Роль методологии в иследование систем управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 19:15, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы разглядеть основные подходы к изысканию систем управления.
Исходя из поставленной цели основные задачи, которые будут решены при написании работы следующие:
1. Диалектический подход к изысканию, основные расположения;
2. Процессный подход к изысканию, сущность и спецтехнология;
3. Ситуационный подход к изысканию, сущность и случаи применения;
4. Функциональный подход к изысканию, сущность и применение;
5. Рефлексивный подход к изысканию;

Содержание работы

Введение 2
Основная часть 4
1 Роль методики в иследование систем управления 4
2 Функциональный, рефлексивный и системный подход к изысканию система управления 10
Заключение 23
Глоссарий 26
Список использованных источников 28

Файлы: 1 файл

Роль методологии в иследование систем управления.doc

— 125.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

  • 2 Функциональный, рефлексивный и системный подход к изысканию система управления

  •  

    2.1. Функциональный подход  к изысканию, сущность и применение

     

    Узко взаимосвязанным  с диалектическим подходом является функциональный подход. Его сущность состоит в рассмотрении исследуемой СУ либо ее составляющих элементов только с позиций внешней среды. При этом исследуемая СУ представляется в виде "черного ящика". Это разрешает рассматривать отношения системы с другими системами и внешней средой абстрактно, не вникая в процессы, протекающие непринужденно в исследуемой системе.

    Именно следственно  все то, что отражает поведение  и отношения таким образом  представленной функционирующей системы, называют функцией, а подход функциональным.

    При изменении в постигаемой системе каких-нибудь параметров в связи с протекающим процессом в "черном ящике" меняется ее состояние, в том числе связи с внешней средой. Зная тезисы протекающих в системе процессов, дозволено изучать саму систему и получить новые познания. Скажем, собрав информацию о сбоях и отказах компьютерной сети предприятия, не вникая в сущность протекающих в ней процессов, дозволено дать их прогноз.

    Функциональный подход, аналогично системному и ситуационному, не исключает применение при изыскании  систем управления процессного подхода. На практике функциональный подход может обширно использоваться при постижении экономических явлений, в том числе планирования, тенденций экономического становления, оценке акционерного капитала, метаморфозы цен и т.п.

     

    2.2. Рефлексивный подход к изысканию

     

    Термины и определения  в области рефлексивности.

    В государственном образовательном  эталоне для специальности "Менеджмент организации" записано, что одним  из вопросов рассматриваемой учебной  дисциплины является рефлексионное изыскание. Впрочем больше положительно его интерпретировать как рефлексивный подход к изысканию, что в большей степени отвечает сложившейся терминологии и существу данного вопроса исследовательских работ в управлении.

    Для понимания сущности рефлексивного подхода к изысканию СУ заранее следует разглядеть несколько терминов и определений, связанных с представлением "рефлексивный".

    Рефлекс (от лат. геflexus - отражение) - физиологическая ответная реакция  организма на те либо иные воздействия, осуществляющаяся через нервозную систему. При таком рассмотрении различают абсолютные (прирожденные) и условные (приобретенные и приобретаемые) рефлексы. В течение жизни условные рефлексы могут не только пропадать, восстанавливаться, но и в определенной мере трансформироваться в абсолютные.

    Рефлексия (от лат. геflexio - отражение, обращение назад) - полное сомнений и колебаний раздумье, обзор  собственных мыслей и переживаний; процесс самопознания субъектом  своих внутренних психосостояний.

    В работе Д. Юма "Трактат  о человеческой природе" рефлексия характеризуется как вторичное воспринятие (перцепция) действительности, т.е. все то, что основано на ее первичном чувственном воспринятии. Другие ученые (скажем, Р. Декарт) сравнивают рефлексию со способностью человека сосредоточиться на оглавлении своих мыслей, абстрагировавшись от каждого внешнего. Психолог С.Л. Рубинштейн определил рефлексию как способность человека глядеть на жизнь со стороны.

    Следует сказать, что  исходя из этих определений рефлексия  у человека может проявляться в реальных условиях и при наличии умений, мыслей, чувств. Следственно, при проведении изысканий рефлексия изыскателя может быть использована в ходе решения самых многообразных задач и задач. В логике отношение именуется рефлексивным, если всякий его член находится в таком же отношении к самому себе.

    Таким образом, соблюдается  правило тождества и одновременности  явлений, скажем:

    если а = в,

    то в = а (симметрия),

    а = а (рефлексивность отношения  равенства),

    в = в (рефлексивность отношения  равенства) .

