Рынок труда в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 16:35, курсовая работа

Описание работы

Конкуренция — это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.
Различают совершенную и несовершенную конкуренцию
Совершенная конкуренция — это соперничество многочисленных производителей, создающих примерно одинаковые объемы идентичной (совершенно заменяемой) продукции.

Файлы: 1 файл

Конкуренция.doc

— 877.50 Кб (Скачать файл)

Точка оптимума и прибыль  монополиста


Способность фирмы-монополиста влиять на цены не является безграничной. Наивысшая цена, которую может назначить монополист, определяется кривой спроса. Из этого следует, что рыночная власть фирмы-монополиста не гарантирует получение положительной экономической прибыли.

Для определения совокупной прибыли фирма сопоставляет средние  совокупные издержки (АТС) и цену (Р*), по которой она может реализовать оптимальный объем выпуска Q* (исходя из кривой рыночного спроса).

п=(Р*-АТС)Q*.

Если на вашу продукцию  резко сокращается спрос (с D до D', как это представлено на рис. 5.6 б), то прибыль может быть нулевой (особенно это касается локальных монополистов, действующих в рамках небольшого городка или района).

Рис. 5.6. Положительная и нулевая экономическая прибыль

Однако условия закрытия производства при совершенной конкуренции и при монополии отличаются друг от друга. Если точкой закрытия совершенно конкурентного предприятия будет точка min AVC (минимума средних переменных затрат), то для предприятия-монополиста такой единой точки закрытия вообще не существует. Монополист прекратит производство лишь при условии столь значительного сокращения спроса, при котором цена будет ниже средних переменных издержек при оптимальном выпуске, т.е. если

P*

При любой другой ситуации монополия остается на рынке, даже если она не может покрыть свои постоянные издержки краткосрочного периода.

Эластичность спроса и  точка оптимума монополиста


Между предельным доходом, ценой и  эластичностью спроса на продукцию  фирмы существует тесная взаимозависимость, которую можно представить в виде уравнения. Для того чтобы записать формулу данного уравнения, используем уравнения общего дохода (ТR) и точечного коэффициента ценовой эластичности спроса (Еd).

MR=d(TR)/dQ=d(PQ)/dQ.

Поскольку P=f(Q), то можно записать:

MR=d(PQ)/dQ=P(dQ/dQ)+Q(dP/dQ),

MR=P+Q(dP/dQ).

Коэффициент ценовой эластичности спроса подсчитывается по формуле:

можно записать:

(dQ/dP)=Ed:(P/Q),

dQ/dP=(EdQ)/P,

dP/dQ=P/(EdQ).

Подставим полученное выражение  в уравнение предельного дохода:

MR=P+Q(dP/dQ),

MR=P+Q(P/(EdQ)),

MR=P+P/Ed,

MR=P(1+1/Ed),

где Еd — коэффициент ценовой эластичности спроса на продукцию фирмы-монополиста (Ed<0 в силу убывающего характера кривой спроса).

Из данного уравнения  следует важное положение: фирма-монополист всегда выбирает такой объем производства, при котором спрос эластичен  по цене.

Если спрос неэластичен. т.е. 0<|Ed|<1 (Ed<0), то предельный доход MR<0 (рис. 5.7) и лежит ниже оси объема. В то же время предельные издержки всегда положительны, т.е. МС>0, и, следовательно, условие максимизации прибыли (МС=МR) не выполняется.

Рис. 5.7. Эластичный и неэластиный участки спроса

Прибыль монополиста может быть максимальной лишь при эластичном спросе, когда |Ed|

Это положение важно  иметь в виду при выборе из нескольких комбинаций цен и объемов, обеспечивающих одинаковый общий доход фирме. Например, продажа 500 ед. по 20 руб. или 200 ед. по 50 руб.? И в том и в другом случае общий доход равен 10000 руб. Если предположить, что кривая спроса линейна, то, скорее всего, фирма продаст не более 350 ед. Разберем этот пример.

Пример 2. Выбор оптимального объема продаж.

Нам известно, что при  Р1=20, Q1=500, при Р2=50, Q2=200. Определить оптимальный  объем продаж фирмы.

Функция спроса в общем виде может  быть записана как Р=a-bQ. Найдем значения коэффициентов a, b при помощи простейших преобразований.

20=a-500b,

a=20+500b.

Подставим значение a в уравнение 50=a-200b и решим его относительно b.

50=(20+500b)-200b,

300b=30,

b=0.1.

Зная b, найдем а.

a=20+500b,

а=20+500(0,1)=70.

Таким образом, функция  спроса имеет вид P=70-0,1Q.

Прибыль монополиста достигает своего максимума при MR=0.

TR=PQ=70Q-0,1Q2,

MR=(TR)'=70-0,2Q=0,

Q=350.

