Роль и функции менеджера в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2015 в 20:40, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование роли и функций менеджера в организации.
Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
- раскрыть сущность и особенности управления;
- показать роль менеджера в организации;
- изучить основные задачи и функции современного менеджера;
- исследовать роль и значение деятельности менеджера на современном этапе.
Объект исследования – ООО «Евросеть-ритейл».

Файлы: 1 файл

Menedzhment_kursovaya__1700.docx

— 102.73 Кб (Скачать файл)

 
 
 

 

 

2.  ПРОФЕССИЯ МЕНЕДЖЕР

2.1. Деятельность  менеджера

 

Менеджер – это человек, профессионально занимающийся управленческой деятельностью, который повседневно управляет функциями фирмы с целью сохранения её основных пропорций; это также человек, наделённый полномочиями принимать управленческие решения и осуществлять их выполнение. Целью менеджера является обеспечение стабильной конкурентоспособности фирмы. В компании он занимает, по сути, положение человека, нанятого на работу, выполняющего кропотливую и методичную работу, но никак не владельца, как некоторые думают.

Функциями менеджера (руководителя) являются:

Межличностная роль. Заключается в том, что руководитель выполняет роль лидера, то есть он отвечает за мотивацию, набор, подготовку работников и т.д. Также менеджер является связующим звеном между своими работниками. Главный руководитель выполняет роль единоначальника – главного верховного руководителя.

Информационная роль. Являясь приёмником информации, руководитель получает разнообразную информацию и использует её в целях организации. Эта роль также заключает в себе распространение информации среди членов организации

Представительская роль.  Менеджер представляет интересы фирмы на различных мероприятиях, передает информацию об организации при внешних контактах.[19, c.22]

Управленческая роль.  Руководитель (менеджер) выступает в роли предпринимателя, разрабатывает и контролирует различные проекты по совершению деятельности организации. Также он выступает в роли человека, устраняющего нарушения в деятельности организации. Руководитель является распределителем ресурсов своей организации. К тому же он является лицом, ведущим переговоры с другими организациями от имени своей организации.

Управление

Это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации; это деятельность по согласованию и координации совместных действий участников организации, а также по приспособлению внутренней среды организации в постоянно меняющейся внешней среде. Суть управления состоит в оптимальном использовании ресурсов (земли, труда, капитала) для достижения поставленных целей.

Психологические качества.

Исследуя политические, социальные, экономические и психологические силы, действующие в развитых странах, и изучая влияние этих сил на тех, кто занимает управленческие посты, можно придти к полезным обобщениям об изменяющемся содержании работы руководителя. Эти обобщения позволили предсказать те способности и умения, которые требуют от умелого менеджера в настоящее время и в будущем.

В современных условиях всё большее значение приобретают отрасли, связанные с интеллектуальной деятельностью. В России. В период переходной экономии, возникает повышенный спрос на менеджеров в обслуживающих сферах – торговля, финансы, информационные технологии.

Исследования позволили выделить одиннадцать отличительных факторов, которые, очевидно, будут влиять на управленческую деятельность.

Стрессы, давление, неопределённость во всё большей мере присутствуют в большинстве форм жизни организации. Поэтому от умелых менеджеров требуется способность эффективно управлять собой и своим временем.

Эрозия традиционных ценностей привела к серьёзному расстройству личных убеждений и ценностей. Поэтому от современных менеджеров требуется способность прояснить свои личные ценности.

Имеется широкая возможность выбора. Отсюда от менеджеров требуется чётко определить цели, выполняемой ими работы, а также свои личные цели.

Организованные системы не в состоянии обеспечить все возможности для обучения, требующиеся современному руководителю, следовательно, каждый менеджер должен самостоятельно поддерживать свой собственный рост и развитие.

Проблем становится всё больше и они всё сложнее, в то время как средства их решения зачастую более ограничены. Поэтому способность решать проблемы быстро и эффективно становится всё более важной частью управленческих навыков.

Постоянная борьба за рынок сбыта, энергетические ресурсы и прибыльность делают необходимым выдвижение новых идей и приспосабливание. Значит, руководители должны быть изобретательными и способными гибко реагировать на изменения ситуации.

Традиционное иерархическое отношение затрудняется. Эффективное управление призывает к использованию навыков влияния на окружающих не прибегая к прямым приказам.

