Реструктуризация предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 15:40, реферат

Описание работы

Актуальность проблемы усиливается тем, что оперативный выбор корректирующих воздействий в сфере менеджмента затрат требует повседневного отслеживания и сопоставления затрат не только по отдельным продуктам, рынкам, клиентам, но и по всем бизнес-процессам предприятия, операциям и заказам, что снижает пригодность традиционных методов учета затрат и обусловливает их несоответствие потребностям менеджмента в управленческой информации. В этой связи необходимость создания и постоянного совершенствования механизма управления затратами требует поиска научных подходов к выбору методов и способов целенаправленного воздействия на процесс формирования затрат в ходе производства.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………… 3
1.Реструктуризация предприятия ………………………………………………4
2.Понятие бюджета предприятия……………………………………………….5
3.Принципы создания системы бюджетирования……………………………..6
4.Бюджетная система предприятия……………………………………………..8
5.Центры финансовой ответственности предприятия……………………......11
6.Бюджетный процесс…………………………………………………………..15
Заключение ……………………………………………………………………...23
Список литературы……………………………………………………………...24

Файлы: 1 файл

Реструктуризация.doc

— 125.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

Введение………………………………………………………………………… 3

1.Реструктуризация предприятия  ………………………………………………4 

2.Понятие бюджета предприятия……………………………………………….5

3.Принципы создания системы бюджетирования……………………………..6

4.Бюджетная система предприятия……………………………………………..

5.Центры финансовой ответственности предприятия……………………......11 

6.Бюджетный процесс…………………………………………………………..15

Заключение ……………………………………………………………………...23

Список литературы……………………………………………………………...24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Во всех отраслях экономики сегодня усиливается конкурентная борьба, одним из главных инструментов в которой становится снижение затрат на производство продукции. Для каждого предприятия затраты представляет собой решающий фактор поддержания и повышения конкурентоспособности. Современная практика хозяйствования строится на повседневной работе с издержками , направленной на их оптимизацию, что обеспечивает стабильность позиций на рынке и является наиболее эффективным способом достижения рентабельной работы. Управление затратами - необходимая часть экономической работы на предприятии, так как в его рамках для запланированной и фактически совершенной деятельности предприятия должны вскрываться причины возникновения целевого результата и выявляться предпосылки для принятия управленческих решений.

Актуальность проблемы усиливается тем, что оперативный  выбор корректирующих воздействий  в сфере менеджмента затрат требует повседневного отслеживания и сопоставления затрат не только по отдельным продуктам, рынкам, клиентам, но и по всем бизнес-процессам предприятия, операциям и заказам, что снижает пригодность традиционных методов учета затрат и обусловливает их несоответствие потребностям менеджмента в управленческой информации. В этой связи необходимость создания и постоянного совершенствования механизма управления затратами требует поиска научных подходов к выбору методов и способов целенаправленного воздействия на процесс формирования затрат в ходе производства.

 

 

 

 

 

1 Реструктуризация предприятия

Целью реструктуризации предприятия является решение стратегических задач дальнейшего развития фирмы: рост доходов собственников (акционеров, учредителей), сохранение устойчивого положения на рынке, сохранение корпоративной собственности в иных организационных формах в виде холдингов, финансово-промышленных групп и др. В нормально функционирующей экономике все предприятия периодически обращаются к реструктуризации. Обычным условием для этого является либо желание владельца компании повысить доходность предприятия, либо предотвратить угрозу захвата предприятия (через скупку контрольного пакета акций), либо преодолеть негативные тенденции по снижению рентабельности продаж продукции.

В настоящее  время даже крупные некогда преуспевающие  предприятия сталкиваются с ожесточенной конкуренцией, вызванной заполнением рынков и непредсказуемым финансовым положением покупателей их продукции. Эти компании могут сохранить свои позиции только в том случае, если они будут проявлять гибкость в своей работе на рынках, стремиться не только к увеличению продаж, но и к снижению издержек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Понятие бюджета предприятия

Система бюджетирования представляет собой организационно-экономический  комплекс, представленный рядом атрибутов, введенных в систему управления предприятием. Такими атрибутами являются:

  • особые носители управленческой информации - бюджеты;
  • высокий уровень децентрализации управления предприятием;
  • структурные подразделения, имеющие статус бизнес - единиц (центров финансовой ответственности).

