Роль лидера и культура руководства в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 06:40, контрольная работа

Описание работы

Лидерство – важнейший компонент эффективного руководства. Оно встречается везде, где есть устойчивое объединение людей. Само слово «лидер» означает «вождь», «ведущий». Несмотря на кажущуюся простоту этого понятия, в современной науке, при наличии общности исходных позиций различных авторов, лидерство характеризуется неоднозначно.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие и содержание лидерства…………………………………………...5
2. Типология лидерства…………………………………………………………7
3. Культура организации………………………………………………………10
4. Роль лидера в управлении организацией
4.1. Роль лидера в управлении организационной культурой………………..14
4.2. Роль лидера в управлении коммуникацией……………………………...17
4.3. Роль лидера в управлении персоналом…………………………………..20
5. Типы подчиненных и особенности управления…………………………..24
Заключение………………………………………………………………………28
Список использованной литературы…………………………………………...29

Файлы: 1 файл

Лидерство.docx

— 66.43 Кб (Скачать файл)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РФ

ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО

БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

В Г.НОВЫЙ УРЕНГОЙ

 

 

 

Контрольная работа

По дисциплине: «Лидерство»

Тема: «Роль лидера и культура руководства в организации»

 

 

Выполнила :

Студентка 3 курса ОЗО

Специальность «Менеджмент»

Гагарина А.А.

 

Проверил преподаватель:

Тараканова Е.В.

 

г. Новый Уренгой

2013г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

 

  1. Понятие и содержание лидерства…………………………………………...5
  2. Типология лидерства…………………………………………………………7
  3. Культура организации………………………………………………………10

  4. Роль лидера в управлении организацией

  4.1. Роль лидера в управлении организационной культурой………………..14

  4.2. Роль лидера в управлении коммуникацией……………………………...17

  4.3. Роль лидера в управлении персоналом…………………………………..20

  1. Типы подчиненных и особенности управления…………………………..24

 

Заключение………………………………………………………………………28

 

Список использованной литературы…………………………………………...29

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Лидерство – важнейший  компонент эффективного руководства. Оно встречается везде, где есть устойчивое объединение людей. Само слово «лидер» означает «вождь», «ведущий». Несмотря на кажущуюся простоту этого понятия, в современной  науке, при наличии общности исходных позиций различных авторов, лидерство  характеризуется неоднозначно.

Лидерство отличается от руководства, которое предполагает достаточно жесткую  и формализованную систему отношений  господства – подчинения. Лидер  – это символ общности и образец  поведения группы. Он выдвигается, как  правило, снизу, преимущественно стихийно и принимается последователями.

Людей, имеющих власть в  организации, можно разделить на три категории: формальный руководитель, неформальный лидер и формальный лидер. Формальный лидер имеет полный набор инструментов влияния, следовательно, имеет больший шанс на успех.

Анализ природы лидерства  показывает, что оно проистекает  из определенных потребностей людей  и их объединений, которые и призваны удовлетворять лидеры. Более детально природу лидерства раскрывают его  различные теории.

Теория черт объясняет  феномен лидерства выдающимися  качествами человека, такими как ум, воля, целеустремленность, организаторские  способности, компетентность и др. Согласно концепциям харизматического лидерства  последователи испытывают вдохновение  от лидера и стремятся во всем ему  подражать. В факторно-аналитической теории вводится понятие целей и задач, связанных с конкретной ситуацией, которые формируют стиль поведения лидера. Разработчики ситуационной теории исходили из того, что конкретные обстоятельства определяют отбор лидера и детерминируют его поведение. Теория конституентов признает роль последователей решающей в феномене лидерства. Психологические теории описывают, как внутренние побуждения человека к занятию руководящих позиций влияют на становление, характер и направленность лидера.

Значимость лидерства  для руководства организацией поднимает  вопрос о влиянии на данное явление. Лидерством необходимо управлять (насколько  это возможно), т. е. Выделять лидеров, развивать конструктивных и устранять  деструктивных лидеров.

Важная роль отводится  лидеру в создании и управлении организационной  культурой. В зависимости от типа организационной культуры лидер  выполняет различные функции.

Эффективность лидерства  непосредственно связана со способностью лидеров руководить организационной и межличностной коммуникацией, воздействуя на ее характер.

