Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 06:40, контрольная работа
Лидерство – важнейший компонент эффективного руководства. Оно встречается везде, где есть устойчивое объединение людей. Само слово «лидер» означает «вождь», «ведущий». Несмотря на кажущуюся простоту этого понятия, в современной науке, при наличии общности исходных позиций различных авторов, лидерство характеризуется неоднозначно.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие и содержание лидерства…………………………………………...5
2. Типология лидерства…………………………………………………………7
3. Культура организации………………………………………………………10
4. Роль лидера в управлении организацией
4.1. Роль лидера в управлении организационной культурой………………..14
4.2. Роль лидера в управлении коммуникацией……………………………...17
4.3. Роль лидера в управлении персоналом…………………………………..20
5. Типы подчиненных и особенности управления…………………………..24
Заключение………………………………………………………………………28
Список использованной литературы…………………………………………...29
Индивидуальные представления
членов группы относительно их роли и
влияния, а также о характере
групповой деятельности не сбываются.
Мало того, усилия группы сконцентрированы
на борьбе за власть и влияние в
группе, а не на выполнении задания.
Расхождение между
Его поведение и деятельность по установлению целей и задач, а также по управлению группой подвергаются критике. В этой ситуации, если лидер проявит неуверенность и, признавая законность критики, принимает обвинения в свой адрес, меняя тактику или задачи группы по выполнению задания, то он неизбежно теряет авторитет и влияние в группе. Одновременно происходит возврата группы к первой стадии своего развития.
Если лидер продолжает контролировать ситуацию, последовательно осуществляя воздействие на членов группы (дабы прояснить их индивидуальные роли и задачи, а также согласовать групповую деятельность), то постепенно атмосфера в коллективе начинает меняться по мере сближения мнений и проявления готовности членов группы к компромиссам. Задачами управленческого лидера на этой стадии развития группы являются:
· обеспечение устойчивой
и ясной связи между
· проявление интереса к потребностям и особенностям членов группы
· определение критериев групповой деятельности, ценностей и норм;
· мотивация членов группы к достижениям;
· разрешение конфликтов и противоречий;
· проявление отношения к
процессам распределения
· прояснение индивидуальных и групповых задач.
Конфликты и проявления индивидуальных мотивов подводят членов группы к пониманию важности согласия и групповой сплоченности как факторов эффективности групповой деятельности. В группе возрастает персональная ответственность членов за конечный результат групповой деятельности. В этой ситуации группа переходит к третьей стадии развития – выработке групповых правил взаимодействия и норм деятельности. Фиксируется сложившийся баланс силы и влияния членов группы, их социальные роли и статус в группе.
Внимание группы постепенно
переключается с проблем
· обеспечение связи
· мотивация развития взаимоотношений и взаимодействия;
· уточнение задач и заданий;
· подчеркивание статуса группы и ее членов;
· развитие мотивации к достижениям;
· поощрение инновации и самостоятельности;
· поощрение развития групповой сплоченности и сработанности.
Лидерство в условиях групповой динамики и его эффективность определяется способностями лидера воспринять и удовлетворить специфические потребности группы на каждой стадии и выбрать стиль воздействия (модели поведения) в соответствии с готовностью членов группы подчиниться и выполнить задание. Эффективная групповая деятельность возможна лишь при гармоничном сочетании индивидуальных и групповых потребностей с обеспечением необходимых условий для выполнения задания.
Даже небольшой опыт работы позволяет лидеру заметить различия подчиненных в проявлении склонности к определенному типу задания и реакции на усилия руководителя по контролю и обеспечению обратной связи. Специалисты выделяют два разных типа подчиненных:
· подчиненных, ориентированных на цель;
· подчиненных, ориентированных на задание.
Сотрудник, относящийся к первому типу подчиненного, предпочитает совместно с лидером прояснить конечную цель, свои ресурсы и возможности (полномочия и ответственность) и оставляет за собой право самостоятельно доработать план мероприятий по выполнению задания. Он с энтузиазмом принимает вызов постоянно изменяющейся среды и воспринимает себя как агента перемен.
Подчиненный второго типа предпочитает получить от управленческого лидера детальную инструкцию по выполнению задания, включающую сроки выполнения, описание ресурсов и т. д. Он комфортно ощущает себя в стабильной обстановке, при устоявшихся правилах и процедурах.
5.Типы подчиненных и особенности управления.
Подчиненным, ориентированным на цель
· Демонстрировать статус и власть
· Предоставлять право свободного графика работы
· Находить обратную связь и проводить оценки деятельности подчиненного по результатам работы
· Обеспечить материальное стимулирование и выработать критерий оценки эффективного достижения цели
· Поручать задания, требующие
творческого подхода и
· Дать право на ошибку
подчиненным, ориентированным на задание
· Избегать подчеркивания статуса и власти
· Обеспечить нормированный рабочий день
· Демонстрировать одобрение индивидуальных усилий по работе над заданием
· Дать ясные критерии стимулирования,
разработать систему
· Поручать рутинную работу, не предполагающую инновационные решения
· Обеспечить обсуждение деталей выполнения задания
Каждый тип подчиненного требует от лидера специфического подхода для максимально эффективного использования индивидуального потенциала любого сотрудника.
