Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 23:22, реферат
Современный уровень развития производства и масштабные изменения в экономической и социальной сферах общества предъявляют повышенные требования к человеку в его профессиональной деятельности. Изменение социально-экономической обстановки потребовало существенной перестройки стратегии, тактики и психологии управления. Расширился спектр управленческих проблем, в котором особую актуальность и значимость приобретают социально-психологические аспекты руководства трудовыми коллективами. Выбор руководителем оптимальных форм общения с подчиненными и методов воздействия на них должен основываться на знании особенностей восприятия людьми друг друга и подчиненными - своих руководителей, в частности.
Введение 3
1. Сущность понятия «организационное поведение» 4
2. Классификации организационного поведения 7
3. Факторы, влияющие на организационное поведение 11
4. Роль руководителя в формировании организационного поведения 13
Заключение 18
Список литературы 20
Современный уровень развития производства и масштабные изменения в экономической и социальной сферах общества предъявляют повышенные требования к человеку в его профессиональной деятельности. Изменение социально-экономической обстановки потребовало существенной перестройки стратегии, тактики и психологии управления. Расширился спектр управленческих проблем, в котором особую актуальность и значимость приобретают социально-психологические аспекты руководства трудовыми коллективами. Выбор руководителем оптимальных форм общения с подчиненными и методов воздействия на них должен основываться на знании особенностей восприятия людьми друг друга и подчиненными - своих руководителей, в частности.
Руководитель - лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации его деятельности. Руководитель несет юридическую ответственность за функционирование коллектива перед назначившей его инстанцией и располагает строго определенными возможностями санкционирования - наказания и поощрения подчиненных в целях воздействия на их производственную активность. Руководитель - это лицо, осуществляющее установление, регулирование и выполнение организационно-правовых отношений в рабочем коллективе.
В настоящее время стало
Поэтому целью данной работы является анализ понятия «организационное поведение», сути этого явления, основных организационных механизмов управления организационным поведением и роли руководителя в формировании и развитии организационного поведения.
Организационное поведение представляет собой область знаний, опирающуюся на теоретические разработки, исследования, систематизацию и обобщение практического опыта управления: описание и методы изучения поведения людей в различных организационных ситуациях, объяснения причин их поступков, предсказания поведения работников в будущем и управления их поведением.
Термин организационное
Дж. Шермерорн, Дж. Хант, Р. Осборн определяют организационное поведение как исследование индивидов и групп в организациях.
Дж. Вагнер и Дж. Холленберг рассматривают организационное поведение как науку, полем изучения, которой является понимание, объяснение, предсказание и изменение поведения людей в организационном контексте.
Ф. Лютенс отмечает, что организационное поведение представляет бихевиористский, поведенческий поход к менеджменту, а не весь менеджмент в целом.
Организационное поведение проявляет себя в следующих формах, аспектах, явлениях:
- установки, ценности, предпочтения, наклонности индивидуумов, формирующиеся в сознании;
- поведение индивидуумов в отношении физических объектов в случае неожиданных информационных и социальных контактов;
- поведение групп, команд и других группировок, характеризующихся общением «лицом к лицу»;
- поведение организационных единиц (структурных подразделений).
Сущность организационного поведения состоит в систематизированном научном анализе поведения индивидов, групп, организаций с целью понять, предсказать и усовершенствовать индивидуальное исполнение и функционирование организации с учетом воздействия внешней среды.
Организационное поведение состоит в изучении и формировании поведения индивидов, групп для достижения организацией поставленных целей и повышения эффективности ее деятельности.
Организационное поведение имеет четкую ориентацию на личность внутри группы, организации, на отношения между индивидами, на восприимчивость индивидов к новому, на способность персонала к обучению.
Организационное поведение строится на ряде базисных идей о природе человека и организации. Дж. Ньюстром и К. Девис отмечают, что принято выделять шесть основных, характеризующих любого индивида понятий:
Индивидуальные особенности. Между людьми достаточно много общего, и, тем не менее, каждый человек уникален. Наличие индивидуальных особенностей определяет необходимость индивидуального подхода к каждому человеку в организации.
