Руководство и власть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 09:21, курсовая работа

Описание работы

Представленная работа посвящена теме "Руководство и власть".
Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.
Тема "Руководство и власть " изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин. Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем тематики "Руководство и власть ".

Файлы: 1 файл

Курсовая Руководство и власть.doc

— 275.50 Кб (Скачать файл)

 


 


                                                        Введение

Представленная работа посвящена теме "Руководство и власть". 
Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов. 
Тема "Руководство и власть " изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин. Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем тематики "Руководство и власть ". 
Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы "Руководство и власть". Однако требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы.  
          Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы "Руководство и власть" определяют несомненную новизну данного исследования. 
          Дальнейшее внимание к вопросу о проблеме "Руководство и власть" необходимо в целях более глубокого и обоснованного разрешения частных актуальных проблем тематики данного исследования.

Целью исследования является изучение темы "Руководство и власть" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике. 
           В рамках достижения поставленной цели мною были определены для решения следующие задачи: 
1.Изучить теоретические аспекты и выявить природу "Руководства и власти"; 
2.Сказать об актуальности проблемы "Руководства и власти" в современных условиях; 
3.Изложить возможности решения тематики "Руководство и власть"; 
4.Обозначить тенденции развития тематики "Руководство и власть";  
          Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 2 глав:

1. Первая посвящена теоретическим  основам руководства и власти;

2. Во второй проведен анализ руководства и власти на предприятии.

В заключении подведены итоги исследований данной проблемы. Указан список литературы, на базе которого велась работа.

Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме "Руководство и власть" в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.  
Результаты могут быть использованы для разработки методики анализа "Руководства и власти". 
           Теоретическое значение изучения проблемы "Руководство и власть" заключается в том, что избранная для рассмотрения проблематика находится на стыке сразу нескольких научных дисциплин. 
           Объектом данного исследования является анализ условий руководства и власти на базе Оздоровительного комплекса Дагомыс. 
           При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования. 
          Во введении обоснована актуальность выбора темы, поставлены цель и задачи исследования, охарактеризованы методы исследования и источники информации. 
           Глава первая раскрывает общие вопросы темы "Руководство и власть". Определяются основные понятия, обуславливается актуальность звучания вопросов темы "Руководство и власть". 
          Подробно рассмотрены содержание и современные проблемы темы "Руководство и власть". 
           Глава вторая имеет практический характер и на основе отдельных данных делается анализ современного состояния, а также делается анализ перспектив и тенденций развития руководства и власти. 
          По результатам исследования был вскрыт ряд проблем, имеющих отношение к рассматриваемой теме, и сделаны выводы о необходимости дальнейшего изучения и улучшения состояния вопроса. 
          Таким образом, актуальность данной проблемы определила выбор темы работы "Руководство и власть", круг вопросов и логическую схему ее построения.  
Теоретической и методологической основой проведения исследования явились законодательные акты, нормативные документы по теме работы.  
          Источниками информации для написания работы по теме "Руководство и власть" послужили базовая учебная литература: Драчева Е.Л. Менеджмент: Учебн. пособие для студентов учреждений средне - профессионального образования. – 3-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2003, Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учебн. пособие. – 2-е изд. – М.: ТОО «Остожье», 1999, Глухов В.В. Менеджмент: Учебник. – СПб.: СпецЛит., 2000, Грибов В.Д. Менеджмент: Учебн. пособие. – М.: КНОРУС, 2007; фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области: Котлер Ф., Ляпина И.Ю. Гуляев В.Г.и т.д., результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике "Руководство и власть", справочная литература, прочие актуальные источники информации.

 

 

Глава 1: Теоретические основы руководства и власти

    1. Содержание понятия «руководство». Роль руководителя в системе управления

Сегодня умение чётко описывать сложившуюся ситуацию, обосновать те факторы, изменение которых позволяет добиться ожидаемого результата, определить условия оптимизации результата – требования, которые предъявляются к любому специалисту и в первую очередь к руководителю. Именно эти качества характеризуют аналитические навыки, которые свидетельствуют о квалификации работника.

Руководитель осуществляет важнейшую функцию управления — руководство.

