Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2014 в 12:55, дипломная работа
Эффективная экономика – это прежде всего эффективное управление. В конечном счете, управление – это прежде всего управление человеческими ресурсами.
Руководство персоналом занимает центральное место в управлении сотрудниками, поскольку именно повседневная управленческая деятельность руководителей обеспечивает достижение главных целей предприятия.
Руководитель осуществляет важнейшую функцию управления – руководство. Результат труда руководителя – решение, т.е. специфический вид информации, направляющий функционирование и развитие трудового коллектива. Труд руководителя связан с разработкой и передачей информации.
Введение ……………………………………………………………………..
3
Глава 1. Общие положения управления персоналом………………………
5
1.1. Понятия и цели управления персоналом………………………………
5
1.2. Субъекты, функции и методы управления персоналом………………
7
1.3. Факторы, влияющие на эффективность управления………………….
13
Глава 2. Параметры эффективного руководства…………………………...
20
2.1. Роль и функции руководителя………………………………………….
20
2.2. Характеристики и личные качества руководителя……………………
22
2.3. Стратегия руководства коллективом…………………………………..
28
2.4. Стили руководства………………………………………………………
33
Глава 3. Идеальное руководство – лидерство……………………………...
38
3.1. Понятие и теория лидерства…………………………………………….
38
3.2. Типология и формирование имиджа лидера…………………………..
42
3.3. Стили управления лидера……………………………………………….
46
Глава 4. Власть и авторитет руководителя организации…………………..
55
4.1. Структура власти руководителя………………………………………..
55
4.2. Ресурсы и виды власти…………………………………………………..
56
4.3. Авторитет руководителя – как элемент управления…………………..
59
Заключение …………………………………………………………………..
62
Список использованной литературы………………………………………..
63
1.3. Факторы, влияющие
на эффективность управления
К числу этих объективных факторов следует
отнести величину предприятия и количество
его сотрудников. К ним также относятся
особенности производственной деятельности.
Промышленное предприятие, фондовая биржа,
сельскохозяйственный кооператив, универмаг
или научно-исследовательский институт
объективно отличаются и характером труда,
и качеством рабочей силы, и спецификой
управленческих механизмов. На управление
влияют особенности выполняемых производственных
задач, условия их реализации, способы
и средства деятельности.
В теории менеджмента недостаточно внимания
уделяется изучению факторов, влияющих
на достижение результатов управления.
Основаниями для их выделения служат положение
по отношению к субъекту управления (факторы
внешние и внутренние), а также векторы
активности субъекта (структурные и активизирующие).
Каждая организация, каждый субъект имеют
свои внешние и внутренние факторы влияния
на эффективность управления ситуацией.
Структурные факторы управления требуют
рационального подхода, логики, объективности
и систематизации. Владение активизирующими
факторами предполагает доминанту творческого
подхода, знаний в области человеческого
поведения, чутья ситуации и проблемы.
Позитивная деятельность возможна, когда
руководитель профессионально владеет
методами управления обоими типами факторов.
Хороший результат обеспечивается эффективной
деятельностью лишь на коротком отрезке
времени.
Активизирующие факторы характеризуют
процесс управления людьми, структурные
– область технических навыков. Относительная
доля факторов собственно процесса управления
растет за счет сокращения технических
умений по мере возрастания организационного
уровня. Использование сильных сторон
личности руководителя, что существенно
для достижения высоких результатов. Факторы,
влияющие на стиль руководства, не могут
быть однопорядковыми, идентичными. Одни
из них действуют постоянно, другие временно.
К постоянным факторам влияния относятся
окружающая среда, социальные нормы, типичные
черты личности, производственная ситуация;
к временным – опыт руководства, эмоции,
психологический климат в коллективе.
Согласно существующим тенденциям, совершенствование
управления предполагает одновременно
развитие и руководителя, и организации
в которой он работает. Факторами совершенствования
управления считаются:
1. Особенности личности руководителя.
2. Работа, которую выполняет руководитель,
то, что он должен делать (требования),
чего он не должен делать (ограничения),
и то, что он может делать, а может и не
делать (возможности).
3. Рабочая группа, в рамках которой трудится
каждый руководитель, и неизбежно, как
член группы, устанавливает формальные
и неформальные рабочие взаимоотношения.
Деятельность руководителя определенной
степени зависит от эффективности этой
рабочей группы в целом и требований, ограничений
и возможностей, обуславливающих ее.
4. Организация, в которой работает руководитель,
ее цели, политика, управленческая структура.
5. Окружающая руководителя (и организацию)
среда и происходящие в ней явления.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Исследования показывают, что на работе
руководители используют всего лишь от
20 до 25 % своих интеллектуальных возможностей.
Существуют и другие проблемы - конфликты
с вышестоящим руководством, отсутствие
широкого простора для реализации возможностей,
опасения того, что усилия не будут одобрены,
отсутствие веры в возможность изменений.