Многие традиционные школы и методы управления исчерпали свои возможности и не отвечают вызовам настоящего и будущего. Поэтому требуются новые, более современные управленческие приемы, и многие менеджеры должны освоить новые приёмы и подходы в отношении к своим подчинённым.

Большие затраты и трудности связаны теперь с использованием наёмных рабочих. Отсюда от руководителей требуется умелое использование людских ресурсов.

Возрастающие масштабы изменений требуют освоения новых навыков, развития новых подходов и борьбы с возможностью собственного «управления». От менеджеров требуется умение помочь другим в быстром изучении новых методов в освоении практических навыков.

Сложные проблемы во все большей мере требуют объединения усилий нескольких людей. Совместно осуществляющих решение. Поэтому менеджер должен уметь создавать и совершенствовать группы, способные быстро становиться изобретательными, результативными в работе.[15, c.3]

В процессе управления менеджер осуществляет ряд конкретных функций, среди которых: организация и планирование деятельности коллектива и своей собственной работы;  распределение заданий и инструктаж  подчиненных; контроль за ними; подготовка и чтение отчетов; проверка и оценка результатов работы; ознакомление со всеми новинками в мире бизнеса, техники и технологии, выдвижение и рассмотрение новых идей и предложений; решение вопросов, выходящих за пределы компетенции подчиненных; знакомство с текущей корреспонденцией; ответы на звонки и прием посетителей; проведение собраний и представительство; заполнение форм отчетности; ведение переговоров; повышение квалификации.

Все эти работы характеризуются: высоким разнообразием, разнообразием формы самих этих действий и места их осуществления, широкими контактами и коммуникациями внутри и вне фирмы, быстрой сменой событий, людей и действий.

Одной из наиболее важных задач, стоящих перед менеджером, является эффективное управление, для которого необходим высокий уровень профессионализма. Способность эффективно управлять это:

-способность управлять  собой;

-четкие личные цели;

-упор на постоянный  личный рост;

-навык решать проблемы;

-изобретательность и способность  к инновациям;

-высокая способность влиять  на окружающих;

-знание современных управленческих  подходов;

-способность руководить;

-умение обучать и развивать  подчиненных;

-способность формировать  и развивать эффективные рабочие  группы.

Поскольку каждая управленческая задача предъявляет те или иные конкретные требования, неправильно было бы считать, что каждый из вышеупомянутых факторов в равной мере относится к любой ситуации. Однако они действительно обеспечивают основу для оценки каждым работником своих возможностей по отношению к требованиям их работы. Когда какие-либо из этих навыков и способностей отсутствуют у менеджера, возникает ограничение. Далее будут рассмотрены наиболее существенные характеристики менеджера, необходимые для успешного и эффективного управления.[15, c.7]

Один из важнейших аспектов эффективной деятельности руководителя – это руководство персоналом,  а также понимание мотиваций труда. Ведь критерием эффективной деятельности руководителя служит конечный результат всего коллектива, в котором органически соединены результаты труда и руководителя, и исполнителей. Знание всех этих аспектов и заключает в себе слагаемые успеха и продуктивной деятельности руководителя.

 

2.2. Задачи, функции  и основные качества менеджера

Существуют разные подходы к определению характеристик менеджера. Один из таких подходов представляет зарубежный опыт, который заключается в следующем: респектабельность и внешняя привлекательность менеджера; знание этикета; профессионализм, который лежит в основе независимого поведения и позволяет самостоятельно принимать решения; знание риторики и умение выступать перед аудиторией; самокритичность; терпимость к чужому мнению и суждению. 

Вместе с тем качества менеджера многообразны, в соответствии с многогранностью его труда, о чём говорилось выше, и оказывают влияние на управленческую деятельность в целом. Они зависят от множества факторов, поэтому менеджеру приходится выполнять различные роли. Понятие «роль менеджера» и их классификация связаны с именем Минцберга, профессора одного из университетов в Монреале. 

В результате многих исследований он пришёл к выводу, что таких ролей десять. Их можно классифицировать в виде трёх крупных категорий: 

- роли межличностные; 

- роли информационные; 

- роли по  принятию решений (табл. 2.1). 

