Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 17:33, курсовая работа
Целью данной квалификационной работы является исследование роли менеджера в управлении предприятием в условиях рыночной экономики. Реализация этой цели возможна только за счет полноты исследования, что с необходимостью предполагает постановку следующих задач:
рассмотреть общетеоретические положения о сущности, содержании понятия менеджмент, его принципах;
показать развитие управленческой мысли в различных научных концепциях, в современных теориях;
исследовать характер и сущность управленческого труда;
определить функции и направления деятельности менеджера;
подчеркнуть специфику его труда – объект, предмет, средства;
систематизировать управленческие роли менеджера;
проанализировать квалификационные требования к личности менеджера;
остановиться на понятиях «власть» и «лидерство»; влиянии стиля и методов руководства на удовлетворенность профессией и трудом.
ВВЕДЕНИЕ 3
МЕНЕДЖЕР – ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ УПРАВЛЯЮЩИЙ ФИРМОЙ
В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 8
Понятие «менеджмента», его сущность и принципы 8
Роли и функции менеджера 15
Требования к личности менеджера 24
Характер труда менеджера определяется тем, что он реализует функцию руководства, то есть обеспечивает координацию всех звеньев системы управления. А управление рассматривают как циклический процесс, состоящий из конкретных видов управленческой деятельности, связанных с воздействием на управляемый объект, и называемых функциями.
Схематически функции управления представлены в приложении 2.
Принято считать, что в процессе управления выполняются следующие основные функции: планирование, организация, мотивация и контроль. Каждая из четырех функций менеджмента является для организации жизненно важной, каждая имеет специфический характер, особое содержание, а все они в системе управления объединены в единый целостный комплекс.
Например, информация,
собранная посредством
Вместе с тем планирование как функция управления обеспечивает основу для всех других функций и считается главнейшей из них, функции же организации, мотивации и контроля ориентированы на выполнение тактических и стратегических планов организации.
Менеджеры высокого уровня большую часть своего рабочего времени тратят на осуществление функций планирования и контроля, а более низкого уровня (линейные менеджеры) больше заняты подбором кадров и организацией их труда. Однако на всех уровнях управления они в определенной мере используют и выполняют все четыре функции управления.
Труд менеджера не только объективно обусловлен, но и носит творческий, инициативный характер, поэтому в литературе правомерно говорят об искусстве управления менеджера.
С одной стороны, организация работы менеджера подчинена определенным закономерностям, принципам, а с другой - эти правила и закономерности носят условный характер, являясь лишь исходным пунктом для активной работы менеджера над совершенствованием стиля и методов организации своего труда.
«Специфика труда менеджера состоит в том, что производственные, экономические, технические и социальные задачи он решает в основном в организационном порядке, воздействуя на людей, которые должны непосредственно решать эти задачи» [8, с. 113].
Специфику управленческого труда составляют следующие особенности.
Поскольку управленческие воздействия на все сферы деятельности осуществляются через членов производственного коллектива, приоритетное значение имеет управление живым трудом, то есть целесообразной деятельностью всех членов коллектива.
Руководство совместной деятельностью людей состоит во взаимосвязи, с одной стороны, единоначалия, а с другой - самоуправления группы. Все исполнительские, организационные и административные функции могут концентрироваться в руках руководителя высшего звена или делегироваться низовым ступеням должностной иерархии, вспомогательным подразделениям, функциональным службам.
Управление совместной деятельностью людей и составляет сущность руководства - особого вида экономической деятельности. Руководитель достигает цели совместной деятельности благодаря тому, что умножает свои физические и интеллектуальные силы за счет коллективных сил подчиненных. Это и есть задача руководителя любого управленческого уровня.
В наше время интеллектуальные компоненты любого вида деятельности преобладают над физическими, поэтому подчиненных нужно побуждать работать не только физически, но главным образом умственно. Никакое принуждение не может заставить человека мыслить и действовать творчески, если он этого не хочет сам. Принуждением эффективно управлять нельзя.
Влияние на подчиненных составляет основу руководства. Руководитель — это человек, который лично своим влиянием направляет подчиненных на достижение целей организации. Его функциями являются определение норм поведения подчиненных, удовлетворение в меру возможности их нужд и защита их интересов перед управляющими верхнего уровня.
На управленческие, организационные и межличностные отношения в трудовом коллективе оказывает влияние множество факторов: экономические, нравственные, эстетические, административные и другие. Формой выражения этих факторов является информация, которая становится непосредственным предметом труда менеджера. В конечном счете, информация выражает определенные отношения в процессе осуществления хозяйственной деятельности.
Таким образом, предметом труда менеджера помимо информации являются отношения в коллективе. Деятельность по налаживанию этих отношений носит профессиональный характер, поэтому необходим профессиональный отбор работников системы управления, то есть менеджеров.
Являясь субъектом осуществления
управленческой деятельности, менеджеры
играют в организации ряд
Американский теоретик в области менеджмента Генри Минцберг определил десять ролей, которые в зависимости от уровней управления принимают на себя руководители в разной степени.
