Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 17:33, курсовая работа
Целью данной квалификационной работы является исследование роли менеджера в управлении предприятием в условиях рыночной экономики. Реализация этой цели возможна только за счет полноты исследования, что с необходимостью предполагает постановку следующих задач:
рассмотреть общетеоретические положения о сущности, содержании понятия менеджмент, его принципах;
показать развитие управленческой мысли в различных научных концепциях, в современных теориях;
исследовать характер и сущность управленческого труда;
определить функции и направления деятельности менеджера;
подчеркнуть специфику его труда – объект, предмет, средства;
систематизировать управленческие роли менеджера;
проанализировать квалификационные требования к личности менеджера;
остановиться на понятиях «власть» и «лидерство»; влиянии стиля и методов руководства на удовлетворенность профессией и трудом.
ВВЕДЕНИЕ 3
МЕНЕДЖЕР – ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ УПРАВЛЯЮЩИЙ ФИРМОЙ
В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 8
Понятие «менеджмента», его сущность и принципы 8
Роли и функции менеджера 15
Требования к личности менеджера 24
предприятии ООО «РЕКО»
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 62
Приложение 3. Управленческие роли
по Г. Минцбергу
Приложение 4. Модель современного менеджера 70
Современная система управления фирмой порождена объективной необходимостью и закономерностями рыночных отношений, связанных с высокими требованиями к работе предприятий и к качеству управления ими. Базовыми требованиями к деятельности предприятия становятся:
Конкурентная устойчивость и жизнеспособность на рынке в перспективе будут всё зависимее от возможностей виртуозно и эффективно управлять предприятием — объектом, по сложности сравнимым с человеческим организмом [29, с. 12].
Под управленческим трудом на фирме понимается вид трудовой деятельности по выполнению функций управления, назначением которого является обеспечение целенаправленной и скоординированной деятельности трудового коллектива по решению стоящих перед ним задач.
Управление в условиях рыночной экономики носит название «менеджмент», его главная задача - обеспечение прибыльности, а значит, эффективности работы всех подразделений предприятия, то есть рациональной организации производственного процесса, развития технико-технологической базы, эффективного использование живого труда (кадров).
В этих условиях изменился взгляд на природу, роль, сущность и значение труда руководителя. Именно поэтому тема данной квалификационной работы, посвященная рассмотрению роли менеджера в управлении предприятием, представляется важной и актуальной.
Профессия «менеджер», означающая тип руководителя, ориентированного на деятельность в условиях рыночной экономики, являет, однако, собой сложное образование.
Американские и европейские специалисты по управлению видят в менеджере профессионального управляющего, осознающего, что он представитель особой профессии, а не просто инженер или экономист, занимающийся управлением. К тому же менеджер — это человек, прошедший, как правило, специальную подготовку.
Содержание, а также набор действий и функций менеджера в процессе управления зависят:
Менеджер должен уметь манипулировать одновременно всеми элементами производства, как равноправными, оптимизируя использование материальных и финансовых ресурсов и мобилизуя людей.
В литературе по теории и практике управления широко обсуждаются вопросы лидерства, стиля и методов управления, делегирования полномочий, организации труда руководителя и т. п. В ней отмечается, что роль личности руководителей существенно повышается за счет изменения социально-экономических и культурных условий в обществе.
Профессиональная культура современного специалиста и руководителя должна способствовать выработке нового мышления. Среди профессиональных требований к личности менеджера на первое место выдвигаются самостоятельность, инициативность, предприимчивость, творческое мышление, готовность к разумному риску.
Качества менеджера, умноженные на научные знания, позволяют добиться эффективных результатов в управленческой практике. Изучение основ управления дает возможность вооружить необходимыми знаниями менеджеров, предпринимателей, бизнесменов - всех тех, кто способен ускорить продвижение нашей экономики к рыночным отношениям. Только профессионально грамотный руководитель в состоянии приложить достижения науки управления к конкретным ситуациям и условиям, дополнить системный подход в управлении ситуационным.
Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Не существует единого для всех «лучшего» способа управлять организацией. Поэтому самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации.
Такое новое мышление и стиль поведения необходимы руководителям для понимания изменений, происходящих в обществе, для овладения экономическими и социально-психологическими методами управления взамен безвозвратно уходящих административных методов.
Целью данной квалификационной работы является исследование роли менеджера в управлении предприятием в условиях рыночной экономики.
Реализация этой цели возможна только за счет полноты исследования, что с необходимостью предполагает постановку следующих задач:
Предмет исследования – совокупность отношений, связанных с деятельностью менеджера, с целью и задачами этой деятельности, функциями и принципами. В центре исследования – личность менеджера.
В качестве объекта исследования выбрана деятельность менеджеров предприятия ООО «РЕКО», действующего на территории города Тольятти в сфере изготовления рекламной продукции.
Метод диалектического исследования реальности, системный подход к изучению качеств личности менеджера явились методической и теоретической базой исследования. Особое значение имел принцип исторического, логического и сравнительного анализа изложения материалов.
Способами получения информации послужили теоретические и конкретные методы.
Теоретические методы — это особые способы рассмотрения фактов, в основе которых лежат те или иные положения об изучаемых объектах и о значимых с этой точки зрения факторах. Эти методы опираются на наблюдаемые факты.
Накопленный теоретический потенциал зарубежных и отечественных концепций явился основой постановки проблемы исследования роли менеджера в управлении предприятием.
Нормативно-правовую базу работы составили законы Российской Федерации, нормативные акты правительства Российской Федерации, Указы Президента Российской Федерации.
Конкретные методы направлены на получение информации о различных аспектах социальной жизни. К ним относятся следующие.
Документный метод предполагает анализ текстов вторичных данных, то есть уже существующей информации, полученной из внутренних и внешних источников.
Внутренними источниками послужили учредительные документы предприятия, Устав общества, лицензии, годовые отчеты предприятия; бухгалтерские документы; деловая корреспонденция, штатное расписание, приказы и постановления, личные карточки сотрудников в отделе кадров предприятия, трудовые договора.
К внешним источникам можно отнести такие, как Конституция РФ [1], Гражданский [2] и Трудовой кодексы РФ [3], «Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих» и другие.
Менеджмент – это
Профессиональный менеджмент, как самостоятельный вид деятельности, предполагает наличие в качестве субъекта этой деятельности специалиста-менеджера, а в качестве объекта – хозяйственную деятельность фирмы в целом или ее конкретную сферу. Поэтому термин «менеджер» обозначает принадлежность конкретного лица к профессиональной деятельности в качестве управляющего фирмы независимо от уровня управления, а также от профессиональной подготовки и практического опыта работы.
В условиях рыночной экономики менеджмент означает:
Содержание менеджмента
Во-первых, менеджмент - это система научных знаний, которая составляет теоретическую базу практики управления и обеспечивает практику менеджмента научными рекомендациями.
Во-вторых, менеджмент может рассматриваться как организация управления предприятием, то есть установление постоянных и временных взаимосвязей между подразделениями предприятия, определение порядка и условий его функционирования.
И, наконец, менеджмент –
это процесс принятия
Информация о работе Роль менеджера в управлении предприятием