Роль и значение антикризисного менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2015 в 13:49, курсовая работа

Описание работы

В результате резкого обострения проблем неплатежей, долгов, несостоятельности предприятий, хронической убыточности их производственно-торговой деятельности в условиях формирующегося рынка в первой половине 90-х гг. закрепился термин «антикризисное управление». Он вошел в научный и практический оборот, фигурирует в названиях книг и учебных пособий, но вместе с тем не получил четкой трактовки. С одной стороны, антикризисное управление характеризуется как обобщенное понятие, означающее новое направление управленческой науки, связанное с изучением приемов и методов, позволяющих предотвратить банкротство, с другой - оно трактуется как микроэкономический процесс, представляющий собой совокупность форм и методов реализации антикризисных процедур применительно к конкретному предприятию.

Файлы: 1 файл

Антикризисный менеджмент.docx

— 77.42 Кб (Скачать файл)

В этой области достигнуты определенные успехи: проведена либерализация экономики, осуществлена приватизация объектов государственной собственности, подавлена инфляция, стабилизировался обменный курс рубля, снижаются процентные ставки за пользование привлеченными средствами.

 

2. Анализ необходимости  проведения антикризисного менеджмента предприятием

2.1. Характеристика  ОАО «ИКЗ»

ОАО «Иркутский керамический завод», сокращенное название ОАО «ИКЗ», зарегистрированное решением областной Администрации 06.10.92 г., регистрационный номер 2011. Адрес постоянно действующего исполнительного органа: 664011 г.Иркутск, ул. Степана Разина, 5.

1. Основная цель создания - насыщение  рынка высококачественными строительными  материалами, получение прибыли.

2. Основные виды деятельности:

  • производство строительных материалов - кирпич керамический пустотелый рядовой утолщённый - 103 мм, с гладкой поверхностью, в соответствии с ГОСТом 530-95 и ТУ 5741 выполнение проектных и строительных работ;
  • добыча полезных ископаемых;
  • производство тепловой энергии;
  • автотранспортные перевозки.

4. Проектная мощность завода - 75 млн. штук условного кирпича 

Обжиг кирпича ведется в туннельных печах с суммарной годовой мощностью 122,8 млн. штук.

Добыча и погрузка глины осуществляется экскаваторами Э-2005 с электроприводом и емкостью ковша 2,25-2,5 м.

Доставка глины осуществляется автосамосвалами. В первые годы работы завода глины добывалась вручную и доставлялась на тачках, а позднее на вагонетках.

Кроме кирпича, завод выпускал керамическую плитку типа «кабанчик» и керамические вставки к электроплиткам. Годовой выпуск облицовочной плитки составляет 8000 м2 и вставки  к эл. плиткам – 360 тыс. штук.

Наряду с внедрением новых видов оборудования, совершенствуются и средства малой механизации. Все это направлено на улучшение условий труда рабочих, повышение качества продукции и увеличение выпуска, повышение рентабельности производства.

мощностью 30 млн. штук кирпича в год.

Керамический кирпич – первый строительный материал, созданный руками человека. Его история составляет несколько тысячелетий. Здания, построенные из керамических материалов, служат 500 и более лет и до сих пор сохранили свои свойства.

Продукция ОАО «ИКЗ» – это высокая степень комфорта, соблюдение всех санитарно-гигиенических условий и физиологически благоприятный для здоровья людей микроклимат в жилых помещениях.

В истории строительства трудно отыскать тип сооружения, в строительстве которого не применялся бы кирпич. Долговечность и прочность, широта распространения и экологичность, удобство в применении и хороший микроклимат помещений, а также возможность использования кирпичной стены, как архитектурного элемента, делает постройку из кирпича вечно современной и актуальной. Кирпич обладает долговечностью, позволяет сохранить комфортный микроклимат домов, переносит летний зной и зимние морозы. Кирпичное здание никогда не теряет ценности, а со временем оборачивается значительной экономичностью по сравнению с другими видами строительных материалов.

