Роль и функции руководителя в управлении персоналом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2014 в 12:55, дипломная работа

Описание работы

Эффективная экономика – это прежде всего эффективное управление. В конечном счете, управление – это прежде всего управление человеческими ресурсами.

Руководство персоналом занимает центральное место в управлении сотрудниками, поскольку именно повседневная управленческая деятельность руководителей обеспечивает достижение главных целей предприятия.

Руководитель осуществляет важнейшую функцию управления – руководство. Результат труда руководителя – решение, т.е. специфический вид информации, направляющий функционирование и развитие трудового коллектива. Труд руководителя связан с разработкой и передачей информации.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………..

3

Глава 1. Общие положения управления персоналом………………………

5

1.1. Понятия и цели управления персоналом………………………………

5

1.2. Субъекты, функции и методы управления персоналом………………

7

1.3. Факторы, влияющие на эффективность управления………………….

13

Глава 2. Параметры эффективного руководства…………………………...

20

2.1. Роль и функции руководителя………………………………………….

20

2.2. Характеристики и личные качества руководителя……………………

22

2.3. Стратегия руководства коллективом…………………………………..

28

2.4. Стили руководства………………………………………………………

33

Глава 3. Идеальное руководство – лидерство……………………………...

38

3.1. Понятие и теория лидерства…………………………………………….

38

3.2. Типология и формирование имиджа лидера…………………………..

42

3.3. Стили управления лидера……………………………………………….

46

Глава 4. Власть и авторитет руководителя организации…………………..

55

4.1. Структура власти руководителя………………………………………..

55

4.2. Ресурсы и виды власти…………………………………………………..

56

4.3. Авторитет руководителя – как элемент управления…………………..

59

Заключение …………………………………………………………………..

62

Список использованной литературы………………………………………..

63

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА.docx

— 114.23 Кб (Скачать файл)

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА 
 
 
Тема: «Роль и функции руководителя в управлении персоналом» 
 
 
Работу выполнила: Ефимова Наталья Григорьевна 
 
 
Специальность: «Менеджер по персоналу и кадрам» 
 
 
Форма обучения: заочная 
 
 
 
 
 
 
г. Москва, 2007 год. 
 
 
СОДЕРЖАНИЕ

 
Введение ……………………………………………………………………..

 
3

 
Глава 1. Общие положения управления персоналом………………………

 
5

 
1.1. Понятия и цели управления  персоналом………………………………

 
5

 
1.2. Субъекты, функции и методы  управления персоналом………………

 
7

 
1.3. Факторы, влияющие на эффективность  управления………………….

 
13

 
Глава 2. Параметры эффективного руководства…………………………...

 
20

 
2.1. Роль и функции руководителя………………………………………….

 
20

 
2.2. Характеристики и личные качества  руководителя……………………

 
22

 
2.3. Стратегия руководства коллективом…………………………………..

 
28

 
2.4. Стили руководства………………………………………………………

 
33

 
Глава 3. Идеальное руководство – лидерство……………………………...

 
38

 
3.1. Понятие и теория лидерства…………………………………………….

 
38

 
3.2. Типология и формирование имиджа  лидера…………………………..

 
42

 
3.3. Стили управления лидера……………………………………………….

 
46

 
Глава 4. Власть и авторитет руководителя организации…………………..

 
55

 
4.1. Структура власти руководителя………………………………………..

 
55

 
4.2. Ресурсы и виды власти…………………………………………………..

 
56

 
4.3. Авторитет руководителя –  как элемент управления…………………..

 
59

 
Заключение …………………………………………………………………..

 
62

 
Список использованной литературы………………………………………..

 
63


 
 
 
ВВЕДЕНИЕ 
 
Эффективная экономика – это прежде всего эффективное управление. В конечном счете, управление – это прежде всего управление человеческими ресурсами. 
 
Руководство персоналом занимает центральное место в управлении сотрудниками, поскольку именно повседневная управленческая деятельность руководителей обеспечивает достижение главных целей предприятия. 
 
Руководитель осуществляет важнейшую функцию управления – руководство. Результат труда руководителя – решение, т.е. специфический вид информации, направляющий функционирование и развитие трудового коллектива. Труд руководителя связан с разработкой и передачей информации. 
 
В странах с развитой рыночной экономикой изучение дисциплины «Управление персоналом» давно уже стало не только важнейшей составной частью подготовки руководителей всех уровней, но и неотъемлемым компонентом высшего образования в целом. 
 
Необходимость специальной подготовки в области управления персоналом вызвана тем, что современный руководитель может всесторонне проявить себя в работе лишь активно взаимодействуя с подчиненными, коллегами, руководством и клиентами. Для эффективного сотрудничества он должен обладать высокой культурой коммуникаций, знаниями и навыками делового общения и влияния. Подсчитано, что на вопросы, связанные с управлением сотрудниками, руководитель тратит 80% рабочего времени. Без умения руководить людьми, совместно решать стоящие перед организацией задачи, эффективное управление в принципе невозможно. 
 
