соответствии со ст. 192 ТК РФ,
работодатель имеет право применять следующие
виды дисциплинарных взысканий:
1)замечание;
2)выговор;
3)увольнение по соответствующим
основаниям.
Ни о каких штрафах речи нет. Конечно, в законодательстве есть лазейка, позволяющая воздействовать на опоздавшего с материальной стороны, но эта лазейка требует продуманного юридического оформления.
Начнем с того, что если работодатель захочет привлечь к ответственности за опоздание, факт опоздания должен быть зафиксирован: на контрольно-пропускном пункте, в докладной записке непосредственного руководителя опоздавшего, в акте об опоздании. Процедура фиксации факта опоздания может быть установлена в Правилах внутреннего трудового распорядка. Для выяснения причины опоздания можно затребовать у работника письменное объяснение. Если есть уважительная причина опоздания и она не была учтена при определении меры дисциплинарной ответственности, это можно оспорить в суде. Не следует применять серьезные дисциплинарные санкции за малозначительные проступки. Статья 192 Трудового кодекса РФ гласит, что при наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен. «Уважительность» причины опоздания оценивается руководителем в соответствии со своим революционным правосознанием и классовым чутьем. Если за опоздание работодатель захочет лишить премии, это также незаконно. Депремирование очень похоже на дисциплинарное взыскание, а такой вид взыскания не предусмотрен Трудовым кодексом. Для того чтобы лишить человека премии или уменьшить ее, нужно, чтобы в организации было принято специальное положение о премировании и в нем обязательным условием премирования было установлено отсутствие дисциплинарных взысканий, соблюдение трудовой дисциплины.
Уволить работника за однократное опоздание нельзя! Если опоздания носят систематический характер, формально основание для увольнения появляется. Но в случае, когда нет угрозы здоровью, безопасности, жизни людей, мы не советуем увольнять работника за систематические опоздания.
Поэтому, даже если работник опаздывает регулярно, прежде чем принимать решение о его увольнении по п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, подумайте, настолько ли серьезен его проступок. Для большей наглядности - представьте себя на месте судьи, разбирающего ваше дело, если такой уволенный обратится в суд. Согласитесь, если опоздание работника на работу не ставит под угрозу здоровье, безопасность, жизнь людей, вряд ли наказание-увольнение можно признать соразмерным проступку-опозданию.
Информация о работе Решение практических ситуаций по менеджменту