Роль руководителя в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2012 в 14:10, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотрение и раскрытие роли руководителя в управлении персонала.
В соответствии с целями поставлены следующие задачи:
• раскрыть общие элементы управления персоналом;
• определить роль руководителя в управлении персоналом;
• рассмотреть личность руководителя и стили управления;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….3
1.Общие положения управления персоналом……………………4
1.1 Понятия и цели управления персоналом……………………..4
1.2 Основные роли выполняемые руководителем на жд транспотре.……………………………………………………….…6
1.3 Факторы, влияющие на эффективность управления………...10
2. Анализ ролей и функций руководителей в организации…………………………………………………………11
2.2 Характеристики и личные качества руководителя…………...13
2.3 Стратегия управления коллективом……………………………15
2.4 Стили руководства………………………………………………16
3. Авторитет руководителя – как элемент управления на железной дороге………………………………………………………………...18
Заключение …………………………………………………………21
Список использованной литературы………………………………22

Файлы: 1 файл

Роль руководителя в организации..doc

— 103.50 Кб (Скачать файл)

1. Особенности личности  руководителя.

2. Работа, которую выполняет руководитель, то, что он должен делать (требования), чего он не должен делать (ограничения), и то, что он может делать, а может и не делать (возможности).

3. Рабочая группа, в рамках которой  трудится каждый руководитель, и  неизбежно, как член группы, устанавливает  формальные и неформальные рабочие  взаимоотношения. 

4. Организация, в которой работает  руководитель, ее цели, политика, управленческая структура.

5. Окружающая руководителя (и организацию)  среда и происходящие в ней  явления.

2.1 Роль и функции руководителя

Эффективность руководства  во многом определяется соответствием  индивидуальных черт руководителя тем ролям и функциям, которые он призван выполнять в организации.

В наиболее общей, интегрированной  форме требования к руководителю отражаются в социальных ролях, предписанных ему предприятием.

Американский ученый И. Ансофф выделяет четыре роли руководителя[4]:

1.  Роль лидера. В  данном случае имеется ввиду  неформальный лидер, обладающий  высоким авторитетом и способностью  влиять на других людей.

2.  Роль администратора. Эта роль  предполагает способность руководителя  контролировать положение дел,  принимать решения и добиваться их реализации, организовывать и координировать действия подчиненных, обеспечивать порядок, соблюдение правовых и административных норм и распоряжений.

3.  Роль планировщика. Главные  задачи этой роли – оптимизация  будущей деятельности организации, посредством анализа тенденций изменений как самой организации, так и окружающей ее среды; определение управленческих альтернатив и выбор наилучших их них, концентрация ресурсов на главных направлениях деятельности.

4.  Роль предпринимателя. Выступая в этой роли, руководитель должен быть экспериментатором, находить новые виды деятельности, нестандартные решения, наиболее соответствующие ситуации, должен быть готовым к определенному предпринимательскому риску, при этом всячески минимизирую его.

Более детальную и близкую в  к российским условиям классификации  ролей руководителя дают авторы учебного пособия «Менеджмент персонала. Функции и методы».

1.  «мыслитель» - общее  осмысление положения дел в  подразделении, поиск оптимальных  способов решения проблем;

2.  «штабной работник» - обработка  управленческой информации и  составление документации;

3.  «организатор» - координация  работы сотрудников;

4.  «кадровик» - отбор, расстановка,  оценка персонала;

5.  «воспитатель» - обучение и  мотивация персонала;

6.  «снабженец» - обеспечение  группы всем необходимым для  трудовой деятельности;

7.  «общественник» - участие в  качестве ведущего на заседаниях  и совещаниях; работа с общественными  организациями;

8.   «инноватор» - внедрение  передовых методов труда и  научно-технических достижений в производство;

9.  «контролер» - контроль за  соблюдением организационных норм  и качеством продукции;

10.  «дипломат» - налаживание связей  с другими учреждениями и их представителями [5].

Социальные роли руководителя детализируются и проявляются в  его функциях.Можно выделить следующие  функции руководителя:

·  Оценка ситуации, разработка, обоснование (т.е. выяснение, насколько  реальны, понятны и контролируемы  цели).