За пять лет существования на Иркутском рынке строительных материалов имя  ОАО «ИКЗ» завоевало популярность, а вместе с ним  и доверие. И требовательные строительные организации, и частные лица, для которых работает  “ИКЗ”, признают надежность и долговечность продукции кирпичного завода.

ОАО «ИКЗ» является производителем  двух самых популярных видов кирпича:

1). Кирпич керамический утолщенный  пустотелый. Широко используется  для кладки наружных и внутренних  стен зданий и сооружений.

2). Кирпич керамический полнотелый. Применяется для кладки фундаментов, подземных коммуникаций, строительства стен зданий и сооружений, кладки каминов, печей.

Приобретенные за годы работы опыт и навыки взяты на вооружение специалистами кирпичного завода “ИКЗ” и производят все более ощутимый эффект, который усиливается за счет применения в процессе производства новых технологий.

2.2. Существующие системы антикризисного управления на предприятии

Мероприятия по преодолению кризисной ситуации и восстановлению платежеспособности должны учитывать индивидуальные особенности предприятий. Однако, так же как типичны финансово-экономические проблемы российских предприятий, настолько же характерны методы их «лечения».

В числе типичных проблем следовало бы указать:

  • низкая конкурентоспособность продукции и низкий уровень спроса на нее;
  • недогрузка производственных мощностей и падение выручки ниже точки безубыточности;
  • избыток ресурсов (имущества, численности работников);
  • высокие постоянные затраты, связанные, в первую очередь, с содержанием избыточных ресурсов;
  • необоснованно высокие переменные издержки, обусловленные плохой организацией производства (высокие потери, воровство), неэкономичностью технологий, завышением цен на ресурсы, поставляемым предприятиям – ненадежным плательщикам;
  • низкий уровень менеджмента (индифферентность к маркетингу, «регистрирующая» система сбыта, отсутствие финансово-экономического анализа и финансового планирования, неумение управлять оборотным капиталом и т.п.);
  • наличие высоких непроизводственных издержек, в первую очередь, объектов социальной сферы.

Мероприятия в сфере маркетинга и увеличения объемов продаж:

  • поиск сегментов рынка профильной продукции предприятия или технологически-близких видов продукции, на которых (сегментах) существует неудовлетворенный платежеспособный спрос;
  • реклама продукции и информирование потребителей о ее потребительских свойствах, качестве, сервисе с упором на «сильные стороны» продукции. Формирование «узнаваемости» продукции;
  • формирование сбытовой и дилерской сети (агентские договора, договора с оптовыми покупателями, создание фирменных торговых точек и др.);
  • разработка новых конкурентоспособных видов продукции;
  • повышение качества и надежности продукции в результате проведения организационно-технических мероприятий (усиления трудовой дисциплины, введения жесткой системы контроля, введения персональной ответственности за брак, организации входного контроля качества материальных ресурсов и т.п.);
  • финансово-экономическая оценка результатов выполнения госзаказа и целесообразности его выполнения в дальнейшем;
  • формирование системы послепродажного обслуживания продукции;
  • разработка системы договоров с гибкими условиями поставки и оплаты (скидки по предоплате, скидки за своевременное и точное исполнение условий договоров, рассрочка платежей на условиях коммерческого кредита и т.п.).

Кратчайший путь к формированию конкурентного преимущества проходит через те виды деятельности, в которых предприятие зарекомендовало себя лучше всего, а соперники не обладают достаточным опытом и не смогут развиться иначе как за счет высоких затрат или в течение длительного времени. Даже если предприятие не обладает никакими преимуществами, оно должно разрабатывать свою конкурентную стратегию на основе имеющихся ресурсов и приобретенных навыков. Но прежде необходимо изучить конкурентов, их сильные и слабые стороны, сравнить их деятельность с деятельностью СК «ИКЗ»

После выявления конкурентов, необходим их анализ, который поможет провести детальный анализ преимуществ и недостатков ОАО «ИКЗ» по сравнению с тремя главными непосредственными конкурентами. Это поможет понять, в чем заключается преимущество ОАО «ИКЗ», которое можно будет подчеркнуть в рекламе, при продвижении товара и продажах. Кроме того, зная слабые стороны, можно найти способы преодолеть их.

