Роль и функции менеджера в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2015 в 20:40, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование роли и функций менеджера в организации.
Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
- раскрыть сущность и особенности управления;
- показать роль менеджера в организации;
- изучить основные задачи и функции современного менеджера;
- исследовать роль и значение деятельности менеджера на современном этапе.
Объект исследования – ООО «Евросеть-ритейл».

Файлы: 1 файл

Menedzhment_kursovaya__1700.docx

— 102.73 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

       

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Современные условия экономико-технической и социально-культурной реальности способствовали росту общественной потребности в специалистах по управлению, эффективно осуществляющих свою профессиональную деятельность. Успешно работающий менеджер обеспечивает эффективное и интенсивное развитие стратегии, структуры и культуры организации. 

Перед каждым руководителем стоит проблема, как согласовать свои действия с действиями подчинённых. Это получило название стилей управления. Под стилем управления понимаются обобщенные виды поведения руководителя и его отношения с подчиненными в процессе достижения поставленных целей.

Успех работы руководителя зависит от очень многих обстоятельств: содержания задачи и сроков её решения; личности руководителя, особенностей коллектива или характера подчинённого; специфики сложившейся ситуации и других причин. Вопрос выбора наиболее подходящего стиля руководства является одним из наиболее сложных в науке управления.

В этой связи, исследование по формированию качественно нового стиля управления, подходящего для предпринимателей и предпринимательских структур, способных адаптироваться к изменениям рынка, является актуальным и имеет практическое значение. 

Целью данной курсовой работы является исследование роли и функций менеджера в организации.

Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:

- раскрыть  сущность и особенности управления;

- показать  роль менеджера в организации;

- изучить  основные задачи и функции  современного менеджера;

- исследовать  роль и значение деятельности  менеджера на современном этапе.

Объект исследования – ООО «Евросеть-ритейл».

Предмет исследования – роль и функции менеджера в организации.

Теоретической и методологической основой явились нормативно-правовые акты всех уровней, научная и учебная литература, материалы периодической печати в области бухгалтерского учета и анализа товаров.

Структура работы обусловлена ее целью и задачами. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

Во введении обоснована актуальность темы, поставлены цель и задачи работы, определены объект и предмет исследования.

В первой главе рассмотрены сущность управления, общие вопросы о роли менеджера в организации.

Во второй главе рассмотрена деятельность менеджера, его основные задачи и функции.

Третья глава включает в себя анализ деятельности менеджера на примере ООО «Евросеть-ритейл».

В заключении сделаны выводы по работе.

 

 

 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕНЕДЖЕРА

 

1.1. Сущность и  особенности управления

 

По мнению Виханского О.С. управление определяется как определенный тип взаимодействия, существующий между двумя субъектами, один из которых в этом взаимодействии находится в позиции субъекта управления, а второй — в позиции объекта управления. [4, с.36]

В «Оксфордском бизнес-словаре» даются следующие определения понятия «менеджмент»:

1) власть и  искусство управления;

2) особого  рода умения и административные  навыки;

3) способ, манера  обращения с людьми;

4) орган управления, административная единица;

5) специфические  отношения в группе сотрудничающих  людей для направления их общих  усилий на достижение единой  цели.

Тебекин А.В., Касаев Б.С. описывают менеджмент как современную систему управления предприятием (фирмой), действующую в условиях рыночных отношений и направленную на развитие производственно-хозяйственной деятельности. Принципы, функции, методы, организационные структуры менеджмента как системы управления порождены объективной необходимостью, сформированной закономерностями рыночных отношений хозяйствования, характеризующихся ориентацией фирмы:

- на спрос  и потребности как рынка в  целом, так и на запросы индивидуальных  потребителей;

- обеспечение  заинтересованности работников  в наивысших конечных результатах;

- широкое  использование новейших научно-технических  достижений;

- регулирование  межфирменных отношений. [11, с.6]

Характерными чертами менеджмента является его направленность на рациональное ведение хозяйства на уровне фирмы в условиях дефицитности ресурсов, необходимость достижения высоких конечных результатов с минимальными затратами, сочетание долгосрочной стратегии развития фирмы с быстрой рациональной адаптацией фирмы к изменению текущих рыночных условий.