·  Определение и  подготовка мероприятий по достижению целей.

·  Координация деятельности сотрудников в соответствии с  общими целями.

·  Контроль за персоналом и соответствием результатов  его деятельности поставленным задачам.

·  Организация деятельности сотрудников, т.е. использование существующих и создание новых организационных структур для руководства персоналом и его деятельностью.

·  Информирование сотрудников.

Функции руководителя выступают  основной мерой его оценки индивидуальных качеств, которые призваны способствовать успешному осуществлению им всех своих социальных ролей и направлений деятельности. Как правило, чем в большей мере эти качества соответствуют выполненным функциям, тем эффективнее руководство.

2.2Характеристики и  личные качества руководителя

В зависимости от однопорядковости или близости разнообразные характеристики, качества руководителя, влияющие на эффективность его деятельности, можно объединить в две общие группы:

1. биологические и  социально-экономические характеристики;

2. личностные качества.

Если говорить о российских менеджерах – их индивидуальных качествах и чертах поведения, то можно отметить, что, несмотря на общую кризисную ситуацию в стране и деградацию российского персонала в постсоветский период, наши менеджеры имеют сравнительно неплохие показатели по сравнению с американскими коллегами, а в чем-то и превосходят их.           Принципиальное отличие работы российских руководителей состоит в том, что они адаптировались к условиям неопределенности, которая у нас воспринимается как почти нормальное явление. Это преимущество заметили и зарубежные компании, работающие на отечественном рынке. В последние годы они заменили очень многих западных топ-менеджеров на россиян.

По данным журнала Newsweek, по количеству управленческих должностей по отношению к численности национальных диаспор в США Перове место занимают – русские, второе – ирландцы, третье – итальянцы.

В тоже время не следует  забывать о недостатках отечественных  руководителей (унаследованной от позднего советского периода): низкая исполнительская дисциплина, расхлябанность, инфантилизм и т.д.

Исходя из характеристик  и личных качеств руководителя можно  отметить следующие факторы успешной деятельности руководителя [6]:

·  результативность и  желание много работать для достижения намеченных целей;

·  желание и способность нести ответственность за порученное задание и принимать рискованные решения;

·  готовность начинать процессы изменений, управлять ими  и использовать в интересах организации;

·  готовность использовать открытый способ управления, приветствующий сотрудничество;

·  искусство принимать  быстрые решения;

·  способность сосредотачиваться  на настоящем и будущем;

Черты эффективного руководителя достаточно относительны и зависят  от особенностей трудового коллектива, решаемых задач, степени развития, коммуникаций, технического и ионного состояния предприятия и отраслевой конъюнктуры, уровня производственной демократии и ряда других ситуационных факторов.

2.3 Стратегия руководства  коллективом

Руководители, занимающие наиболее высокие посты, должны стимулировать интерес к работе у своих подчиненных, поощрять тех из них, которые способствуют успехам корпорации, и «наказывать» тех, кто препятствует им. По мере продвижения вверх по служебной лестнице их собственные интеллектуальные способности совершенствуются, а черты характера приобретают такую психологическую структуру, в которой способны сочетаться очень разные, порой даже противоположные черты: стремление к сотрудничеству и конкуренции, лаконичность стиля руководства и нетерпимость к бюрократизму, склонность к риску и трезвый расчет и т. д.

Поведение менеджеров, должно отличаться: некоторой агрессивностью, настойчивостью, готовностью к восприятию и передаче информации, рациональностью, групповой работой, тщательностью  и точностью, честностью, справедливостью, юмором, стремлением к установлению контактов, готовностью правильно реагировать на обоснованные возражения.

К наиболее важным способностям менеджеров, понимаемым как сочетание  знаний, поведения и опыта, относятся: умение реализовать поставленные цели, умение делегировать полномочия и ответственность, способности к организации и мотивации групповой работы, установлению приоритетов, самопознанию и самооценке.

Отдельное место занимает проблема управления талантливыми сотрудниками. Эксперты указывают, что деятельность таких служащих может стать важной составляющей успеха компании, но управление ими сопряжено с большими трудностями, поскольку они независимы, амбициозны, умны и выходят за рамки привычных стандартов. Анализируются их положительные качества: отношение к работе, нацеленность на будущее, желание быстро добиться всего в жизни, огромная энергия, творческий подход к делу и т. д.

