Рыночная сегментация и стратегические хозяйственные зоны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2014 в 07:24, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – изучить основные положения таких понятий как рыночная сегментация и стратегические зоны хозяйствования, а также рассмотреть эти вопросы относительно предприятия ООО «Четыре комнаты».
Для достижения поставленной цели, необходимо выполнить:
В первой главе изучить теоретические основы рыночной сегментации (понятие, признаки, принципы и критерии), стратегические зоны хозяйствования.
Во второй главе рассмотреть на практическом примере деятельность предприятия, дать общую характеристику, проанализировать рыночную сегментацию, основных потребителей, дать характеристику стратегических зон хозяйствования, а также разработать альтернативы и выбор стратегии для каждой СЗХ.

Файлы: 1 файл

Kursovaya_doc.doc

— 1.02 Мб (Скачать файл)

Помимо ограниченности ресурсного обеспечения, фирма все больше испытывает на себе влияние законодательных рамок, социальное давление, вмешательство в принятие решений и действия со стороны различных групп как внутри, так и вне фирмы, непричастных к процессу управления.

Еще 20 лет назад  считали, что это второстепенная проблема, находящаяся за пределами  главных интересов управляющих  корпорациями. Ее решение казалось простым. Давление на бизнес объяснялось  тем, что правительство и широкая  публика «не понимают», какие блага несет обществу фирма и насколько важно невмешательство общества, чтобы она эти блага приносила. Решение состояло в просветительской работе, в том, чтобы разъяснить широкой публике дух свободного предпринимательства, а также добиваться государственной поддержки бизнеса. Эти позиции состояли в неизменном и твердом сопротивлении любым формам ограничения управленческой свободы. Но на протяжении последних 20 лет число ограничении в одной или иной форме увеличилось. Рядовой потребитель перестал существовать в качестве скромного и безвестного покупателя - он преобразился, стал требовательным, придирчивым критиком; правительства, особенно - европейские, стали принимать директивные решения; широкая публика все более разочаровывалась в фирме.

Таким образом, отношения с обществом перестают быть второстепенной проблемой и превращаются в одну из ключевых. Кроме рыночных и ресурсных стратегий, фирмам все чаще придется заниматься разработкой стратегий отношений с обществом. Первый шаг в формулировании таких стратегий состоит в том, чтобы разобраться в разнородных социально-политических влияниях и рассортировать их по отдельным, строго определенным группам стратегического влияния.

 

 

Глава 2. Рыночная сегментация и стратегические хозяйственные зоны предприятия ООО «Четыре комнаты»

 

2.1 Общая  характеристика предприятия ООО «Четыре комнаты»

 

Полное название Общество с ограниченной ответственностью «Четыре комнаты» сокращенное название ООО «Четыре комнаты». Юридический адрес: Россия, г. Уфа, ул. Кустарная 18

Общество с ограниченной ответственностью ООО «Четыре комнаты» было основано в начале 2000 г. ООО «Четыре комнаты» – сеть мебельных салонов, как на территории Уфы, так и за ее пределами. Мебель реализуется как собственного производства, так и партнёров. Благодаря этой системе продаж, есть возможность приобрести мебель прямо с производства, минуя посредников и таким образом сэкономить бюджет покупателей.

На цели увеличения объема реализации работают два основных подразделения фирмы:

- отдел маркетинга

- отдел розничных продаж.

Отдел маркетинга отвечает за плодотворное проведение рекламных кампаний, наличие на торговом месте привлекательных раздаточных  материалов, проведение исследований покупательских предпочтений и прочих свойственных маркетинговому подразделению мероприятий. Реализация мебели через розничную сеть осуществляется частично через собственные салоны, расположенные на территории Уфы, также и через салоны находящиеся на территории республики. Компания работает преимущественно со средним сегментом рынка.

Существенно, что  мебельный сегмент рынка постоянно  растет, особенно доля мебели средней  стоимости, что обусловлено:

- стабильным качеством мебели;

- особенностями структуры потребительского рынка;

- доступной ценой.

Рассматриваемая компания ООО «Четыре комнаты» занимает на рынке серединное положение, т.е. она реализует продукцию по средним ценам и имеет не самый большой и не самый маленький объем реализации продукции.

Мебель от ООО «Четыре комнаты» поставляется в крупные торговые центры, учебные заведения, социальные учреждения, финансовые и административные организации. Основной упор в работе фирмы делается на реализацию качественной мебели по относительно не высоким ценам.

