Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2012 в 22:43, курсовая работа
Стиль руководства -- способ, система методов воздействия руководителя на подчиненных. Один из важнейших факторов эффективной работы организации, полной реализации потенциальных возможностей людей и коллектива.
Однако реализация демократического
стиля возможна при высоких интеллектуальных,
организаторских, психологически-
Особенности стиля:
Важные производственные проблемы обсуждаются, и на этой основе вырабатывается решение. Руководитель всячески стимулирует и поощряет инициативу со стороны подчиненных.
Регулярно и своевременно информирует коллектив по важным для него вопросам.
Общение ведет доброжелательно и вежливо.
При таком стиле
в коллективе складывается
Попустительский стиль управления
Попустительский стиль управления характеризуется, с одной стороны, «максимумом демократии» (все могут высказывать свои позиции, но реального учета, согласования позиций не стремятся достичь), а с другой -- «минимумом контроля» (даже принятые решения не выполняются, нет контроля за их реализацией, все пущено на самотек).
Особенности стиля:
Общение ведется доверительным тоном, действуют уговорами, налаживанием личных контактов, к критике относятся терпимо, со всем соглашаются, но ничего не предпринимают для улучшения своей деятельности.
Такой стиль руководства допустим в творческих коллективах, в которых сотрудники отличаются творческой индивидуальностью.
Этот стиль управления
характеризуется
Вследствие чего:
- результаты работы обычно низкие;
- люди не удовлетворены
своей работой, руководителем,
психологический климат в
- нет никакого сотрудничества;
- нет стимула добросовестно трудиться;
- разделы работы складываются
из отдельных интересов
- подгруппы; возможны скрытые и явные конфликты;
- идет расслоение на конфликтующие подгруппы.
Возможно несовпадение формы и содержания действий руководителя, например, внешне используется форма демократического стиля (демонстрация внешнего расположения, вежливости к подчиненным, проводится обсуждение проблемы), но в действительности решение руководителем давно уже принято единолично (маскировка авторитарного руководителя под «демократического»).
Стиль лидера отличается
гибкостью, индивидуальным и ситуативным
подходом. Он должен владеть всеми
тремя стилями и умело
Индивидуализированный стиль
Этот стиль не выделяется наукой, но он всегда будет существовать.
Можно сказать, что индивидуализированный стиль- это творческое смешение всех вышеназванных стилей руководства. Руководитель использует в определенные моменты авторитарность, берет удар на себя, и несет всю ответственность. Затем, для решения каких-то вопросов, он созывает руководство компанией и ставит перед ними на рассмотрение целый ряд вопросов, т.е. использует пассивный стиль. И, наконец, часть обязанностей лидер возлагает на руководителей подразделений, в том числе, предоставляет им решение определенных вопросов и ответственность за принятие решений.
Сильная сторона такого стиля руководства: его креативность, т.к. руководитель может варьировать различные стили руководства в зависимости от той ситуации, которая наступает в компании.
Слабая сторона: руководитель
должен постоянно проявлять
Идеальный руководитель
Американские и японские
ученые провели исследования в области
менеджмента и сконструировали
«идеальный» образ
Черты
личности идеального
· Стиль мышления - умение мыслить проблемно, перспективно, системно, нешаблонно, оперативно и т.д.
· Умение осуществлять деловое общение независимо как от собственного эмоционального состояния, так и партнера по общению.
· Достоинство и высокая ответственность во всех делах.
· Высокая работоспособность, постоянное стремление быть лучшим и делать все лучшим образом.
· Умение организовать работу коллектива для достижения поставленных целей. [5]
Качества и черты личности лидера
Изучение личностных психологических качеств, обусловливающих успех руководства, позволило выделить следующие необходимые качества и черты личности:
- доминантность -- умение влиять на подчиненных;
- уверенность в себе;
- эмоциональная
- креативность, способность к творческому решению задач, высокий практический интеллект;
- стремление к достижению цели и предприимчивость, способность пойти на риск -- разумный, а не авантюрный, готовность брать на себя ответственность в решении проблем;
- ответственность и надежность
в выполнении заданий,
- независимость,
- гибкость поведения в изменяющихся ситуациях;
- общительность, умение общаться, взаимодействовать с людьми.
Наличие у лидера четких личных ценностей и разумных личных целей крайне важно для успеха в деловой деятельности, карьере и личной жизни.
В свое время Генри Минтцберг назвал восемь основных качеств, которые должны быть присущи лидеру:
Искусство быть равным, т.е. установить и поддерживать систему отношений с равными себе людьми.
Искусство быть лидером -- способность руководить подчиненными, справляться со всеми сложностями и проблемами, которые приходят к человеку вместе с властью и ответственностью.
Искусство разрешать конфликты -- способность выступать в роли посредника между двумя сторонами в конфликте, урегулировать неприятности, порождаемые психологическим стрессом.
Искусство обрабатывать информацию -- способность построить систему коммуникаций в организации, получать надежную информацию и эффективно ее оценивать.
Искусство принимать нестандартные управленческие решения -- способность находить проблемы и решения в условиях, когда альтернативные варианты действий, информация и цели неясны или сомнительны.
Искусство распределять ресурсы в организации -- способность выбрать нужную альтернативу, найти оптимальный вариант в условиях ограниченного времени и нехватки других видов ресурсов.
Дар предпринимателя -- способность идти на оправданный риск и на внедрение нововведений в организации.
