Роль и значение антикризисного менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2015 в 13:49, курсовая работа

Описание работы

В результате резкого обострения проблем неплатежей, долгов, несостоятельности предприятий, хронической убыточности их производственно-торговой деятельности в условиях формирующегося рынка в первой половине 90-х гг. закрепился термин «антикризисное управление». Он вошел в научный и практический оборот, фигурирует в названиях книг и учебных пособий, но вместе с тем не получил четкой трактовки. С одной стороны, антикризисное управление характеризуется как обобщенное понятие, означающее новое направление управленческой науки, связанное с изучением приемов и методов, позволяющих предотвратить банкротство, с другой - оно трактуется как микроэкономический процесс, представляющий собой совокупность форм и методов реализации антикризисных процедур применительно к конкретному предприятию.

Файлы: 1 файл

Антикризисный менеджмент.docx

— 77.42 Кб (Скачать файл)

Целью любой коммерческой деятельности является получение прибыли, а получение прибыли и ее увеличение в течение жизнедеятельности предприятия достигается различными способами. Одной из основных задач маркетинга является поддержание конкурентоспособности товара, а именно изучение или создание новых потребностей, формирование требуемых свойств товара, отслеживание рыночной позиции товара, его жизненного цикла.

Для всех видов конкуренции (не только для деловой) характерно, что для успеха нужно определить важнейшие факторы победы и каким-то образом достичь преимущества по некоторым из них, при этом не очень сильно ухудшая свои позиции по остальным. Поскольку это основная стратегия конкуренции, и каждый стремится отделить себя от соперников, конкуренция является важнейшим источником разнообразия западных предприятий. Особенно важными для экономического роста и инноваций были следующие типы дифференциации: создание уникальных продуктов, методов производства и сбыта и форм организации.

По управлению издержками

  • поиск более дешевых ресурсов, в т.ч. заменителей или ресурсов, поставляемых на более выгодных условиях (возможно: поиск более качественных ресурсов, улучшающих качество конечного продукта, что позволяет повысить цену при соответствующем информировании покупателя о произведенных изменениях);
  • совершенствование системы учета ресурсов и сокращение необоснованных потерь, введение персональной ответственности за расходование материальных ресурсов;
  • экономия производственных издержек, в первую очередь, по статьям, имеющим наибольший удельный вес в структуре себестоимости (сокращение избыточной численности и изменение системы оплаты труда с учетом результатов деятельности предприятия, нормирование и контроль расхода сырья с введением соответствующей системы стимулирования, введение контроля энергопотребления и экономия энергии и др.);
  • консервация, реализация или списание неиспользуемого имущества, с этой целью снижения затрат по его содержанию;
  • снижение непроизводственных издержек, в первую очередь, по содержанию объектов социальной сферы и т.п.

Мероприятия по управлению оборотным капиталом:

  • ревизия имеющихся оборотных средств (по элементам): выявление неликвидов, безнадежной задолженности;
  • «расчистка» баланса (реализация, списание);
  • разработка и внедрение в практику работы служб предприятия современных методов управления оборотными средствами;
  • контроль за текущим состоянием важнейших слагаемых оборотных активов в процессе производственной и коммерческой деятельности предприятия.

По управлению запасами:

  • расчет минимально-необходимого уровня запасов (с учетом риска нарушения нормального хода производства) и поддержание запасов на этом уровне;
  • экономия издержек по хранению, в первую очередь, по статьям, имеющим наибольший удельный вес;
  • концентрация внимания на запасах, имеющих наибольшую стоимость (АВС-анализ);
  • разработка мер по обеспечению сохранности запасов и избежанию их порчи и ущерба.

По управлением дебиторской задолженностью:

  • оценка платежеспособности покупателей и определение политики предоставления коммерческого кредита для различных групп покупателей и видов продукции;
  • анализ и ранжирование покупателей в зависимости от объемов закупок, истории кредитных отношений и предлагаемых условий оплаты;
  • систематический контроль расчетов с покупателями по отсроченным и просроченным задолженностям;
  • уменьшение дебиторской задолженности на сумму безнадежных долгов;
  • использование системы скидок, стимулирующих своевременную оплату (предоплату, оплату по поставке);
  • определение приемов ускорения востребования долгов и уменьшение безнадежных долгов;
  • контроль за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности;
  • оценка возможности факторинга – продажи (переуступки) дебиторской задолженности.