Назначение  системы бюджетирования (финансового  планирования и управления) состоит в следующем:

  1. Повышение финансовой устойчивости и финансового состояния предприятия:
  2. Повышение эффективности использования имеющихся в распоряжении предприятия активов, повышение производительности труда;
  3. Повышение обоснованности выделения финансовых ресурсов по отдельным направлениям хозяйственной деятельности;
  4. Проведение мониторинга финансовой эффективности отдельных видов хозяйственной деятельности;
  5. Прогнозирование, анализ, и оценка различных сценариев изменения финансового состояния компании, ее структурных подразделений и видов деятельности для оперативного принятия соответствующих решений;
  6. Определение наиболее эффективных видов и направлений хозяйственной деятельности предприятия;
  7. Создание основы для проведения структурной перестройки предприятия, определение тех видов хозяйственной деятельности, которые предстоит свернуть или наоборот расширить в обозримом будущем;
  8. Усиление стимулирования руководства и работников подразделений к повышению рентабельности осуществляемых ими видов деятельности, повышение ответственности за связанные с этим доходы и расходы, за конечные финансовые результаты;
  9. Обучение руководителей и работников подразделений, чья деятельность связана с получением доходов, основам финансового планирования и финансового менеджмента, лучшему сопоставлению доходов и расходов, связанных с хозяйственной деятельностью их подразделений;
  10. Повышение финансовой обоснованности принимаемых управленческих решений;
  11. Обеспечение лучшей взаимосвязи между интересами отдельного подразделения и интересами компании в целом;

В системе бюджетов особое место занимает бюджет доходов и  затрат. Его назначение -обеспечение соответствия затрат центра финансовой ответственности источникам их финансирования. Бюджет - это таблица, в которой указан состав затрат подразделения на бюджетный период, их величина, срок осуществления.

3. Принципы создания системы бюджетирования

Система бюджетирования - это организационно-экономический  комплекс, в котором применяются  особые носители управленческой информации - бюджеты, каждому структурному подразделению присваивается статус центра финансовой ответственности (ЦФО) и присутствует высокий уровень децентрализации управления.

Бюджет задает направление  деятельности предприятия. Он также  отражает фактические результаты этой деятельности. Основная идея, реализуемая системой бюджетирования заключается в сочетании централизованного стратегического управления на уровне предприятия и децентрализации оперативного управления на уровне его подразделений.

Основными элементами системы бюджетирования предприятия являются доходы, затраты, финансовый результат (дефицит, профицит), принципы построения бюджетной системы.

Доходы бюджета - денежные средства, поступающие в безвозмездном  или безвозвратном порядке в  распоряжение соответствующих ЦФО.

Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций  субъекта управления.

Дефицит бюджета - превышение расходов бюджета над  его доходами. Секвестр расходов - регулярное снижение всех статей расходов (кроме защищенных) при угрозе дефицита бюджета.

Профицит  бюджета - превышение доходов бюджета  над его расходами.

Система бюджетирования базируется на следующих принципах:

  1. унификация (единообразие) всех отчетных форм для всех подразделений предприятия, независимо от специфики их хозяйственной деятельности;
  2. унификация (согласованность) бюджетных периодов для всех структурных подразделений предприятия;
  3. унификация процедур разработки бюджетов различных уровней;
  4. совместимость бюджетных форм с установленными формами государственной отчетности;
  5. совместимость вспомогательных бюджетных документов с основными бюджетными формами;
  6. обеспечение возможности составления сводного бюджета;
  7. стабильность (неизменность) процедур бюджетирования и установленных целевых нормативов на протяжении всего первоначально установленного бюджетного периода;
  8. разделение накладных расходов на затраты подразделений (общецеховые) и предприятия в целом (общезаводские) по принципу, единому для всех подразделений;
  9. непрерывность процедуры составления бюджетов, предусматривающей регулярный пересмотр и корректировку ранее сделанных прогнозов на новый период, не ожидая завершения действующего;
  10. перед всеми подразделениями заранее формулируются финансовые цели в виде задания определенных норм рентабельности; о
  11. учет доходов и расходов, поступлений и списаний денежных средств необходимо проводить в сопоставимых по времени (с поправкой на инфляцию) единицах учета;
  12. детальный учет преимущественно наиболее важных статей расходов. чья доля в чистых продажах достаточно велика в процентном отношении.

