Роль конкуренции в предпринимательстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 22:09, реферат

Описание работы

В условиях стремления каждой фирмы к максимизации прибыли и, следовательно, к расширению масштабов хозяйственной деятельности фирмы выступают по отношению друг к другу как конкуренты. Под экономической конкуренцией понимается соревнование экономических агентов на рынке за предпочтение потребителей в целях получения наибольшей прибыли. Именно на этом основано функционирование фирм в современных условиях, в условиях складывающихся рыночных отношений. Конкуренция является необходимым и важнейшим элементом рыночного механизма, но сами ее формы далеко не одинаковы на различных рынках и в различных рыночных ситуациях.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….3
1. Понятие конкуренции……………………………………………………….
1.1 Понятие и основные формы конкуренции………………………………
1.2 Роль конкуренции в экономике. Функции конкуренции………………..
2. Роль конкуренции в становлении и развитии предпринимательсва………
3. Развитие конкурнции………………………………………………………….
3.1 Государственное регулирование конкуренции………………………….
3.2 Первоочередные меры по развитию конкуренции………………………..
3.3 Меры по развитию конкуренции в отдельных отраслях……………….
Заключение………………………………………………………………………
Список литературы………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 51.70 Кб (Скачать файл)

Таким образом, основные элементы стратегии в поддержку предпринимательства и конкуренции направлены на обеспечение равных возможностей для всех предприятий, на такое повышение конкуренции, давление которой с течением времени может стать устойчивым, и на улучшение качества условий хозяйственной деятельности. Также в число ключевых приоритетных задач развития конкуренции входит:

сокращение мягкой поддержки предприятий при одновременном стимулировании их реорганизации на рыночных принципах;

создание равных условий для всех предприятий путем реформирования налоговой системы и устранения других обусловленных экономической политикой барьеров на пути новых предприятий, проведения реформ государственного управления и судебной системы на национальном и региональном уровнях;

снижение препятствий для прямых иностранных инвестиций, в том числе количества и сферы действия существующих ограничений на прямые иностранные инвестиции, охватывающих не только промышленность, но также и инфраструктурные монополии и сектор услуг;

ускорение либерализации торговли, в том числе скорейшее вступление в ВТО;

уменьшение международной и региональной сегментации рынков путем коммерциализации и повышения конкуренции в ключевых секторах инфраструктуры, в частности в отрасли связи и в транспортной отрасли; создание режима внедрения здоровой конкуренции, чтобы устранить имеющиеся у промышленных предприятий структурные недостатки по горизонтали и по вертикали;

увеличение доступа малых предприятий к инфраструктуре, финансам и услугам материально-технического снабжения.

Значительная роль в реализации федеральной программы развития конкуренции в России отводится региональному аспекту ее реализации. Одной из приоритетных задач, поставленных Программой развития конкуренции, является рейтингование регионов. Такой подход обусловлен тем фактором, что «проблемные» рынки с точки зрения конкуренции, как правило, имеют региональный аспект. Это такие рынки, как рынки транспортного обслуживания, жилищно-коммунальных услуг, строительства и строительных материалов, социальных услуг, образования, производства и реализации продуктов питания.

Приоритетными задачами региональных программ развития конкуренции являются: упрощение начала и ведения предпринимательской деятельности; сокращение административных барьеров и устранение ограничений для перемещения товаров; организация сбора, анализа и публикации информации о региональных рынках, потребностях в товарах и услугах в целях привлечения новых предпринимателей; повышение информационной прозрачности деятельности органов власти и органов местного самоуправления, включая публикацию основных процедур и результатов деятельности; сокращение прямого участия государственных органов и органов местного самоуправления в хозяйственной деятельности; развитие государственного и муниципального заказа, в том числе расширение практики заказа социальных (медицинских, образовательных) услуг на основе конкурсных процедур; развитие транспортной и энергетической инфраструктуры.

 

3.2 Первоочередные меры по развитию конкуренции

 

Ситуация в экономике в связи с мировым финансовым кризисом стремительно изменяется. Конкуренция становится более жесткой и обретает новые черты. Обостряется борьба между хозяйствующими субъектами за финансовые ресурсы, удовлетворение снижающегося спроса на товары и услуги. В условиях мирового экономического кризиса эта ситуация усугубляется тем, что зарубежные государства в силу повсеместного сжатия спроса предпринимают и будут предпринимать активные действия по защите собственных рынков и поддержке своих предприятий-экспортеров.

Одновременно, Правительством Российской Федерации реализуются антикризисные меры, направленные на оздоровление ситуации в финансовом секторе и на поддержку отдельных отраслей экономики.

