Роль методологии в иследование систем управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 19:15, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы разглядеть основные подходы к изысканию систем управления.
Исходя из поставленной цели основные задачи, которые будут решены при написании работы следующие:
1. Диалектический подход к изысканию, основные расположения;
2. Процессный подход к изысканию, сущность и спецтехнология;
3. Ситуационный подход к изысканию, сущность и случаи применения;
4. Функциональный подход к изысканию, сущность и применение;
5. Рефлексивный подход к изысканию;

Содержание работы

Введение 2
Основная часть 4
1 Роль методики в иследование систем управления 4
2 Функциональный, рефлексивный и системный подход к изысканию система управления 10
Заключение 23
Глоссарий 26
Список использованных источников 28

Файлы: 1 файл

Роль методологии в иследование систем управления.doc

— 125.00 Кб (Скачать файл)

Применительно к изысканию  организации системный подход предусматривает:

· рассмотрение каждой организации как некоторой целостности - системы, состоящей из касательно обособленных взаимодействующих и взаимосвязанных между собой элементов и подсистем с специальными специфическими свойствами;

· рассмотрение организации как открытой многоцелевой системы, имеющей определенные "рамки" руководящей и управляемой (производственной) подсистем, взаимодействующие между собой внутреннюю среду и внешнюю среду, внешние и внутренние цели, подцели всей из подсистем, стратегии достижения целей и т.п.; при этом метаморфоза в одном из элементов всякий системы вызывает метаморфозы в иных элементах и подсистемах, что базируется на диалектическом подходе к связи и взаимообусловленности всех явлений в природе и обществе;

· всестороннее постижение не только отдельных свойств взаимодействующих и взаимосвязанных между собой компонентов системы, ее внутренней и внешней среды, но и генерируемых при этом новых синергетических свойств, владеющих новыми качествами;

· изучение каждой общности параметров и показателей функционирования системы в динамике, что требует изыскания внутриорганизационных процессов адаптации, саморегулирования, самоорганизации, прогнозирования и планирования, координации, принятия решений и т.п.

Соблюдение всякого  из приведенных расположений имеет  весомое значение для реализации системного подхода к изысканию. Впрочем еще в больше существенной мере это зависит от способности либо неспособности преподавателя думать системно, воспринимать внутреннюю среду и внешнюю среду целостно и принимать соответствующие системному подходу решения (скажем, определять состав элементов, подсистем, подлежащих изысканию, выбирать особенно разумный способ изыскания).

Надобность всестороннего  рассмотрения объектов может быть образно  проиллюстрирована дальнейшим, в  определенной мере юмористическим, диалогом.

"Приходит в аптеку  нехорошо ведающий итоги от применения тех либо иных соединений клиент.

Йодистый калий есть?

Аптекарша отвечает:

Нет, есть только цианистый  калий.

Клиент спрашивает:

А какая между ними разница?

И слышит в результат:

Каждого лишь на рубль  подороже".

Следственно, при системном подходе изыскание системы управления либо ее объекта как целостного комплекса взаимосвязанных и взаимодействующих элементов нужно осуществлять в единстве с производственной системой организации и внешней средой. При этом вначале следует проводить изыскание управляемой подсистемы и внешней среды, а после этого во связи и взаимодействии с ними - руководящей подсистемы, т.е. самой СУ.

Данный подход владеет  значительными превосходствами  по сопоставлению с другими, скажем:

1. возможности системного подхода гораздо шире для знания объекта изыскания, в том числе его синергетических свойств;

2. можно декомпозировать всякий исследуемый объект с нужной глубиной для достижения цели изыскания, что обеспечивает обнаружение каждого нужного для постижения всякого касательно неделимого элемента;

3. создается больше глубокая схема обоснования и обнаружения нрава и достоверности связей и отношений в исследуемом объекте, и при этом формируются предпосылки для поиска новых механизмов результативного функционирования объекта;

4. обусловливается узкая связь с другими методологическими направлениями науки, а при необходимости имеется вероятность совместного интегративного использования других методологических подходов, что повышает эффективность изыскания.

Системный подход к изысканию СУ полагает применение в том либо другом виде многих наук, научных направлений и способов. К ним дозволено отнести, скажем, теорию трудных систем, системотехнику, изыскание операций, теорию управления, теорию организации, инноватику, информатику, метрологию, эконометрику; квалиметрию, системный, ситуационный, прогностический, диагностический, подробный и всеобщий обзоры и др. Между названными науками, научными направлениями и рядом способов изыскания неоднократно нет отчетливых границ, потому что они зачастую применяют приблизительно одни и те же математические способы. Впрочем все они владеют своей особенностью и имеют определенные особенности.

