Роль конкуренции в предпринимательстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 22:09, реферат

Описание работы

В условиях стремления каждой фирмы к максимизации прибыли и, следовательно, к расширению масштабов хозяйственной деятельности фирмы выступают по отношению друг к другу как конкуренты. Под экономической конкуренцией понимается соревнование экономических агентов на рынке за предпочтение потребителей в целях получения наибольшей прибыли. Именно на этом основано функционирование фирм в современных условиях, в условиях складывающихся рыночных отношений. Конкуренция является необходимым и важнейшим элементом рыночного механизма, но сами ее формы далеко не одинаковы на различных рынках и в различных рыночных ситуациях.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….3
1. Понятие конкуренции……………………………………………………….
1.1 Понятие и основные формы конкуренции………………………………
1.2 Роль конкуренции в экономике. Функции конкуренции………………..
2. Роль конкуренции в становлении и развитии предпринимательсва………
3. Развитие конкурнции………………………………………………………….
3.1 Государственное регулирование конкуренции………………………….
3.2 Первоочередные меры по развитию конкуренции………………………..
3.3 Меры по развитию конкуренции в отдельных отраслях……………….
Заключение………………………………………………………………………
Список литературы………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 51.70 Кб (Скачать файл)

Конкуренция проверяет бизнес на степень его соответствия общественным интересам. Она оказывает давление на производителей, побуждая тех эффективно вести дела и учитывать запросы потребителей. Конкуренция устраняет тех участников, которые доказали собственную неэффективность фирмы, не способные предоставлять потребителям качественные товары по конкурентным ценам, терпят убытки и постепенно вытесняются из бизнеса. Конкуренция является для фирм сильным стимулом создавать продукты улучшенного качества и внедрять более дешевые способы производства. Конкуренция как бы открывает тот тип организации и тот размер фирмы, который минимизирует удельные издержки производства. В отличие от других экономических систем, рыночная экономика не предопределяет и не ограничивает типы фирм, которым разрешено участвовать в конкуренции. Допустима любая форма организации бизнеса будь то фирма, управляемая индивидуальным владельцем, партнерство, корпорация, коллективное предприятие, принадлежащее его работникам, потребительский кооператив, коммуна или что-либо еще. Для того чтобы иметь успех, необходимо пройти всего один тест на эффективность расходования ресурсов. Благодаря рыночной конкуренции издержки и потребительский спрос определят оптимальные тип и размер фирмы на каждом отдельном рынке. Конкуренция способствует установлению равновесной цены, уравнению спроса и предложения. На чисто конкурентном рынке отдельные фирмы осуществляют незначительный контроль над ценой продукции, имеют настолько небольшую часть от общего объема производства, что увеличение или уменьшение ее выпуска не будет оказывать ощутимого влияния на цену товара. Производитель, равно как и покупатель, всегда должен ориентироваться на рыночную цену. Таким образом, конкуренция способствует достижению компромисса между продавцами и покупателями.

 

2. Роль конкуренции в  становлении и развитии предпринимательства

 

Экономическая природа конкуренции связана с расщеплением экономической власти. Это означает, что уже само присутствие конкуренции, с одной стороны, указывает на возможность закрепления за хозяйствующими субъектами определенной экономической свободы, а с другой, что особенно важно,  на рассредоточение экономической власти среди агентов рынка. Поэтому роль конкуренции не исчерпывается лишь ограничительными воздействиями, а служит и питательной средой для развития предпринимательства.

Во-первых, конкуренция уравновешивает частнособственнические устремления отдельных предпринимателей, выражающиеся в требовании свободы для себя и стремлении ограничить ее у других. Ограничивая рыночную власть отдельных фирм, и противодействуя монопольным проявлениям, конкуренция создает благоприятные условия для роста новых предпринимательских начинаний и структур.

Во-вторых, обеспечивая равные принципы состязательности, она противодействует абсолютному доминированию какого-либо из преимуществ фирм, изначально обусловливая существование самых разнообразных их типов и форм. Крупные предприятия выигрывают за счет экономической мощи и масштабности производства. Малые, напротив, компенсируют свою экономическую слабость предпринимательской гибкостью. В то время как специализированные предприятия выигрывают благодаря своей способности к приспособляемости, «фирмы-новаторы» пользуются преимуществами первопроходцев. Отсутствие абсолютных преимуществ делает сосуществование их неизбежным.

Наконец, конкуренция - это и условие предпринимательской активности. Задавая критерии эффективности, и ориентируя предпринимателей на поиск лучших условий хозяйствования, конкуренция обусловливает необходимость непрерывного совершенствования форм и способов хозяйствования, становясь «вечным двигателем» развития самой предпринимательской функции. Не только повышение качества и сокращение затрат, но и поиск новых рынков, создание новых товаров и услуг, применение новых методов предпринимательства становятся повседневной заботой предпринимателя, форм и методов.