    При этом если событие х случилось единовременно с событием у, то это значит, что всякое из них случилось единовременно. Рефлексивное отношение может быть записано так:

    хRу - хRх - уRу.

    Из этого свойства рефлексивности вытекает явственное правило:

    если мнение хRу положительное, то таковыми же будут и мнения хRх и уRу (скажем, с = к, то и с = с и к = к).

    Д. Сорос считает, что  воспринятия человеком действительности по самой своей природе содержат ошибку, и при этом существует двусторонняя связь - между ложными воспринятиями и действительным ходом событий, а итогом служит неимение соответствия между ними. Эту двустороннюю связь он называет рефлексивной.

    Мыслительная действие, по словам Д. Сороса, может быть разбита  на две зависимые друг от друга  функции:

    - пассивную (когнитивную), которая может быть определена как "функция обдумывания";

    · активную (воздействующую), определяемую как "функция участия".

    При выполнении пассивной  функции воспринятия участников процесса (в нашем случае изыскателей) зависят от обстановки, т.е. тут обстановка - самостоятельная переменная, а при энергичной функции воспринятия участников влияют на обстановку, т.е. самостоятельной переменной тут выступает непринужденно мышление человека. Видимо, что эти две функции по своей направленности являются противоположными.

    Данные функции могут  выполняться как отдельно, так  и единовременно.

    Примером пассивной  функции воспринятия изыскателем  дозволено назвать обучение на основе навыка других изыскателей, а примером энергичной - определение цены на базе имеющихся приоритетов и конъюнктуры рынка.

    При одновременном выполнении обеих функций они интерферируют  друг с ином, и тогда самостоятельная  переменная одной функции становится зависимой переменной иной. При этом они взаимодействуют друг с ином, т.е. обстановка и умения изыскателя являются зависимыми переменными и первичное метаморфоза ускоряет наступление дальнейших изменений как в самой обстановки, так и во взорах участников. Д. Сорос называет это взаимодействие "рефлексивностью". Следует подметить, что французы это слово употребляют для обозначения глагола, субъект и объект которого совпадают.

    Математически представление  рефлексивности дозволено представить  в виде 2-х рекурсивных функций:

    у = f(х) - пассивная функция,

    х ==G(у) - энергичная функция.

    Следственно:

    y=f [G(х)],

    х = G [f(у)].

    Эти две функции в  управлении ведут не к равенству, как в натуральных науках, а  к безграничному процессу изменений. В условиях определенной исследовательской  обстановки явления представляются в уме изыскателя не сами по себе, а отражаются коллективно с его воспринятиями и напротив, т.е. в этом случае воспринятия соединяются с протекающими фактами.Д. Сорос такой подход к определению сущности рефлексивности называет "шнурованным", либо перекрестным, соединяющим факты и воспринятия, воспринятия и факты, как шнурки в ботинках. Такое осознавание рефлексивности и его процесса во многом является диалектическим.

    Тут также целесообразно  напомнить о терминах "рефлексология" и "рефлексогенность".

    Рефлексология (от греч. logos представление, ученье) - одно из направлений в психологии, основанное В.М. Бехтеревым, рассматривающее всю психическую действие как общность сочетательных рефлексов, образовавшихся в итоге могущества внешней среды на нервозную систему.

    Рефлексогенность (от греч. genos - род, происхождение) - явление, вызывающее безоговорочный рефлекс, в основе которого раздражение определенных рецепторов в соответствующей зоне организма (скажем, вид пищи может вызвать раздражение вкусовых рецепторов полости рта, которое неизменно вызывает слюноотделение).

    Близким по смыслу к приведенным  словам является термин "машинальный" (если это, скажем, объект изыскания), т.е. реагирующий на внутренние и внешние  раздражители и относящийся к  рефлексам (объект имеет соответствующую  реакцию на раздражитель).

    Традиционно СУ носят  машинальный нрав, потому что в  большинстве случаев при проведении изыскания неизменно дозволено  предугадать ответную реакцию системы  на разного рода воздействия. При  этом на больше крепкое влияние система  отвечает большей реакцией. Соответственно нерефлекторная СУ реагирует на одни и те же воздействия неоднозначно, многовариантно. Нерефлекторной система становится, скажем, при потере стабильности в итоге неработоспособности какого-нибудь элемента, стрессового состояния администраторов, отказах ТСУ и т.п.