По управлению кредиторской задолженностью:

  • поиск поставщиков с наиболее выгодными условиями поставки и оплаты;
  • мониторинг реакций кредиторов на задержку платежей (индифферентность до определенного предела, прекращение поставок, изменение условий поставок – цен, размера партий, отмена скидок и др.);
  • индивидуальный подход к различным кредиторам (задержка платежей индифферентным к неплатежам поставщикам, своевременная оплата – применяющим санкции и т.д.);
  • составление оперативных бюджетов и ранжирование платежей в их рамках;
  • контроль исполнения бюджетов.

Сильные и слабые стороны основного конкурента и предприятия ОАО «ИКЗ» представлены в в прил. 4.

 

 

Заключение

Определяющим внутренним условием успеха менеджмента в развитии страны является трансформация сложившейся культуры управленческой деятельности и корпоративной этики на уровень современных достижений, выработанных мировой практикой стандартов.

Повышение результативности систем управления экономикой связано с переходом от традиционного функционального подхода к проблемно-ориентированному.

Становится необходимым переход к новой научной модели управления, основанной на следующих положениях:

главным критерием оценки деятельности деловых организаций будет не прибыльность, а степень удовлетворения интересов конкретных потребителей;

увеличение влияния на эффективность управления интеграционных процессов как внутри системы менеджмента, так и ее связей с внешним окружением;

сокращение и минимизация иерархических уровней в организационных структурах деловых организаций, трансформация пирамидальных структур в плоские;

ориентация горизонтальных структур на управление базовыми процессами деловых организаций в отличие от традиционной функциональной организации управления;

переход от крупных организаций к сети глубоко интегрированных между собой, распространение сетизации как принципа сужения собственной производственной и управленческой деятельности;

привлечение в новые структуры лучших исполнителей как реализация принципа «элитаризация сотрудничества и руководства»;

распространение виртуального управления деятельностью, не требующего физического присутствия исполнителей.

 

Список использованной литературы

  1. Конституция Российской Федерации. — М.: Юридическая литература, 1993.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ и часть третья от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ (с изменениями от 26 января, 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2001 г., 21 марта, 14, 26 ноября 2002 г., 10 января, 26 марта, 11 ноября, 23 декабря 2003 г., 29 июня, 29 июля, 2, 29, 30 декабря 2004 г., 21 марта, 9 мая, 2, 18, 21 июля 2005 г.).
  3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с изменениями от 31 декабря 1999 г., 5 августа, 27 декабря 2000 г., 8 августа, 30 декабря 2001 г., 29 мая, 10, 24 июля, 24 декабря 2002 г., 7 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г., 20 августа, 23, 28, 29 декабря 2004 г.).
  4. Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (с изменениями от 22 августа 2004 г.)
  5. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом? // Экономист. 2012. № 3. С. 15-19.
  6. Белолипецкий В.Г. "Финансы фирмы" // Экономист. 2012. № 5. 29с.
  7. Бородина Е.И. Финансы предприятий. Учебное пособие. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2011. - 208с.
  8. Ворст И., Ревентлоу П.  Экономика фирмы. М.: Высшая школа. 2012. С. 248-265.
  9. Гусева Е.Г. Управление производством на предприятии. Учебно-практическое пособие. М.: Инфра –М, 2012. - 114с.
  10. Ильенкова С.Д. Экономика и статистика фирм - М. : Финансы и статистика, 2012. - 240с
  11. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчётности. М.: Финансы и статистика, 2011 - 512с.
  12. Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент учебное пособие. - М.: Дело и Сервис, 2012. - 304с.
  13. Крейнина М.Н. Финансовое состояние предприятия. Методы оценки  М.: Дис, 2012- 224с.
  14. Моляков Д.С. Финансы предприятий отраслей народного хозяйства // Экономика и жизнь. 2012. № 4. С. 12-18.
  15. Финансовый менеджмент: теория и практика / Под ред. Стояновой Е.С.- М.: Перспектива, 2012

 

Приложение 1

Оценка основных конкурентов ОАО «ИКЗ»

п/п

Показатели конкурентоспособности

ОАО «ИКЗ»

Конкуренты

     

