Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 22:17, курсовая работа
Менеджмент возник на рубеже XIX-XX вв. в результате напряженного поиска средств повышения конкурентоспособности и эффективности, что является главным для выживания на рынке. Предприниматели неоднократно убеждались, что успех их организации зависит не столько от финансовых возможностей, так как в любой момент могло произойти банкротство, сколько от умения эффективно их использовать, активизировать внутренние возможности и потенциал персонала, поставить во главу угла специальный вид деятельности по управлению всеми процессами — менеджмент.
Целью курсовой работы является изучение роли планирования в системе менеджмента.
Введение………………………………………………………………….3стр.
Глава 1.Сущность и принципы планирования…………………….4стр.
Глава 2.Виды планирования.……………….…….…………………..6стр.
2.1.Краткосрочное планирование..…………….…………......6стр.
2.2.Долгосрочное планирование.…………………………...…7стр.
2.3.Другие виды планирования.……………………………....8стр.
2.4.Цель в планировании. Характеристики целей………...10стр.
2.5.Стратегическое планирование.…………………………..13стр.
2.6.Тактическое планирование……………………………….15стр.
2.7.Операционное планирование.…………………………….15стр.
Глава 3.Цели фирмы.………………………………………………….15стр.
3.1.Оценка и анализ внешней среды ………………………...17стр.
3.2.Управленческое исследование внутренних факторов фирмы…………….……………………………………………………...18стр.
3.3.Изучение стратегических альтернатив и выбор стратегии…...…………………………………………………………....20стр.
3.4.Анализ информации и прогнозирование. ………………...21стр.
3.5.Отличия современного менеджмента от традиционного..24стр.
Заключение……………………………………………………………30стр.
Список литературы…………………………………
3.2.Управленческое исследование внутренних факторов фирмы.
Руководство фирмы должно выяснить,
обладает ли фирма внутренними силами,
чтобы воспользоваться внешними возможностями,
и существуют ли у нее слабые стороны,
которые могут усложнить проблемы, связанные
с внешними опасностями. Этот процесс
называется управленческим обследованием.
Оно представляет собой методическую
оценку функциональных зон фирмы, предназначенную
для выявления ее стратегически сильных
и слабых сторон.
В обследование входят такие функции,
как маркетинг, бухгалтерский учет, операции
(производство), человеческие ресурсы,
культура и образ корпорации.
При обследовании функции маркетинга
необходимо обратить внимание на семь
областей анализа:
- конкурентоспособность и желаемая доля
рынка в процентах к его общей емкости,
являющаяся существенной целью для компании;
- разнообразие и качество ассортимента
изделий, которые постоянно контролируются
и оцениваются высшим руководством;
- рыночная демографическая статистика,
контроль за изменениями на рынках и в
интересах потребителей;
- рыночные исследования и разработки
новых товаров и услуг;
- предпродажное и послепродажное
обслуживание клиентов, являющееся одним
из слабых мест в предпринимательстве;
- эффективный сбыт, реклама и продвижение
товара (агрессивная, компетентная группа
сбытовиков может оказаться самым ценным
состоянием фирмы; творчески направленная
реклама и продвижение товара служит хорошим
дополнением к ассортименту изделий);
- прибыль (ничто, даже самое лучшее, не
окажется стоящим, если в результате отсутствует
прибыль).
Анализ финансового состояния может принести
пользу фирме выявить уже имеющиеся потенциальные
внутренние слабости организации по сравнению
с ее конкурентами.
Весьма важным для длительного выживания
фирмы является непрерывный анализ управления
операциями. В ходе обследования сильных
и слабых сторон функции управления операциями
следует обратить внимание на следующие
вопросы:
1. Может ли фирма продавать товары или
услуги по более низкой цене, чем ее конкуренты?
Если нет, то почему?
2. Какой доступ фирма имеет к новым материалам?
На скольких поставщиков она завязана?
3.Какое оборудование на фирме?
4. Рассчитаны ли закупки на снижение величины
материальных запасов и времени реализации
заказа? Существуют ли адекватные механизмы
контроля над входящими материалами и
выходящими изделиями?
5. Подвержена ли продукция фирмы сезонным
колебаниям спроса? Если так, то как можно
исправить существующую ситуацию?
6. Может ли фирма обслуживать те рынки,
которые не могут обслужить ее конкуренты?
7. Обладает ли фирма эффективной и результативной
системой контроля качества? Насколько
эффективно спланирован и спроецирован
процесс производства?
Истоки большинства проблем в организации
кроются в человеческих ресурсах. Здесь
необходимо учитывать: тип сотрудников,
компетентность и подготовка руководства,
систему вознаграждений, преемственность
руководящих должностей, подготовку и
повышение квалификации сотрудников,
потери ведущих специалистов и их причины,
качество изделий и работу сотрудников.