В настоящее время многие руководители отечественных организаций различных форм собственности недооценивают значение методов управление персоналом, свойственных современному менеджменту и активно использующихся за рубежом для эффективного управления и повышения производительности труда. На данный момент на многих предприятиях руководители сводят воздействие на работников лишь к двум методам: административным методам воздействия и экономическому стимулированию. 
 
Сегодня можно утверждать, что недооценка руководством как на макро-, так и на микроуровне эффективных современных методов управления производительным трудом становиться один из главных препятствий и наиболее слабым звеном управления развитием экономики. 
 
Цель дипломной работы – рассмотрение и раскрытие роли руководителя в управлении персонала.  
 
В соответствии с целями поставлены следующие задачи:

  •  
    раскрыть общие элементы управления персоналом;
  •  
    определить роль руководителя в управлении персоналом;
  •  
    рассмотреть личность руководителя и стили управления;
  •  
    дать характеристику составным частям эффективного руководства – лидерство и власть.

 
Предметом исследования является руководитель организации в сфере управления человеческими ресурсами.  
 
В процессе формирования концепции работы использовались труды Михайлиной Г.И., Матраевой Л.В., Михайлина Д.Л., Беляка А.В, Шапиро С.А., Одегова Ю.Г., Никоновой Т.В, Пугачева В.П., Кричевского Р.Л, Филоновича С.Р., Лилеевой З.А. и других авторов, изучавших данную тематику. 
 
Структура дипломной работы представлена следующим образом. В первой главе рассмотрены общие положения управления персоналом. Вторая глава акцентируется непосредственно на личностных качествах руководителя, его роли и стилях в управлении персоналом. Третья и четвертая главы посвящены неотъемлемым элементам руководства персоналом – лидерству и власти. 
 
 
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ 
 
1.1. Понятия и цели управления персоналом 
 
Работа любой деловой организации невозможна без персонала. Персонал включает в себя всех работников организации, всех людей занятых на предприятии, исключая собственника в том случае, если он непосредственно не выполняет каких-либо производственных функции. 
 
Управление персоналом – целенаправленная деятельность руководящего состава предприятия, руководителей и специалистов подразделений системы управления персоналом, включающая разработку концепции и стратегии кадровой политики, принципов и методов управления. Также управление персоналом можно определить как: комплекс деятельности субъектов управления по обеспечению организации оптимальным количеством сотрудников требуемой квалификации и качества (компетентности и мотивации), по руководству сотрудниками и их использованию в целях обеспечения экономической (деловой), а также социальной эффективности организации 1.  
 
Таким образом, управление персоналом существует в 2 взаимосвязанных формах: как деятельность руководителей по повседневному управлению сотрудниками и как подчиненная этому специфическая управленческая функция, выполняемая службой персонала или отделом кадров. 
 
Деятельность любой организации, в том числе и управление персоналом, подчинена достижению целей. В современной литературе выделяют 2 группы целей менеджмента персонала: организационные и личные. 
 
Организационные цели традиционно стоят в центре управления персоналом, да и в управлении в целом. Их обычно связывают с обеспечением эффективности предприятия. И с этой точки зрения управление персоналом – деятельность по использованию сотрудников для достижения эффективности организации.  
 
Эффективность управления персоналом – это достижение организационных и индивидуальных целей при минимальных издержках. Применительно к рыночным предприятиям, организационные цели состоят в обеспечении их прибыльности и стабильности, а также адаптируемости к будущим изменениям ситуации при минимальных затратах на персонал, индивидуальные же цели заключаются главным образом в удовлетворенности сотрудников трудом, его компенсацией и пребыванием на предприятии. 
 
П  
ПЕРСОНАЛ 
ерсонал неоднороден по своему составу: Его структура представлена в схеме 1:  
 
Управленческий персонал 
 
Производственный персонал 
 
 
 
 
 
Вспомогатель- 
ные рабочие 
 
Специалисты 
 
Руководители 
 
 
Основные рабочие 
 
 
 
Функциона- 
льные 
 
Линейные 
 
Функциона- 
льные 
 
Инженеры 
 
Технические 
 
 
 
Схема 1. Классификация персонала 
 
Персонал обладает рядом характеристик: Он выступает как:

  1.  
    рабочая сила;
  2.  
    человек, обладающий свободой воли и принимающий решения;
  3.  
    мотивированный человек;
  4.  
    член групповых объединений и коалиций;
  5.  
    источник денежных и других расходов организации;
  6.  
    наемный работник, находящийся в трудовых взаимоотношениях с работодателем, которые оформлены трудовым договором или контрактом 1.