Восприятие. Каждый человек по-своему воспринимает происходящие события, явления, окружающие объекты и поведение других людей. В свою очередь, действия индивидов определяются восприятием действительности.
Целостность личности. Человек в организации представляет собой не просто знания, умения и навыки, необходимые для исполнения функциональных обязанностей. Профессиональная компетентность не существует без опыта и установок человека, личная жизнь влияет на рабочее поведение и производительность. Каждый работник – это целостное человеческое существо.
Мотивированное поведение. Поведение человека формируется под воздействием определенных факторов, которые могут быть связаны с потребностями индивида и/или последствиями его действий. То есть поведение работников является в подавляющем большинстве случаев мотивированным, даже если мы не видим или не понимаем этих мотивов.
Стремление к соучастию. Человек испытывает позитивные эмоции от своей причастности к важным делам, значимым достижениям, привлекательным с его точки зрения группам людей. Большое количество работников может и желает эффективно использовать свои таланты, идеи и опыт для достижения целей организации.
Ценность личности. Человек – существо, наделенное разумом, волей и преобразующей способностью, кардинально отличается от других факторов производства (земли, капитала, технологий). В настоящее время становится актуально понимание ценности личности каждого работника для успеха деятельности организации.
С другой стороны, организационное поведение базируется на следующих положениях о природе организации:
- организация является социальной системой, которая регулируется как законами общества, так и психологическими законами;
- организации формируются и ведут свою деятельность на основе определенной общности интересов их членов;
- организации придерживаются определенных этических принципов в ходе своего функционирования.
Наука об организационном поведении
позволяет управленческому
В научной литературе приводится большое количество различных классификаций организационного поведения.
Р.В.Веснин приводит следующие типы организационного поведения.
По сфере осуществления поведение может быть трудовым (официальным и неофициальным) и межличностным.
По субъектам оно может рассматриваться как индивидуальное или коллективное.
С точки зрения преднамеренности поведение бывает заранее спланированным и спонтанным, выражающим стихийную реакцию на те или иные события.
По функциям поведение может быть управленческим и исполнительским.
С точки зрения предопределенности можно говорить о детерминированном, предполагающем подчинение обстоятельствам, и недетерминированном поведении, зависящем от внутренних импульсов.
Исходя из мотивации, можно говорить о ценностном, ориентированном на определенные моральные нормы, и ситуативном, зависящем от складывающихся обстоятельств, поведении.
По степени учета интересов окружающих (организации) поведение можно рассматривать как позитивное и негативное.
По характеру поведение бывает:
- пассивным, которое связано с робостью, неуверенностью, нежеланием брать на себя инициативу и ответственность, уступчивостью внешним требованиям, забвением своей выгоды; этот стиль поведения малорискован, позволяет избежать попадания в сложные ситуации;
- активным, которое характеризуется открытым высказыванием своего мнения, принятием решений, с учетом интересов и прав окружающих; такое поведение позволяет добиваться реализации собственных целей, сохраняя хорошие отношения.
С точки зрения направленности поведение может быть
- конструктивным – предполагает, что человек организовывает с его помощью себя и свое окружение;
- деструктивным (противоправным, индивидуалистическим, некомпетентным и т. д.) – порождает дезорганизацию и хаос.
В зависимости от осознания человеком факторов, обусловливающих его поступки, и степени контроля над ними говорят о следующих типах поведения:
- реактивном, предполагающем автоматические неосознанные действия в ответ на изменение внешней ситуации;
- инстинктивном, когда ситуация осознается, но действия не контролируются волей;
- эмоциональном, характеризующемся тем, что ситуация осознается и в принципе доступна волевому контролю, но таковой не следует из-за отсутствия желания субъекта;
- свободном целенаправленном, при котором человеком полностью осознается ситуация и контролируется поведение.
