Роль менеджера в управлении предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 17:33, курсовая работа

Описание работы

Целью данной квалификационной работы является исследование роли менеджера в управлении предприятием в условиях рыночной экономики. Реализация этой цели возможна только за счет полноты исследования, что с необходимостью предполагает постановку следующих задач:
рассмотреть общетеоретические положения о сущности, содержании понятия менеджмент, его принципах;
показать развитие управленческой мысли в различных научных концепциях, в современных теориях;
исследовать характер и сущность управленческого труда;
определить функции и направления деятельности менеджера;
подчеркнуть специфику его труда – объект, предмет, средства;
систематизировать управленческие роли менеджера;
проанализировать квалификационные требования к личности менеджера;
остановиться на понятиях «власть» и «лидерство»; влиянии стиля и методов руководства на удовлетворенность профессией и трудом.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
МЕНЕДЖЕР – ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ УПРАВЛЯЮЩИЙ ФИРМОЙ
В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 8
Понятие «менеджмента», его сущность и принципы 8
Роли и функции менеджера 15
Требования к личности менеджера 24

Файлы: 1 файл

Роль менеджера в управлении предприятием.doc

— 377.50 Кб (Скачать файл)

Анализ информации и принятие на его основе управленческих решений  составляют технологию менеджмента.

Практика управления имеет такую  же давнюю историю развития, как  и организация. Но, хотя организации существовали уже в древности, до ХХ столетия мало кто задумывался, как управлять ими системно. Людей больше интересовало то, как с помощью организаций приобрести большую власть, заработать больше денег, а не то, как управлять ими.

В зарубежной науке управления сложились важнейшие концепции, которые внесли существенный вклад в развитие современной теории и практики управления.

Концепция научного управления получила развитие в США с начала ХХ века, и именно  благодаря ей, менеджмент был признан самостоятельной областью научных исследований.

 «Отцом» школы научного менеджмента  называют Ф. Тейлора. Он считал  менеджмент истинной наукой, покоящейся  на фундаменте точных законов,  и сформулировал важный вывод  о том, что работа по управлению  – это определенная специальность. В основу научного менеджмента им были заложены следующие принципы.

  • Руководители должны признать необходимость научного подхода к управлению, так как управление в тот период времени осуществлялось неэффективно.
  • Целесообразно отделить управленческие функции, в частности функцию планирования, от фактического выполнения работы и признать, что управление — определенная специальность.
  • Необходимо ориентироваться на специализацию производства.
  • Для управления существенное значение имеет планирование и четкий график работ.
  • Необходимо четко следовать разработанным стандартам.
  • Каждая группа работников должна сосредоточиться на том, что они делают успешнее всего.
  • Фирма должна разработать систему оплаты труда и денежных поощрений (большая оплата за больший результат).
  • Необходимо признать большое значение обучения для повышения эффективности труда.

Авторы школы научного менеджмента  в основном занимались изучением  процессов управления производством. Дальнейшее развитие их исследования нашли в 20—50-е годы прошлого столетия в работах специалистов, занимавшихся совершенствованием управления организацией в целом.

Вторая концепция получила название классической теории управления. Она  была направлена на разработку общих  проблем и принципов управления организацией, и  описание таких функций менеджмента, как планирование, организация и контроль. Появилось понимание того, что организацией можно управлять систематизировано.

Как утверждал  один из представителей классической теории управления А. Файоль: «Управлять – это значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, согласовывать, контролировать». В своей работе «Общее и промышленное управление» он предложил 14 принципов управления, касающихся функций управления и структуры организации. Эти принципы представлены в приложении 1.

Концепция управления с позиций  психологии и человеческих отношений  впервые определила менеджмент как  «обеспечение выполнения работы с помощью  других лиц». Ее отличительной чертой является перенос центра тяжести  в управлении с производственных задач на человека. Так возникла школа человеческих отношений, зародившаяся в современном менеджменте в 30-е годы.

Самыми крупными авторитетами в  развитии школы человеческих отношений  в управлении являются М.П. Фоллет и  Э. Мэйо. Они впервые обратили внимание на то, что управлять в организации необходимо не только процессом и людьми, но также и межличностными отношениями.

А исследования, проведенные американским психологом А. Маслоу, показали, что  мотивами поступков людей являются не экономические силы, как считали сторонники концепции научного управления, а различные потребности, которые не могут быть удовлетворены в денежном выражении.