В целом, мебельная  отрасль находится в стадии зрелости. Все фирмы поддерживают средний уровень цен и конкурируют по таким параметрам как реклама, обслуживание, качество продукции, дополнительные услуги и т.п. В мебельной отрасли конкуренцию нельзя назвать жесткой, т.к. спрос на мебельную продукцию растет быстрыми темпами. Вместе с тем методы дополнительно стимулирования покупателей быстро копируются конкурентами, и приходится прилагать немало усилий для сохранения положения в отрасли.

Количество  фирм, стремящихся в отрасль, до сих  пор растет, т.к. отрасль привлекает большим уровнем прибыли, и растущим спросом на продукцию. Вновь пришедшие в отрасль фирмы предлагают продукцию по более низким ценам. Такая тенденция может привести к непропорциональности роста потребительского спроса и предложения в целом по отрасли, что нежелательно для компании ООО «Четыре комнаты». Сотрудники организации, прежде чем предложить покупателю товар, долго работают над тем, чтобы изучить покупательский спрос, предпочтения и симпатии клиентов. Компания ведет свою деятельность с высоким качеством и культурой обслуживания. Индивидуальный подход к каждому клиенту помогает постоянно расширять круг партнеров и клиентов

В достижениях  компании, заслуженные награды на европейских выставках, диплом «Лучшее предприятие года», награды за оригинальные идеи, дизайн и высокое качество продукции.  Предприятие оснащено высокопроизводительным качественным импортным оборудованием, производства, известных зарубежных фирм Италии и Германии, и укомплектовано высококлассными специалистами. Мебель сертифицирована и соответствует действующим ГОСТам РФ.

Организационно - правовая форма. ООО «Четыре комнаты» функционирует в соответствии с ГК РФ и Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 8 февраля 1998 г. №8-ФЗ. Предприятие создано несколькими лицами, уставный капитал которого, разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Учредительными документами общества являются учредительный договор и устав.

Организация существует для того, чтобы добиться чего-то в рамках окружающей ее среды. Конкретная цель или миссия организации ясна обычно с самого начала. Однако с  течением времени по мере роста организации, программа может потерять свою четкость.

Хорошо проработанная  миссия позволяет сотрудникам фирмы  почувствовать себя участниками  общего дела в освоении открывающихся  возможностей, дает им цель, подчеркивает их значимость, нацеливает на достижения.

Миссия организации с позиций рыночной ориентации, определяет предприятия, с точки зрения его деятельности по обслуживанию конкретных групп потребителей и / или удовлетворению конкретных нужд и запросов.

Рассматриваемая фирма декларирует следующую  философию: наша фирма призвана удовлетворять постоянно растущие потребности в мебели на Уфимском рынке. В дальнейшем ООО «Четыре комнаты» планирует расширить свою сферу деятельности на прилегающие регионы с целью лучшего удовлетворения потребностей населения, обеспечения людей дополнительными сопутствующими товарами, при этом создавая дополнительные рабочие места, как на самом предприятии, так и на предприятиях-изготовителях мебели, достигая тем самым, в конечном итоге, получение большей прибыли.

Таким образом, миссию компании ООО «Четыре комнаты» можно сформулировать в виде девиза: «Мы предоставляем каждому лучшую возможность обустроить свое жизненное пространство».

 

2.2 Характеристика основных потребителей мебельного предприятия ООО «Четыре комнаты»

 

Мебельное предприятие ООО «Четыре комнаты», занимается производством и продажей мебели, на Уфимском рынке, в розничной и оптовой торговле, рассчитанной на средний сегмент рынка. Сеть мебельных салонов ООО «Четыре комнаты» имеют множество точек продаж, как на территории города, так и за ее пределами.

Данное исследование, проводится на территории города Уфы. Цель исследования: выявить основные сегменты потребителей, на которые стоит ориентироваться предприятию ООО «Четыре комнаты», а также выяснить отношение к мебельному салону.

Основные характеристики выборочной совокупности. Всего в исследование принимало участие 70 человек, в возрастных категориях от 20 лет и ведущих самый различный образ жизни.

Выборка: случайная, сплошная. Метод наблюдения: анкетирование (анкета прилагается). Место проведения: ТЦ «Мега» на ул. Рубежная. Дата проведения: с 1 по 8 августа 2013 г.

Анализ полученных данных. Таким образом, при помощи анкетирования респондентов ООО «Четыре комнаты», можно выявить целевой сегмент, на который стоит обратить особое внимание.

Анализируя  гендерный состав потребителей, выяснилось что, основными покупателями продукции  являются женщины 64% (45 человек); мужчины, же составляют всего 36% (25 человек) (см. рисунок 3).

Большая часть  респондентов в возрасте от 31 до 40 лет 38% (см. рисунок 4); на втором месте находятся люди в возрасте от 41 до 50 лет, они составляют 26% опрошенных.