Поведение можно рассматривать с точки зрения задач, которые люди собираются решить с его помощью. В соответствии с этим выделяются следующие виды поведения:
- функциональное, определяемое требованиями технологии и организации производства;
- экономическое, связанное со стремлением достичь определенных выгод;
- организационное, обусловленное реакцией на применение различных видов управленческого воздействия;
- адаптационное, вызываемое необходимостью приспособиться к новым условиям работы, изменить свое положение;
- субординационное, исходящее из требований подчиняться существующим в организации порядкам, нормам и правилам;
- характерологическое, обусловленное личными особенностями.
Т.И. Захарова классифицирует организационное поведение следующим образом:
- по степени осознанности человеческого поведения: осознанное и неосознанное;
- по целям: направленное на решение индивидуальных, групповых, общеорганизационных целей;
- по типу субъекта-носителя: индивидуальное, групповое, ролевое и организационное;
по типу воздействия на субъекта-носителя: реактивное (реакция на соответствующие санкции со стороны лидера, группы или организации), конформное (воспроизведение поведения лидера, группы), ролевое (ответ на безличные требования должностных и профессиональных предписаний);
- по последствиям реализации данного типа поведения для группы: конструктивное (ориентированное на укрепление единства или повышение эффективности деятельности группы) и деструктивное (ведущее к дезинтеграции и снижению эффективности деятельности группы, организации);
- по форме протекания: кооперированное (ориентированное на поддержание сотрудничества) и конфликтное.
Каждый из типов организационного
поведения характеризуется
Для других данное трудовое поведение внутренне желаемо, приносит определенное удовольствие. У руководителей это связано с возможностью проявить себя, продемонстрировать собственную власть, получить наслаждение от этого ощущения. Подчиненные освобождаются от необходимости думать, принимать самостоятельные решения, что также облегчает жизнь.
Наконец, для третьих руководство и подчинение представляют осознанную необходимость, в том числе вытекающую из чувства долга. В этом случае их поведение имеет по-настоящему активный, творческий характер, оно эффективно, результативно. На поведение людей в организации влияют также: социальная роль, круг общения, особенности восприятия окружения, отношения в коллективе, другие факторы.
Организационное поведение формируется и развивается под влиянием совокупности внешних и внутренних факторов организационной среды, организационного окружения, психологических особенностей человека.
А.К. Мункоев выделяет 4 группы факторов, влияющих на организационное поведение персонала.
1. Макроэкономические факторы – факторы внешней среды.
- экономическая ситуация в стране, регионе – экономическое и социальное состояние в обществе, настроения, отношение к конкуренции, социальные ожидания;
- географическое положение организации – специфика региона в деятельности организации, климатические особенности;
- уровень жизни в регионе – уровень оплаты труда и социального обеспечения, существующий в регионе, национальные особенности работников данного региона, их мобильность, готовность к переменам, предлагаемым условиям работы;
- внешнеэкономические контакты – влияние международного сотрудничества и конкуренции;
- статус организации на рынке – позиции организации на конкретном рынке по отношению к другим организациям, престиж организации;
- ожидания окружающих – что ожидает от организации ее окружение: клиенты, партнеры, конкуренты, поставщики и др.
2. Микроэкономические факторы – факторы внутриорганизационные.
- профиль и вид деятельности организации – направления деятельности организации, характер выпускаемой продукции, предоставляемых услуг;
- уровень финансового состояния личности – значимость для работников именно данного места работы, их приверженность организации, наличие у них альтернативного (дополнительного) источника средств существования;
- личность руководителя – амбиции, характер, пристрастия первого руководителя или владельца организации, умение выявлять личностный и групповой потенциал, создание условия для его использования;
- реальная ситуация – экономическое положение дел в организации, состав работающих, их квалификационный уровень, стиль руководства
Информация о работе Роль руководителя в формировании организационного поведения