Культура фирмы (атмосфера или климат
в организации) используется для привлечения
работников отдельных типов и для стимулирования
определенных типов поведения. Имидж корпорации
создается с помощью сотрудников, клиентов
и общественного мнения. Культура и образ
фирмы подкрепляются или ослабевают под
действием репутации компании.
Приведя внутренние силы и слабости в
соответствие с внешними угрозами и возможностями,
руководство готово к выбору соответствующей
стратегической альтернативы.
3.3.Изучение стратегических альтернатив и выбор стратегии.
Выработка
стратегии осуществляется на высшем уровне
управления и основана на решении выше
описанных задач. На этой стадии принятия
решения менеджеру необходимо оценить
альтернативные пути деятельности фирмы
и выбрать оптимальные варианты для достижения
поставленных целей.
На основе проведенного анализа в процессе
разработки стратегии происходит формирование
стратегического мышления путем обсуждения
и согласования с управленческим линейным
аппаратом концепции развития фирмы в
целом, рекомендация новых стратегий развития,
формулирование проектов целей, подготовка
директив для долгосрочного планирования,
разработка стратегических планов и их
контроль.
Стратегический менеджмент предполагает,
что фирма определяет свои ключевые позиции
на перспективу в зависимости от приоритетности
целей.
Перед фирмой стоят четыре основные стратегические
альтернативы: ограниченный рост, сокращение
и сочетание этих стратегий.
Ограниченного роста придерживаются
большинство организации в развитых странах.
Для него характерно установление целей
от достигнутого, скорректированных объединений
фирм в никак не связанных отраслях.
Реже всего руководители выбирают стратегию
сокращения. В ней уровень преследуемых
целей устанавливается ниже достигнутого
в прошлом. Для многих фирм сокращение
может означать путь рационализации и
переориентации операций. В этом случае
возможны несколько вариантов:
- ликвидация (полная распродажа материальных
запасов и активов организации);
- отчисление лишнего (отделение фирмами
некоторых своих подразделений или видов
деятельности);
- сокращение и переориентация (сокращение
части своей деятельности в попытке увеличить
прибыли).
К стратегии сокращения прибегают чаще
всего в том случае, когда показатели деятельности
компании продолжают ухудшаться, при экономическом
спаде или просто для спасения организации.
Стратегии сочетания всех альтернатив
придерживаются крупные фирмы, активно
действующие в нескольких отраслях.
Выбрав определенную стратегическую
альтернативу, руководство должно обратиться
к конкретной стратегии. Главная цель
выбор стратегической альтернативы, которая
максимально повысит долгосрочную эффективность
организации. Для этого руководители должны
иметь четкую, разделяемую всеми концепцию
фирмы и ее будущего. Приверженность, какому
либо конкретному выбору зачастую ограничивает
будущую стратегию, поэтому решение должно
подвергаться тщательному исследованию
и оценке. На стратегический выбор влияют
разнообразные факторы: риск (фактор жизни
фирмы); знание прошлых стратегий; реакция
владельцев акций, которые зачастую ограничивают
гибкость руководств при выборе стратегии;
фактор времени, зависящий от выбора нужного
момента.
Принятие решений по стратегическим
вопросам может осуществляться по разным
направлениям: "снизу вверх", "сверху
вниз", во взаимодействии двух вышеназванных
направлений (стратегия разрабатывается
в процессе взаимодействия между высшим
руководством, плановой службой и оперативными
подразделениями).
Формирование стратегии фирмы в целом
приобретает все большее значение. Это
касается приоритетности решаемых проблем,
определения структуры фирмы, обоснованности
капиталовложений, координации и интеграции
стратегий.
3.4.Анализ информации и прогнозирование.
Планирование и прогнозирование всегда ориентируется на данные прошлого, но стремится определить и контролировать развитие предприятия в перспективе. Поэтому надежность прогнозирования зависит от точности полученной и обработанной информации — фактических показателей прошлого.
Возможные разновидности прогнозов можно представить в виде следующего ряда:
- Экономические прогнозы носят
преимущественно общий
- Прогнозы развития конкуренции
- Прогнозы развития технологии ориентируют пользователя относительно перспектив развития технологий.
- Прогнозы состояния рынка
используются для анализа
- Социальное прогнозирование
исследует вопросы, связанные
с отношением людей к тем
или иным общественным
Неформальные методы прогнозирования.
Наглядная информация — это информация, получаемая от средств массовой информации (кроме печатных органов), а также смежников, поставщиков, конкурентов.
