Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 20:49, реферат
Управление рисками - это не только задача, которую все менеджеры компании должны в конечном счете выполнить, это еще и эффективный инструмент руководства бизнесом. Управление рисками как процесс тесно связано с корпоративным управлением, поскольку акционерам в таком случае предоставляется информация о наиболее существенных для них рисках и о том, как эти риски контролируются3.
Контроль рисков важен для эффективного управления бизнесом, поскольку может дать более реалистичную оценку работы отдельных специалистов и подразделений, скорректировав их финансовые показатели с учетом рисков, создаваемых для бизнеса в целом.
Риск как объект управления
Риск обычно определяют как возможность
наступления некоего, чаще всего неблагоприятного
для рассматриваемого бизнеса события.
Это событие может быть как внешним по
отношению к данному бизнесу, так и внутренним,
и на практике способно принимать самые
причудливые формы. Естественно, менеджер
стремится разобраться в имеющемся многообразии.
И здесь нет инструмента лучше, чем анализ
неблагоприятных возможностей.
Существует множество
различных классификаций видов
риска, с которыми сталкивается современная
компания, но чаще всего выделяют риски
рыночные, финансовые (в том числе
кредитные и инвестиционные), операционные
и др. Классификация рисков с учетом
степени значимости их последствий
уникальна для каждого
Методы управления рисками настолько универсальны и привлекательны для менеджеров, что стоит предостеречь от переоценки их возможной роли в корпоративном управлении. Приведем один пример. Говоря о стратегических целях бизнеса и возможных неудачах компании на пути их реализации, невольно приходится затрагивать тему эффективности стратегического планирования и применять весь инструментарий консалтинга. Оценка стратегических рисков осуществляется путем глубокого анализа как возможностей и особенностей самого бизнеса, так и перспектив рынка в целом, построения возможных сценариев развития ситуации и идентификации ключевых событий. В этой связи, конечно, можно говорить о «стратегических рисках бизнеса» и управлении ими, но вряд ли стоит надеяться на то, что точные числовые методы анализа и планирования дадут менеджерам компании какой-то новый и полезный управленческий инструмент. Другое дело, что с их помощью иногда можно получить полезную информацию, которую удобно использовать при принятии управленческих решений: например, скорректировать традиционный SWOT-анализ с учетом предполагаемых сценариев развития ситуации на рынке, или расставить приоритеты внешних угроз бизнесу в соответствии с их вероятностями, или попытаться спрогнозировать развитие ситуации на соответствующих сегментах российского рынка на основе анализа международных рынков капитала. Полезной может оказаться и сама методология управления рисками в смысле постановки задач и культуры анализа.
Еще проще обстоит дело с юридическими рисками: для их анализа и контроля количественные методы, насколько нам известно, не применяются. Наилучший результат дает простой логический анализ типа «что, если?», осуществляемый юристами под руководством риск-менеджера или в тесном взаимодействии с ним.
В то же время хорошо зарекомендовали себя в российской практике количественные методы управления рыночными и кредитными рисками, а также рисками ликвидности. Применяемые здесь модели разработаны в международном банковском сообществе на основе современных теорий рынков капитала и постепенно завоевывают свое «место под солнцем» благодаря деятельности Базельского комитета и национальных регуляторов банковской деятельности отдельных стран.
Методы оценки кредитных
рисков и управления ими особенно
интересны крупным предприятиям
с большим числом покупателей
продукции и высокой
Практическая польза от эффективной
методики управления кредитным риском
может заключаться как в
У большинства менеджеров слово «риски» пока еще ассоциируется только со словом «страхование». Однако управленцы постепенно отказываются от традиционного для нашей страны подхода к минимизации рисков хозяйственной деятельности путем эпизодического страхования некоторых типов имущества. Вместе с развитием корпоративного управления в США, Великобритании, Германии и других странах Европы, недавний и внушительный «толчок» которому дали крупные скандалы в компаниях Enron, WorldCom и Parmalat, в корпоративную жизнь постепенно входит понятие культуры управления рисками. Это понятие связано и с так называемой наилучшей практикой (best practice), особенно эффективно, на наш взгляд, тиражируемой регуляторами рынков в Великобритании, и с концепцией интегрированной системы управления рисками, давно закрепленной в немецком законодательстве (KonTrag).
Управление рисками - это не только задача, которую все менеджеры компании должны в конечном счете выполнить, это еще и эффективный инструмент руководства бизнесом. Управление рисками как процесс тесно связано с корпоративным управлением, поскольку акционерам в таком случае предоставляется информация о наиболее существенных для них рисках и о том, как эти риски контролируются3.
Контроль рисков важен для эффективного управления бизнесом, поскольку может дать более реалистичную оценку работы отдельных специалистов и подразделений, скорректировав их финансовые показатели с учетом рисков, создаваемых для бизнеса в целом.
