Роль органов самоуправления в становлении субъективной позиции подростков и молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 16:13, реферат

Описание работы

Цель – социализация подростка, развитие потенциально развитой личности. Работая с ребятами старшего школьного возраста, сформировалась своя стабильная структура организации, которой управляет руководитель-педагог и совет лидеров во главе ученика. В центре парламент школьной республики, который существует в полной взаимосвязи.
Актуальность и практическая значимость данной организации в том, что ребята находят себе занятия по своим интересам, они могут переходить из одного министерства в другое, помогая друг другу; общаясь по различным направлениям, ребята не ограничивают себя в действиях, а наоборот стараются развиваться и пополнять свои знания, работая в различных министерствах. Кроме того, у ребят возникает необходимость общаться со сверстниками из других школ и организаций.

Содержание работы

Введение

1
Программа «Авторская модель ученического самоуправления»
4
2
План реализации проекта
6
3
Проект «Школа лидера»
7
4
Проект «Штурм»
7
5
Сочинение-рассуждение о деятельности органов ученического самоуправления
10
6
Школьная парламентская республика
13
7
Структура парламентской республики
15
8
Структура самоуправления класса
16
9
Выводы
18
10
Литература

Файлы: 1 файл

реферат 2.docx

— 42.95 Кб (Скачать файл)

осуществляют  контроль за соблюдением Устава школы.

При Совете школы создаются министерствы, каждое из которых отвечает за свой участок работы:

  • Министерство образования – оказывает помощь педагогическому коллективу в исполнении Закона о Всеобуче;

– организовывает патрули всеобуча, оказывает содействие в подвозе детей в школу, вместе со школьным библиотекарем организовывают конференции чтецов, ведет контроль за успеваемостью учащихся, за посещением уроков, состояние дневников, тетрадей.

  • Министерство информации – за информирование учеников о проделанной Советом школы работе, подготовке данных для прессы, выпуск газеты и составления графиков дежурств.
  • Министерство спорта – организовывает спортивные мероприятия в школе.
  • Министерство культуры – за проведение в школе культурных мероприятий: концертов, дискотек, вечеров и т.д.
  • Министерство труда и социальной защиты – за выполнение всех трудовых дел в школе.
  • Министерство здравоохранения – организовывает и привлекает к участию в спортивных мероприятиях, пропагандирует здоровый образ жизни, разрабатывает и осуществляет физкультурно-оздоровительные мероприятия (праздники здоровья, физкультминутки, турниры, игры, олимпиады школьного, районного, областного масштаба).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Сочинение – рассуждение о деятельности органов ученического самоуправления

 

Солнце, ветер или дождик на дворе –

Мы  шагаем в нашу школу на заре.

Каждый  день идем сюда, как в первый раз.

Дайлидская  школа – это класс!

 

Мне 15 лет, я учусь в 10 классе. Школьный коллектив  живет по принципу парламентской  республики, где жизнь ученического коллектива стремятся организовать сами учащиеся. В парламентской республике я занимаю высокий пост президента.

Когда меня избрали на пост президента, я не восприняла это серьезно, казалось, что это игра, что я уже выросла  из этого возраста. Но сегодня,  я  благодарна тем взрослым (это моя  учительница по истории, наш заместитель  по воспитательной работе, директор), которые  создают нам условия, окунувшись в которые, мы имеем возможность  проверить себя, проверить мое  ли то дело, которому я хочу посвятить  жизнь.

Как президент  ученического самоуправления, я решила провести опрос учеников школы «Что такое самоуправление?» с целью работы по совершенствованию самоуправления в школе для достижения ими нового качественного уровня.

Семиклассники на вопрос «Что такое самоуправление?» дали такие ответы:

  • Это попытка класса работать без помощи учителей, организовывая все самостоятельно, когда ученики сами разбираются со своими проблемами.
  • Это организация действий всех, кто принимает в них участие, и при этом учитывается мнение всех присутствующих, когда твой голос «засчитывается», вписывается «в интересы школы».
  • Это режим, при котором ученики, обладая равными правами, выполняют посильные обязанности.
  • Это когда дружная, сплоченная группа товарищей решает школьные проблемы без содействия взрослых, но «с наставлением» классного руководителя.