Высвобождающиеся финансовые ресурсы, персонал, материально-технические средства из одних отраслей экономики должны без ограничений «перетекать» в другие отрасли, что возможно только при благоприятной конкурентной среде. Кроме того, стоит задача минимизации негативного влияния антикризисных мер на конкуренцию и формирование основы для будущего развития. Одной из важнейших задач в период кризиса является сохранение условий развития малого и среднего бизнеса, прежде всего, за счет обеспечения доступа к кредитным ресурсам, снижения административного давления и расширения рынков сбыта продукции соответствующих участников рынка.

Скорость открытия нового бизнеса, получения кредитных ресурсов, оформления разрешительных документов в органах власти и пр. приобретают в условиях кризиса особое, нередко решающее значение.

Снижение непроизводственных затрат предприятий в виде различного рода административных, инфраструктурных ограничений и барьеров позволит увеличить средства, направляемые на поддержание основной деятельности существующих бизнес-проектов и создаст условия для привлечения в экономику новых предпринимателей.

В это время хозяйствующие субъекты склонны активнее аппелировать к органам государственной власти для использования инструментов государственного регулирования и вмешательства в конкурентной борьбе. Этот фактор повышает значение антимонопольного реагирования на незаконные действия должностных лиц органов власти в интересах отдельных хозяйствующих субъектов.

Однако принимаемые в условиях кризиса местными органами власти экстренные меры поддержки зачастую могут наносить вред конкурентной среде страны в целом. Так, в некоторых регионах действия органов власти направлены на изоляцию «своего» региона, введение ограничений по перемещению товаров, «антикризисного» регулирования отдельных предприятий и дополнительных обременений для бизнеса.

В ряде естественно-монопольных сфер отсутствует ответственность за нарушение правил доступа к услугам, в связи с чем, контроль таких правил осуществляется антимонопольным органом по процедурам, предусмотренным для нарушений антимонопольного законодательства. Такая форма контроля связана со значительными временными издержками, что в условиях стремительно меняющейся обстановки затягивает сроки принятия решений.

В ряде сфер действующий порядок доступа не обеспечивает соблюдения принципа недискриминационности и нуждается в совершенствовании. К таким сферам относятся транспортировка природного газа, авиатопливное обеспечение, а также распределение грузовых вагонов между операторами подвижного состава.

Необходимо отметить, что в мире отмечается значительное сокращение времени совершения сделок, осуществления слияний и поглощений. Только за 2008 год по оценкам экспертов длительность совершения таких сделок сократилась в 2 раза с 142 до 80 дней. При этом зачастую альтернативой слиянию является банкротство компании. В связи с этим излишние и длительные процедуры согласования крайне нежелательны и могут привести к снижению конкурентоспособности российских предприятий по сравнению с зарубежными компаниями.

Важной антикризисной мерой поддержки отечественной экономики является поддержка спроса путем расширения закупок для государственных нужд, а также нужд государственных корпораций и естественных монополий. Однако данная мера будет эффективной только в случае, если выделение государством средств будет осуществляться на максимально доступной, в том числе для малого бизнеса, и прозрачной конкурсной основе.

Конкурентная политика в условиях кризиса должна предусматривать реализацию следующих мер.

Во-первых, следует существенно снизить издержки входа на рынок, в том числе путем снижения административных барьеров и проведения «точечных» мероприятий в отраслях с ярко выраженными препятствиями входа.

Во-вторых, при осуществлении контроля, в том числе антимонопольного, необходимо сместить акцент с контроля за действиями хозяйствующих субъектов в сторону более тщательного контроля за действиями органов власти. Целесообразно силами антимонопольного органа провести серию контрольных мероприятий на предмет выявления нарушений, связанных с созданием органами власти необоснованных препятствий в осуществлении предпринимательской деятельности.

В-третьих, нужно упростить доступ к инфраструктуре естественных монополий. Для этого следует, в частности, ввести ускоренную процедуру рассмотрения нарушений правил недискриминационного доступа к услугам естественных монополий, установить ответственность за их нарушение в форме дисквалификации виновных должностных лиц. Также необходимо утверждение правил недискриминационного доступа к системе магистральных и распределительных газопроводов.

В целях совершенствования авиатопливообеспечения необходимо установление запрета на совмещение деятельности по реализации авиатоплива с иными видами деятельности по авиатопливообеспечению и разработка правил доступа к услугам топливо-заправочных комплексах в аэропортах.

В-четвертых, необходимо расширение поддержки малого бизнеса путем сокращения административного давления на предприятия малого бизнеса, включая введение частичного моратория на проведение проверок до вступления в силу законодательства о снятии административных ограничений, а также моратория на налоговые проверки убыточных компаний по итогам 2008 года (налоговые органы используют показатели эффективности предпринимательской деятельности компании в качестве одного из важнейших критериев назначения налоговой проверки);

обеспечения доступа предприятий малого бизнеса к кредитным ресурсам и возможности проектного кредитования. Данная мера будет эффективной только в случае, если выделение государством средств будет осуществляться на максимально доступной, в том числе для малого бизнеса, и прозрачной конкурсной основе упрощения доступа к инфраструктуре, в том числе снижение платы за технологическое присоединение к электрическим сетям и упрощения процедуры присоединения;

- расширения рынка сбыта  продукции предприятий малого  бизнеса за счет увеличения  возможности участия в проведении  специализированных торгов по  государственным закупкам (повышение  величины максимального лота).