Концепция управления с позиций  науки о поведении – это  современная теория, получившая развитие в 60-е годы. Ее основное кредо  – повышение эффективности организации в результате повышения эффективности ее человеческих ресурсов.

Более поздние теории управления разработаны  в основном представителями «количественной  школы», часто называемой управленческой. Ее представители рассматривали управление как логический процесс, который может быть выражен математически.

В дальнейшем в теории управления происходит постоянный поиск новых  форм и методов рационализации управления.

В настоящее время менеджмент в  практической деятельности фирм реализуется как система управления, а это предполагает следующие подходы.

  1. Подход к управлению как к процессу, в котором деятельность, направленная на достижение целей организации, рассматривается не как единовременное действие, а как серия непрерывных взаимосвязанных действий.
  2. Системный подход, требующий, чтобы руководители рассматривали организацию как совокупность взаимозависимых элементов, таких, как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.

Роль руководителя в социальной системе вызвана разделением  труда. Субординация руководителя и  подчиненного определяется не их личными  отношениями друг к другу, а положением в системе. Руководитель распоряжается  подчиненными не потому, что он имеет власть, а потому что этого требуют задачи деятельности системы.

Управляющий орган или руководитель должны стремиться к тому, чтобы  цели системы наибольшим образом  отражали потребности и интересы элементов – людей [8, с.87].

  1. Ситуационный подход, то есть пригодность различных методов управления определяется ситуацией, когда имеют место внутренние и внешние факторы, которые воздействуют на функционирование организации. Для практических целей менеджеры рассматривают только те факторы, которые оказывают влияние в каждой конкретной ситуации.

Управление организацией осуществляется посредством исходных положений  и правил – принципов, - которыми руководствуются менеджеры всех уровней. Именно эти правила определяют «линию поведения» менеджера [20, с.78].

Основным принципом менеджмента является принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации  в управлении, то есть оптимального распределения (делегирования) полномочий при принятии управленческих решений и предполагает умелое использование единоначалия и коллегиальности в управлении.

Основное содержание принципа научной  обоснованности управления заключается  в требовании, чтобы все управленческие действия осуществлялись на базе принятия научных методов и подходов.

Принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности предполагает, что каждый подчиненный должен выполнять возложенные на него задачи и периодически отчитываться за их выполнение.

Принцип иерархичности и обратной связи заключается в создании многоступенчатой структуры управления, при котором цели перед низшими звеньями ставятся органами более высокого по иерархии органа управления, а постоянный контроль за деятельностью всех звеньев организации осуществляется на основе обратной связи.

И, наконец, важнейший принцип современного менеджмента – демократизация управления, то есть участие в управлении организацией всех сотрудников.

Все рассмотренные принципы представляют собой основополагающие идеи, правила  поведения руководителей по осуществлению  управленческих функций.

Нынешние руководители российских предприятий в основном изучали англо-американский опыт управления и теперь используют его в работе. Вершиной в образовании менеджера принято считать степень МВА (Master of Business Administration).

Однако, «заимствование принципов  одного лишь западного стиля управления менеджерами российских предприятий не слишком рационально» [35, c. 124], поскольку исследования признают существенные различия ментальности российских «капитанов предприятий» и североамериканских менеджеров, например:

  • для россиян – руководителей отношения между людьми важнее бизнеса (для североамериканцев наоборот);
  • люди работают, чтобы жить (североамериканцы живут, чтобы работать);
  • отечественные менеджеры поощряют спокойную атмосферу внутри организации и стремление к коллективному результату (для североамериканцев поощряются конкуренция внутри организации и стремление каждого добиться наилучших индивидуальных результатов);
  • если россияне полагают, что руководители должны быть скромны по умолчанию, то их американские коллеги настаивают на необходимости быть напористым и амбициозным;
  • по отечественным понятиям, отношения начальников и подчиненных должны определяться моральными нормами, а не контрактом, основанным на взаимной выгоде;
  • российский менеджмент полагает правильным управление через коллектив, с применением психологии группы, а западная модель менеджмента основана на психологии личности, а управление осуществляется через воздействие на индивидуума;
  • наконец, и результаты работы оцениваются различно, для российских лидеров важнее коллективный успех, для североамериканских – достижение высоких личных результатов [35, c. 126].

На протяжении последних десятилетий  во многих странах активно изучают  японский опыт управления.