Эластичность спроса и  ценообразование при несовершенной  конкуренции


На практике руководители фирм обладают, как правило, ограниченной информацией  о функциях рыночного спроса — AR, предельных издержек и предельного дохода, что затрудняет выбор точки равновесия. Используем уже известные нам соотношения предельного дохода и коэффициента эластичности (MR=P(1+1/Ed)), а также условие максимизации прибыли (MC=MR) для нахождения универсального правила ценообразования.

Пусть нам дано:

MR=P(1+1/Ed) - предельный доход фирмы зависит от цены и коэффициента ценовой эластичности спроса на продукцию фирмы.

MC=MR — условие максимизации прибыли.

Следовательно:

P(1+1/Ed)=MC,

P+P/Ed=MC,

P-MC=-P/Ed,

(P-MC)/P=-1/Ed.

Данную формулу Пиндайк и Рубинфельд называют правилом "большого пальца" для ценообразования (по аналогии с правилом "большого пальца" в физике, в русскоязычных учебниках — правило "правой руки"). Левая часть уравнения (P-MC)/P показывает степень влияния фирмы на рыночные цены, или монопольную власть фирмы, и определяется относительным превышением рыночной цены фирмы ее предельных издержек.

В теме "Совершенная конкуренция" мы уже упоминали, что данный способ оценки монопольной власти фирмы  был впервые предложен в 1934 г. экономистом  
Абба Лернером и получил название "показатель монопольной власти Лернера". Количественное значение коэффициента Лернера колеблется от 0 до 1. Чем выше полученный результат, тем в большей степени фирма может воздействовать на рыночную цену и получать тем самым дополнительную прибыль.

Уравнение показывает, что  данное превышение равняется величине, обратной коэффициенту эластичности спроса, взятой со знаком минус. Перепишем уравнение, выразив цену через предельные издержки:

Данная формула позволяет рассчитать оптимальную цену при минимальных  исходных данных.

Пример 3. Нахождение оптимальной цены.

Эластичность спроса на продукцию  фирмы-монополиста Еd=-2. Функция общих издержек задана уравнением ТС=75+3Q2. Найти цену, обеспечивающую фирме максимальную прибыль при объеме производства Q=10.

Найдем величину предельных издержек при данном объеме.

МС=(ТС)'=6Q=6(10)=60.

Подставим полученное значение МС и коэффициент Е в универсальную формулу ценообразования:

Р=60:(1-1/2)=120 руб.

Таким образом, оптимальная цена, обеспечивающая фирме максимальную прибыль, равна 120 руб.

Распространенные заблуждения  относительно монополистического ценообразования


Анализ условий максимизации прибыли  монополистом, представленный на рис. 5.5 и 5.6, позволяет раскрыть несколько  наиболее распространенных заблуждений  относительно поведения монополиста на рынке:

  • Монополист не назначает максимально высокую цену. Монопольная власть фирмы ограничена рыночным спросом, назначение цены выше Р* повлечет за собой снижение совокупной прибыли монополии.
  • Кривая спроса монополиста не является неэластичной. Обычно большинство кривых спроса бывают эластичными в верхнем интервале и неэластичны в нижнем. Линейная кривая спроса наполовину эластична, а наполовину неэластична (Еd=1 при MR=0). Точка оптимума монополиста всегда лежит в эластичном интервале кривой спроса.
  • Прибыли монополиста не всегда являются сверхвысокими. Рыночный спрос может быть настолько слабым, что монополист будет получать лишь нормальную прибыль. Кроме того, значительно снизить прибыльность фирмы могут неэффективность производства и высокие издержки.

Предложение и издержки фирмы-монополиста


При анализе конкурентного рынка  мы вывели, что кривая предложения  отдельной фирмы совпадает с  возрастающей частью кривой предельных издержек выше минимума краткосрочных  средних переменных издержек (SAVC). Функция предложения от цены традиционно определяется как зависимость объема предложения товара или услуги от цены при прочих равных условиях (т.е. при данной технологии, при данных ценах на ресурсы и т.д.). На монополистическом рынке такая зависимость отсутствует, так как количество продукции, которую готов предлагать на рынок монополист, зависит не от цены, а от изменений в спросе.

В зависимости от характера изменения  спроса возможны три модели предложения.

На рис. 5.8 представлены возможные  изменения цены и объема предложения в зависимости от изменений функции спроса.

Значительное увеличение спроса с D1 до D2 вызывает увеличение точки оптимума с Q1 до Q2 и рост соответствующей цены с Р1 до Р2. Соединение этих точек, как может показаться на первый взгляд, определяет кривую предложения S1, имеющую традиционный возрастающий характер.