Он подразделяет их на три больших класса: межличностные роли, информационные роли и роли по принятию решений. Все роли взаимозависимы и взаимодействуют для создания единого целого. Именно из них, взятых вместе, складываются объем и содержание работы менеджера, какой бы характер ни носила организация, в которой он работает.
Управленческие роли, по Генри Минцбергу, представлены в приложении 3.
Рассмотрим сущность ролевых функций менеджера.
Межличностная роль менеджера заключается в том, что он выступает в качестве руководителя, формирующего отношения внутри и вне организации, мотивирующего членов организации на достижение целей, координирующего их усилия и, наконец, выступающего в качестве представителя организации.
Менеджер должен быть человеком, за которым люди готовы идти, идеям которого они готовы верить. Поддержка членами коллектива своего руководителя в современных условиях является той базой, без которой ни один менеджер, каким бы хорошим и грамотным специалистом он ни был, не сможет успешно управлять своим коллективом.
В последние годы эта роль менеджера все время подвергается модификации. Если раньше хорошим менеджером считался хороший администратор, а позже лидер, то в 1990-е гг. с появлением концепции коучинга, как типа отношений между менеджером и подчиненными (коуч — тренер спортивной команды), хорошим менеджером считается тот менеджер, который ведет себя не столько как руководитель, сколько как наставник.
Коучинг – это модель взаимодействия, благодаря которой руководитель повышает уровень мотивации и ответственности у себя самого и у своих сотрудников, помогает руководителю самому раскрыться как творческой личности и мотивировать к этому сотрудников, стать более организованным; помогает персоналу лучше осознать цели и задачи организации, повысить уровень их принятия. При этом повышается информативность сотрудников о работе коллектива и компании в целом.
Основная задача коучинга
– повышение эффективности
Информационная роль состоит в том, что менеджер собирает информацию о внутренней и внешней среде, распространяет информацию в виде фактов и нормативных установок и, наконец, разъясняет политику и основные задачи, стоящие перед организацией. От того, насколько менеджер владеет информацией, насколько он может ясно и четко доводить информацию до членов организации, очень сильно зависят результаты его работы.
К сожалению, очень многие руководители не понимают того, насколько большое значение имеет разъяснительная работа. Одним из принципов успешного менеджмента является ясность задач для исполнителей. Для этого важно объяснять не только, что надо делать, но и для чего это нужно, так как только в этом случае задача для исполнителя наполняется смыслом.
Межличностные роли охватывают сферу взаимодействия менеджера с людьми. Они основаны на его полномочиях в организации и способствуют тому, что к менеджеру стекается множественная информация, обладая которой он, с одной стороны, может выступать в информационной роли, а с другой - в роли центра обработки информации.
Роль по принятию решения, выражающаяся в том, что менеджер определяет направление движения организации, решает вопросы распределения ресурсов, осуществляет текущие корректировки и т.п.
Право принятия управленческих решений имеет только менеджер. Будучи наделенным нравом принятия решения, менеджер несет ответственность за последствия принятого решения.
При этом проблема выбора часто состоит не в том, что выбрать, а в том, от чего отказаться. Также трудности выбора связаны с тем, что приходится решать, чьи интересы должны быть ущемлены и даже принесены в жертву. И, наконец, принимая решение, менеджер должен понимать, как убедить людей это решение довести до должного исполнения. Поэтому менеджер должен не только уметь выбрать наилучший вариант решения. Это может сделать специалист по подготовке решений или даже машина.
Менеджер должен решиться на то, чтобы рискнуть повести руководимый им коллектив в определенном направлении. А это зачастую бывает гораздо труднее сделать, чем рассчитать формально оптимальное решение [10, с.34].
Очевидна взаимосвязь ролей менеджера.
Выполняя межличностные и информационные роли, менеджер оказывается достаточно подготовленным для выполнения роли, связанной с принятием решений, которая способна оказывать прямое влияние на ход производственного процесса и достижение целей организации.
В заключение отметим, что в зависимости от позиции менеджеров в организации, решаемых ими задач, характера реализуемых функций данные роли могут быть присуши им в большей или меньшей мере. Однако каждый менеджер обязательно принимает решения, работает с информацией и выступает руководителем по отношению к определенной организации.
Как было рассмотрено в предыдущем параграфе, общей чертой управленческой работы является исполнение роли руководителя. Все менеджеры занимают определенные руководящие должности в управленческой иерархии организации, и именно это определяет их служебное поведение, заставляет их вести себя определенным образом.
Занявший должность (роль) руководитель не влияет на ее содержание, но как личность может по-разному исполнять эту роль.
В литературе дискутируется вечный вопрос: менеджмент – это набор неких навыков и умений или это сплав профессиональных знаний и искры Божией. Ряд авторов считает: «Настоящий менеджер – это очень хороший коктейль талантов и знаний в правильных пропорциях» [26, с. 136].
В бывшем СССР при подборе управленческих кадров руководствовались четырьмя основными требованиями: политическая грамотность, моральная устойчивость, компетентность, организаторские способности.
Для сравнения приведем квалификационные требования к личности менеджера в Великобритании:
Информация о работе Роль менеджера в управлении предприятием