Специалисты в области организации управления
подчеркивают, что для совершенствования
управления необходимо больше внимания
уделять проблемам корпоративного развития,
учету запросов заинтересованных социальных
групп, психологическим проблемам адаптации,
расширению практики принятия решений
в условиях неопределенности, нестандартным
ситуациям и т. д.
В современных условиях особое внимание
уделяется способности руководителей
умело организовывать работу трудового
коллектива, наиболее полно использовать
творческие способности каждого работника.
Изменяются взаимоотношения между руководителями
и подчиненными: директивное руководство
уступает место обоюдному обмену информацией.
Снижается значение функции контроля
управляющих за подчиненными и от него
во все большей степени требуется общее
руководство трудовым коллективом с целью
достижения наилучших результатов. Важное
значение придается способности руководителя
заинтересовать работников в достижении
корпоративных целей акционерного общества.
Оплата труда руководителя непосредственно
зависит от результатов работы руководимого
коллектива.
Процесс повышения эффективности управленческого
труда состоит из ряда последовательных
этапов 1:
Первый этап -
изучение внешних факторов, влияющих на
эффективность управленческого труда.
На этом этапе проводятся:
- оценка основных характеристик и показателей
предприятия: их размеры, динамика, прибыльность,
рынок сбыта тепловой и электрической
энергии, капитальные вложения и т. д.;
- оценка совместимости ценностей, традиций,
практики с различными концепциями и принципами
управления, например, «соучастное» управление,
достаточно эффективное во многих случаях,
может быть несовместимо с существующими
традицией и культурой, и тогда эффективным
оказывается директивный стиль управления;
- определение основных характеристик
людей, адекватных культуре данной организации.
Например, культура изучаемой организации
характеризуется стабильностью, отсутствием
риска, четким разграничением функций
и т. д. Если люди избегают риска, склонны
строго следовать установленным процедурам
и не любят изменений, то они, очевидно,
легче адаптируются к данному типу культуры;
- определение того, что члены данной организации
должны знать и каких позиций они должны
придерживаться, чтобы эффективно функционировать
в данной организации или ее подразделениях.
Второй этап -
изучение требований к руководителю. Основной
вопрос, решаемый на данном этапе, состоит
в определении:
- уровня руководителя - высшее, среднее
или низшее звено руководства;
- роли данного руководителя в организации,
занят ли он непосредственно на производстве
или работает в аппарате управления, обладает
реальной властью или должен добиваться
от других добровольного выполнения поставленных
целей;
- сферы заботы руководителя, поскольку,
например, методы руководства исследовательской
деятельностью существенно отличаются
от методов руководства другими подразделениями.
Третий этап -
прогноз изменения требований к руководителю;
на этом этапе необходимо выяснить, какие
новые факторы и требования возникают,
какие из них исчезают, как трансформируется
значимость оставшихся.
Четвертый этап
- определение и классификация необходимых
знаний и навыков.
Пятый этап - изучение
и оценка руководителей. На этом этапе
важно выяснить особенности управленческого
поведения руководителей различных рангов,
широту и уровень знаний и степень владения
навыками руководства в тех пределах,
которые определены при классификации
необходимых знаний и навыков, их личные
устремления и идеалы.
Шестой этап -
определение областей наибольшего внимания
в производстве и управлении, оценка их
значимости, выработка системы мероприятий
по их «разведке». На этом этапе, как правило,
определяется различие между желаемым
и реальным в уровне знаний, владении навыками,
в ценностной ориентации и чертах личности.
Необходимо провести ранжирование выявленных
«узких мест» с тем, чтобы отчетливо представлять,
какие из них особенно препятствуют успеху
и в каком направлении возможно совершенствование,
способное привести к наибольшему результату.
Здесь же определяется стоимость материальных
затрат на преодоление выявленных недостатков,
соотношение между потерями, которые несет
предприятие от недостатков в ее деятельности
и затратами на преодоление этих недостатков.
Глава 2. ПАРАМЕТРЫ
ЭФФЕКТИВНОГО РУКОВОДСТВА
2.1. Роль и функции
руководителя
Эффективность руководства во многом
определяется соответствием индивидуальных
черт руководителя тем ролям и функциям,
которые он призван выполнять в организации.
В наиболее общей, интегрированной форме
требования к руководителю отражаются
в социальных ролях, предписанных ему
предприятием.
Американский ученый И. Ансофф выделяет
четыре роли руководителя1:
Более детальную и близкую в к российским
условиям классификации ролей руководителя
дают авторы учебного пособия «Менеджмент
персонала. Функции и методы».
Социальные роли руководителя детализируются
и проявляются в его функциях. Можно выделить
следующие функции руководителя:
Функции руководителя выступают основной
мерой его оценки индивидуальных качеств,
которые призваны способствовать успешному
осуществлению им всех своих социальных
ролей и направлений деятельности. Как
правило, чем в большей мере эти качества
соответствуют выполненным функциям,
тем эффективнее руководство.