Если лидер не предпринимал
специальных мер по отбору персонала,
отвечающего определенным требованиям,
то, скорее всего, в составе группы
будут представители обоих
В результате взаимодействия членов организации закономерно возникают противоречия и конфликты. Социальный конфликт – это особый вид взаимодействия двух и более индивидов, между которыми возникло какое-либо противоречие.
В силу природы человека
и социально-психологических
В зависимости от характера конфликта, мотивов участников и влияния, которое он оказывает на организационную деятельность, определяется роль управленческого лидера в его урегулировании. Лидер может выполнять роль посредника между противоборствующими сторонами или судьи.
В первом случае он сосредотачивает свои усилия и усилия других конструктивно настроенных членов организации на сближении позиций сторон, достижении согласия по спорным вопросам. Лидер вмешивается в конфликт или переговоры с целью оказать помощь в достижении оптимального решения по предмету конфликта.
Во втором случае лидер, опираясь
на статусную власть и/или власть
личностного авторитета, оценивает
ситуацию и принимает решение
о прекращении конфликта
4.4. Роль лидера в управлении внешними связями
Интересы своей организации во внешней среде представляет, в основном, формальный лидер. Взаимодействие управленческого лидера с руководителями и лидерами других организаций, каждый из которых преследует совсем другие цели (обладая не меньшим управленческим опытом, статусной властью и личностным влиянием), зачастую являются ключевым показателем силы самого лидера и успешности деятельности организации в целом.
Во внешней среде лидер вступает в коалиции и партнерские отношения. Коалиция – это объединение двух и более субъектов для достижения ощутимых результатов своей деятельности. Партнерство – такое взаимодействие субъектов, при котором совместная деятельность осуществляется на основе взаимных интересов и в соответствии с заранее согласованными правилами.
Роль лидера в коалициях носит двойственный характер. Во-первых, он является представителем своей организации в ряде внешних коалиций, защищающих общие интересы во взаимодействии с какой-либо организацией или группой; во-вторых, он сам активно взаимодействует с внешними коалициями, которые оказывают действие на деятельность его организации. Двойственность положения формального лидера нельзя считать противоречивой, но она наглядно показывает наличие множества социальных ролей и функций лидера.
В целом деятельность лидера по взаимодействию с коалициями слагается из взаимосвязанной совокупности шагов, которые включают:
1. Мониторинг развития
ситуации и прогнозирование
2. Создание коалиций, направленных
на эффективное достижение
3. Укрепление лидерства коалициями, имеющими тактическое и стратегическое значение для организации.
4. Использование позитивного
потенциала всех коалиций, так
или иначе влияющих на
5. Оптимальное противодействие
усилиям других коалиций, если
эти усилия противоречат
Управление партнерством со стороны лидера предполагает:
· Сознательный выбор характера отношений с конкретным субъектом;
· Влияние на содержательные
и процедурные аспекты
· Индивидуальный контроль над направлением развития отношений и их результативностью;
· Активное участие в принятии и реализации решений, затрагивающих общие интересы;
· Согласование и координацию работы организации и ее отдельных представителей с деятельностью партнеров;
· Получение конкретной выгоды
от участия в партнерских
Особое положение
При ориентации на свою организацию
лидер выполняет следующие
· координатора отношений различных структур и подразделений с партнерами;
· консультанта членов организации по вопросам взаимодействия с партнерами;
· аналитика многообразной информации относительно характера партнерских взаимоотношений, их результативности и направления развития;
· лоббиста своей организации.
При ориентации на организацию партнеров управленческий лидер выступает как:
· представитель организации, ее интересов и проектов;
· консультант партнеров относительно перспектив развития организации, возможностей и особенностей функционирования подразделений и групп;
· координатор совместной деятельности отдельных подразделений, как своей организации, так и организации-партнера;
· фасилитатор развития доверия и взаимопонимания между организациями (способствует более продуктивному сотрудничеству, развитию более тесных и доверительных отношений).
Современная практика менеджмента основана на применении широкого спектра методов, техник и подходов по созданию и укреплению отношений сотрудничества и партнерства. Компетентность лидера в выборе наиболее подходящей технологии развития сотрудничества влияет на эффективность лидерства и сказывается на результатах деятельности организации.
Заключение.
Современная теория менеджмента уделяет повышенное внимание вопросам лидерства в организации. Этой тематике посвящается немалое количество исследований и публикаций.
Человек, желающий стать лидером, должен обладать определенными качествами, которые в различных ситуациях должны быть разными. Признается, что лидерским качествам можно научиться. Благодаря этим качествам человек может приобрести авторитет, и сотрудники признают его лидером.
Лидер выполняет множество социальных ролей, каждая из которых требует наличия конкретных знаний, навыков. Среди проблем, находящихся в компетенции лидера, основными являются: утверждение и развитие определенного типа организационной культуры; построение эффективной коммуникации в организации; формирование рабочих групп и управление ими; управление конфликтами; построение коалиций и развитие партнерских отношений; своевременное реагирование на динамику внешней среды и управление изменениями.
Эффективность управления непосредственно
связана с оптимальным
Информация о работе Роль лидера и культура руководства в организации