В Стране Восходящего Солнца менеджеры  и владельцы исходят из того, что условия, а не управляющие должны побуждать работника эффективно трудиться. Они организуют дело так, что у сотрудников появляются сильнейшие мотивы к результативной работе, причем мотивация распространяется не только на рабочее место, но и на семейное окружение.

 Среди основных  признаков  японского управления выступают:  гарантия занятости и создание  обстановки доверительности; гласность  и ценности корпорации; управление, основанное на информации; управление, ориентированное на качестве; постоянное  присутствие руководства на производстве; поддержание чистоты и порядка.

Менеджмент – это искусство  правильного управления, и в любой  традиции менеджмента – российской, американской, японской – есть какие-то общие вещи, потому что правильный менеджмент должен вести организацию к успеху, то есть к достижению, которое компания ставит перед собой как главную цель.

Но «положительный опыт от внедрения  любых зарубежных методов управления возможен лишь в том случае, если они могут быть полноценно адаптированы к российской хозяйственной культуре» [35, с. 126].

Кроме того, необходимо подготовить  компетентных, способных к усвоению этого опыта отечественных менеджеров.

 

  • Роли и функции менеджера
  •  

    Итак, менеджер – это специально подготовленный профессиональный управляющий, который обязательно занимает управленческую должность и осознает профессиональную принадлежность к менеджменту, обладает знаниями в этой области, придерживается норм поведения, присущих менеджеру.

    Термин «менеджер» может употребляться применительно:

    • к администратору любого уровня управления, если администрирование осуществляется современными методами;
    • к руководителю предприятия в целом или его подразделений (завода, отдела, цеха, участка);
    • к организатору конкретного вида работ;
    • к руководителю по отношению к подчиненным.

    В крупной  организации вся управленческая работа строго разделена по горизонтали и вертикали. Количество уровней управления может быть различным, и, как правило, определяется величиной организации и объемами управленческой работы.

    Независимо  от количества уровней управления все менеджеры подразделяются на три категории, исходя  из функций, которые они выполняют в организации: менеджеры низового звена, менеджеры среднего звена и менеджеры высшего звена.

    Работа менеджеров имеет много общих характеристик, в то время как круг их обязанностей и степень ответственности, а также сферы деятельности могут существенно различаться.

    Тем не менее, управленческая деятельность по своей сути значительно отличается от неуправленческой.

    Управленческий  труд неоднороден. Его характеризуют кратковременность, разнообразие и фрагментарность. Так, например, токарь, овладев техникой изготовления какой-либо детали, может длительное время заниматься производством этой детали. Мастер же (менеджер) выполняет 500-600 различных операций в день.

    Работа менеджера  может осуществляется в экономическом, социально-психологическом,  правовом  и  организационно - техническом  направлениях  [8, с. 115].

    Содержанием экономического направления является управление производственным процессом. Для того, чтобы достичь поставленных целей при наименьших затратах, деятельность менеджера должна быть сосредоточена на координации материальных и трудовых ресурсов.

    Социально-психологическое  направление  характеризует деятельность по организации и управлению персоналом фирмы, которая базируется  на уровне развития социальных отношений в обществе (уровне образования, культуры, традициях, обычаях).

    Эту задачу осуществляют менеджеры всех уровней управления. Но на  низовом и среднем уровнях усилия менеджеров направлены на создание дружественных производственных отношений между коллективами и отдельными работниками, при которых их способности могли бы наиболее полно реализоваться. А на высшем уровне управления - социально-психологическую функцию осуществляет ряд лиц, использующих власть, авторитет, положение для регулирования отношений между руководителями и подчиненными.

    Правовая база менеджмента отражается в законодательстве и других правовых актах, вырабатываемых государственными, экономическими и политическими структурами: правовые положения по созданию фирм и предприятий, таможенная и налоговая политика, государственное регулирование предпринимательства и другие.

    Огромный  удельный вес в общем объеме управления занимает организационно-техническая работа менеджера. Эта работа охватывает многие стороны управления: постановку целей и задач, обеспечение ресурсами, организацию работы, непосредственные контакты с исполнителями и контроль за их деятельностью, стимулирование труда работников, проектирование новых производственных процессов.

    Руководитель  имеет право и обязан в процессе своей деятельности реализовывать  следующие полномочия, порученные ему:

    Информация о работе Роль менеджера в управлении предприятием