2.2. Характеристики
и личные качества руководителя
В зависимости от однопорядковости или
близости разнообразные характеристики,
качества руководителя, влияющие на эффективность
его деятельности, можно объединить в
две общие группы:
1. биологические и социально-экономические
характеристики;
2. личностные качества.
Первую групп качеств руководителя отличает
преимущественно объективный, т.е. не зависимый
от его сознания и психики, характер, они
относятся к числу прирожденных или передаваемых
по наследству.
В первую очередь это такие демографические
параметры, как пол и возраст, а в определенной
степени и здоровье; к социально-экономическим
факторам относится его статус в обществе
и полученное образование.
Пол руководителя.
Традиционно исследования в области руководства
персоналом ориентировались на мужчину-руководителя,
считали это своего рода стандартом, поскольку
именно мужчины во все времена явно доминировали
среди руководителей, как на государственной
службе, так и в бизнесе. Статистика свидетельствует,
что в среднем женщины наиболее полно
проявляют себя на производстве и делают
карьеру начиная с возраста примерно сорока
лет, т.е., тогда, когда у них вырастают
дети и они освобождаются от наиболее
обремененных семейных забот. В тоже время
можно отметить, что в нашем обществе до
сих пор существует стереотип – женщина
ориентированна на более скромный общественный
статус, ценности семьи, воспитание детей
и помощь мужу. Женщинам приходиться прилагать
больше усилий и на деле доказывать «нормальность»
своего пребывания в роли начальника.
Для мужчины же подобных доказательств
обычно не требуется.
Возраст и здоровье.
В практике менеджмента по существу считается
общепринятым мнением, согласно которому
уровень занимаемой должности в целом
коррелирует с возрастом: более высокие
руководящие позиции требует более зрелого,
конечно, до известных пределов возраста
(особенно армейская и чиновническая структуры).
Так, согласно материалам Т. Коно, средний
возраст президентов крупных компаний
в Японии – 63,5 года, в США – 59 лет.
Как молодой, так и пожилой возраст имеют
свои достоинства и недоставки, влияющие
на эффективность руководства. Главными
достоинствами молодых руководителей
является энергичность, высокая восприимчивость
к инновациям и предприимчивость, крепкое
здоровье и высокая работоспособность.
В тоже время они уступают своим старшим
по возрасту коллегам в опытности, специфическом
человеческом капитале – знаниях, специфики
организации, в хладнокровии, мудрости,
умении отличать главное от второстепенного.
Здоровье – важный
фактор эффективного руководства. При
этом имеется ввиду не только физическое,
но и духовно-нравственное здоровье, характеризующее
состояние человеческого духа: устойчивость
основополагающих нравственных ценностей,
психическую уравновешенность, стрессоустойчивость
и т.п.
Занятие руководящих должностей напрямую
зависит от социального
происхождения и статуса человека.
Как заметил Ф.Е. Фидлер, «лучший способ
стать президентом компании – родиться
в семье, которая владеет компанией». Конечно,
это вовсе не означает, что дети высокопоставленных
родителей занимают руководящие должности,
хотя позитивная корреляция между социально-экономическим
положением и вхождением в состав руководящих
кадров все-таки имеет место.
Образование
выступает одним из ведущих факторов занятия
руководящих должностей и эффективного
руководства.
Образование занимает как бы промежуточное
положение между объективными и субъективными,
личностными характеристиками руководства,
поскольку его получение зависит как он
социально-экономического положения и
богатства человека, так и его индивидуальных
способностей, в первую очередь от уровня
интеллекта.
Ко второй группе – личные качества руководителя
относятся:
Интеллект
– характеризует умственные способности
и развития личности. Он занимает ведущее
место среди личностных характеристик
руководителя.
Влияние умственных способностей на карьеру
и эффективность руководства детально
разработали Ф. Фидре и А. Лейстре. На основе
собственных исследований они пришли
к выводу о том, что влияние интеллекта
на эффективность руководства опосредовано
целям рядом факторов, которые могут ослаблять
позитивные корреляции между такими параметрами,
как мотивация, опыт, отношения с вышестоящим
р
Интел-
лект руко-
водите-ля
Моти-вация
Опыт
Эффе-ктив-ность руко-водс-тва
Отно-шения с груп-пой
Отно-шения с высто-ящим началь-ством
уководством, группой (Схема. 2).
Схема 2. Цепочка факторов, опосредующих
влияние интеллекта
на эффективность руководителя
Высокое интеллектуальное развитие нередко
сочетается с чрезмерной рефлексией и
индивидуализмом, недостатком самоуверенности,
решительности, а также некоторых других
качеств, необходимых для карьеры и эффективного
руководства. Кроме того, не отличающиеся
особо высоким интеллектом руководители,
опасаясь за свой авторитет, а и то должность,
часто недолюбливают «слишком» умных
и стараются либо избавиться от них, либо
задержать их должностной рост, не допуская
к руководящим постам, чтобы не делать
их них потенциальных конкурентов себе.
Помимо интеллекта к наиболее важным личным
качествам эффективного руководителя
относятся 1:
Информация о работе Роль и функции руководителя в управлении персоналом