Всеобщая теория систем предназначалась для изыскания  и постижения систем всякий трудности  и назначения, быть фундаментом системотехники и ряда других смежных с ней научных направлений. В ней применяется многовидовая система абстрагирования, включая логико-математический, символический, теоретико-множественный, топологический, теоретико-информационный, эвристический, абстрактно-алгебраический, динамический способы. Применение того либо другого вида абстрагирования дозволяет получать результаты на вопросы определенной группы. При необходимости следует использовать другие виды абстрагирования. Применение теории трудных систем для решения задач изыскания СУ подтвердило ее полезность.

Теория трудных систем является научно-математической базой  системотехники - научно-технической  дисциплины, постигающей вопросы  создания, испытаний и эксплуатации трудных автоматизированных систем, к которым в ряде случаев дозволено отнести и СУ большого масштаба. Происхождение таких трудных систем порождает не только задачи в границах ее комбинированных частей, но общесистемные задачи, связанные с обоснованностями функционирования, организацией взаимодействия и взаимосвязей разных подсистем, учетом воздействия внешней среды на систему и ее составляющие части, оптимизации управления подсистемами и системой в совокупности. Именно решение общесистемных загвоздок управления трудными системами составляет основное оглавление системотехники.

В отечественной практике собран крупный методологический и  методический потенциал разработки трудных автоматизированных систем, что следует применять при  изыскании СУ. Особенно результативно  с использованием системотехники могут решаться задачи прикладного изыскания, связанные с планированием и созданием трудных СУ.

Проведение изысканий  общественно-экономических систем, разных управленческих процессов и  явлений требует привлечения  широкого круга особых научных математических и количественных способов, в том числе способов моделирования. Существенная часть таких способов объединена в научном направлении под наименованием "изыскание операций".

Методологическую основу изыскания операций составляют: теория вероятностей, включающей теорию случайных процессов (в том числе способы моделирования операций по схемам случайных процессов и статистических испытаний), теорию информации, теорию массового сервиса, теорию игр, способы сетевого планирования, математические способы оптимизации (скажем, простейшие способы нахождения экстремумов - максимума и минимума), трудные способы линейного и динамического программирования) и др.

Скажем, теория игр представляет собой такую теорию, которая рассматривает  математические модели принятия оптимальных  решений в условиях возникших  возражений. Она может быть использована при изыскании СУ для решения  задач, полагающих:

· определение величины возможных отклонений от максимально заданных параметров системы;

· поиск способов оперативного устранения недостатков в управлении с учетом ограничений на используемые источники (физические, финансовые, трудовые, информационные);

· поиск путей минимизации расходов на достижение тех либо иных целей управления в условиях выявленных запасов с учетом ограничений во времени;

· заключение договоров и реализацию товаров на внутренних и внешних рынках.

Методика изыскания  полагает применение не только системного подхода, но и других, в частности функционального, целевого, ситуационного, параметрического, нормативного, оптимизационного и пр.

2.3. Интегративно-конвергенциальный  нрав системного подхода

Обзор исследовательского навыка показал, что использование  только одного какого-нибудь подхода в его классическом виде для целей системного изыскания не только фактически немыслимо, но и не дает значительного результата. Отсель непредвзято вытекает надобность интегративного сбалансированного применения разных методологических подходов применительно к всем определенному изысканию СУ. Данный подход закономерно следует трактовать именно как системный, т.е. как интегративно-конвергенциальный, включающий другие подходы.

Следственно, интегративно-конвергенциальный  подход к изысканию СУ представляет собой такую методику исследовательского процесса, которая интегративно использует системный, целевой, процессный, параметрический, функциональный, ситуационный, поведенческий, рефлексивный и другие подходы (рис.4).

Это значит, что в процессе изыскания СУ в зависимости от целей, вида и объекта изыскания в системный подход могут включаться также и целевой, и ситуационный, и функциональный, и другие подходы.

Одним из объективных  случаев конвергенции разных подходов в системный подход является применение, помимо всех прочих, целевого подхода. Целевой подход ориентирован на поставленные перед изысканием цели как на желаемый новейший исследовательский итог. Представление целей изыскания во многом определяет оглавление и меру результативности фактически всех проводимых работ.

