Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 06:40, контрольная работа
Лидерство – важнейший компонент эффективного руководства. Оно встречается везде, где есть устойчивое объединение людей. Само слово «лидер» означает «вождь», «ведущий». Несмотря на кажущуюся простоту этого понятия, в современной науке, при наличии общности исходных позиций различных авторов, лидерство характеризуется неоднозначно.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие и содержание лидерства…………………………………………...5
2. Типология лидерства…………………………………………………………7
3. Культура организации………………………………………………………10
4. Роль лидера в управлении организацией
4.1. Роль лидера в управлении организационной культурой………………..14
4.2. Роль лидера в управлении коммуникацией……………………………...17
4.3. Роль лидера в управлении персоналом…………………………………..20
5. Типы подчиненных и особенности управления…………………………..24
Заключение………………………………………………………………………28
Список использованной литературы…………………………………………...29
Многие исследователи
не выделяют этот стиль как особый,
ограничиваясь
По характеру деятельности различают:
· универсальный тип, т. е. Постоянно проявляющий качества лидера;
· ситуативный, проявляющий качества лидера лишь в определенной ситуации.
Типы восприятия лидера отдельными членами группы часто не совпадают или накладываются друг на друга. Так, один сотрудник может оценивать лидера как «одного из нас», другие же воспринимают его одновременно и как «лучшего из нас», и как «служителя» и т.п.
Лидерство различается по силе влияния на членов группы (организации). Одного лидера люди слушаются беспрекословно, советам же или указаниям другого следуют лишь до тех пор, пока они не вступают в противоречие с их собственными интересами и установками.
В зависимости от направленности влияния на реализацию целей организации лидерство делится на:
- конструктивное (
- деструктивное (дисфункциональное), т.е. формирующееся на базе стремлений, наносящих ущерб организации (например, лидерство в сфор-мировавшейся на предприятии группе воров или взяточников);
- нейтральное, т.е. не влияющее непосредственно на эффективность производственной деятельности (например, лидерство в группе работающих в одной организации садоводов-любителей).
Конечно, в реальной жизни грани между этими типами лидерства подвижны, особенно между конструктивным и нейтральным лидерством.
Конструктивное лидерство,
как уже отмечалось, — один из
важнейших компонентов
Деятельность любой
Термин "культура" произошел от латинского
слова culture и означает "возделывание,
образование, воспитание".
Культура организации (организационная
культура, корпоративная культура)
- это не только оригинальная смесь
ценностей, отношений, норм, привычек,
традиций, форм поведения и ритуалов,
но и вся среда обитания организации,
присущий ей стиль отношений и
поведения. Культура организации - это
хорошо согласованная совокупность
организационных, управленческих, технологических
и неформальных межличностных отношений,
которая достигается при
Распространяющаяся в
настоящее время в мире теория
корпоративной культуры является вариантом
соединения японского и американского
стилей управления.
Основное назначение культуры организации
- создать ощущение идентичности всех
членов организации, образ коллективного
"мы".
Функции культуры организации
многообразны, к их числу относятся.
1. Охранная функция. Культура представляет
собой своеобразный барьер для нежелательных
тенденций и отрицательных явлений внешней
среды, нейтрализует негативное воздействие
внешних факторов.
2. Интеграционная функция.
Прививая определенную систему
ценностей, организационная
приобрести благоприятное впечатление
о фирме, в которой он работает;
ощутить себя членом единого коллектива
и определить свою ответственность перед
ним.
3. Регулирующая функция. Культура организации
включает в себя неформальные, неписаные
правила поведения работников. Эти правила
определяют последовательность выполнения
работ, характер рабочих контактов, формы
обмена информацией и т.д.
4. Замещающая функция.
Корпоративная культура
5. Функция адаптации. Наличие
культуры организации
6. Образовательная и развивающая
функция. Культура всегда
7. Функция управления качеством. Качество работы и рабочей среды переходит в качество продукции.
8. Функция ориентации на потребителя.
9. Функция регулирования
партнерских отношении. Культура организации
развивает и дополняет нормы и правила
поведения, выработанные экономической
культурой рынка.
10. Функция приспособления организации
к нуждам общества.
Действие этой функции создает наиболее
благоприятные внешние условия для деятельности
фирмы.
Понятие культуры организации нелегко для восприятия, его трудно определить, тем более осязать. Тем не менее культура организации существует и имеет существенное значение для эффективного руководства.
Сигналами, позволяющими прийти
к пониманию культуры организации,
могут выступать: внешняя обстановка,
интерьер, о многом говорит архитектура.
Классические фасады, мраморные холлы
офисов рассматриваются как признак
консерватизма, солидности, респектабельности.
Некоторые так увлекаются видимой
стороной респектабельности, что забывают
о клиентах. Брошюры, проспекты и
другой рекламный материал, который
выпускает компания, тоже очень показательны.
