Роль менеджера в управлении предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 17:33, курсовая работа

Описание работы

Целью данной квалификационной работы является исследование роли менеджера в управлении предприятием в условиях рыночной экономики. Реализация этой цели возможна только за счет полноты исследования, что с необходимостью предполагает постановку следующих задач:
рассмотреть общетеоретические положения о сущности, содержании понятия менеджмент, его принципах;
показать развитие управленческой мысли в различных научных концепциях, в современных теориях;
исследовать характер и сущность управленческого труда;
определить функции и направления деятельности менеджера;
подчеркнуть специфику его труда – объект, предмет, средства;
систематизировать управленческие роли менеджера;
проанализировать квалификационные требования к личности менеджера;
остановиться на понятиях «власть» и «лидерство»; влиянии стиля и методов руководства на удовлетворенность профессией и трудом.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
МЕНЕДЖЕР – ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ УПРАВЛЯЮЩИЙ ФИРМОЙ
В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 8
Понятие «менеджмента», его сущность и принципы 8
Роли и функции менеджера 15
Требования к личности менеджера 24

Файлы: 1 файл

Роль менеджера в управлении предприятием.doc

— 377.50 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ                3

  1. МЕНЕДЖЕР – ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ УПРАВЛЯЮЩИЙ ФИРМОЙ

     В УСЛОВИЯХ  РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ                                              8

    1. Понятие «менеджмента», его сущность и принципы             8
    2. Роли и функции менеджера                                                                    15
    3. Требования к личности менеджера                                                       24
  1. РОЛЬ МЕНЕДЖЕРА В УПРАВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЕМ                    34
    1. Использование функций управления в деятельности менеджера  на

предприятии ООО «РЕКО»                                                                     34                        

    1. Анализ факторов успешной деятельности менеджера                        47

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                57

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК            62

Приложение 1. Принципы менеджмента                                                         65

Приложение 2. Функции менеджмента                                                           67

Приложение 3. Управленческие роли по Г. Минцбергу                                 68

Приложение 4. Модель современного менеджера                           70

Приложение 5. Структура управления предприятием ООО «РЕКО»           71

Приложение 6. Структурирование целей предприятия                                  72

Приложение 7. Факторы результативности менеджера                       73

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Современная система  управления фирмой порождена объективной  необходимостью и закономерностями рыночных отношений, связанных с высокими требованиями к работе предприятий и к качеству управления ими. Базовыми требованиями к деятельности предприятия становятся:

  • способность к профессиональной, обоснованной, постановке целей, адекватных текущим и прогнозным условиям рыночной среды, соответствующих реальному потенциалу в каждый следующий период времени;
  • способность к оперативному и качественному сбору, обработке и анализу информации о состоянии внутренней и внешней среды предприятия;
  • наличие механизма формирования, принятия и исполнения управленческих решений;
  • способность к эффективному управлению кадрами в зависимости от быстро меняющихся условий, а следовательно, целей и задач предприятия.

Конкурентная  устойчивость и жизнеспособность на рынке в перспективе будут всё зависимее от возможностей виртуозно и эффективно управлять предприятием — объектом, по сложности сравнимым с человеческим организмом [29, с. 12].

Под управленческим трудом на фирме понимается вид трудовой деятельности по выполнению функций управления, назначением которого является обеспечение целенаправленной и скоординированной деятельности трудового коллектива по решению стоящих перед ним задач.

Управление в условиях рыночной экономики носит название «менеджмент», его главная задача - обеспечение прибыльности, а значит, эффективности работы всех подразделений предприятия, то есть рациональной организации производственного процесса, развития технико-технологической базы, эффективного использование живого труда (кадров).

В этих условиях изменился взгляд на природу, роль, сущность и значение труда руководителя. Именно поэтому тема данной квалификационной работы, посвященная рассмотрению роли менеджера в управлении предприятием, представляется важной и актуальной.

Профессия «менеджер», означающая тип руководителя, ориентированного на деятельность в условиях рыночной экономики, являет, однако, собой сложное образование.

Американские  и европейские специалисты по управлению видят в менеджере профессионального управляющего, осознающего, что он представитель особой профессии, а не просто инженер или экономист, занимающийся управлением. К тому же менеджер — это человек, прошедший, как правило, специальную подготовку.

Содержание, а также  набор действий и функций менеджера  в процессе управления зависят:

  • от природы организации (деловая, административная, общественная;
  • от размеров организации,
  • от сферы ее деятельности (производство товаров и услуг),
  • от уровня в управленческой иерархии (высшее руководство, управление среднего уровня, нижний уровень управления);
  • от функций внутри организации (производство, маркетинг, финансы) и других факторов.

Менеджер должен уметь  манипулировать одновременно всеми элементами производства, как равноправными, оптимизируя использование материальных и финансовых ресурсов и мобилизуя людей.

В литературе по теории и практике управления широко обсуждаются вопросы лидерства, стиля и методов управления, делегирования полномочий, организации труда руководителя и т. п. В ней отмечается, что роль личности руководителей существенно повышается за счет изменения социально-экономических и культурных условий в обществе.

Профессиональная культура современного специалиста и руководителя должна способствовать выработке нового мышления. Среди профессиональных требований к личности менеджера на первое место выдвигаются самостоятельность, инициативность, предприимчивость, творческое мышление, готовность к разумному риску.

Качества менеджера, умноженные на научные знания, позволяют добиться эффективных результатов в управленческой практике. Изучение основ управления дает возможность вооружить необходимыми знаниями менеджеров, предпринимателей, бизнесменов - всех тех, кто способен ускорить продвижение нашей экономики к рыночным отношениям. Только профессионально грамотный руководитель в состоянии приложить достижения науки управления к конкретным ситуациям и условиям, дополнить системный подход в управлении ситуационным.