В соответствии с объективными требованиями развития производства и реализации продукции, ускорением научно-технического прогресса, усложнением хозяйственных связей и обострением проблемы сбыта, повышением роли потребителя в формировании функциональных, эксплуатационных, экономических и других характеристик продукции возникает необходимость постоянного совершенствования менеджмента в фирмах. Изменение условий производственной деятельности, необходимость адекватного приспособления к ней системы управления воздействуют на организационную структуру фирмы, требуют перераспределения функций управления по уровням ответственности, формам взаимодействия и т. д.

Таким образом, система управления, отвечающая перечисленным требованиям и закономерностям социально-экономического развития, должна быть гибкой и эффективной.

В этой связи менеджмент можно охарактеризовать как умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения людей. Этот сложный многогранный процесс связан со взаимодействием трех начал: научного подхода, опыта и искусства.

С позиций общей теории управление подразумевает наличие объекта управления (управляемой системы), субъекта управления (управляющей системы) и цели управления.

Деятельность субъекта управления по достижению объектом управления поставленной цели предполагает:

  • изучение внутренней структуры и особенностей функционирования объекта управления;
  • исследование внешних условий, определяющих и сопровождающих функционирование объекта управления;
  • анализ субъектом управления возможных вариантов принятия решения, позволяющих достичь объектом управления поставленной цели, и выбор рационального решения.

Рис. 1.1. Процесс управления с позиций общей теории

 

Таким образом, управляющая система должна решать следующие задачи, обеспечивающие достижение цели управляемой системой (рис. 1.1):

- исследование соотношения внешних и внутренних условий для управляемой системы и цели функционирования управляемой системы;

- анализ влияния внешних и внутренних условий для управляемой системы на цели ее функционирования;

- планирование  управляющих воздействий субъекта управления на объект управления;

- организация  управляющих воздействий субъекта управления на объект управления;

- регулирование  хода реализации управляющих воздействий на объект управления;

- контроль  результатов реализации управляющих воздействий на объект управления с точки зрения приближения к поставленной цели;

- корректировка  управляющих воздействий при расхождении между планами результатами управления с позиций достижения поставленной цели.

При этом корректировка управляющих воздействий может быть связана и с недостаточной эффективностью выработанного управляющего воздействия и с недостатками планирования управляющего воздействия, с недостатками реализации управляющего воздействия, с изменением внутренних и внешних условий функционирования системы. Если в ходе управления изменения процессов носят достаточно серьезный или даже необратимый характер, то цели управления могут быть также скорректированы или принципиально изменены.

Объекты управления (управляемые системы) обычно снабжены так называемыми «рулями». С их помощью субъекты управления могут регулировать движение объекта управления по направлению к заданной цели. Математически поведение объекта управления описывается некоторыми уравнениями, куда входят и управляющие параметры, характеризующие положение «рулей». Вполне очевидно, что возникает вопрос об отыскании наилучшего (оптимального) в том или ином смысле управления движением. Например, речь может идти о достижении цели движения за минимальное время. Этот вопрос является задачей вариационного исчисления. В отличие от классических вариационных задач, где управляющие параметры меняются в некоторой открытой области (без границы), теоретические основы управления охватывают и тот случай, когда управляющие параметры могут принимать граничные значения. Последнее обстоятельство особенно существенно с прикладной точки зрения, поскольку при управлении объектом именно положение «руля» «на упоре» часто обеспечивает оптимальное управление.

1.2. Роль менеджера  в организации. Стиль руководства

Менеджмент в своём развитии претерпел большие изменения. Классический менеджмент рассматривал человека как экономический объект, то есть в роли некого придатка машины. Обязанности менеджера заключались в том, чтобы выдать задания и проконтролировать их, в связи с этим определить вознаграждение и наказание, для чего менеджеру достаточно было быть профессионалом своего дела, а менеджеру высшего уровня хорошо разбираться во внешней среде, вовремя отвечая на её вызовы. 

Совершенствование и рост производства вели к тому, что требовалась более высокая квалификация рабочих. Квалифицированные рабочие нуждались в иных подходах к ним, в основе которых лежали мотивационные факторы. Так появляется гуманистический менеджмент, который рассматривает с социальной точки зрения. Более того, успешные руководители начинают понимать, что только гуманное отношение к работнику, своевременное определение его потребностей и способностей могут принести желаемый результат для организации. 

Ещё одна характерная черта современного менеджмента - перенос ответственности за плохое качество на менеджера. 