    Участие человека в управлении делает обстановку нерефлекторной только в определенных обстановках, потому что действия индивидуума сложно предсказывать при наличии у  него стресса, обстановок риска и  т.п. Следственно при изыскании  СУ нужно рассматривать особенности основного ее элемента - человека, а это требует проведения аналитических работ общественно-экономического и организационно-технического нрава и соответственно применения разных исследовательских способов (экономических, математических, психологических, социологических, технических, экономико-математических, общественно-экономических и пр).

    Следственно, изыскание  всякий СУ должно предваряться выделением в системе 2-х областей, где осуществляется рефлекторное реагирование на воздействияи нерефлекторное, связанное с допустимой потерей стабильности системы из-за человеческого либо техногенного фактора. Для рефлекторной области СУ, т.е. в условиях ее стабильности, изыскания могут проводиться огромнее математическими способами, для нерефлекторной - способами психологии, мотивации, теорий вероятности, аварий и т.п.

    Видимо, что в процессе изыскания СУ изыскатель должен решать задачи в условиях неопределенности, что не дозволяет пользоваться только фактами. Для принятия разумных решений и итогов требуется включение профессионального воспринятия действительности и ее понимания, т.е. существующие причинно-следственные связи событий не ведут дословно от факта к факту, а идут по цепочке от факта к мысленному воспринятию и от воспринятия вновь к факту. При этом воспринятие для изыскателя не только является отражением самого факта, но и зависит от сложившейся обстановки. Последняя служит, как водится, основой воспринятия, что теснее не может трактоваться фактом. Следственно, такой подход во многом сходится с представлениями Д. Сороса.

    Изыскатель тяготится  к рациональности, но она в обстановки информационной неопределенности ограничивается его умениями (либо нужно иметь  крупные источники для сбора  объективной информации и ее глубокого  обзора). Следственно в безукоризненном случае процесс изыскания проводится как рефлексивно, так и подсознательно, т.е. на основе исследовательского "чутья".

    Основой рефлексивного  подхода к изысканию служит классифицированная и доступная для обработки  объективная информация о внутренней и внешней среде постигаемой СУ в требуемом объеме. Ее источником выступают имеющиеся умения и фактический навык изыскателя.

    В основе интуитивного подхода  к изысканию лежит ограниченное в объеме очевидное познание изыскателя, что разрешает формировать познавательный процесс в большей части на абсолютных рефлексах.

    Предпочтительным представляется рефлексивный подход к изысканию. Впрочем  в этом случае изыскание может  иметь мнимую точность. Так, под количественными  показателями плана может скрываться неясность его оглавления, обусловленная принятыми в плане цифрами на основе интуиции, т.е. будет иметь место мнимая рефлексивность.

    От обстановки и объема познаний изыскателя зависит то, какой  подход к изысканию главенствует - рефлексивный либо интуитивный. Господствует как водится тот подход, которому отдается предпочтение в определенном изыскании. Особенно конструктивен подход, содержащий взвешенный равновесие рефлексивности и интуитивности (рис.3). При наличии дисбаланса принятое управленческое решение может оказаться неудовлетворительно разумным.

    2.3. Системный подход  к изысканию, его сущность

    Системный подход, будучи неразрывно связанным с фундаментальными идеями диалектики и диалектического  подхода, совместно с тем имеет  свою сущность и выступает как обособленный методологический подход. Он полагает, что объект изучается как целостная общность составляющих его подсистем, элементов и во каждым разнообразии выявленных свойств и связей внутри объекта, а также между объектом и внешней средой.

    В качестве примера дозволено привести применение системного подхода при проведении К. Марксом знаменитого научного изыскания социума как целого, итоги которого он отразил в "Капитале". Это одно из первых системных изысканий трудной общественно-экономической системы.

    В XX в. в связи с становлением социальных отношений и техники, а также постановкой задач  больше высокого яруса значительно  усложнились подходы для разрешения загвоздки в общественно-экономических  СУ (скажем, задачи оптимального планирования). Локальные изыскания с течением времени теснее не могли давать требуемых итогов при решении зачастую возникающих разнообразных комплексных загвоздок, включающих общественные, технические, организационные, политические и другие аспекты. Следственно со 2-й половины XX в. системный подход стал одним из приоритетных и ведущих среди всех других, а с конца 60-х гг. крепко вошел в научную терминологию под этим названием. Ранее его изредка называли "системный обзор", "системно-структурный подход", "системный способ", "всеобщая теория систем", но позднее за этими терминами были закреплены больше тесные, специфические представления.

    Информация о работе Роль методологии в иследование систем управления