Ситуационный  подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Не существует единого для всех «лучшего» способа управлять организацией. Поэтому самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации.

Такое новое  мышление и стиль поведения необходимы руководителям для понимания изменений, происходящих в обществе, для овладения экономическими и социально-психологическими методами управления взамен безвозвратно уходящих административных методов.

Целью данной квалификационной работы является исследование роли менеджера в управлении предприятием в условиях рыночной экономики.

Реализация этой цели возможна только за счет полноты исследования, что с необходимостью предполагает постановку следующих задач:

  • рассмотреть общетеоретические положения о сущности, содержании понятия менеджмент, его принципах;
  • показать развитие управленческой мысли в различных научных концепциях, в современных теориях;
  • исследовать характер и сущность управленческого труда;
  • определить функции и направления деятельности менеджера;
  • подчеркнуть специфику его труда – объект, предмет, средства;
  • систематизировать управленческие роли менеджера;
  • проанализировать квалификационные требования к личности менеджера;
  • остановиться на понятиях «власть» и «лидерство»; влиянии стиля и методов руководства на удовлетворенность профессией и трудом.

Предмет исследования – совокупность отношений, связанных с деятельностью менеджера, с целью и задачами этой деятельности, функциями и принципами. В центре исследования – личность менеджера.

В качестве объекта исследования выбрана деятельность менеджеров предприятия ООО «РЕКО», действующего на территории города Тольятти в сфере изготовления рекламной продукции.

Метод диалектического  исследования реальности, системный  подход к изучению качеств личности менеджера явились методической и теоретической базой исследования. Особое значение имел принцип исторического, логического и сравнительного анализа изложения материалов.

Способами получения  информации послужили теоретические  и конкретные методы.

Теоретические методы —  это особые способы рассмотрения фактов, в основе которых лежат те или иные положения об изучаемых объектах и о значимых с этой точки зрения факторах. Эти методы опираются на наблюдаемые факты.

Накопленный теоретический потенциал зарубежных и отечественных концепций явился основой постановки проблемы исследования роли менеджера в управлении предприятием.

Нормативно-правовую базу работы составили законы Российской Федерации, нормативные акты правительства  Российской Федерации, Указы Президента Российской Федерации.

Конкретные методы направлены на получение информации о различных аспектах социальной жизни. К ним относятся следующие.

  • Опрос, предполагающий непосредственное обращение к определенной группе людей. Это экономичный и оперативный метод сбора информации, с целью изучения внутреннего мира человека, его ценностей и интересов. Основная форма опроса — анкетирование.
  • Наблюдение, которое предполагает сбор первичной информации без прямого вмешательства и взаимодействия с индивидами.
  • Эксперимент, заключающийся в целенаправленном создании условий и прослеживании того, как данные условия влияют на поведение людей; испытуемых.

Документный метод предполагает анализ текстов вторичных данных, то есть уже существующей информации, полученной из внутренних и внешних источников.

Внутренними источниками послужили учредительные документы предприятия, Устав общества, лицензии, годовые отчеты  предприятия; бухгалтерские документы;  деловая корреспонденция, штатное расписание, приказы и постановления, личные карточки сотрудников в отделе кадров предприятия, трудовые договора.

К внешним источникам можно отнести  такие, как Конституция РФ [1], Гражданский [2] и Трудовой кодексы РФ [3], «Квалификационный  справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих»  и другие.

 

  1. МЕНЕДЖЕР – ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ УПРАВЛЯЮЩИЙ ФИРМОЙ В УСЛОВИЯХ  РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

 

  • Понятие «менеджмента», его сущность и принципы
  •  

    Менеджмент – это профессионально  осуществляемое управление любой хозяйственной  деятельностью предприятия в  рыночных условиях, направленной на получение прибыли путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов [8, с. 25].

    Профессиональный менеджмент, как самостоятельный вид деятельности, предполагает наличие в качестве субъекта этой деятельности специалиста-менеджера, а в качестве объекта – хозяйственную деятельность фирмы в целом или ее конкретную сферу. Поэтому термин «менеджер» обозначает принадлежность конкретного лица к профессиональной деятельности в качестве управляющего фирмы независимо от уровня управления, а также от профессиональной подготовки и практического опыта работы.

    В условиях рыночной экономики менеджмент означает:

    • ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка;
    • постоянное стремление к повышению эффективности производства;
    • хозяйственную самостоятельность, обеспечивающую свободу принятия решений;
    • постоянную корректировку целей и программ;
    • выявление конечного результата деятельности фирмы;
    • необходимость использования современной информационной базы.

    Содержание менеджмента рассматривают  в трех направлениях.

    Во-первых, менеджмент  - это система научных знаний, которая составляет теоретическую базу практики управления и обеспечивает практику менеджмента научными рекомендациями.

    Во-вторых, менеджмент может рассматриваться  как организация управления предприятием, то есть установление постоянных и временных взаимосвязей между подразделениями предприятия, определение порядка и условий его функционирования.

     И, наконец, менеджмент –  это процесс принятия управленческих  решений. Это означает, что любая  ситуация, возникающая в процессе  управления, является задачей для руководителя – менеджера – и требует от него принятия решений и, в частности, в отношение изменения целей и программы действий. С этой целью менеджер принимает решение и обеспечивает контроль исполнения, выбирая меры воздействия и средства контроля, рассматривая варианты решений.

    Информация о работе Роль менеджера в управлении предприятием