Следственно использование  целевого подхода обязывает определять цели изыскания на основе глубокого  обзора всех возможных вероятностей (кадровых, временных, финансовых, организационных  и т.п.), имеющихся в распоряжении изыскателей. Достижение целевых установок изыскания требует концентрации всех усилий и источников.

Помимо рассмотренных  методологических подходов, в литературе упоминается ряд других, в частности: параметрический, концептуальный, количественный, воспроизводственный, нормативный, совокупный, интеграционный, инновационный, динамический, оптимизационный, директивный, поведенческий, маркетинговый.

Между методологическими  подходами к изысканию, как и  между науками и научными направлениями, зачастую нет отчетливых границ, от того что они применяют приблизительно одни и те же методы, приемы, тезисы. Следственно часть из них подлинно дозволено рассматривать как подходы, реально используемые в методики изыскания, а некоторые из них либо являются частными случаями других подходов, либо только неявно относятся к одноименным, способам изыскания и управления.

В связи с этим дозволено  ограничиться рассмотрением только тех методологических подходов, которые  были раскрыты выше. Ряд из упомянутых в качестве подходов, относящихся  огромнее к способам изыскания, будут рассмотрены в последующих материалах.

Заключение

Выбор методологического  подхода к изысканию оказывает  самое значительное воздействие  на процесс его проведения и эффективность, потому что от этого во многом зависит  целенаправленность всех исследовательских работ. Огромная часть постигаемых объектов - динамичные, морально взаимосвязанные объекты, взаимодействующие с внешней средой, следственно одним из особенно приемлемых подходов их изыскания является диалектический.

Данный подход происходит из сущности диалектики, которая представляет собой ученье о общих связях явлений и особенно всеобщих обоснованностях становления бытия и мышления. Базовым законом этого учения выступает закон солидарности и борьбы противоположностей, а основополагающим тезисом - тезис общих связей явлений. Это значит, что для постижения какого-нибудь предмета нужно разглядеть все его стороны и связи. При этом становление, как всеобщий процесс, проходит периодично повторяющиеся ступени, но всякий раз на больше высоком ярусе и все это осуществляется по спирали.

Диалектический подход во многом определил становление  целого спектра других подходов, и  в первую очередь системного.

Процессный подход (процесс - последовательная смена состояний  в становлении чего-нибудь; становление какого-нибудь явления) знаменит применительно к управлению в совокупности. Он рассматривает управленческую действие как постоянное выполнение комплекса определенных взаимосвязанных между собой видов деятельности и всеобщих функций управления (прогнозирование и проектирование, организация и т.д.). Причем выполнение всей работы и всеобщих функций управления тут также рассматриваются в виде процесса, т.е. как общность взаимосвязанных постоянно исполняемых действий, преобразующих некоторые входы источников, информации и т.п. в соответствующие выходы, итоги.

В текущее время для  ряда целей изыскания СУ, обусловленных  необходимостью быстротечного метаморфозы  управления, весьма главно оперативно провести работы и принять обоснованные управленческие решения. Такие цели могут ставиться по мере происхождения непрогнозируемых загвоздок управления, требующих стремительного разрешения и связанных, скажем, с неожиданными изменениями на рынках, необходимостью срочного завершения контракта, проведением не в установленные плановые периоды работ по реструктуризации СУ и т.п. В условиях соперничества цена задержки в проведении изыскания и принятия дальнейшего решения по его итогам даже верных управленческих решений может оказаться дюже крупной, т.е. нужно повышать оперативность проведения изысканий СУ.

В этих случаях следует  применять ситуационный подход к  изыскание СУ, сущность которого заключается  в оперативном постижении сложившейся  обстановки и проведении исследовательских  работ на основе применения предпочтительно типовых процедур изыскания и так сказать способов "молниеносных фотографий" управленческой деятельности организации и ее отношений с внешней средой.

Узко взаимосвязанным  с диалектическим подходом является функциональный подход. Его сущность состоит в рассмотрении исследуемой СУ либо ее составляющих элементов только с позиций внешней среды. При этом исследуемая СУ представляется в виде "черного ящика". Это дозволяет рассматривать отношения системы с другими системами и внешней средой абстрактно, не вникая в процессы, протекающие непринужденно в исследуемой системе.

Информация о работе Роль методологии в иследование систем управления