Материальные расходы получения такой информации незначительны, однако требуют большого количества времени.
Письменная информация — это информация, получаемая из печатных источников периодической печати. Так же, как и наглядная, письменная информация не имеет глубокого характера и быстро устаревает.
Промышленный шпионаж — информация, полученная посредством промышленного шпионажа, изначально, как важнейшая, находится под защитой пользователя. Такая информация является наиболее ценной.
Количественные и качественные методы прогнозирования.
Применение таких методов целесообразно в случаях устойчивой направленности исследуемого явления. Иначе говоря, лишь тогда, когда можно предположить, что деятельность в прошлом имела определенную тенденцию, которую можно ожидать и в перспективе, имеющейся информации достаточно для внесения возможных корректив и выявления статистически достоверных зависимостей.
Анализируя деятельность предприятия, составляя прогноз его функционирования, аналитик не всегда располагает информацией, достаточной для количественных методов прогнозирования, а иной раз высшее руководство фирмы попросту не понимает сложных методов количественного прогнозирования, что, в любом случае, требует применения качественных методов прогнозирования.
Качественные методы прогнозирования предполагают обращение к мнению экспертов — людей наиболее компетентных по исследуемым вопросам.
К качественным методам прогнозирования можно отнести следующие:
- Мнение жюри, как правило, сводится к обобщению мнений экспертов с дальнейшим их усреднением;
- Модель ожидания потребностей — метод, являющийся в определенной степени обратным методу совокупного мнения, производится опрос клиентов;
- Метод экспертных оценок — отобранные и пользующиеся доверием эксперты заполняют опросный лист.
Из всей совокупности возможных методов анализа одним из наиболее перспективных является балловый метод. Его можно использовать не только для прогнозирования, но и для планирования и для анализа. Этот метод позволяет объективизировать совокупность субъективных мнений.
В настоящее время балловый метод широко используется при решении множества задач планирования и прогнозирования в условиях ограниченности исходных данных, например определение возможных вариантов решения управленческой задачи с количественным исчислением предпочтительности каждого из вариантов, количественной оценки степени влияния на анализируемый объект различных факторов и многих других. В каждом конкретном случае этапы и последовательность их проведения имеют свою специфику, тем не менее, существует общая методология баллового метода, которую в формализованном варианте можно представить следующим образом:
- формулирование цели проведения экспертного анализа;
- определение группы специалистов, обеспечивающей проведение экспертизы;
- разработка и обеспечение проведения экспертного анализа;
- формирование группы экспертов, участвующих в экспертизе;
- разработка анкеты с формулированием вопросов, исключающих их двоякую трактовку и ориентированных на количественную оценку;
- проведение анкетирования;
- анализ анкет;
- обобщение результатов.
3.5.Отличия современного менеджмента от традиционного.
Ряд важных новых черт отличают современный эффективный менеджмент от традиционного менеджмента прошлых лет.
1. Интеллектуальный характер процессов принятия решений. Это проявляется в привлечении интеллектуальных ресурсов в сферу планирования, переходу к многоцелевым планам, учитывающим противоречивость принимаемых управленческих решений и их различные последствия. Решение, эффективное в одной сфере, может вызвать негативные последствия или снижение эффективности в других сферах.
В традиционном управлении многоцелевой фактор практически не учитывается. Даже если говорится о нескольких целях, они рассматриваются изолированно, как набор, а не комплекс, и планирование осуществляется по готовым шаблонам, что неизбежно приводит к ошибкам и снижению эффективности. Так одна из ошибок традиционного планирования — это применение однокритериального подхода, когда учитывается всего один критерий (показатель эффективности), например прибыль или доходы. В результате достигают одну цель, например, концентрируют усилия на расширении производства продукции за счет сокращения инвестиций на ее обновление, а впоследствии, отстав от конкурентов, быстро обновляющих свою продукцию, несут убытки вместо получения прибылей.
В принципы современного менеджмента входит непрерывность и повсеместность инновационных процессов внутри организации. Инновации должны создаваться не только специализированными отделами и службами по исследованию и разработкам, но и превратиться в главные ежедневные инструменты роста внутренней эффективности и конкурентоспособности всех подразделений. Развитие любой организации без организации инновационных процессов обрекает ее на быструю потерю рыночных позиций.
2. Эффективный менеджмент
3. Разветвление некогда единой системы общего менеджмента и появление новых видов менеджмента, таких как инвестиционный менеджмент, маркетинговый, инновационный и другие.
Современный менеджмент представляет
собой сложную модель, которая
включает в себя средства системного
воздействия на компании, обеспечивающие
рост их конкурентоспособности. Отдельные
функции менеджмента по мере его
развития преобразовались в