Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2015 в 20:40, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование роли и функций менеджера в организации.
Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
- раскрыть сущность и особенности управления;
- показать роль менеджера в организации;
- изучить основные задачи и функции современного менеджера;
- исследовать роль и значение деятельности менеджера на современном этапе.
Объект исследования – ООО «Евросеть-ритейл».
Менеджер – это человек, профессионально занимающийся управленческой деятельностью, который повседневно управляет функциями фирмы с целью сохранения её основных пропорций; это также человек, наделённый полномочиями принимать управленческие решения и осуществлять их выполнение. Целью менеджера является обеспечение стабильной конкурентоспособности фирмы. В компании он занимает, по сути, положение человека, нанятого на работу, выполняющего кропотливую и методичную работу, но никак не владельца, как некоторые думают.
Функциями менеджера (руководителя) являются:
Межличностная роль. Заключается в том, что руководитель выполняет роль лидера, то есть он отвечает за мотивацию, набор, подготовку работников и т.д. Также менеджер является связующим звеном между своими работниками. Главный руководитель выполняет роль единоначальника – главного верховного руководителя.
Информационная роль. Являясь приёмником информации, руководитель получает разнообразную информацию и использует её в целях организации. Эта роль также заключает в себе распространение информации среди членов организации
Представительская роль. Менеджер представляет интересы фирмы на различных мероприятиях, передает информацию об организации при внешних контактах.[19, c.22]
Управленческая роль. Руководитель (менеджер) выступает в роли предпринимателя, разрабатывает и контролирует различные проекты по совершению деятельности организации. Также он выступает в роли человека, устраняющего нарушения в деятельности организации. Руководитель является распределителем ресурсов своей организации. К тому же он является лицом, ведущим переговоры с другими организациями от имени своей организации.
Управление
Это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации; это деятельность по согласованию и координации совместных действий участников организации, а также по приспособлению внутренней среды организации в постоянно меняющейся внешней среде. Суть управления состоит в оптимальном использовании ресурсов (земли, труда, капитала) для достижения поставленных целей.
Психологические качества.
Исследуя политические, социальные, экономические и психологические силы, действующие в развитых странах, и изучая влияние этих сил на тех, кто занимает управленческие посты, можно придти к полезным обобщениям об изменяющемся содержании работы руководителя. Эти обобщения позволили предсказать те способности и умения, которые требуют от умелого менеджера в настоящее время и в будущем.
В современных условиях всё большее значение приобретают отрасли, связанные с интеллектуальной деятельностью. В России. В период переходной экономии, возникает повышенный спрос на менеджеров в обслуживающих сферах – торговля, финансы, информационные технологии.
Исследования позволили выделить одиннадцать отличительных факторов, которые, очевидно, будут влиять на управленческую деятельность.
Стрессы, давление, неопределённость во всё большей мере присутствуют в большинстве форм жизни организации. Поэтому от умелых менеджеров требуется способность эффективно управлять собой и своим временем.
Эрозия традиционных ценностей привела к серьёзному расстройству личных убеждений и ценностей. Поэтому от современных менеджеров требуется способность прояснить свои личные ценности.
Имеется широкая возможность выбора. Отсюда от менеджеров требуется чётко определить цели, выполняемой ими работы, а также свои личные цели.
Организованные системы не в состоянии обеспечить все возможности для обучения, требующиеся современному руководителю, следовательно, каждый менеджер должен самостоятельно поддерживать свой собственный рост и развитие.
Проблем становится всё больше и они всё сложнее, в то время как средства их решения зачастую более ограничены. Поэтому способность решать проблемы быстро и эффективно становится всё более важной частью управленческих навыков.
Постоянная борьба за рынок сбыта, энергетические ресурсы и прибыльность делают необходимым выдвижение новых идей и приспосабливание. Значит, руководители должны быть изобретательными и способными гибко реагировать на изменения ситуации.
Традиционное иерархическое отношение затрудняется. Эффективное управление призывает к использованию навыков влияния на окружающих не прибегая к прямым приказам.