Роль лидера в управлении персоналом определяется его усилиями по отбору достойных претендентов на членство в рабочей группе, он должен направлять групповую энергию на решение организационных целей. Лидерство также находит выражение  в воздействии на членов группы, побуждает их проявлять свои сильные  личностные качества и сдерживать проявление слабых черт характера. Результативность работы лидера проявляется в его  способностях управлять социальными  конфликтами. Управление социальным конфликтом складывается из последовательной деятельности лидера, стремящегося конструктивно  повлиять на ситуацию, вызвавшую конфликт, на участников конфликта и характер взаимодействия всех заинтересованных субъектов. В зависимости от характера  конфликта и особенностей его  участников лидер, старающийся управлять  конфликтом. Может выбирать роль посредника или судьи.

Стратегия развития организации  и эффективность лидерства связаны  с объективными и субъективными  возможностями лидера, его способностью, во-первых, управлять коалициями, во-вторых, создавать и укреплять отношения  сотрудничества и партнерства с  организациями, взаимодействие с которыми становится существенным фактором эффективной  деятельности организации.

Незаменимая роль лидера в  осуществлении изменений состоит  в определении идеи нововведений, формировании на ее основе целей, общности видения и стратегии изменений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                         1.Понятие и содержание лидерства

Слово лидер происходит от английского lead (вести). Значит, лидер – это ведущий, идущий впереди. Лидер – член организации, обладающий высоким личным статусом, оказывающий сильное влияние на мнение и поведение окружающих его людей, членов какого-либо объединения, организации и выполняющий комплекс функций.

Лидерство можно определить как тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном  для данной ситуации сочетании различных  источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих  целей. Из этого определения следует, что лидерство является функцией лидера, последователей и ситуационных переменных.

Лидерство основывается на определенных потребностях сложно организованных систем. К ним относится, прежде всего, потребность в самоорганизации, упорядочении поведения отдельных  элементов системы в целях  обеспечения ее жизненной и функциональной способности. Такая упорядоченность достигается благодаря вертикальному (управление — подчинение) и горизонтальному (коррелятивные одноуровневые связи, например, разделение труда и кооперация) распределению функций и ролей, и прежде всего выделению управленческой функции и осуществляющих ее структур, которые для своей эффективности обычно требуют иерархической, пирамидальной организации. Вершиной такой управленческой пирамиды и выступает лидер.

Четкость выделения лидирующих позиций зависит от типа общности, составляющей систему, и ее взаимоотношений  с окружающей средой. В системах, характеризующихся низкой групповой  интеграцией и высокой степенью автономии и свободы различных  элементов и уровней организации, функции лидера выражены слабо. По мере же усиления потребностей системы, самих  людей в сложно организованных коллективных действиях и осознания этих потребностей в форме коллективных целей спецификация функций лидера и его структурное, институциональное обособление  повышаются.

Анализ природы лидерства  показывает, что оно проистекает  из определенных потребностей людей  и их объединений, которые и призваны удовлетворять лидеры.

По механизму своего выдвижения лидер может быть формальным или  неформальным. В первом случае его  назначают сверху или же выдвигают  и избирают и он приобретает, таким  образом, официальный статус руководителя. Неформальный же лидер может проявиться и получить признание в коллективе, организации в силу своих ярко выраженных индивидуальных, социальных, политических, психологических и иных качеств. Своим авторитетом и влиянием неформальный лидер воздействует на поведение людей и может составить оппозицию формальному руководителю.

Сила и принуждение  при лидерстве часто заменяются побуждением и воодушевлением. В  результате лидерского подхода воздействие  основывается на принятии людьми требований лидера без явного или прямого  проявления власти. Способность лидера влиять на людей дает ему возможность  использовать власть и авторитет, получаемые от его последователей.

В целом лидерские отношения  отличает то, что последователи признают лидера составной частью организации  только тогда, когда он доказал свою компетентность и ценность. Лидер  получает свою власть от последователей, поскольку они признают его в  качестве лидера. Для поддержания  своей позиции лидер должен предоставлять  им возможность удовлетворять свои потребности, которые не могут быть достигнуты по-другому. В ответ они  удовлетворяют лидерскую потребность  во властвовании и возвышении над  ними, а также оказывают ему  необходимую поддержку в достижении организационных целей.

