Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 17:33, курсовая работа
Целью данной квалификационной работы является исследование роли менеджера в управлении предприятием в условиях рыночной экономики. Реализация этой цели возможна только за счет полноты исследования, что с необходимостью предполагает постановку следующих задач:
рассмотреть общетеоретические положения о сущности, содержании понятия менеджмент, его принципах;
показать развитие управленческой мысли в различных научных концепциях, в современных теориях;
исследовать характер и сущность управленческого труда;
определить функции и направления деятельности менеджера;
подчеркнуть специфику его труда – объект, предмет, средства;
систематизировать управленческие роли менеджера;
проанализировать квалификационные требования к личности менеджера;
остановиться на понятиях «власть» и «лидерство»; влиянии стиля и методов руководства на удовлетворенность профессией и трудом.
ВВЕДЕНИЕ 3
МЕНЕДЖЕР – ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ УПРАВЛЯЮЩИЙ ФИРМОЙ
В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 8
Понятие «менеджмента», его сущность и принципы 8
Роли и функции менеджера 15
Требования к личности менеджера 24
Анализ информации и принятие на его основе управленческих решений составляют технологию менеджмента.
Практика управления имеет такую же давнюю историю развития, как и организация. Но, хотя организации существовали уже в древности, до ХХ столетия мало кто задумывался, как управлять ими системно. Людей больше интересовало то, как с помощью организаций приобрести большую власть, заработать больше денег, а не то, как управлять ими.
В зарубежной науке управления сложились важнейшие концепции, которые внесли существенный вклад в развитие современной теории и практики управления.
Концепция научного управления получила развитие в США с начала ХХ века, и именно благодаря ей, менеджмент был признан самостоятельной областью научных исследований.
«Отцом» школы научного
Авторы школы научного менеджмента в основном занимались изучением процессов управления производством. Дальнейшее развитие их исследования нашли в 20—50-е годы прошлого столетия в работах специалистов, занимавшихся совершенствованием управления организацией в целом.
Вторая концепция получила название классической теории управления. Она была направлена на разработку общих проблем и принципов управления организацией, и описание таких функций менеджмента, как планирование, организация и контроль. Появилось понимание того, что организацией можно управлять систематизировано.
Как утверждал один из представителей классической теории управления А. Файоль: «Управлять – это значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, согласовывать, контролировать». В своей работе «Общее и промышленное управление» он предложил 14 принципов управления, касающихся функций управления и структуры организации. Эти принципы представлены в приложении 1.
Концепция управления с позиций психологии и человеческих отношений впервые определила менеджмент как «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц». Ее отличительной чертой является перенос центра тяжести в управлении с производственных задач на человека. Так возникла школа человеческих отношений, зародившаяся в современном менеджменте в 30-е годы.
Самыми крупными авторитетами в развитии школы человеческих отношений в управлении являются М.П. Фоллет и Э. Мэйо. Они впервые обратили внимание на то, что управлять в организации необходимо не только процессом и людьми, но также и межличностными отношениями.
А исследования, проведенные американским психологом А. Маслоу, показали, что мотивами поступков людей являются не экономические силы, как считали сторонники концепции научного управления, а различные потребности, которые не могут быть удовлетворены в денежном выражении.
Концепция управления с позиций науки о поведении – это современная теория, получившая развитие в 60-е годы. Ее основное кредо – повышение эффективности организации в результате повышения эффективности ее человеческих ресурсов.
Более поздние теории управления разработаны
в основном представителями «
В дальнейшем в теории управления происходит постоянный поиск новых форм и методов рационализации управления.
В настоящее время менеджмент в практической деятельности фирм реализуется как система управления, а это предполагает следующие подходы.
Роль руководителя в социальной системе вызвана разделением труда. Субординация руководителя и подчиненного определяется не их личными отношениями друг к другу, а положением в системе. Руководитель распоряжается подчиненными не потому, что он имеет власть, а потому что этого требуют задачи деятельности системы.
Управляющий орган или руководитель должны стремиться к тому, чтобы цели системы наибольшим образом отражали потребности и интересы элементов – людей [8, с.87].
Управление организацией осуществляется посредством исходных положений и правил – принципов, - которыми руководствуются менеджеры всех уровней. Именно эти правила определяют «линию поведения» менеджера [20, с.78].
Основным принципом менеджмента является принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении, то есть оптимального распределения (делегирования) полномочий при принятии управленческих решений и предполагает умелое использование единоначалия и коллегиальности в управлении.
Основное содержание принципа научной обоснованности управления заключается в требовании, чтобы все управленческие действия осуществлялись на базе принятия научных методов и подходов.
Принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности предполагает, что каждый подчиненный должен выполнять возложенные на него задачи и периодически отчитываться за их выполнение.
Принцип иерархичности и обратной связи заключается в создании многоступенчатой структуры управления, при котором цели перед низшими звеньями ставятся органами более высокого по иерархии органа управления, а постоянный контроль за деятельностью всех звеньев организации осуществляется на основе обратной связи.
И, наконец, важнейший принцип современного менеджмента – демократизация управления, то есть участие в управлении организацией всех сотрудников.
Все рассмотренные принципы представляют собой основополагающие идеи, правила поведения руководителей по осуществлению управленческих функций.
Нынешние руководители российских предприятий в основном изучали англо-американский опыт управления и теперь используют его в работе. Вершиной в образовании менеджера принято считать степень МВА (Master of Business Administration).
Однако, «заимствование принципов одного лишь западного стиля управления менеджерами российских предприятий не слишком рационально» [35, c. 124], поскольку исследования признают существенные различия ментальности российских «капитанов предприятий» и североамериканских менеджеров, например:
На протяжении последних десятилетий во многих странах активно изучают японский опыт управления.
В Стране Восходящего Солнца менеджеры и владельцы исходят из того, что условия, а не управляющие должны побуждать работника эффективно трудиться. Они организуют дело так, что у сотрудников появляются сильнейшие мотивы к результативной работе, причем мотивация распространяется не только на рабочее место, но и на семейное окружение.
Среди основных признаков
японского управления
Менеджмент – это искусство правильного управления, и в любой традиции менеджмента – российской, американской, японской – есть какие-то общие вещи, потому что правильный менеджмент должен вести организацию к успеху, то есть к достижению, которое компания ставит перед собой как главную цель.
Но «положительный опыт от внедрения любых зарубежных методов управления возможен лишь в том случае, если они могут быть полноценно адаптированы к российской хозяйственной культуре» [35, с. 126].
Кроме того, необходимо подготовить
компетентных, способных к усвоению
этого опыта отечественных
Итак, менеджер – это специально подготовленный профессиональный управляющий, который обязательно занимает управленческую должность и осознает профессиональную принадлежность к менеджменту, обладает знаниями в этой области, придерживается норм поведения, присущих менеджеру.
Термин «менеджер»
может употребляться
В крупной организации вся управленческая работа строго разделена по горизонтали и вертикали. Количество уровней управления может быть различным, и, как правило, определяется величиной организации и объемами управленческой работы.
Независимо от количества уровней управления все менеджеры подразделяются на три категории, исходя из функций, которые они выполняют в организации: менеджеры низового звена, менеджеры среднего звена и менеджеры высшего звена.
Работа менеджеров
имеет много общих характеристи
Тем не менее, управленческая деятельность по своей сути значительно отличается от неуправленческой.
Управленческий труд неоднороден. Его характеризуют кратковременность, разнообразие и фрагментарность. Так, например, токарь, овладев техникой изготовления какой-либо детали, может длительное время заниматься производством этой детали. Мастер же (менеджер) выполняет 500-600 различных операций в день.
Работа менеджера может осуществляется в экономическом, социально-психологическом, правовом и организационно - техническом направлениях [8, с. 115].
Содержанием экономического направления является управление производственным процессом. Для того, чтобы достичь поставленных целей при наименьших затратах, деятельность менеджера должна быть сосредоточена на координации материальных и трудовых ресурсов.
Социально-психологическое направление характеризует деятельность по организации и управлению персоналом фирмы, которая базируется на уровне развития социальных отношений в обществе (уровне образования, культуры, традициях, обычаях).
Эту задачу осуществляют менеджеры всех уровней управления. Но на низовом и среднем уровнях усилия менеджеров направлены на создание дружественных производственных отношений между коллективами и отдельными работниками, при которых их способности могли бы наиболее полно реализоваться. А на высшем уровне управления - социально-психологическую функцию осуществляет ряд лиц, использующих власть, авторитет, положение для регулирования отношений между руководителями и подчиненными.
Правовая база менеджмента отражается в законодательстве и других правовых актах, вырабатываемых государственными, экономическими и политическими структурами: правовые положения по созданию фирм и предприятий, таможенная и налоговая политика, государственное регулирование предпринимательства и другие.
Огромный удельный вес в общем объеме управления занимает организационно-техническая работа менеджера. Эта работа охватывает многие стороны управления: постановку целей и задач, обеспечение ресурсами, организацию работы, непосредственные контакты с исполнителями и контроль за их деятельностью, стимулирование труда работников, проектирование новых производственных процессов.
Руководитель имеет право и обязан в процессе своей деятельности реализовывать следующие полномочия, порученные ему:
Информация о работе Роль менеджера в управлении предприятием