 
Управление персоналом занимает центральное место в управлении предприятием. Применительно к коммерческим организациям управлением ими подразделяется на следующие относительно самостоятельные виды деятельности:

  •  
    управление персоналом;
  •  
    управление производством;
  •  
    управление рынками (сбытом продукции);
  •  
    финансовое управление.

 
Любой вид управления возможен лишь посредством управления сотрудниками, людьми. Поэтому управление персоналом имеет ключевое значение для успеха деятельности любого предприятия. 
 
 
1.2. Субъекты, объекты, функции и методы управления персоналом 
 
Вся деятельность по управлению персоналом осуществляется его субъектами – должностными лицами и организациями, непосредственно занятыми этого рода деятельностью. 
 
Субъектами управления персоналом являются: руководители всех уровней, службы персонала (отделы кадров), трудовые коллективы и прежде всего их органы: советы трудовых коллективов, производственные советы, общие собрания членов трудовых коллективов: действующие на предприятии отделы качества, профсоюзные и женские организации, объединения рационализаторов, ветеранов и т.п. 
 
Функции управления персоналом представляют собой направления этого рода деятельности, ориентированные на удовлетворение определенных потребностей предприятия. 
 
Существует несколько методов определения функций управления персоналом, их значимости и удельного веса в управлении. 
 
Более точный, но в тоже время и более дорогостоящий метод определения функций и задач в области управления персоналом – фиксация их перечня и затрачиваемого времени посредством наблюдения за работой менеджеров. Этот метод предполагает наличие специально подготовленных профессионалов-наблюдателей, изучение деятельности многих менеджеров и требует больших финансовых и временных затрат. 
 
Выделяют следующие функции управления персоналом: 
 
1. Планирование персонала (включая стратегическое планирование), определение потребности в количестве и качестве сотрудников, а также времени их использования.  
 
2. Определение способов рекрутирования, привлечения персонала. Реализация данной функции предполагает ответы на вопросы: где найти нужных работников, как привлечь их на данное предприятие, сколько человек взять извне и сколько изнутри? 
 
3. Маркетинг персонала. Он направлен на обеспечение спроса на рабочие места на данном предприятии со стороны лучшим образом подготовленных людей, в первую очередь высококвалифицированных специалистов и менеджеров. 
 
4. Подбор, оценка, отбор и принятие на работу сотрудников. Важность этой функции определяется растущей стоимостью рабочей силы и повышения требований к работнику. 
 
5. Адаптация, обучение и повышение квалификации работников, их развитие. Сегодня на передовых фирмах профессиональное развитие превратилось по существу в непрерывный процесс, сопровождающий человека в течении всей его трудовой жизни. 
 
6. Планирование карьеры, обеспечение профессионально-должностного роста работника. 
 
7. Мотивация персонала. Мотивация достигается прежде всего через обеспечение совпадения организационных и личных целей. 
 
8. Руководство персоналом. Данная функция призвана объединять, координировать, взаимосвязывать и интегрировать все прочие функции в единое целое. Руководство персоналом – чрезвычайно сложная и содержательная деятельность, в той или иной мере включающая многие из других функций. 
 
9. Управление расходами на персонал. Это предполагает подсчет того, сколько стоит привлечение, обучение, оформление, оценка, оплата персонала, социальные расходы и т.п., все пребывание работника в организации, а также соотнесение расходов с прибылью, которую приносит труд сотрудника. 
 
10. Организация рабочего места. Эта функция учитывает различные факторы, влияющие на экономическую и социальную эффективность работника: его квалификацию и индивидуальные качества, техничку и технологию, служебное помещение, всю рабочую ситуацию. 
 
11. Обеспечение оптимального распорядка работы. Четкое выполнение это функции позволяет поддерживать оптимальный трудовой ритм организации, экономить значительные средства, повышать удовлетворенность пребыванием в организации. 
 
12. Кадровое делопроизводство. Это техническая функция необходима для эффективного использования персонала. 
 
13. Управление информацией о сотрудниках. Задача этой функции – получать в оптимальном объеме, распространять нужную и гасить ненужную и даже вредную информацию. 
 
14. Оценка результатов деятельности и трудового потенциала персонала. На этой функции базируется стимулирование, развитие и использование кадров, а также контроль за ними. 
 
15. Контроль за персоналом, обеспечение дисциплины и организационного порядка. 
 
16.Управление конфликтами. Оно предполагает создание в организации климата, исключающего возникновение деструктивных конфликтов, а также конструктивное, относительно безболезненное разрешение конфликтов. 
 
17. Правовое регулирование отношений. 
 
18. Налаживание партнерских отношений и сотрудничества с профсоюзами, советами трудовых коллективов и другими организациями, влияющими на персонал. 
 
19. Обеспечение безопасности, охраны труда и здоровью сотрудников. 
 
20. Социальное обеспечение сотрудников. 
 