Многие традиционные школы и методы управления исчерпали свои возможности и не отвечают вызовам настоящего и будущего. Поэтому требуются новые, более современные управленческие приемы, и многие менеджеры должны освоить новые приёмы и подходы в отношении к своим подчинённым.
Большие затраты и трудности связаны теперь с использованием наёмных рабочих. Отсюда от руководителей требуется умелое использование людских ресурсов.
Возрастающие масштабы изменений требуют освоения новых навыков, развития новых подходов и борьбы с возможностью собственного «управления». От менеджеров требуется умение помочь другим в быстром изучении новых методов в освоении практических навыков.
Сложные проблемы во все большей мере требуют объединения усилий нескольких людей. Совместно осуществляющих решение. Поэтому менеджер должен уметь создавать и совершенствовать группы, способные быстро становиться изобретательными, результативными в работе.[15, c.3]
В процессе управления менеджер осуществляет ряд конкретных функций, среди которых: организация и планирование деятельности коллектива и своей собственной работы; распределение заданий и инструктаж подчиненных; контроль за ними; подготовка и чтение отчетов; проверка и оценка результатов работы; ознакомление со всеми новинками в мире бизнеса, техники и технологии, выдвижение и рассмотрение новых идей и предложений; решение вопросов, выходящих за пределы компетенции подчиненных; знакомство с текущей корреспонденцией; ответы на звонки и прием посетителей; проведение собраний и представительство; заполнение форм отчетности; ведение переговоров; повышение квалификации.
Все эти работы характеризуются: высоким разнообразием, разнообразием формы самих этих действий и места их осуществления, широкими контактами и коммуникациями внутри и вне фирмы, быстрой сменой событий, людей и действий.
Одной из наиболее важных задач, стоящих перед менеджером, является эффективное управление, для которого необходим высокий уровень профессионализма. Способность эффективно управлять это:
-способность управлять собой;
-четкие личные цели;
-упор на постоянный личный рост;
-навык решать проблемы;
-изобретательность и
-высокая способность влиять на окружающих;
-знание современных
-способность руководить;
-умение обучать и развивать подчиненных;
-способность формировать
и развивать эффективные
Поскольку каждая управленческая задача предъявляет те или иные конкретные требования, неправильно было бы считать, что каждый из вышеупомянутых факторов в равной мере относится к любой ситуации. Однако они действительно обеспечивают основу для оценки каждым работником своих возможностей по отношению к требованиям их работы. Когда какие-либо из этих навыков и способностей отсутствуют у менеджера, возникает ограничение. Далее будут рассмотрены наиболее существенные характеристики менеджера, необходимые для успешного и эффективного управления.[15, c.7]
Один из важнейших аспектов эффективной деятельности руководителя – это руководство персоналом, а также понимание мотиваций труда. Ведь критерием эффективной деятельности руководителя служит конечный результат всего коллектива, в котором органически соединены результаты труда и руководителя, и исполнителей. Знание всех этих аспектов и заключает в себе слагаемые успеха и продуктивной деятельности руководителя.
Существуют разные подходы к определению характеристик менеджера. Один из таких подходов представляет зарубежный опыт, который заключается в следующем: респектабельность и внешняя привлекательность менеджера; знание этикета; профессионализм, который лежит в основе независимого поведения и позволяет самостоятельно принимать решения; знание риторики и умение выступать перед аудиторией; самокритичность; терпимость к чужому мнению и суждению.
Вместе с тем качества менеджера многообразны, в соответствии с многогранностью его труда, о чём говорилось выше, и оказывают влияние на управленческую деятельность в целом. Они зависят от множества факторов, поэтому менеджеру приходится выполнять различные роли. Понятие «роль менеджера» и их классификация связаны с именем Минцберга, профессора одного из университетов в Монреале.
В результате многих исследований он пришёл к выводу, что таких ролей десять. Их можно классифицировать в виде трёх крупных категорий:
- роли межличностные;
- роли информационные;
- роли по принятию решений (табл. 2.1).