Поэтому тенденции в развитии менеджмента XXI века можно определить следующим образом: 

1) научная обоснованность принимаемых  решений. В основе таких решений  должна быть собранная и обработанная  современными методами, проанализированная  должным образом доброкачественная  информация; 

2) лидерское начало, отказ от  авторитарности в управлении; 

3) делегирование полномочий, глубокое  и полное, на всех уровнях управления; 

4) обучение всегда и всех; 

5) главный принцип деятельности  «Все вместе мы делаем одно  дело»; 

6) менеджеры несут полную ответственность  за работу системы. 

В силу этого и требования к менеджеру всё больше меняются. Менеджер - это не просто управляющий, а человек, осуществляющий процесс управления и принимающий решения в зависимости от сферы своей деятельности в организации. 

Он должен обладать профессиональной компетентностью, юридическими, информационными знаниями и общей культурой. Деятельность его по управлению социально-экономической системой связана непосредственно с людьми. Преобладание интеллектуального труда сегодня требует мотивации работников, знания их личной траектории развития и жизненной философии. Только таким образом можно управлять всеми производственными процессами, координируя материальные и трудовые ресурсы так, чтобы достичь поставленных целей при наименьших затратах. Большое место занимают организационно-технические вопросы: постановка целей и задач, обеспечение ресурсами, контакты с исполнителями, стимулирование. 

Труд менеджера многогранен и сложен, поэтому необходимо рационально распределять своё время. По мнению В. Парето, нужно концентрироваться на жизненно важных проблемах, чтобы достичь желаемых результатов. Разработанное им правило гласит: 80% успеха возможны при концентрации 20% времени на жизненно важных проблемах. 

Кроме того, труд менеджера имеет ряд специфических особенностей. Это труд умственный, творческий, предметом труда является информация, результатом труда - управленческое решение. Труд менеджера участвует в создании материальных благ опосредованно, через других работников. 

В процессе трудовой деятельности формируется некоторый строго индивидуальный тип, «почерк» руководителя, действия которого повторить в деталях практически невозможно. Как нет двух одинаковых отпечатков пальцев на руке, так и не существует двух одинаковых менеджеров с одинаковым стилем руководства.

В теории К. Левина выделяется три стиля руководства - по критерию концентрации полномочий. Авторитарное руководство характеризуется полной концентрацией полномочий у руководителя. Демократичное – распределением ответственности и участием членов группы в управлении. Либеральный руководитель принимает минимальное участие в принятии решений. Далее рассматриваются характеристики каждого из стилей по таким параметрам, как объем работы, выполняемой группой, характер работы (результатов), мотивация, отношения в группе, оценка стиля руководства членами группы.[10, с.283]

Р. Лайкерт предложил другие критерии для классификации стилей лидерства.

Первый критерий раскрывает приоритеты руководителя - его ориентацию:

а) только на работу, достижение целей, получение результатов;

б) только на человека.

Ясно, что такое деление условно, точнее говорить о преобладающей ориентации.

Второй критерий - характер взаимодействия руководителя и подчиненных при принятии решений.[9, с.96]

Авторитарный руководитель принимает решения самостоятельно. Эксплуататорско-авторитарный стиль предполагает опору на принуждение, а благосклонно-авторитарный - преимущественно на вознаграждение.

Демократический стиль может основываться на учете мнений исполнителей (консультативно-демократическое руководство) либо на участии исполнителей в принятии решений.

Дальнейшее развитие поведенческого подхода к анализу лидерства проявлялось в переходе к двумерным классификациям стилей.

Руководитель, который хочет работать как можно более эффективно, получить все от подчиненных, не может позволить себе применять какой-то один стиль руководства на протяжении всей своей карьеры. Руководитель должен научиться пользоваться всеми стилями, методами и типами влияния, наиболее подходящими для конкретной ситуации. Руководители должны уметь вести себя по-разному в зависимости от требований реальности. Разделяя ситуационный подход к лидерству, можно полагать, что при соответствующей подготовке руководители смогут научиться выбирать стиль, сообразный ситуации. В некоторых ситуациях руководители могут добиться эффективности своей работы, структурируя задачи, планируя и организуя задачи и роли, проявляя заботу и оказывая поддержку. В других ситуациях руководитель может посчитать более правильным оказывать влияние, разрешая подчиненным в какой-то степени участвовать в принятии решений, а не структурировать условия осуществления работы. Со временем те же самые руководители сочтут необходимым сменить стиль, сообразуясь с изменением характера задачи, с возникающими перед подчиненными проблемами, давлением со стороны высшего руководства и многими другими факторами, характерными для организации.

Информация о работе Роль и функции менеджера в организации