Взаимодействие конкуренции и предпринимательства носит не односторонний характер - предпринимательство само оказывает активное воздействие на конкуренцию. Так, если конкуренция обусловливает многообразие предпринимательских структур, то такое многообразие, в свою очередь, способствует как поддержанию высокой конкурентной активности, так и развитию самой конкуренции, ее содержания.

 Предпринимательство как сложное и многообразное социально-экономическое явление прошло исторически длительный этап своего становления. На протяжении нескольких столетий вырабатывались самые целесообразные типы и формы предпринимательской деятельности. Это нашло отражение в определении ее сущности. Форма предприятия оказывает прямое непосредственное воздействие на характер и масштабы привлечения капиталов.

В процессе формирования предпринимательских структур в настоящее время можно выделить две главные тенденции. Первая: преобладание государственных структур, отличающихся негибкостью и слабой степенью приспособляемости к изменяющимся условиям рынка, а также ограниченных в финансовых средствах. И вторая: возникновение и развитие предпринимательского сектора, более гибкого и быстро приспосабливающегося к изменяющемуся рыночному спросу. Между тем, осуществление предпринимательства возможно лишь при наличии определенной предпринимательской среды, под которой понимается общественная экономическая ситуация, включающая в себя степень экономической свободы, наличие (или возможность появления) предпринимательского корпуса, доминирование рыночного типа экономических связей, степень доступа к возможности формирования предпринимательского капитала, возможность использования необходимых ресурсов. Как конституционная организация, способная использовать определенные сочетания ресурсов для производства товара, принимать решения, создавать новшества и идти на риск - предпринимательство является типичным проявлением сущностных черт рыночной экономики. В свою очередь, переход к рынку немыслим без развития предпринимательства в самых разнообразных ею видах и формах. Естественно, что степень цивилизованности и эффективности предпринимательства находится в прямой зависимости от характера и структуры макросреды своего функционирования.

Базовым свойством предпринимательства является экономическая свобода хозяйствующего субъекта, то есть наличие определенной совокупности прав, гарантирующих автономное, самостоятельное принятие решений по поиску и выбору вида, формы и сферы активности, методов ее осуществления, использование продукта и дохода, приносимого данной деятельностью. Показателем степени экономической свободы предпринимательства является число вновь появляющихся (в течение какого-то определенного временного периода) самостоятельных (независимых) предприятий.

Для развития предпринимательства необходимой является конкурентная среда - наличие большого числа производителей - продавцов одинаковой по своему функциональному назначению или взаимозаменяемой продукции. Конкуренция, по общему признанию, является ключевым звеном в функционировании рынка и рыночной экономики в целом. Под конкуренцией в рыночном хозяйстве понимается экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы собственников товаров и услуг за наиболее выгодные условия производства и реализации. Это предполагает отсутствие монопольного производства, препятствующего развитию конкуренции. Роль конкуренции в формировании предпринимательства состоит в выявлении наиболее результативных, эффективных путей развития путем сравнения, отбора лучших способов деятельности.

В условиях конкуренции происходит жесткая проверка идей и личных качеств предпринимателей, уровня их образованности, способности верно ориентироваться в окружающем мире. И на вершину поднимаются лишь те, кто умеет правильно понять и, верно оценить и удовлетворить общественные потребности. Таких оказывается немного. Большинство из огромного числа новых предприятий, как правило, терпит неудачу и исчезает. Одни объявляют себя банкротами, другие самоликвидируются, когда становится ясно, что надежды па успех не сбудутся. Но достаточное число предприятий работают успешно, создавая новые рабочие места, новые области деятельности и новую добавленную стоимость, в которой нуждается современная экономика. Предпринимательство и конкуренция - это звенья одной цепи.

Однако не следует особенно полагаться на естественность и независимость процессов формирования конкурентных отношений и развития предпринимательства. Об этом ярко свидетельствует хозяйственная практика развитых стран. Например, высококонкурентная среда Японии насквозь пронизана государственной регламентацией. Поддержание конкуренции требует непосредственного, а порой жесткого воздействия государственных органов на субъекты предпринимательской деятельности. Это обширная проблема, решение которой требует всестороннее регулирование экономики, включая свободное развитие и многообразие форм собственности и организационно-правовых форм предпринимательской деятельности; ясную и четко ориентированную антимонопольную политику; определение локальных естественных монополий и механизма государственною контроля и регулирования их деятельности.