 

Рисунок 3 – Пол респондентов

 

Группа потребителей в возрасте от 21 до 30 лет, занимают 16% от общего числа опрошенных. Самые малые группы покупателей мебели – это молодые люди в возрасте до 20 лет, они составляют 9%, и люди в возрасте более 50 лет, которые составляют 11%. От сюда следует, что основной интерес компании, необходимо проявить на категорию респондентов в возрасте от 31 до 50 лет.

 

Рисунок 4 – Возраст респондентов

 

 

Рассматривая полученный результат, анализа анкет, респондентов по уровню доходов, можно объединить по следующим группам: доход более 21 т. руб. у 29% опрошенных (см. рисунок 5); доход от 16 до 20 т. руб. у 38% опрошенных; доход от11 до 15 т. руб. у 26% , и менее 10 т. руб. получают 7% респондентов, таким образом можно сделать вывод о том, что доход респондентов составляет в возрасте от 31 до 40 лет, имеют доход от 16 до 20 т. руб., при этом, респонденты в возрасте от 41 до 50 лет имеют доход, который составляет от 11 до 15 т. руб.

 

Рисунок 5 – Доход респондентов

 

На вопрос, чем  Вы руководствуетесь, при покупке  мебели 36% респондентов ответили, что качество и долговечность производимой продукции играет самую важную роль, сюда также входит категория респондентов в возрасте от 31 до 40 лет, с доходом около 20т. руб. (см. рисунок 6); на втором месте стоит цена 27% , место производства и известность фирмы занимают равные позиции и составляют по 14%.

На вопрос, как  часто вы обновляете мебель, 43% опрошенных ответили, что раз в 10 лет, раз  в 15 лет обновляют 27%, мебель частично обновляют 14% потребителей, раз в 5 лет  и 20 лет обновляют примерно одинаковое количество респондентов, по 9% и 7% (см. рисунок 7). Это подтверждает, то, что мебель можно отнести к товарам предварительного выбора и длительного использования.

 

Рисунок 6 – Важные факторы, при покупке мебели

 

Рисунок 7 – Частота покупки мебели

 

Отвечая на вопрос, имеет ли для вас значение, расположение магазина 43% ответили что имеет, и 57% сказали, что это не столь важно (см. рисунок 8)

 

Рисунок 8 – Важность расположения магазина

 

На вопрос, имеет  ли для Вас значение известности  мебельного магазина половина опрошенных, ответили, что это важно (см. рисунок 9); 30% ответили, что это не имеет значение и 20% затруднились ответить.

 

Рисунок 9 – Значимость известности мебельного магазина

 

Отвечая на вопрос об оценке качества обслуживания, мнения респондентов распределились следующим  образом: 84% опрошенных оценили качество обслуживания на «отлично», 14% оценили  на «хорошо», 2% оценили на «удовлетворительно», неудовлетворенных качеством обслуживания, не нашлось, (см. рисунок 10), таким образом можно сделать вывод о том, что большинство потребителей продукции, удовлетворены качеством обслуживания.

 

Рисунок 10 – Оценка качества обслуживания

 

На вопрос анкеты, об источнике полученной информации, о мебельном салоне «Четыре комнаты», 50% опрошенных, ответили, что получили информацию, посредством рекламы ТВ; 17% зашли по совету знакомых; 22% по почте; 4% оказались в салоне случайно; 7% предложили свой вариант ответа (см. рисунок 11).

На последний  вопрос анкеты, о пожеланиях и предложениях большинство потребителей ответили, что их полностью все устраивает в салоне «Четыре комнаты». Таким образом, на основе проведенного исследования, можно выявить сегмент потребителей предприятия ООО «Четыре комнаты».

Основными потребителями  являются женщины в возрасте от 31 до 50 лет, (они составляют 64% опрошенных), имеющие постоянный доход в размере  от 16 т. руб. и более, которые ставят на первое место качество и долговечность мебели, учитывая ее цену. Чуть меньше половины обновляют мебель раз в 10 лет, при этом 14% опрошенных обновляют её частично.

 

Рисунок 11– Источники информированности о мебельном салоне «Четыре комнаты».

 

Важность расположения магазина и его репутация на рынке, заботит около половины респондентов; 84% опрошенных оценили качество обслуживания на «отлично», что показывает, что  покупатели удовлетворены предлагаемым сервисом. Источником получения информации для большинства является реклама на ТВ и по почте, также 17% зашли в салон магазин по совету и рекомендации.

Информация о работе Рыночная сегментация и стратегические хозяйственные зоны