Оценка производится по составляющим комплекса маркетинга: продукт (товар), цена, каналы сбыта, продвижение продукта на рынке и др. Оценка основных конкурентов ОАО «ИКЗ» по кирпичу приведена в в прил. 1.

Из данного анализа видно, что доля рынка ОАО «ИКЗ» составляет приблизительно 70%, т.к. на рынке не много фирм, производящих и продающих кирпичи

Платежеспособный спрос (емкость рынка) в настоящее время – 130000 м2 в год. Как уже отмечалось продукция предприятия предназначается в основном для индивидуальных потребителей, которые занимаются строительством нового и реконструкцией имеющегося жилья, а также для предприятий и фирм, осуществляющих оборудование и благоустройство офисов и других служебных помещений. Учитывая, что объемы индивидуального жилищного строительства постоянно возрастают, за 2007 год, например, было введено 493,7 тыс. кв. м общей площади индивидуальных жилых домов, а в 1991 году – 374,4 тыс. кв. м, прирост – 32%, есть все основания предполагать, что емкость рынка будет увеличиваться. Увеличению емкости рынка будет способствовать также и применение индивидуального подхода к потребителям и расширение ассортимента продукции.

Основные сведения о рынках сбыта представлены в в прил. 2.

Наиболее предпочтительным рынком сбыта является г.Иркутск, где находится и само предприятие ОАО «ИКЗ». В центрах субъектах федерации как правило выше уровень жизни населения, больше строится жилых домов, офисов фирм. Меньше затрат на перевозку продукции, можно доставлять готовую продукцию оперативно и любыми партиями. В областном центре находится больше потенциальных потребителей, готовых купить продукцию, а уровень конкуренции не высокий. Перспективным и достаточно емким является рынок сбыта в радиусе 100 км от г.Иркутска, где имеются крупные населенные пункты, железнодорожные станции, развита сеть автомобильных дорог.

Потребители (клиенты)

Целью исследования потребителей явилось определение побудительных мотивов удовлетворения потребностей, которыми руководствуется потребитель при выборе товаров. Только выяснив, как потребитель осознает, какая продукция ему необходима и почему именно она удовлетворяет его потребности наилучшим образом, можно рассчитывать на то, что продукция С ОАО «ИКЗ» станет услугой и будет полезна.

Существует несколько типов клиентурных рынков (потребительский рынок, рынок производителей, рынок промежуточных продавцов, рынок государственных учреждений, международный рынок).

ОАО «ИКЗ» продает свои услуги, в основном, на потребительском рынке.

На поведение покупателей оказывают влияние следующие основные группы факторов:

факторы культурного уровня (культура, социальное положение);

социальные факторы (семья, референтные группы);

факторы личного порядка (возраст, род занятий, экономическое  положение, образ жизни);

психологические факторы (мотивация, восприятие, усвоение,   убеждения и отношения).

Процесс принятия решения о покупке у потребителей протекает через ряд этапов: осознание проблемы, поиск информации, оценка вариантов, решение о покупке, реакция на покупку.

Учитывая климатические и социально-экономические условия в г. Иркутске, население требует более качественные строительные услуги, которые в то же время и не очень недорогие, например отделочные работы.