Неудачи постигают лидеров  по разным причинам, но успех к лидерам  приходит во многом при наличии у  них достаточно одинаковых способностей и умений. Изучение опыта работы многих лидеров-практиков свидетельствует. Что для успеха им необходимо иметь способность создавать образ будущего состояния организации и доведения его до последователей. Также успешного лидера характеризует то, что он наделяет последователей соответствующими правами и полномочиями по осуществлению выраженной в видении цели, может признать свои слабые стороны и привлечь для их устранения необходимые ресурсы, в том числе и людские. В передаче последователям видения в такой форме, чтобы оно вселяло в них энтузиазм и обязательства, лидеру может помочь использование эффективной коммуникации.

В современных условиях эффективное  лидерство – это не железная или  твердая рука, а высокая чувствительность к потребностям последователей, которая  прояв-ляется в развитии работников, во включении их в групповую работу, в оказании им помощи в достижении личных целей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        2. Типология лидерства

Богатство сторон, аспектов лидерства определяет многообразие его типологии. Наиболее простой и широко распространенной классификацией лидерства в организации является выделение его трех типов (иногда их называют ролями лидера):

1. Деловое лидерство. Оно характерно для групп, возникающих на основе производственных целей. В его основе лежат такие качества, как высокая компетентность, умение лучше других решать организационные задачи, деловой авторитет, опыт и т.п. Деловое лидерство наиболее сильно влияет на эффективность руководства.

2. Эмоциональное лидерство. Оно возникает в социально-психологических группах на основе человеческих симпатий, притягательности межличностного общения. Эмоциональный лидер вызывает у людей доверие, излучает теплоту, вселяет уверенность, снимает психологическую напряженность, создает атмосферу психологического комфорта.

3. Ситуативное лидерство. Строго говоря, по своей природе оно может быть и деловым, и эмоциональным. Однако его отличительной чертой является неустойчивость, временная ограниченность, связь лишь с определенной ситуацией Ситуационный лидер может повести за собой группу лишь в определенной ситуации, например при всеобщей растерянности во время пожара.

По содержанию различают:

· лидеров-вдохновителей, разрабатывающих  и предлагающих программу поведения;

· лидеров-исполнителей, организаторов  выполнения уже заданной программы;

· лидеров, являющихся одновременно и вдохновителями и организаторами.

По стилю различают:

· Авторитарный. Это лидер, требующий монопольной власти. Он единолично определяет и формулирует  цели и способы их достижения. Связи  между членами группы сведены  до минимума и проходят через лидера или под его контролем. Авторитарный лидер пытается повысить активность подчиненных административными  методами. Его главное оружие –  «железная требовательность», угроза наказания, чувство страха. Отнюдь не все авторитарные лидеры грубые, импульсивные люди, по их роднит холодность, властность. Психологический климат в группе, где практикуется этот стиль лидерства, характеризуется недостатком доброжелательности и взаимного уважения между лидером  и его последователями. Авторитарный стиль экономит время и дает возможность  предсказать результат, но при его  использовании подавляется инициатива последователей, и они превращаются в пассивных исполнителей.

· Демократический. Этот стиль, по мнению большинства исследователей. Оказывается более предпочтительным. Подобные лидеры обычно тактичны, уважительны, объективны в общении с членами  группы. Социально-пространственное положение  лидера – внутри группы. Такие лидеры инициируют максимальное участие каждого  в деятельности группы, не концентрируют  ответственность, а стараются распределить ее среди всех членов группы, создают  атмосферу сотрудничества. Информация не монополизируется лидером и доступна членам коллектива. При данном стиле  усиливаются личные обязательства  последователей по выполнению работы через участие в управлении, однако, для принятия решений требуется  намного больше времени, чем при  авторитарном стиле.

· Пассивный. Такого лидера характеризует отсутствие похвалы, порицаний. Предложений. Он старается  уйти от ответственности, перекладывая ее на подчиненных. Установка подобного  лидера – по возможности незаметное пребывание в стороне. Лидер избегает конфликтов с людьми и устраняется от разбора конфликтных дел, передавая их своим заместителям и другим людям, старается не вмешиваться в ход деятельности группы. Этот стиль позволяет начать дело так как видится возможно более компетентным подчиненным без вмешательства лидера. Однако группа может потерять скорость и направление движения без лидерского вмешательства.

Информация о работе Роль лидера и культура руководства в организации