В-пятых, сокращение количества сделок, подлежащих предварительному согласованию с ФАС России, в первую очередь исключение обязательного согласования сделок внутри группы лиц.

В-шестых, формирование эффективной, максимально доступной и прозрачной конкурсной системы размещения государственных заказов, заказов госкорпораций и естественных монополий, в том числе путем расширения практики размещения заказов на электронных аукционах, установления обязанности размещения заказов на поставку товаров и услуг для государственных корпораций и естественных монополий на конкурсной основе.

В-седьмых, разработка и реализация комплекса мер, направленных на повышение территориальной и отраслевой мобильности трудоспособного населения и предусматривающего, в том числе:

-снижение административных  барьеров, препятствующих мобильности  трудовых ресурсов (в том числе, упрощения процедуры регистрации  по месту пребывания, получения  услуг в рамках системы обязательного  медицинского страхования);

-создание необходимой  инфраструктуры услуг транспорта  и найма жилья (в частности, субсидирование  части стоимости аренды жилья  для мигрантов - граждан Российской  Федерации, выделение части выкупаемых  за счет средств федерального  бюджета квартир для сдачи  в аренду мигрантам-гражданам  Российской Федерации, субсидирование  стоимости перевозки личного  имущества мигрантам-гражданам Российской  Федерации);

-развитие системы переквалификации  кадров (формирование государственного  заказа на переобучение и распределение  его в соответствии с требованиями  закона о размещении государственного  заказа);

-оказание финансовой  поддержки работодателям по организации  дополнительных рабочих мест  для обеспечения трудоустройства  и занятости безработных граждан (при приеме на работу гражданина, которому выплачивается пособие  по безработице, денежные средства, предназначенные для выплаты  такого пособия, поступают работодателю  в счет заработной платы работника  весь период, предусмотренный трудовым  законодательством для выплаты  пособия).

В-восьмых, в целях развития конкуренции в сфере железнодорожного транспорта необходимо создать специализированный информационно-торговый центр («биржу») вагонов. На основе информации единого центра операторы подвижного состава смогут заключать контракты (свопы) по обмену вагонами, что позволит выстроить более эффективную логистику перевозок.

 

 

 

 

3.3 Меры развития конкуренции  в отдельных отраслях

 

Уровень развития и состояния конкурентной среды значительно отличается в зависимости от отрасли или рынка, что связано с различными условиями функционирования, историей и этапом развития отрасли, ценовой ситуацией и ее изменениями и множеством других значимых факторов. Это требует разработки специальных мер развития конкуренции в отдельных отраслях.

Выбор отраслей обусловлен их значимостью для экономики в целом (доля вклада в ВВП, включенность товаров в большое количество цепочек стоимости, инфраструктурный характер для других отраслей), а также остротой текущих проблем связанных с конкурентной средой.

Перечень отраслей не является исчерпывающим и будет корректироваться по мере реализации Программы развития конкуренции, в том числе на основе практики применения антимонопольного законодательства и регулярного анализа рынков, проводимого Министерством экономического развития, Федеральной антимонопольной службой, а также на основе предложений иных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Также будут уточняться и совершенствоваться предложенные меры по развитию конкуренции в соответствующих отраслях. В рамках реализации Программы будет организованы обсуждение и доработка каждого из отраслевых разделов Приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Сегодня можно с удовлетворением констатировать, что традиционно существовавший разрыв между Россией и развитыми капиталистическими странами в области теории и практики конкуренции, по крайней мере, перестал углубляться. Реальный переход к рыночным отношениям объективно потребовал более серьезного отношения к этому. Положительные черты конкуренции очевидны. При наличии конкуренции на рынке производители постоянно стремятся снизить свои производственные затраты, чтобы увеличить прибыль. В результате повышается производительность, снижаются издержки и компания получает возможность уменьшить цены. Конкуренция также побуждает производителей улучшать качество товаров и постоянно увеличивать разнообразие предлагаемых товаров и услуг. Т. о. производители вынуждены постоянно бороться с конкурентами за покупателей на рынке сбыта путём расширения и улучшения ассортимента высококачественных товаров и услуг, предлагаемых по более низким ценам. От этого выигрывает потребитель. Однако, как показала практика, большинство российских предприятий не готово к активному ведению конкурентной борьбы. В условиях либерализации цен и скачка инфляции промышленность оказалась в тяжелом положении.

Информация о работе Роль конкуренции в предпринимательстве