По ранее проведенным исследования мотивации и поведения потребителей при покупке строительных услуг производства ОАО «ИКЗ», покупатели выдвигали следующие основные аргументы в пользу строительных услуг, которые способствовали принятию решения о покупке:

желание чувствовать себя уверенно и надежно, иметь гарантии по выполнению работ (сроки);

приобретение услуги недорогой и достаточно качественной и долго сохраняющей свои потребительские свойства (склонность к экономии – недорогие строительные услуги);

Поставщики

Поставщики - это фирмы и отдельные лица, которые обеспечивают предприятия материальными ресурсами, необходимыми для производства товаров и услуг. Объектами поставки являются: сырье, материалы, оборудование, запасные части к нему, комплектующие

Поставщиками материальных ресурсов, необходимых для производства строительных услуг, являются:

ЗАО ”ИркутскЭнерго”;

частные предприниматели - поставщики различных материалов, запасных частей к оборудованию, комплектующих.

Производственные мощности предприятия ОАО «ИКЗ» это техническое оснащение, приборы, электроизмерительные приборы, нормативная документация. Поэтому основными поставщиками являются предприятия, производящие приборы, кабели, нормативную документацию, программы. В основном это предприятия, находящиеся в г. Москва.

Так же на рынке появляются новое программное обеспечение, но эти программы стоят дорого. Поэтому руководство ОАО «ИКЗ» вынуждено здесь вести не такую активную работу по приобретении, но следит за разработками.

Конкуренты

Особенно существенное влияние на деятельность любой фирмы оказывает наличие конкуренции. Конкурент - важный элемент системы маркетинга, оказывающий влияние на стратегию маркетинга предприятия в отношении товара, поставщиков, посредников и потребителей.

Кратчайший путь к формированию конкурентного преимущества проходит через те виды деятельности, в которых предприятие зарекомендовало себя лучше всего, а соперники не обладают достаточным опытом и не смогут развиться иначе как за счет высоких затрат или в течение длительного времени. Даже если предприятие не обладает никакими преимуществами, оно должно разрабатывать свою конкурентную стратегию на основе имеющихся ресурсов и приобретенных навыков. Но прежде необходимо изучить конкурентов, их сильные и слабые стороны, сравнить их деятельность с деятельностью ОАО «ИКЗ».

Сведения об основных конкурентах представлены в в прил. 3.  

Основными конкурентами ОАО «ИКЗ» являются предприятия оказывающие подобные строительные услуги населению в г. Иркутске. Это такие конкуренты как ООО «СтройКомплекс», СПОА АУС. По отделочным работам много мелких фирм, которые ведут свою работу на рынке г. Иркутске.

По объему продаж в натуральном выражении конкуренты примерно соответствуют предприятию ОАО «ИКЗ», причем второй конкурент действует на рынке уже 10 лет, что свидетельствует о его относительной устойчивости, учитывая что много предприятий ликвидируются, не проработав и одного года. Недостатком второго конкурента является недостаточная привлекательность упаковки и недостаточно высокий уровень технологии.

2.3. Меры антикризисного управления для предприятия ОАО «ИКЗ»

Мероприятия в сфере производства:

ревизия имеющихся производств предприятия и закрытие неэффективных, непрофильных, технически отсталых производств;

сокращение количества производственных звеньев (производств, цехов, участков);

определение «стратегического ядра» предприятия (наиболее важных, профильных, технически оснащенных или перспективных с рыночных позиций производств или комплексов) и концентрация усилий на улучшении их деятельности;

укрепление трудовой дисциплины, введение персональной ответственности за брак, нарушение технологического режима и т.д.

Вся производственно-техническая  база ОАО «ИКЗ» ориентирована на выпуск строительного кирпича.

Основные потребители продукции завода  - это крупные строительные организации г. Иркутска и физические лица: ООО “Философия города” - 9,5%, ЗАО “Иркутсклесстрой” - 7,30%, Строительное управление Иркут – 7,06%, ООО “МолдРосс” - 5,25%, ООО “Офисстрой” - 4,63%, ЗАО “Парапет” - 4,61%, ООО “Стройторг” - 3,59%, ЗАО “Азнефть” - 3,48%, ОАО “Сибавиастрой” - 2,84%, ООО “Иркутскстроймаш” - 2,32% и др.

Информация о работе Роль и значение антикризисного менеджмента