Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2012 в 14:10, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотрение и раскрытие роли руководителя в управлении персонала.
В соответствии с целями поставлены следующие задачи:
• раскрыть общие элементы управления персоналом;
• определить роль руководителя в управлении персоналом;
• рассмотреть личность руководителя и стили управления;
Введение…………………………………………………………….3
1.Общие положения управления персоналом……………………4
1.1 Понятия и цели управления персоналом……………………..4
1.2 Основные роли выполняемые руководителем на жд транспотре.……………………………………………………….…6
1.3 Факторы, влияющие на эффективность управления………...10
2. Анализ ролей и функций руководителей в организации…………………………………………………………11
2.2 Характеристики и личные качества руководителя…………...13
2.3 Стратегия управления коллективом……………………………15
2.4 Стили руководства………………………………………………16
3. Авторитет руководителя – как элемент управления на железной дороге………………………………………………………………...18
Заключение …………………………………………………………21
Список использованной литературы………………………………22
1. Особенности личности руководителя.
2. Работа, которую выполняет
3. Рабочая группа, в рамках которой
трудится каждый руководитель, и
неизбежно, как член группы, устанавливает
формальные и неформальные
4. Организация, в которой
5. Окружающая руководителя (и организацию) среда и происходящие в ней явления.
2.1 Роль и функции руководителя
Эффективность руководства во многом определяется соответствием индивидуальных черт руководителя тем ролям и функциям, которые он призван выполнять в организации.
В наиболее общей, интегрированной форме требования к руководителю отражаются в социальных ролях, предписанных ему предприятием.
Американский ученый И. Ансофф выделяет четыре роли руководителя[4]:
1. Роль лидера. В
данном случае имеется ввиду
неформальный лидер,
2. Роль администратора. Эта роль
предполагает способность
3. Роль планировщика. Главные
задачи этой роли –
4. Роль предпринимателя. Выступая в этой роли, руководитель должен быть экспериментатором, находить новые виды деятельности, нестандартные решения, наиболее соответствующие ситуации, должен быть готовым к определенному предпринимательскому риску, при этом всячески минимизирую его.
Более детальную и близкую в к российским условиям классификации ролей руководителя дают авторы учебного пособия «Менеджмент персонала. Функции и методы».
1. «мыслитель» - общее
осмысление положения дел в
подразделении, поиск
2. «штабной работник» - обработка управленческой информации и составление документации;
3. «организатор» - координация работы сотрудников;
4. «кадровик» - отбор, расстановка, оценка персонала;
5. «воспитатель» - обучение и мотивация персонала;
6. «снабженец» - обеспечение группы всем необходимым для трудовой деятельности;
7. «общественник» - участие в
качестве ведущего на
8. «инноватор» - внедрение передовых методов труда и научно-технических достижений в производство;
9. «контролер» - контроль за
соблюдением организационных
10. «дипломат» - налаживание связей с другими учреждениями и их представителями [5].
Социальные роли руководителя детализируются и проявляются в его функциях.Можно выделить следующие функции руководителя:
· Оценка ситуации, разработка, обоснование (т.е. выяснение, насколько реальны, понятны и контролируемы цели).
· Определение и подготовка мероприятий по достижению целей.
· Координация деятельности сотрудников в соответствии с общими целями.
· Контроль за персоналом и соответствием результатов его деятельности поставленным задачам.
· Организация деятельности сотрудников, т.е. использование существующих и создание новых организационных структур для руководства персоналом и его деятельностью.
· Информирование сотрудников.
Функции руководителя выступают основной мерой его оценки индивидуальных качеств, которые призваны способствовать успешному осуществлению им всех своих социальных ролей и направлений деятельности. Как правило, чем в большей мере эти качества соответствуют выполненным функциям, тем эффективнее руководство.
2.2Характеристики и личные качества руководителя
В зависимости от однопорядковости или близости разнообразные характеристики, качества руководителя, влияющие на эффективность его деятельности, можно объединить в две общие группы:
1. биологические и
социально-экономические
2. личностные качества.
Если говорить о российских менеджерах – их индивидуальных качествах и чертах поведения, то можно отметить, что, несмотря на общую кризисную ситуацию в стране и деградацию российского персонала в постсоветский период, наши менеджеры имеют сравнительно неплохие показатели по сравнению с американскими коллегами, а в чем-то и превосходят их. Принципиальное отличие работы российских руководителей состоит в том, что они адаптировались к условиям неопределенности, которая у нас воспринимается как почти нормальное явление. Это преимущество заметили и зарубежные компании, работающие на отечественном рынке. В последние годы они заменили очень многих западных топ-менеджеров на россиян.
По данным журнала Newsweek, по количеству управленческих должностей по отношению к численности национальных диаспор в США Перове место занимают – русские, второе – ирландцы, третье – итальянцы.
В тоже время не следует забывать о недостатках отечественных руководителей (унаследованной от позднего советского периода): низкая исполнительская дисциплина, расхлябанность, инфантилизм и т.д.
Исходя из характеристик и личных качеств руководителя можно отметить следующие факторы успешной деятельности руководителя [6]:
· результативность и желание много работать для достижения намеченных целей;
· желание и способность нести ответственность за порученное задание и принимать рискованные решения;
· готовность начинать процессы изменений, управлять ими и использовать в интересах организации;
· готовность использовать открытый способ управления, приветствующий сотрудничество;
· искусство принимать быстрые решения;
· способность сосредотачиваться на настоящем и будущем;
Черты эффективного руководителя достаточно относительны и зависят от особенностей трудового коллектива, решаемых задач, степени развития, коммуникаций, технического и ионного состояния предприятия и отраслевой конъюнктуры, уровня производственной демократии и ряда других ситуационных факторов.