4. Бюджетная система предприятия

Бюджетное устройство предприятия  представляет собой организационные  принципы построения бюджетной системы, ее структуру, взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов.

Бюджетная система  предприятия - это основанная на производственных, экономических отношениях и структурном устройстве предприятия, регулируемая его внутренними нормативными документами, совокупность бюджетов.

Система бюджетирования представляет собой совокупность взаимоувязанных  регламентов работы с бюджетами, планами и отчетами по их исполнению по следующим направлениям:

  1. План закупки и реализации;
  2. Сметы расходов;
  3. Бюджеты и финансовые планы.

Во временном  разрезе система бюджетов подразделяется на годовую (с разбивкой по кварталам) и квартальную (с разбивкой по месяцам). Основной принцип бюджетного регламента -скользящий график разработки, предполагающий постоянную корректировку бюджетных наметок по мере окончания каждого бюджетного периода (месяца, квартала, года).

Многофункциональность системы бюджетирования

При внедрении внутрифирменного бюджетирования и финансового планирования следует иметь в виду многофункциональность  результатов, получаемых от его применения.

Бюджет как экономический  прогноз.

Основные плановые решения  принимаются при стратегическом планировании, и процесс разработки бюджета по существу является более детальной проработкой этих решений.

Бюджет как основа контроля.

По мере реализации заложенных в бюджете решений необходимо регистрировать фактические результаты деятельности. Сравнивая фактические показатели с запланированными, можно осуществлять бюджетный контроль. В этом случае основное внимание уделяется показателям, отклоняющимся от плановых, и анализируются причины этих отклонений. Таким образом, пополняется информация обо всех сторонах деятельности предприятия. Но может быть и такая ситуация-когда бюджет был составлен на основе нереалистичных исходных положений. В обоих случаях руководство заинтересовано в получении информации об этом, с тем, чтобы предпринять необходимые действия, т. е. изменить способ выполнения планов или ревизовать положения, на которых основывался бюджет.

Бюджет как средство координации.

Бюджет представляет собой выраженную в стоимостных  показателях программу действий в области производства, закупок сырья и товаров, реализации производственной продукции и т.д. В программе действий должна быть обеспечена временная, функциональная и организационная координация (согласование отдельных мероприятий).

Бюджет как основа для постановки задачи.

Разрабатывая  бюджет на следующий период, необходимо принимать решения заблаговременно, до начала деятельности в этот период. При этом главным для разработчиков бюджета является своевременная и точная формулировка руководством целей, ставящихся перед компанией на очередной период. Цели управления компанией на данный период («стабилизации» или «развития») определяет и подход к разработке бюджета. Таким образом, сама процедура бюджетирования вынуждает руководителей заняться формулировкой целей.

Бюджет как средство делегирования полномочий.

Одобрение руководством предприятия бюджета подразделения (дочерней организации) служит сигналом того, что в дальнейшем оперативные решения принимаются на уровне этого подразделения, т.е. децентрализовано, если они не выходят за установленные бюджетом рамки.

Бюджет как средство совершенствования организационной  структуры предприятия.

В процессе внедрения  бюджетирования происходит анализ организационной  структуры компании, функций подразделений, прав и обязанностей должностных лиц. При этом выявленные недостатки устраняются, что приводит к повышению качества управления предприятием и само по себе может явиться дополнительным стимулом введения бюджетирования и управленческого учета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Центры финансовой ответственности предприятия

Внедрение системы бюджетирования на предприятии начинается с выделения внутри него отдельных центров финансовой ответственности (ЦФО).

Организация центров финансовой ответственности  предполагает децентрализацию управления на предприятии. Такое управление особенно необходимо, когда оперативность и предпри-нйМательск'ая инициатива становятся последними предпосылками выживания предприятия в условиях экономического и финансового кризисов. Если управление центрами финансовой ответственности применяется на предприятии в широком масштабе, то оно увеличивает его шанс выхода из кризиса за счет большей ориентации на рынке и восстановления конкурентоспособности.

Предпринимательская инициатива интерпретируется как форма управления производством и сбытом, включающая выработку новых конкурентоспособных идей, оперативное их внедрение и организация системы мероприятий по максимально быстрому и эффективному сбыту новой продукции, полученной по новой технологии.

Центры финансовой ответственности оказываются в  наибольшей степени ориентированы на группы потребителей и могут работать с ними бистро, и эффективно.

Информация о работе Реструктуризация предприятия