Искусство самоанализа -- способность понимать позицию лидера и его роль в организации, умение видеть то, какое влияние лидер оказывает на организацию.
М. Вудкок, Д. Френсис, рассматривая качества руководителя, необходимые ему для успешной работы, результативного управления рабочей группой, выделили типичные слабые и высокие навыки руководства (табл. 2).
При этом руководителем должна осознаваться важность развития навыков эффективного руководства.
Таблица 2. Слабые и высокие навыки руководства
Слабые навыки руководства
Высокие навыки руководства
· не принимает во внимание того, что лежит в основе поведения подчиненных;
· избегает действий, связанных с наказанием;
· следует устаревшему стилю руководства;
· не имеет представления о воздействиях, влияющих на осуществление им своей
· роли;
· вызывает отрицательное отношение окружающих;
· не стремится к ясности;
· пускает работу подчиненных на самотек;
· терпит посредственность;
· недостаточно системно подходит к анализу работы;
· мало делегирует полномочия;
· обладает излишне негативным стилем;
· пренебрегает возможностью положительно отметить работу подчиненных;
· часто не справляется с «трудными» людьми;
· не защищает собственную группу;
· терпит минимальный вклад в работу;
· не способен установить критерий успеха.
· принимает во внимание поведение подчиненных;
· устанавливает дисциплину, если это требуется;
· приспосабливает стиль руководства к переменам;
· понимает, что воздействует на выполнение им своей роли;
· развивает добрые отношения с окружающими;
· дает четкие указания;
· регулярно анализирует работу подчиненных;
· поощряет наилучшие примеры;
· системно подходит к анализу работы;
· квалифицированно передает полномочия;
· избегает слишком частого применения негативного подкрепления;
· создает позитивную обратную связь;
· устанавливает приемлемые отношения с «трудными» людьми;
· защищает свою группу, если возникает угроза;
· ищет способы максимизации вклада в работу сотрудников;
· устанавливает критерии успеха.
[6]
Глава 2
Практические исследования о руководстве и лидерстве
На тему выявления наиболее распространённых стилей руководства написано много работ и проведено много исследований, ниже предлагается к рассмотрению одно из них. Данное исследование было проведено в 1998 году командой Д. Козоводова.
«Поиск правильного пути руководства людьми в организациях представляет собой сегодня сферу приложения усилий множества людей. В век повышенного спроса на информацию и творчество, быстрых перемен во внешнем мире, многое зависит от того, насколько умело управляют человеком в рыночной организации. Происходящие в последнее время серьезные изменения на российском рынке, заставляют заново переоценивать нормы и ценности руководства людьми в организациях.
Специалисты утверждают, что самый быстрый и дешевый путь достижения фирмой конкурентоспособности состоит в приобретении способных, мыслящих руководителей. Спрос на талант руководителей не подвержен спаду, он сохраняется как в период экономического подъема, так и экономических кризисов. В свою очередь теоретические и практические разработки зарубежных и отечественных исследователей необходимо адаптировать к сложившейся в стране ситуации. Так, в ходе исследования, проведенного весной - летом 1998 года, были опрошены 51 эксперт - руководители разных уровней организаций, занимающихся лекарственным обеспечением в России. Это заведующие аптек, директора фармацией и частных фирм, начальники отделов и руководители других подразделений. В выборку вошли организации, представляющие компании с различными формами собственности: из них 1/3 государственных и муниципальных предприятий (ГП, МП и т.д.), 1/3 приватизированных, бывших государственных предприятий (ОАО) и 1/3 негосударственных, частных фирм (ЗАО, ООО и т.д.).
Основные социально-
В то время как для работы во многих частных фирмах фармацевтическое образование не является обязательным, привлекаются сотрудники других специальностей и, соответственно доля мужчин увеличивается практически до 1/3.
Возраст. Самая большая доля респондентов -40% приходится на руководителей, чей возраст превышает 41 год. На втором месте руководители в возрасте 31- 40 лет они составляют 34%.
Следующая возрастная категория - 26 - 30 лет составляет 18% и наименьшая доля - 8% - самые молодые руководители в возрасте от 20 до 25 лет.
Если рассматривать доли
возрастных категорий в организациях
с различными формами собственности,
то можно обнаружить существенные различия.
Так, например, самая большая доля
руководителей, чей возраст превышает
41 год, приходится на государственные
предприятия - 62%. Руководителей в
возрасте 20 - 25 лет в организациях
с такой формой собственности
не оказалось вообще. Заметно меняется
картина на приватизированных
Доля молодых руководителей - 20 - 25 лет здесь составляет уже 8%, и 15% составляют руководители в возрасте от 26 до 30 лет. Больше всего различаются данные по возрастным категориям на государственных предприятиях и в частных компаниях.
Руководители в возрасте 26 - 30 лет и 31 - 40 лет имеют наибольшие и равные доли (36%). В то время как доли самых молодых (20 Њ 25 лет) и тех, кому за 41 - одинаковы, но несколько меньше и составляют по 14%.
Образование. Уровень образования
респондентов очень высок. Лишь 5% имеют
среднее или среднее
Стаж работы. Самая большая доля среди опрошенных - 35% трудятся на своем посту более 5 лет. Следующая по величине категория - 1- 3 года составляет 31%. Стаж в 3 - 5 лет имеют 21% респондентов и наиболее короткий срок - менее 1 года провели на своей должности 13% опрошенных.