Руководство – это механизм, направляющий усилия коллектива или личности на выполнение общих задач. Оно побуждает людей к достижению поставленной цели посредством влияния на их потребности.1

Это способность влиять на поведение группы людей или отдельных индивидуумов, позволяющая побудить их работать для достижения общих целей.

Согласно положению социальной психологии, руководство – это совокупность процессов взаимодействия между начальником и подчиненными, методов морально-психологического воздействия на коллектив. Это повседневное влияние на людей, причем прежде всего не инструкциями и разносами, а высокой организованностью, принципиальностью, справедливостью.

В руководстве тесно связаны концепция власти и личного влияния. Поэтому среди руководителей-практиков распространено мнение, что наиболее действенными инструментами эффективного управления является руководящая должность и власть.

Руководство требует умения прогнозировать ситуации и выдвигать соответствующие программы.

Руководство должно быть гибким. Надо научиться менять свои суждения в зависимости от конкретных ситуаций. Нельзя в сложных ситуациях гнуть палку в одну сторону – она сломается.

Руководству не нужно фанатизма и не нужно железной руки. Нужно проявлять терпимость и спокойствие. Нужно уметь идти на компромисс. Нужно уметь разделять власть.

В сфере новой философии руководства, в центре которой отношения согласия, а не отношения господства и подчинения, смысл понятия руководства претерпел существенные изменения. Если прежде руководство полагалось на силу власти и издания приказов, то теперь оно действует на основе согласия и сотрудничества людей, работающих под началом руководителя. Власть не отделена от руководителя, но отношения жесткого подчинения ушли в прошлое.

Понятие руководства имеет огромное значение. Раньше можно было назначить работника ответственным за какую-либо область деятельности, не считаясь с его чувствами или желаниями и с отношением к этому других людей. Сегодня это делать уже нельзя, поскольку условия, в которых действуют руководители, изменились.2

В обобщенном виде руководство может быть сведено к трем следующим аспектам:

  1. выдача директив относительно того, что нужно сделать;
  2. налаживание сотрудничества между людьми;
  3. обеспечение энергии, необходимой для достижения поставленных целей.

Формирование целей и эффективное их достижение – основное назначение руководства.

Одним из основных инструментов современного руководства является налаживание эффективных связей с людьми. Это необходимо для того, чтобы знать и воспринимать различные мнения, способствующие разработке нового курса фирмы.

Для стратегического руководства необходим широкий кругозор, позволяющий вырабатывать оптимальную программу деятельности фирмы.

Сознание людей подготавливается, учитывается и настраивается при принятии важных управленческих решений. Желательно, чтобы эффективность деятельности людей сочеталась с относительно справедливой оценкой и соответственно вознаграждалась.

Главное – понять, какие основополагающие идеи и принципы реализуются в руководстве. Основными средствами руководства являются следующие:

  1. требования (разумные, реальные);
  2. контроль (обязательно личный);
  3. поощрения, наказания (быть справедливым);
  4. организация общественного мнения.

Искусство руководства состоит в том, чтобы в любых ситуациях находить опору, уметь вовремя отказаться от развития идей, которые явно не будут приняты, в истинности которых невозможно убедить оппонентов.

Руководитель – лицо, наделенное полномочиями принимать управленческие решения и осуществлять организацию их выполнения.

Руководитель коллектива назначается извне, вышестоящим руководством, получает соответствующие властные полномочия, имеет право на применение санкций (как позитивных, так и негативных). Причем роль руководителя заранее определена «на табло» социальной организации, оговорен круг функций реализующего ее лица.

Руководитель назначается на свой пост независимо от того, воспринимают его подчиненные соответствующим этой роли или нет.

Руководители подразделяются на линейных и функциональных. Наибольшую роль в осуществлении управленческой деятельности играют линейные руководители, возглавляющие относительно обособленные хозяйственные системы. Посредством приданного им аппарата управления они не только координируют деятельность находящихся в их непосредственном  подчинении сотрудников и руководителей низшего звена, но и принимают решения, касающиеся стратегии развития хозяйственной

системы, осуществляют оперативное управление производственной, научно-технической, коммерческой и социальной деятельностью соответствующей системы в целом. Функциональные руководители – это начальники специализированных служб, отделов и других подразделений всех уровней соответствующих хозяйственных систем управления. В их обязанность входит подготовка специфических рекомендаций линейным руководителям для принятия последними тех или иных решений. Функциональный руководитель одновременно является и линейным по отношению к возглавляемому им специальному подразделению.