Однако посмотрим, как изменится  объем выпуска монополиста, если произойдет иное изменение функции  спроса. Пусть кривая спроса сместится  вправо в меньшей степени и  займет положение D3. Как видно из рис. 5.9, точка оптимума не изменится, поскольку MR3 пересекает MC в той же точке, что и MR2, но цена будет несколько ниже (Р3<Р2). Если мы теперь соединим полученные точки, то новая кривая предложения S3 будет носить уже убывающий характер.

Рис. 5.8. Возрастающий характер кривой предложения

 

Рис. 5.9. Убывающий характер кривой предложения

Таким образом, из рис. 5.9 видно, что  вид получаемых нами кривых предложения  зависит от того, как изменяется рыночный спрос. Однако из анализа рыночного  спроса и предложения мы знаем, что кривые предложения не зависят от функции (кривых) спроса.

Именно поэтому модель кривой предложения, как взаимооднозначное соответствие между ценами и объемами производства, используется только в теории совершенной конкуренции. Для других рыночных структур (монополии, олигополии, монополистической конкуренции) кривой предложения в данном понимании не существует. Для анализа поведения несовершенных конкурентов и в том числе монополистов решающее значение имеет не соотношение спроса и предложения, а соотношение спроса и издержек. Пересечение кривых спроса и предложения, знаменитый крест Маршалла определяют равновесные цены и равновесный объем производства только на гипотетическом рынке совершенной конкуренции.

Монополия и совершенная конкуренция: основные различия. Последствия монополизации рынка


Анализ рыночных условий при  чистой монополии и совершенной  конкуренции позволяет выявить  следующие различия между данными  рыночными структурами:

1. При чистой монополии рыночная цена обычно выше, а объем производства ниже, чем при совершенной конкуренции. Как видно на рис. 5.10, при совершенной конкуренции точка оптимума (К) типичной фирмы определяется пересечением спроса и предложения (совпадающего с МС выше min SAVC).

Рис. 5.10. Условия равновесия: чистая монополия и совершенная конкуренция

При чистой монополии оптимальный объем производства (Qm) получается в результате сопоставления предельных издержек и предельного дохода (лежащего ниже кривой спроса), а цена (Pm) — в результате соотношения оптимального объема и кривой спроса. Исходя из нашей модели можно сделать вывод, что монополизация совершенно конкурентной отрасли (при сохранении неизменными рыночного спроса и структуры издержек) неизбежно сократит совокупный объем выработки и повысит рыночные цены. Это имеет своим последствием как прямой ущерб от недопроизводства товара или услуги, так и косвенный ущерб от перераспределения части потребительского излишка в пользу монополии вследствие повышения рыночной цены.

2. На монопольном рынке эффективность использования ресурсов обычно ниже, чем при совершенной конкуренции. Поскольку фирма-монополист заинтересована в сокращении совокупного объема выпуска, то часть ресурсов оказываются невостребованными.

3. Монополист обладает особой рыночной властью, которая позволяет ему диктовать цены и объемы выпуска.

См.далее

  • Индекс Лернера
  • Ценовая дискриминация

·  Микроэкономика

 

 

 

Оглавление

  • Введение
  • Глава 1: Антимонопольная политика России
  • 1.1 Модель монополии и методы достижения монопольного положения. Виды монополий
  • 1.2 Генезис монополизма в России
  • 1.3 Функции, задачи и принципы антимонопольной политики
  • 1.4 Особенности антимонопольной политики в России
  • Глава 2: Основные направления антимонопольной политики в современных условиях
  • 2.1 Система государственного регулирования естественных монополий
  • 2.2 Теория и практика публично-правого регулирования антимонопольной деятельности в России
  • 2.3 Уголовные санкции за нарушение антимонопольного законодательства
  • Заключение
  • Список использованных источников

Введение

Сегодня мы живем в  эпоху рыночной экономики, а значит - свободной конкуренции. Потребители  конкурируют между собой за необходимые  продукты. Предприятия стремятся  эффективно работать и привлекать внимание потенциальных клиентов именно своим товаром. Любое предприятие хочет увеличивать объем производства, снижая затраты.

Широкий ассортимент  различных товаров и услуг  нередко ставит перед покупателем  проблему выбора. Поэтому в современной  экономике для успешного конкурентного противоборства какой-либо компании первой необходимо не только производить высококачественную продукцию, но и постоянно повышать её технический уровень. Использование новой, модернизированной техники является одним из наиболее значительных факторов в конкурентной борьбе.

Однако рыночной экономике  препятствует такое явление как  монополизм - тип экономических отношений, при котором отдельные предприниматели  могут навязывать собственные интересы своим конкурентам и обществу, игнорируя их действительные потребности и возможности.

Информация о работе Рынок труда в России