Хорошая система внутреннего
контроля на предприятии или в
банке - также производный продукт
и важнейшая часть системы
управления рисками. Понятно, что наиболее
подробно методика организации внутреннего
контроля описана для кредитных
институтов (в частности, в России
- Центральным Банком России). Однако
и на промышленных предприятиях руководители
и специалисты традиционно
Перед директором по рискам и его службой ставится задача организации управления всеми рисками бизнеса, и в первую очередь теми, которые влияют на достижение компанией стратегических, производственных и финансовых целей. При этом понятие «управление рисками» включает выявление и идентификацию ключевых рисков; принятие решения о методах измерения их вероятности и количественной оценки их последствий для бизнеса; принятие решения о мерах контроля за рисками и их последствиями; организацию мониторинга рисков; подготовку своевременной и понятной непрофессионалам отчетности для внешних пользователей управленческой информации. Полезно разработать и принять политику в области управления рисками бизнеса, позволяющую идентифицировать основные риски, определить их допустимые уровни и заложить принципы, сообразно которым компетентные лица компании будут обеспечивать соответствие фактических рисков бизнеса уровням, допустимым в пределах имеющейся политики.
По достижении бизнесом некой «критической массы» его возможности по работе с рисками существенно возрастают: например, выход на международные фондовые рынки позволяет более эффективно хеджировать некоторые валютные и рыночные риски, продавать или покупать кредитные и процентные риски и т. п. Соответственно, руководство компании проявляет тогда и большую готовность выделять средства как на подготовку и обучение собственных специалистов, так и на аутсорсинг необходимого опыта на стороне.
Считается, что зрелость любой науки определяется степенью проникновения в нее точных количественных методов. В этом смысле можно смело говорить о «созревании» теории бизнеса. Бурное развитие финансовой математики в последние годы не осталось незамеченным деловым сообществом. Все шире в практике российских финансовых институтов и промышленных предприятий применяются абстрактные финансово-математические модели и методы4.
Если еще несколько
лет назад обычным был, например,
бизнес-план, в котором компания
определяла качественные и количественные
показатели хозяйственной деятельности,
которые она планировала
Естественно, что скорость
проникновения количественных методов
в практику бизнеса неодинакова.
Уже несколько лет назад они
прочно утвердились во всех западных
и большинстве крупных
Понятно, что после формализации
и моделирования рынка и
Появившись в банковской среде США, широкое применение в международном банковском и инвестиционном сообществе нашли такие специфические способы измерения риска, как подсчет «денег под риском» (value at risk - VAR - максимально возможные для выбранного уровня вероятности потери инвестиционного портфеля банка в течение некоего промежутка времени), а также модификации данной методики или ее аналоги. При кажущейся простоте определения задача практического вычисления размера VAR для сложных портфелей с разнородными активами далеко не тривиальна. Банковский инструментарий оценки рисков может применяться и во внебанковской сфере. В некоторых случаях руководители или акционеры промышленного предприятия принимают решение о том, что им необходим критерий для измерения величины и вероятности возможных потерь бизнеса в течение определенного промежутка времени. Тогда без математического моделирования рынка и бизнеса им не обойтись: риск-менеджерам предприятия потребуется оценить не только уровень возможных потерь бизнеса в связи с принятым уровнем рисков, но и адекватность используемых моделей. Первая задача связана с применением методов теории вероятности, последняя - с применением методов математической статистики5.
Естественно, что важность
и уровень сложности методики
управления рисками в банковской
и биржевой сфере и, в частности,
их измерения существенно выше, чем
в среднем в промышленности.
Методология управления рисками
находит свое применение и в отдельных
сферах корпоративного управления. Например,
на ряде современных российских предприятий
уже давно успешно применяются
достаточно сложные системы контроля
кредитного риска. Покупателям системно
устанавливаются лимиты - как временные
(на сроки оплаты отгруженной продукции),
так и денежные (на величину товарного
кредита). Эти лимиты отслеживаются
и контролируются, а система полномочий
руководителей отделов продаж по
превышению лимитов формализована
настолько, чтобы отследить результаты
соответствующего управленческого
решения и по его итогам премировать
или оштрафовать. Таким образом,
на промышленных предприятиях появляется
связь между управлением
Классификация рисков и методы управления ими
Классификацию рисков денежных потерь
можно осуществить по различным
признакам.
• В зависимости от вида хозяйственной
деятельности — предпринимательский
(производственный, коммерческий, финансовый)
и потребительский.
• По признаку проявления — спекулятивный,
прошлой (чистый),
• В зависимости от вида финансового посреднически
— инвестиционный, страховой, банковский.
Производственный риск возникает
в процессе производственной деятельности.
Причинами производственного
Коммерческий риск связан с реализацией продукции (услуг), закупкой сырья, материалов и т.д. Причины такого риска — уменьшение планируемого объема реализации, повышение закупочных цен, рост издержек обращения, потери продукции в процессе обращения и др.