1

2

3

 

Услуги

       

1

Качество

3

4

4

5

2

Стиль

3

2

3

5

3

Наличие торговой марки (престиж)

4

2

3

4

4

Уникальность

2

4

4

5

5

Удобство в употреблении, носке

2

4

4

5

6

Внешний вид

4

3

3

4

7

Право переделки работы

4

5

4

4

8

Гарантийный срок

1

1

1

1

9

Сроки исполнения заказа

3

4

4

5

10

Ассортимент

3

3

3

4

 

Всего:

29

32

33

42

 

Цена

       

1

Исходная (1-высокая, 5-низкая)

4

4

3

2

2

Процент скидки с цены

1

1

1

2

3

Льготная скидка

1

1

1

1

4

Условия кредита

1

1

1

1

 

Всего:

7

7

6

6

 

Каналы сбыта

       

1

Степень охвата рынка

3

4

2

3

2

Эффективность:

       
 

- размещения складских  помещений

5

5

5

5

 

- система контроля, регулирования  запасов

 

4

 

3

 

3

 

4

 

- система транспортировки

4

3

2

3

3

Местоположение

5

5

2

3

 

Всего:

27

26

20

24

 

Продвижение товара на рынке

       

1

Реклама:

       
 

- для потребителей

3

2

1

2

 

- для торговых посредников

1

1

1

1

2

Индивидуальная продажа:

       
 

- стимулы для потребителей

2

2

2

2

 

- демонстрация

1

1

1

1

 

-показ образцов товара (пробный просмотр)

 

3

 

3

 

2

 

5

3

Персонал

2

3

3

4

4

Литература (каталоги, фотографии)

3

2

2

2

5

Продвижение товара по каналам торговли

 

3

 

1

 

1

 

1

 

Всего:

22

17

15

22

 

Общий итог:

85

82

74

94


 

 

 

 

 

Приложение 2

Оценка рынков сбыта

%%

п/п

Показатели

Близлежащий

город или населенный пункт

местонахождения предприятия

Населенные пункты в радиусе 100 км

Рынки, удаленные за 100 км

1.

Уровень спроса

высокий

высокий

средний

2.

Степень удовлетворения спроса

низкий

средний

средний

3.

Уровень конкуренции

средний

средний

высокий

4.

Доля потребителей, готовых купить продукцию

25%

10%

3%


 

Приложение 3

Анализ и оценка конкурентов

№№

п/п

Характеристика конкурирующей

продукции

Основные конкуренты

1-ый

2-ой

1

2

3

4

1.

Объем продаж (в нат. показателях)

40000 м2

50000 м2

2.

Занимаемая доля рынка в %

30,8%

38,5%

3.

Уровень цены, руб./м2

28,4

25,5

4.

Финансовое положение (рентабельность), %

19%

21%

5.

Уровень технологии

средний

средний

6.

Качество продукции

низкое

высокое

7.

Расходы на рекламу

пресса, телереклама

пресса, телереклама

8.

Привлекательность внешнего вида

высокое

низкое

9.

Время деятельности предприятия, лет

1

10


 

 

Приложение 4

Анализ сильных и слабых сторон конкурентов ОАО «ИКЗ»

Факторы, характеризующие предприятие

Преимущества

Недостатки

Оценка

1

2

3

4

Менеджмент предприятия

Предпринимательская культура и философия

Цели и формулируемые стратегии

Система мотивации сотрудников

 

 

к

 

с

 

к

к

к с

Производство

Оборудование

Гибкость производственных линий

Качество производственного планирования и управления

 

 

с

 

к

к с

к с

Научные исследования и разработки

Интенсивность и результаты

Ноу-хау

Использование новых информационных технологий

 

с

 

с

 

 

 

 

к

 

к с

к

Маркетинг

Организация сбыта

Расположение сбытовых филиалов

Фаза «жизненного цикла» у важнейших продуктов

 

с

с

 

с

 

 

 

 

к

 

к

к

Кадры

Возрастная структура

Уровень образования

Квалификация и мотивация труда персонала

   

 

к с

к с

к с

Финансы

Доля собственного капитала

Уровень финансового состояния

Возможности получения кредита

 

к

к

к

 

 

с

с

с

Информация о работе Роль и значение антикризисного менеджмента