Таблица 2.1 

Роли менеджера (по Минцбергу)

Роль

Описание

Межличностные роли

Главный руководитель

Обязанности правового и социального характера и их исполнение

Лидер

Мотивация и активизация подчинённых

Связующее звено

Обеспечение работы саморазвивающейся сети внешних контактов и источников информации

Информационные роли

Приёмник информации

Поиск и получение специализированной информации из внешней и внутренней среды и её координация

Распространитель информации

Передача и распространение информации, полученной из внешней и внутренней среды

Представитель

Представляет информацию для внешней среды и во внешней среде о планах, результатах работы и политике организации

Роли по принятию решений

Предприниматель

Поиск новых возможностей для развития организации как во внутренней, так и внешней среде, разработка и запуск новых проектов по развитию, контроль их исполнения

Устраняющий нарушения

Осуществление корректировочных действий в случае возможных нарушений, когда организация оказывается перед необходимостью выбора важных и неожиданных решений

Распределитель ресурсов

Эффективное распределение всевозможных ресурсов организации, что фактически сводится к принятию или одобрению всех значительных решений в организации

Ведущий переговоры

Представительство организации на всех значительных и важных переговорах


Минцберг считал, что эти роли не могут действовать обособленно друг от друга - они взаимосвязаны. Полномочия и статус менеджера связаны с межличностными ролями, охватывающими сферу взаимодействия с людьми. Принимая на себя межличностные и информационные роли, менеджер способен принимать решения, то есть играть роли, связанные с принятием решений. Способность играть все эти роли вместе определяет содержание и объём работы менеджера. 

В 90-е годы французская газета «Либерасьон» обратилась к шестистам менеджерам и попросила их ответить на вопрос, что самое важное для хорошего менеджера. И получила неожиданные ответы. Оказалось, что самое важное не заработная плата, не диплом, не внешние данные, не техническая компетентность и даже не авторитет, а неординарность мышления и дар Божий. 

Поэтому, на наш взгляд, современный менеджер должен быть не только эффективным, но и конкурентоспособным. А это значит обладать как профессиональными качествами, так и личностными, в основе которых лидерское начало. 

Кроме того, современный менеджер - это человек, способный генерировать идеи, быть в поиске, то есть постоянно что-то предпринимать. Это не так просто. Необходимо мобилизовать весь свой творческий потенциал и найти тот способ, который будет новаторским, или использовать уже имеющийся опыт в новых обстоятельствах. Не случайно исследования западных экономистов показали, что только 6-8% населения могут быть предпринимателями. Способность к оправданному риску тоже должна быть в арсенале менеджера. 

Подводя итог, попробуем нарисовать портрет конкурентоспособного менеджера (см. табл. 2.2). 

 

 

 

Таблица 2.2

Конкурентоспособный менеджер

Менеджер

Лидер

Предприниматель

Профессиональная       компетентность, умение принимать решения,   наличие   культуры общей, технической правовой, информационной,  коммуникабельность,  гуманность, деловитость, энергичность, дисциплинированность, умение контролировать себя

Упорство, решительность, сила воли, эмпатийность, целеустремлённость,      направленность на  созидательную деятельность,  способность  убеждать и брать ответственность на себя, социальная смелость

Неординарность мышления. азарт,  творческий поиск, способность к риску, мобильность, гибкость,   порядочность,   способность к собственному саморазвитию и эффективному развитию подчинённых

Конкурентоспособный менеджер


 

Таким образом, конкурентоспособный менеджер – это менеджер, обладающий ярко выраженными лидерскими и предпринимательскими качествами, способный к постоянному личному развитию. Именно такой менеджер должен быть ключевой фигурой модернизации российской экономики.  

 

3.  УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ ООО «ЕВРОСЕТЬ-РИТЕЙЛ»

 

3.1. Общая характеристика  предприятия

 

Команда ООО «Евросеть-Ритейл» работает на рынке торговли сотовыми телефонами с 2002 года. За годы упорной работы компания превратилась в одного из ведущих оптовых поставщиков мобильных телефонов. На сегодняшний момент ООО «Евросеть-Ритейл» занимает лидирующие позиции по предлагаемому ассортименту продукции и удовлетворяет потребности клиентов, желающих купить телефоны Nokia, Samsung, LG.

Информация о работе Роль и функции менеджера в организации