Совершенно  очевидно, что ребята «на своем  уровне» сумели выделить главные  принципы самоуправления: стремление к самостоятельности, социальную направленность, добровольность, демократичность.

Радует  определенность представлений учеников и о многогранности социальной роли ученического самоуправления. Отвечая  на вопрос «для чего нужно самоуправление в школе?», они обнаруживают целый диапазон его задач:

  • Чтобы мы привыкли жить в коллективе. Цель самоуправления –  сплотить людей в дружный коллектив.
  • Чтобы наша школьная жизнь была похожа на взрослую. Ведь взрослые постоянно сталкиваются с проблемами, организуют работу учреждений, предприятий. Очень хорошо, что у нас есть самоуправление: мы привыкаем к взрослой жизни.
  • Самоуправление делает нас более организованными, собранными и самостоятельными, приучает к ответственности.

Формирование  практического опыта коммуникативного взаимодействия, способов регуляции  и путей гуманизации внутригрупповых  отношений, развитие социальной адаптивности личности, формирование и реализация ее творческого потенциала — все  эти целевые функции ученического самоуправления «зафиксированы» ребятами.

Однако  чтобы не возникла слишком благополучно-оптимистическая  картина самоуправленческой ситуации и справедливости ради, нельзя пройти мимо трудностей, неизбежно возникающих  в любом серьезном деле. На вопрос «трудно ли руководить своими ровесниками» я искренне  ответила:

  • Трудно, ведь на руководителе лежит большая ответственность, постоянно надо помнить о разных делах.
  • Трудно, ведь управлять несколькими людьми — значит учитывать их мнения и пытаться найти компромисс, суметь прийти к общему мнению, а ведь мнения у всех разные, у каждого свой характер.
  • Трудно, ведь руководитель — это тоже профессия, которой учатся школьники, выполняя свои обязанности.

Я считаю, проблемы преодолимыми и вижу пользу этих трудностей и пути их преодоления. Диалектическая двойственность звучит и в ответе на вопрос:

«Нравится ли тебе быть руководителем?»

  • Мне нравится руководить, потому что вложенные тобой силы возвращаются благодарностью и уважением.
  • Нравится потому, что когда помогаешь школе, чувствуешь радость.
  • Это трудно и достаточно интересно, мне понравилось.
  • Главное — все делать вовремя и не забывать своих обязанностей. Тому, кто никогда не был руководителем, хочу сказать: «Соглашайтесь, ребята, без просьб учителей! Это не трудно, даже интересно!»

На вопрос «Что лично тебе дает самоуправление?» вот так ответили ученики:

  • Оно дает мне свободу мысли.
  • Раньше я была очень стеснительной, а теперь я староста в классе.
  • Самоуправление сделало меня уверенной в своих силах.
  • Теперь я узнала, что такое настоящий коллектив, и могу сама распределять свое время – это мне очень поможет в будущем.

Самоуправление  создает «ощущение семьи», в которой  ценят и любят каждого, ощущение коллектива, который, по словам В.А. Сухомлинского, не обезличивает, а развивает в  человеке индивидуальность.

 

          Президент школьного ученического самоуправления:   Вакулик А.М.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. АВТОРСКАЯ  МОДЕЛЬ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

 

ШКОЛЬНАЯ  ПАРЛАМЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА

 

«В  хорошей артели всяк при деле».

 

Наш школьный коллектив живет по принципу парламентской  республики, где жизнь ученического коллектива стремятся организовать сами учащиеся. С начала учебного года всем учащимся, учителям и родителям  был предложен проект школьной конституции  для общего обсуждения, внесения изменений  и дополнений. Конституция определяет основные идеи воспитательной работы, обращая особое внимание на права  и обязанности учащихся. Она определяет организацию ученического самоуправления учащихся во всей учебно-воспитательной деятельности школы.

 

Конституция парламентской республики

 

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ:

1. Закон един  для всех.

2.Не заставляй  себя ждать.

3. Свобода  одного заканчивается там, где   начинается свобода другого.

4. Чистота  – залог здоровья.

5. Отвергая  – предлагай.

6. Закон поднятой  руки.

ПРАВА:

1. Право на  жизнь и здоровье.

2. Право замены  своего представителя.                