21. Планирование и развитие организационной культуры, обеспечивающей интериоризацию (усвоение) сотрудниками эстетических норма, целей и ценностей предприятия, уважение его традиций, развитие между работниками отношений взаимного уважения, сотрудничества и поддержки. 
 
22. Обеспечение репутации фирмы, ее позитивного восприятия клиентами, общественностью институтами власти. 
 
23. Консультирование линейных руководителей в вопросах персонала. Эту функцию выполняют сотрудники службы персонала. 
 
24. Участие в разработке стратегии компании и, в частности, в стратегическом планировании. В передовых компаниях персонал рассматривают как главное богатство, важнейший ресурс предприятия. Поэтому представляющие управление персоналом руководители непосредственно участвуют в определении наиболее важных, перспективных целей и задач компании 1.  
 
Перечисленные функции не исчерпывают всего их перечня. Однако их перечисление дает представление о содержании управления персоналом как специфического вида управленческой деятельности и о предмете науки управления персоналом. 
 
Управление персоналом как специфическая деятельность осуществляется с помощью разных методов, т.е. способов воздействия на сотрудников. 
 
Методы управления персоналом – это способы воздействия на коллективы и отдельных работников с целью осуществление координации их деятельности в процессе функционирования организации. 
 
Для эффективного управления организацией, и в частности персоналом предприятия, в научном и практическом плане выработаны три группы методов:

    1.  
      Административные.
    2.  
      Экономические.
    3.  
      Социально-психологические.

 
1. Для административных методов характерно прямое централизованное воздействие субъекта на объект управления. В систему административных методов входят:

  •  
    Организационно-стабилизирующие методы (федеральные законы, указы, уставы, правила, госстандарты и др.), т.е. правовые нормы и акты, утвержденные государственными органами для обязательного выполнения.
  •  
    Методы организационного воздействия (регламенты, инструкции, организационные схемы, нормирование труда) действующие внутри организации. Эти документы регламентируют состав, содержание и взаимосвязи всех подсистем организации.
  •  
    Распорядительные методы (приказы, распоряжения) используемые в процессе оперативного руководства;
  •  
    Дисциплинарные методы (установление и реализация форм ответственности).

 
2. С помощью экономических методов управление осуществляется путем материального стимулирования коллектива и отдельных работников. Эти методы являются элементами экономического механизма с помощью которых обеспечивается прогрессивное развитие организации. Экономические методы делятся на две группы:

  •  
    Методы, используемые федеральными и региональными органами управления (налоговая система, кредитно-финансовый механизм страны в целом и регионов), для стимулирования населения страны к эффективному труду (с 2001 г в России действует самая низкая в мире ставка НДФЛ – 13%).
  •  
    Методы, используемые организацией (экономические нормативы функционирования организации, система материального поощрения работников, система ответственности за качество и эффективность работы, участие в прибылях и капитале)

 
3. Социально-психологические методы связаны с социальными отношениями в коллективе, с моральным и психологическим воздействием на работников. С их помощью ценностные ориентации людей регулируются через мотивацию, нормы поведения, социально-психологический климат, моральное стимулирование, а также определяется социальная политика в организации. Данные методы включают в себя:

  •  
    Формирование коллективов с учетом типологии личности и характера, творческого атмосферы. Особое внимание руководители должны обращать внимание на такие параметры личности, как интроверсия и экстраверсия (характеристика индивидуально-психологических особенностей личности в зависимости от ее направленности - либо на мир внешних объектов, либо на явления собственного субъективного мира).
  •  
    Личный пример руководителя своим подчиненным. Во-первых, это имидж менеджера, который оказывает мотивационное воздействие на сотрудников в плане их самовыражения и причастности к работе в организации с эффективным руководителем. Кроме этого, на личном примере часто основывается власть руководителя, необходимая для осуществления других функций по управлению персоналом.
  •  
    Ориентирующие условия – т.е. цели, стоящие перед организацией, и ее миссия.
  •  
    Участие работников в управлении – участие в акционерном капитале, в прибылях и убытках или участие представителей трудового коллектива в управлении на разных уровнях.
  •  
    Удовлетворение культурных и духовных потребностей работников – это представление им возможности социального общения (корпоративные мероприятия, организация досуга своих сотрудников и членов их семей и т.п.).
  •  
    Установление социальных норм поведения и социальное стимулирование развития коллектива. Любой работник придерживается определенных этических норм поведения.
  •  
    Удовлетворение моральных санкций и поощрений – т.е. разумное сочетание позитивных и негативных стимулов.
  •  
    Социальная профилактика и социальная защита работников – это бесплатная медицинская помощь, профилактические осмотры, льготы, талоны на питание, бесплатные путевки, компенсации за проезд и другие виды не денежного стимулирования 1.

Информация о работе Роль и функции руководителя в управлении персоналом