2.3 Стратегия руководства коллективом
Руководители, занимающие наиболее высокие посты, должны стимулировать интерес к работе у своих подчиненных, поощрять тех из них, которые способствуют успехам корпорации, и «наказывать» тех, кто препятствует им. По мере продвижения вверх по служебной лестнице их собственные интеллектуальные способности совершенствуются, а черты характера приобретают такую психологическую структуру, в которой способны сочетаться очень разные, порой даже противоположные черты: стремление к сотрудничеству и конкуренции, лаконичность стиля руководства и нетерпимость к бюрократизму, склонность к риску и трезвый расчет и т. д.
Поведение менеджеров, должно отличаться: некоторой агрессивностью, настойчивостью, готовностью к восприятию и передаче информации, рациональностью, групповой работой, тщательностью и точностью, честностью, справедливостью, юмором, стремлением к установлению контактов, готовностью правильно реагировать на обоснованные возражения.
К наиболее важным способностям менеджеров, понимаемым как сочетание знаний, поведения и опыта, относятся: умение реализовать поставленные цели, умение делегировать полномочия и ответственность, способности к организации и мотивации групповой работы, установлению приоритетов, самопознанию и самооценке.
Отдельное место занимает проблема управления талантливыми сотрудниками. Эксперты указывают, что деятельность таких служащих может стать важной составляющей успеха компании, но управление ими сопряжено с большими трудностями, поскольку они независимы, амбициозны, умны и выходят за рамки привычных стандартов. Анализируются их положительные качества: отношение к работе, нацеленность на будущее, желание быстро добиться всего в жизни, огромная энергия, творческий подход к делу и т. д.
2.4Стили руководства
Сущностное отличие управленческой деятельности от других форм человеческой активности состоит в принятии социально значимых, затрагивающих интересы множества людей решений и ответственности за их правильность и эффективность перед собственником. Разрешение противоречия между общими и частными характеристиками управленческой деятельности, а также влияние личностных качеств руководителя на механизм принятия решений выражается понятием «стиль управления». Он представляет собой устойчивый комплекс поведенческих черт руководителя, проявляющихся в его отношениях с подчиненными, т.е. это способ, которым руководитель управляет подчиненными и в котором выражается образец его поведения, типичной для определенных ситуаций.
В основе выделения стилей руководства лежит различное распределение полномочий по принятию решений между руководителем и подчиненными.
К классическим стилям руководства относятся: авторитарный, демократический и попустительский (нейтральный).
Авторитарному стилю присущи единоличное принятие руководителем управленческих решений, а также слабый интерес к работнику как личности.
Демократический стиль характеризуется стремлением руководителя к выработке коллективных решений, интересом к неформальным, человеческим отношениям.
Попустительскому стилю присущи стремление руководителя уклониться от принятия решений и переложить задачу на других, а также безучастное отношение к делам коллектива.
1. Постановка целей Цели ставит руководитель Цели – результат группового решения при поддержке руководителя Полная свобода для принятия индивидуальных и групповых решений, минимальное участие руководителя
2. Распределение заданий Все задания дает руководитель, причем сотрудник не знает, какое задание он получит в следующий раз. Устанавливается определенный порядок распределения работ.
3. Оценка работы Руководитель лично награждает и наказывает работников, но сам в трудовом процессе не участвует Руководитель стремится использовать объективные критерии критики и похвалы, пытается непосредственно участвовать в работе группы Руководитель дает отдельные спонтанные комментарии, регулирование и оценка групповой работы отсутствуют
4. Трудовая атмосфера Высокая напряженность, враждебность. Свободная, дружеская атмосфера Атмосфера произвола отдельных сотрудников
5. Групповая сплоченность
6. Интерес к выполняемым заданиям Низкий Высокий Минимальный
7. Интенсивность (качество работы) Высокая Высокая оригинальность результатов .
8. Готовность к работе При отсутствии руководителя перерыв на работе При отсутствии руководителя продолжение работы Перерывы на работе по желанию
9. Мотивация труда Минимальная
В современной интерпретации в зависимости от особенностей взаимоотношений руководителя и подчиненных стилю руководства делятся на:
· патриархальный;
· харизматический;
· автократический;
· бюрократический.
3. Авторитет руководителя – как элемент управления на железной дороге
3.1 Совершенствование авторитета и методов работы руководителя с персоналом
Наблюдения показывают, что авторитет руководства и успешность индивидуальных воздействий на подчиненных зависят от:
1) выраженных мотивов
и интересов руководителя на
повседневную работу с
2) умения дозированного применения властных полномочий в зависимости от конкретных управленческих ситуаций и особенностей работников;
3) умения экономить
дисциплинарные санкции при
4) умения психологически целесообразно применять властные полномочия;
5) умения дифференцировать
управленческие воздействия в
зависимости от особенностей
конкретных работников и
6) умения обеспечить преемственность в применении властных полномочий по отношению к подчиненным и профессиональным группам со стороны всех руководителей;
7) умения опираться
в управлении персоналом на
элементы самоорганизации и
8) наличия у руководителя
установки брать