3. Правила  использования правила поднятой  руки.

4. Свобода  слова и печати.

5. Право на  участие в любом действии (событии)  Республики.

ОБЯЗАННОСТИ:

1. Соблюдать  режим дня.

2. Быть вежливым  с самим собой и с другими.

3. Обеспечивать  чистоту и порядок в местах  проживания на территории Республики.

 

 ПООЩЕРЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ:

            Перечень поощрений:  

1. Активное  участие в жизни Республики.

2. Особые  достижения.

3. Пунктуальность.

4. Творческий  подход к решению задач Республики.

          Перечень штрафов:

1.Нарушение  режим

2. Опоздания  на мероприятия.

3. Недопустимое  поведение на мероприятиях.

4. Нарушение  Конституции.

5. Грубость.

6. Депортация  из Республики за особые (чрезвычайные  поступки).

                       

Главная задача органов самоуправления: обеспечить всем гражданам школьной Республики безопасность физическую и моральную, создать необходимые условия для успешного осуществления главной задачи школы как учебного учреждения. организовать внеучебную жизнь школьников так, чтобы она служила развитию интеллектуальных, духовных и физических способностей.

Власть  в школе принадлежит гражданам  школьной республики. Высшим выражением власти является конференция учащихся и свободные выборы органов самоуправления класса и школы. Власть в школьной республике осуществляют: школьный парламент, президент, советники по отдельным  направлениям работы школы и главные  советники класса. Вот так выглядит структура ученического самоуправления в школьной республике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Структура парламентской республики

 

Современная средняя школа – сложное социально-педагогическое образование, включающее в себя педагогические и ученические коллективы, различные  объединения и организация взрослых и детей. У каждого из них есть право самостоятельно решать свои проблемы и удовлетворять свои потребности  и интересы. Естественно, что для  этого им нужны временные или  постоянные органы самоуправления.

 

Структура самоуправления класса

Однако  для того чтобы учащиеся на деле стали организаторами определенных участков работы, недостаточно просто предоставить им известные права  и предъявить обязанности, необходимо научить их выполнять свои обязанности  и пользоваться правами. Вместе с  педагогами, советниками классов, членами  парламента были разработаны памятки  активиста.

 

ПАМЯТКА АКТИВИСТУ

  1. Твердо знай, что входит в твои обязанности.
  2. Не научившись подчиняться, не сможешь командовать. Мысль толково излагай, если надо повторяй!
  3. Составь план своей работы – с ним тебе будет легче работать.
  4. Дал поручение – обязательно проверь его.
  5. Начиная новое дело, проверь, все ли готово для этого. По окончании собери ребят поинтересуйся, что получилось, что нет и почему.
  6. В случае неудачи не спеши обвинять ребят, подумай, не ты ли сам ошибся. Не думай, что в чем-то выше друзей, и нос задирать, задаваться не смей!
  7. Если будет трудно, не стесняйся обращаться к своим друзьям, старшим товарищам за советом.
  8. Не критикуй, а предлагай.

Самоуправление школы – это управление жизнедеятельностью школьного коллектива, осуществляемое субъектами школы (педагогами, учащимися, их родителями).

Действующее в школе самоуправление говорит  о сложившемся коллективе. Нет  коллектива – нет самоуправления. А значит, самоуправление – это  не цель, а средство воспитания. Это  высшая форма руководства детским  коллективом. В самоуправлении главное  деятельность, направленная на совершенствование  жизни коллектива.

Выстраивая  и развивая ученическое самоуправление в школе, мы опираемся на следующие принципы:

  • Педагогическое руководство, т.е. наличие педагог-консультанта у каждого органа самоуправления.
  • Предметность деятельности, т.е. органы самоуправления, формируются для организации деятельности в коллективе и для коллектива.
  • Единое планирование, т.е. создается один план воспитательной деятельности, исполнителями которого являются сами органы самоуправления.
  • Сменяемость функций руководства и подчинения, а также видов деятельности.
  • Демократизм, т.е. участие всех учащихся в системе самоуправления.
  • Согласие, т.е. после принятия решения действует правило обязательного его выполнения всеми участниками процесса.

Информация о работе Роль органов самоуправления в становлении субъективной позиции подростков и молодежи