  Результат труда руководителя — решение, т. е. специфический вид информации, направляющей функционирование и развитие трудового коллектива.

 

  Предпосылки  возрастания роли руководителя:

 
  - количественные и качественные  изменения в производстве;

  -длительность хозяйственных  процессов;

  - возрастание роли неэкономических  факторов (хозяйственных, политических, социальных, психофизических);

  - рост объема знаний;  
  - повышение культурного и образовательного уровня сотрудников.

 

   Руководитель осуществляет следующие функции:

 

1. Производственные функции руководителя: обеспечение нормального, скоординированного, ритмичного хода производства (исследований, разработок) и непрерывное, систематическое повышение эффективности производства.

2. Экономические функции:

Анализ хозяйственной деятельности, мобилизация резервов, выявление слабых мест в управлении, совершенствование управления, планирование.

3. Организаторские функции:

• объединение усилий работников в коллективе, обеспечение эффективного управления;

 • постановка перед коллективом  общих задач, включающих в себя текущие, перспективные, локальные задачи, взаимосвязанные и согласованные друг с другом, и распределение их по подразделениям;

 • определение путей решения  поставленных задач, руководство  разработкой планов социально-экономического развития, коллективный выбор путей и средств их решения, определение конечных результатов;

 • руководство формированием  систем управления (структура, кадры, техника);

  • организация работы аппарата  управления, разработка, принятие, реализация  различных управленческих решений, расстановка работников, побуждение их к деятельности, координация деятельности, контроль.

Требования к руководителю:  
- нравственные;  
- профессиональная компетентность; 
- социально-психологические;  
- организаторские;  
- интеллектуально-волевые;  
- педагогические.

Каждый управляющий - это уникальная личность, обладающая рядом способностей. Искусство руководства в том и состоит, чтобы в данное время, в данном месте и для данной группы работников подобрать такой комплекс управленческих воздействий, который обеспечит максимальную эффективность деятельности предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Понятие  и характеристика стилей руководства

Каждый руководитель является творцом того стиля управления, который он применяет на практике. Но при этом он учитывает множество объективных и субъективных условий и обстоятельств, в зависимости от которых стиль получает свое конкретное содержание (прил. 1).

Слово "стиль" греческого происхождения. Первоначально оно означало стержень для писания на восковой доске, а позднее употреблялось в значении "почерк". Отсюда можно считать, что стиль руководства — это своего рода "почерк" в действиях менеджера. Более полное определение понятия "стиль руководства" — это относительно устойчивая система способов, методов и форм практической деятельности менеджера. Кроме того, под стилем управления понимают манеру и способ поведения менеджера в процессе подготовки и реализации управленческих решений.

Работа менеджера в индустрии гостиниц и ресторанов представляется как выполнение управленческих функций в системе "человек—человек". Это накладывает свой отпечаток на выбор стиля руководства гостиничным предприятием.3

Как видим, стиль и метод руководства существуют в определенном единстве. Стиль представляет собой форму реализации методов руководства, принятую данным менеджером в соответствии с его личными субъективно-психологическими характеристиками.

Каждому из сложившихся методов руководства адекватен вполне определенный стиль управления. Это значит, что каждый метод для своей реализации нуждается в личностях, обладающих конкретными качествами.

Менеджер с присущим только ему стилем руководства в своей деятельности может использовать различные методы управления (экономические, организационно-административные, социально-психологические) .

Таким образом, стиль руководства — явление строго индивидуальное, так как он определяется специфическими характеристиками конкретной личности и отражает особенности работы с людьми и технологию принятия решения именно данной личностью. Как нет двух одинаковых отпечатков пальцев, так не существует и двух менеджеров с одинаковым стилем руководства.

При этом следует иметь в виду, что не существует некоего идеального стиля руководства, пригодного для всех случаев жизни. Применяемые менеджером стиль или сочетание стилей могут зависеть не только от личности менеджера, но и от соответствующей ситуации. "Правильный" стиль руководства не может быть определен заранее, поскольку жизненные управленческие ситуации не стандартны, а качества личности менеджера и подчиненных имеют свойство изменяться в соответствии с изменениями управляемой среды.

Информация о работе Руководство и власть