2.4Стили руководства

Сущностное отличие  управленческой деятельности от других форм человеческой активности состоит  в принятии социально значимых, затрагивающих интересы множества людей решений и ответственности за их правильность и эффективность перед собственником. Разрешение противоречия между общими и частными характеристиками управленческой деятельности, а также влияние личностных качеств руководителя на механизм принятия решений выражается понятием «стиль управления». Он представляет собой устойчивый комплекс поведенческих черт руководителя, проявляющихся в его отношениях с подчиненными, т.е. это способ, которым руководитель управляет подчиненными и в котором выражается образец его поведения, типичной для определенных ситуаций.

В основе выделения стилей руководства лежит различное  распределение полномочий по принятию решений между руководителем  и подчиненными.

К классическим стилям руководства относятся: авторитарный, демократический и попустительский (нейтральный).

Авторитарному стилю  присущи единоличное принятие руководителем  управленческих решений, а также  слабый интерес к работнику как  личности.

Демократический стиль характеризуется стремлением руководителя к выработке коллективных решений, интересом к неформальным, человеческим отношениям.

Попустительскому стилю  присущи стремление руководителя уклониться от принятия решений и переложить задачу на других, а также безучастное отношение к делам коллектива.

1. Постановка целей Цели ставит руководитель Цели – результат группового решения при поддержке руководителя Полная свобода для принятия индивидуальных и групповых решений, минимальное участие руководителя

2. Распределение заданий Все задания дает руководитель, причем сотрудник не знает, какое задание он получит в следующий раз. Устанавливается определенный порядок распределения работ.

3. Оценка работы Руководитель лично награждает и наказывает работников, но сам в трудовом процессе не участвует Руководитель стремится использовать объективные критерии критики и похвалы, пытается непосредственно участвовать в работе группы  Руководитель дает отдельные спонтанные комментарии, регулирование и оценка групповой работы отсутствуют

4. Трудовая атмосфера  Высокая напряженность, враждебность. Свободная, дружеская атмосфера Атмосфера произвола отдельных сотрудников

5. Групповая сплоченность Покорное, беспрекословное повиновение. Высокая групповая сплоченность, низкая текучесть Низкая групповая сплоченность

6. Интерес к выполняемым заданиям Низкий Высокий    Минимальный

7. Интенсивность (качество  работы) Высокая Высокая оригинальность результатов .

8. Готовность к работе При отсутствии руководителя перерыв на работе При отсутствии руководителя продолжение работы Перерывы на работе по желанию

9. Мотивация труда Минимальная Высокая мотивация каждого работника и группы в целом Минимальная

В современной интерпретации  в зависимости от особенностей взаимоотношений  руководителя и подчиненных стилю руководства делятся на:

·  патриархальный;

·  харизматический;

·  автократический;

·  бюрократический.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Авторитет руководителя  – как элемент управления на  железной дороге

3.1 Совершенствование авторитета и методов работы руководителя с персоналом

Наблюдения показывают, что авторитет руководства и  успешность индивидуальных воздействий  на подчиненных зависят от:

1) выраженных мотивов  и интересов руководителя на  повседневную работу с подчиненными;

2) умения дозированного  применения властных полномочий в зависимости от конкретных управленческих ситуаций и особенностей работников;

3) умения экономить  дисциплинарные санкции при одновременной  опоре на мнение и воспитательные  возможности профессионального  коллектива;

4) умения психологически целесообразно применять властные полномочия;

5) умения дифференцировать  управленческие воздействия в  зависимости от особенностей  конкретных работников и профессиональных  групп;

6) умения обеспечить  преемственность в применении  властных полномочий по отношению к подчиненным и профессиональным группам со стороны всех руководителей;

7) умения опираться  в управлении персоналом на  элементы самоорганизации и инициативы  сотрудников;

8) наличия у руководителя  установки брать ответственность  на себя и обеспечивать психологическую защищенность подчиненных.

Информация о работе Роль руководителя в организации