В российском законодательстве, прежде всего, законе "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (принят 22 марта 1991 г.) имеются конкретные перечисления направлений, по которым возможны рекомендации со стороны Антимонопольного комитета с целью содействия развитию предпринимательства и конкурентных методов ведения хозяйства. Назовем основные из этих направлений:  о предоставлении льготных тарифов, а также об уменьшении налогов или освобождении от них хозяйствующих субъектов, впервые вступающих на данный товарный рынок;

об изменении сфер применения свободных, регулируемых и фиксированных цен, в том числе от установления фиксированных цен на товары, производимые или реализуемые хозяйствующими субъектами, злоупотребляющими своим доминирующим положением;

о создании параллельных структур в сферах производства и обращения, в частности, за счет государственных капиталовложений;

о финансировании мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов;

о лицензировании экспортно-импортных операций и изменении таможенных тарифов;

о внесении изменений в перечни видов деятельности подлежащих ликвидированию.

В настоящее время в период перехода к рынку российское государство, встав на защиту рыночной конкуренции, должно противопоставить монополизму весь свой экономический и политический потенциал, найти действенные средства антимонопольной профилактики, демонтировать опасные для экономики монопольные структуры. Без повышения общего конкурентного тонуса не удастся осуществить ни структурные преобразования производства на основе научно-технического прогресса, ни переход к экономическому росту.

Новые отечественные негосударственные структуры, неготовые к открытой и честной конкуренции, болезненно реагируют на попытки правительства ограничить их монополистическое поведение. Известно, например, как негативно биржевые структуры, тяготеющие к установлению контроля над всей оптовой торговлей, встретили российские законодательные акты, направленные на предотвращение монополизации этого рынка. Поэтому демонополизация экономики была и остается постоянной заботой и обязанностью государства, одним из основных направлений его деятельности.

 

3. Развитие конкуренции

 

3.1 Государственное регулирование конкуренции

 

Одним из основополагающих условий эффективного социально-экономического развития российской экономики является обеспечение свободы конкуренции, за исключением отдельных случаев, определяемых экономической целесообразностью. Поддержка и развитие здоровой конкуренции является одной из основных функций государства, строящего рыночную экономику, в грамотной и успешной реализации которой заинтересованы как субъекты экономической деятельности, так и в конечном итоге все общество.

Государственное регулирование конкуренции вырастает из защиты государством свободы торговли и свободы предпринимательства, представляя собой комплекс последовательных мер, осуществляемых в целях обеспечения условий для состязательности хозяйствующих субъектов, повышения эффективности и конкурентоспособности российской экономики, модернизации предприятий и создания условий для обеспечения экономически эффективным способом потребностей граждан в товарах и услугах.

Структурно-конкурентная политика включает в себя классическую борьбу с монополизированной структурой: принудительное разукрупнение и санкционное преследование злоупотреблений на товарных рынках доминирующим положением. Вместе с тем, государственная миссия состоит еще и в том, чтобы содействовать созданию новых хозяйствующих субъектов, в частности в сфере малого и среднего бизнеса, путем различных дифференцированных регулирующих воздействий: налоговых, ценовых, инвестиционных. При этом необходимо констатировать тот факт, что в последние десятилетия российская конкурентная политика отождествляется с антимонопольной в системе регулирования российской экономики, государственная поддержка конкуренции все еще не позиционируется в качестве основополагающего элемента этой системы, а скорее рассматривается как некая защита интересов предпринимателей. Однако регулирующие функции антимонопольной политики государства не должны исчерпываться правовой охраной экономических свобод конкретных потерпевших и предполагают управляющее воздействие на более широкий круг общественных отношений.

Как отмечается в Программе развития конкуренции в России на период 2011-2015 гг., утвержденной Распоряжением Правительства РФ, основной задачей макроэкономической политики является формирование рыночной среды, благоприятной для ведения бизнеса, развития компаний и рынков, наиболее полного удовлетворения потребностей общества. Поэтому реализуемая государством экономическая политика должна базироваться на конкурентных принципах. Развитие конкуренции - комплексная задача, за решение которой несут ответственность все органы государственной власти. До настоящего времени в качестве основного инструмента политики использовались защитные механизмы. В первую очередь к ним относится применение антимонопольного законодательства. Сложность заключается в том, что антимонопольное регулирование ограничено довольно узким инструментарием и направлено, прежде всего, на устранение правонарушений, а не на развитие конкуренции.

Инструменты, способствующие развитию, а не защите конкуренции:

 налоговая политика; таможенно-тарифное регулирование; планирование; государственные закупки и тарифное регулирование естественных монополий не всегда были направлены на развитие конкуренции или использовались не в полной мере для этих целей. Задача развития конкуренции требует совершенствования и направления использования всех инструментов экономического регулирования и политики на цели развития конкуренции.

Информация о работе Роль конкуренции в предпринимательстве