Они несут в себе информацию о
культурных ценностях компании. Ежегодные
отчеты, а также ведомственная (внутрифирменная)
газета показывают, на что ориентирована
компания - на клиента либо на конечный
результат. Степень культуры организации
можно без труда оценить, выступив в качестве
ее клиента. Достаточно несколько минут
провести в приемной руководителя или
обратиться с письмом в фирму.
Основные элементы культуры организации:
организационные ценности;
нравственные принципы и деловая этика (как важнейший компонент культуры организации!);
методы мотивации работника;
организация труда и способы контроля;
стиль руководства;
пути разрешения конфликтов, поведение в ситуации кризиса;
коммуникационная система, язык общения.
Многие из этих элементов культуры раскрыты в соответствующих главах данного учебника. Здесь рассмотрим базовый элемент культуры организации - организационные ценности. К ним можно отнести явления, предметы и процессы, направленные на удовлетворение потребностей членов организации и признающиеся в качестве таковых большинством членов организации. Что это за ценности?
1. Цели организации. Любая
организация создается для
2. Заказчики, потребители.
Именно в связи с ними
3. Экономическая эффективность,
получение прибыли. В условиях
товарного производства это
4. Количественный и качественный
уровень социальной политики
организации. Функционирование
5. Внутриорганизационные ценности - дисциплина, ответственность, новаторство, инициатива, творчество работников.
6. Вера в руководство,
успех, в свои силы, во взаимопомощь,
в этичное поведение, в
7. Образование работников (в самом широком смысле!): процедура информирования, участие в обучающих программах, значение процесса повышения квалификации.
8. Знаково-символическая система - обряды (система символов в действии), мифология (система словесных принципов), ритуалы, одежда, статус, награды и т.д.
По Оучи, существуют три наиболее распространенных типа культуры организации: рыночная, бюрократическая и клановая.
Рыночная (предпринимательская) культура базируется на господстве стоимостных отношений, поэтому руководство и персонал ориентируются главным образом на рентабельность. Эффективность определяется на основе стоимостных показателей, связанных прежде всего с издержками производства. Предприятия с данным типом культуры могут длительное время работать нормально, они эффективны.
Бюрократическая (административная) культура основывается на системе власти, которая осуществляет регламентацию всей деятельности предприятия в форме правил, инструкций и процедур. Источником власти в данной организации является компетентность. Данная культура эффективна в стабильных, хорошо прогнозируемых ситуациях. Но в моменты кризиса эта эффективность падает.
Клановая культура - не альтернатива
двум первым, а их дополнение, может
существовать внутри как рыночной,
так и бюрократической
4.Роль лидера в управлении организацией.
4.1. Роль лидера в управлении организационной культурой.
Лидерство и культура представляют
собой два взаимосвязанных
Организационная культура –
это совокупность доминирующих стереотипов,
ценностей и правил, которые находят
свое логическое воплощение в типичных
и поощряемых моделях поведения,
взаимодействия членов организации
друг с другом и с представителями
внешней среды, а также в различных
продуктах организационной
Элементами организационной культуры являются:
o совокупность типичных стереотипов восприятия, убеждений, переживаний, ценностей, норм и правил, ритуалов и традиций;
o наблюдаемые и ненаблюдаемые общие модели поведения и взаимодействия членов организации друг с другом, а также с представителями внешней среды;
o технология производства товаров и услуг;
o любые материальные продукты деятельности, включая планировку офисов и производственных помещений, рекламу, книги и т. д.;
o любые продукты социальной реальности нематериального характера (идеи, оценки, рейтинги и т. д.).
Организационная культура отражается в способах интеграции членов организации и в методах ее взаимодействия с внешней средой. Организационная культура формирует определенный стиль взаимодействия членов организации с постоянно изменяющейся внешней средой, позволяющей организации выжить и/или развиваться.
Организационная культура представляет собой постоянно развивающийся и совершенствующийся социальный феномен. Она существует и трансформируется под влиянием многих факторов, которые обуславливают спонтанность изменения черт и доминирующих элементов. Единственным фактором, в рамках которого удается сознательно воздействовать на развитие организационной культуры, является лидерство. Лидерство можно прежде всего воспринимать как процесс совершенствования организационной культуры, позволяющий развивать такие элементы, которые в своей совокупности будут обеспечивать эффективную деятельность организации по реализации стратегических целей. Если нет заботы о повышении эффективности организационной деятельности, то воздействие лидера на организационную культуру теряет смысл. С учетом вышеупомянутой роли лидера его задачами являются:
1. Выделение уникальных черт субкультур различных стабильных социальных групп и интеграция этих особенностей в ведущую культуру.
2. Культивирование таких черт культуры, которые определяют эффективность организации (посредством мотивации и обучения персонала).
3. Изменение тех черт общей культуры или субкультуры определенной группы, которые препятствуют эффективной деятельности организации.
Каждый тип организационной
Информация о работе Роль лидера и культура руководства в организации