Таблица 2.1
Роли менеджера (по Минцбергу)
Роль |
Описание |
Межличностные роли | |
Главный руководитель |
Обязанности правового и социального характера и их исполнение |
Лидер |
Мотивация и активизация подчинённых |
Связующее звено |
Обеспечение работы саморазвивающейся сети внешних контактов и источников информации |
Информационные роли | |
Приёмник информации |
Поиск и получение специализированной информации из внешней и внутренней среды и её координация |
Распространитель информации |
Передача и распространение информации, полученной из внешней и внутренней среды |
Представитель |
Представляет информацию для внешней среды и во внешней среде о планах, результатах работы и политике организации |
Роли по принятию решений | |
Предприниматель |
Поиск новых возможностей для развития организации как во внутренней, так и внешней среде, разработка и запуск новых проектов по развитию, контроль их исполнения |
Устраняющий нарушения |
Осуществление корректировочных действий в случае возможных нарушений, когда организация оказывается перед необходимостью выбора важных и неожиданных решений |
Распределитель ресурсов |
Эффективное распределение всевозможных ресурсов организации, что фактически сводится к принятию или одобрению всех значительных решений в организации |
Ведущий переговоры |
Представительство организации на всех значительных и важных переговорах |
Минцберг считал, что эти роли не могут действовать обособленно друг от друга - они взаимосвязаны. Полномочия и статус менеджера связаны с межличностными ролями, охватывающими сферу взаимодействия с людьми. Принимая на себя межличностные и информационные роли, менеджер способен принимать решения, то есть играть роли, связанные с принятием решений. Способность играть все эти роли вместе определяет содержание и объём работы менеджера.
В 90-е годы французская газета «Либерасьон» обратилась к шестистам менеджерам и попросила их ответить на вопрос, что самое важное для хорошего менеджера. И получила неожиданные ответы. Оказалось, что самое важное не заработная плата, не диплом, не внешние данные, не техническая компетентность и даже не авторитет, а неординарность мышления и дар Божий.
Поэтому, на наш взгляд, современный менеджер должен быть не только эффективным, но и конкурентоспособным. А это значит обладать как профессиональными качествами, так и личностными, в основе которых лидерское начало.
Кроме того, современный менеджер - это человек, способный генерировать идеи, быть в поиске, то есть постоянно что-то предпринимать. Это не так просто. Необходимо мобилизовать весь свой творческий потенциал и найти тот способ, который будет новаторским, или использовать уже имеющийся опыт в новых обстоятельствах. Не случайно исследования западных экономистов показали, что только 6-8% населения могут быть предпринимателями. Способность к оправданному риску тоже должна быть в арсенале менеджера.
Подводя итог, попробуем нарисовать портрет конкурентоспособного менеджера (см. табл. 2.2).
Таблица 2.2
Конкурентоспособный менеджер
Менеджер |
Лидер |
Предприниматель |
Профессиональная компетентность, умение принимать решения, наличие культуры общей, технической правовой, информационной, коммуникабельность, гуманность, деловитость, энергичность, дисциплинированность, умение контролировать себя |
Упорство, решительность, сила воли, эмпатийность, целеустремлённость, направленность на созидательную деятельность, способность убеждать и брать ответственность на себя, социальная смелость |
Неординарность мышления. азарт, творческий поиск, способность к риску, мобильность, гибкость, порядочность, способность к собственному саморазвитию и эффективному развитию подчинённых |
Конкурентоспособный менеджер |
Таким образом, конкурентоспособный менеджер – это менеджер, обладающий ярко выраженными лидерскими и предпринимательскими качествами, способный к постоянному личному развитию. Именно такой менеджер должен быть ключевой фигурой модернизации российской экономики.
Команда ООО «Евросеть-Ритейл» работает на рынке торговли сотовыми телефонами с 2002 года. За годы упорной работы компания превратилась в одного из ведущих оптовых поставщиков мобильных телефонов. На сегодняшний момент ООО «Евросеть-Ритейл» занимает лидирующие позиции по предлагаемому ассортименту продукции и удовлетворяет потребности клиентов, желающих купить телефоны Nokia, Samsung, LG.