Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 16:35, курсовая работа
Описание работы
Конкуренция — это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Различают совершенную и несовершенную конкуренцию Совершенная конкуренция — это соперничество многочисленных производителей, создающих примерно одинаковые объемы идентичной (совершенно заменяемой) продукции.
Таким образом, проанализировав
первую главу, мы познакомились с такими понятиями как “конкуренция”,
“монополия”, “антимонопольные политика
и законодательство”. Очевидно, что монополизм
приводит к значительным отрицательным
последствиям и является одной из основных
экономических проблем. Поэтому антимонопольная
политика играет важную роль в любом государстве.
Что касается непосредственно России,
то эволюция системы антимонопольного
законодательства в нашей стране доказывает,
что антимонопольная политика представляет
собой не разовые мероприятия, а постоянно
действующие и гибко меняющиеся в зависимости
от экономической обстановки меры, осуществляемые
государством в области регулирования
экономики.
Глава 2. Основные
направления антимонопольной политики
в современных условиях
2.1 Система
государственного регулирования естественных монополий
В первой главе мы познакомились
с видами монополий, и по характеру
движущих сил выделили естественную
монополию. В данном параграфе мы
рассмотрим методы и направления
антимонопольного регулирования естественных
монополий.
Отличительная черта естественных монополий - наличие
сетевых структур (трубопроводного транспорта,
линий электропередач, систем водоснабжения,
железнодорожных путей), что типично для
отраслей, осуществляющих услуги коммуникационного
характера. Как правило, в них высоки постоянные
издержки, что обеспечивает возможность
экономии на масштабах, то есть снижения
удельных (на единицу продукции) издержек
по мере увеличения объемов производства.
Именно это определяет эффективность
сосредоточения выпуска продукции у единственного
производителя. К тому же конкуренция
здесь невозможна вследствие исключительно
высоких невозвратных издержек.
Изменение технологии может
ослабить или подорвать естественную
монополию. Например, развитие беспроводной,
спутниковой связи ликвидирует
монополию на проводную связь, особенно междугородную.
В качестве возможных
средств обеспечения общественно-приемлемого
поведения естественной монополии
представляются две альтернативы. Одной
является государственная собственность,
а другой - государственное регулирование. Если конкуренция невозможна,
то нужно создать регулируемые монополии,
чтобы избежать вероятных злоупотреблений
неконтролируемой монопольной властью.
Такое регулирование
должно гарантировать, что потребители
получат выгоду от экономии, обусловленной масштабами производства, т.е. снижение
издержек на единицу продукции.
Вопросы функционирования,
реорганизации и повышения эффективности
деятельности естественных монополий
в России в последнее время
находятся в центре внимания политиков,
экономистов, ученых. Особые условия функционирования
естественных монополий предопределили
необходимость выделения их в особую сферу
государственного регулирования.
Естественные монополии
обязаны обслуживать всех клиентов
без дискриминации. Цены и тарифы
на продукцию (услуги) естественных монополий регулируются
государством, и в случае повышения издержек
допускается субсидирование из бюджета.
Предприятия естественных монополий обязаны
представлять в органы власти сведения,
которые для других предприятий являются
коммерческой тайной. Они не могут преобразовываться,
ликвидироваться без разрешения государственных
органов.
Действует ряд ограничений
правоспособности субъектов естественных
монополий (разрешительный порядок
сделок и т.д.), контролируется выполнение
инвестиционных программ, стабилизационных фондов.
Регулирование естественных
монополий осуществляется на основе
законов “О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на
товарных рынках”, “О естественных монополиях”,
“О регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию”, “О федеральном
железнодорожном транспорте”. Для каждого
вида естественной монополии действует
своя схема регулирования.
Основным объектом регулирования
в естественных монополиях являются
цены и тарифы на их продукцию (услуги).
В административно-командной системе управления
в СССР цены и тарифы на продукцию (услуги)
естественных монополий занижались, чтобы
создать благоприятные условия для развития
обрабатывающей промышленности и всех
других отраслей. Сейчас регулирование
цен и тарифов приобретает первостепенное
общенациональное значение (снижение
цен на энергоресурсы на 10% приводит к
снижению себестоимости конечной продукции
на 18%),рассматривается в качестве средства
оздоровления экономики. Государство
либо запрещает монополистам иметь сверхдоходы,
либо перераспределяет сверхприбыль в
свою пользу, чтобы конкуренция могла
быть уравновешенной. Оно также контролирует
рост затрат, цен и тарифов в естественных
монополиях, чтобы сдерживать инфляцию.
Тарифная политика преследует
также общеэкономические и социальные цели: поддержка
отечественных производителей, экспортеров,
сдерживание инфляции и понижения уровня
жизни населения.
Правительство РФ утверждает
перечень товаров (услуг), цены на которые
на внутреннем рынке подлежат регулированию.
В последние годы около
70% нарушений, касающихся злоупотреблений
доминирующим положением, происходит
в отраслях, прямо или косвенно
относящихся к сфере естественных
монополий.
В связи с тем, что
Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ
“О естественных монополиях” содержит закрытый список естественных
монополий, отрасли, где потребители могут
иметь одного-единственного поставщика
(продавца), технологически сопряженного
с естественными монополиями, оказываются
вне сферы его применения. Ценообразование
в этих отраслях может регулироваться
различными внутренними нормативными
актами, точно так же, как и договорные
отношения на основе типовых (рамочных)
договоров. Практика применений этих положений
предусматривает обращение потребителей
в суд или в антимонопольный орган для
обеспечения своих ущемленных прав в результате
действий компаний-монополистов (доминирующих
субъектов). В последние годы такой тип
дел особенно характерен в отношении компаний
электроснабжения В соответствии с Законом
“О естественных монополиях” субъектами
естественных монополий являются только
электроэнергетические передающие сети,
осуществляющие транспортировку электроэнергии.
(не субъектов естественных монополий),
очень часто оказывающихся в положении
монополиста по отношению к конкретным
клиентам-потребителям.
Одной из важных проблем
также является вопрос правомерности
ограничения или прекращения
подачи энергии потребителям.
Согласно Федеральному
закону “Об электроэнергетике" субъекты,
обеспечивающие поставку электрической
энергии потребителям, в том числе энергосбытовые организации,
гарантирующие поставщики и территориальные
сетевые организации (в пределах своей
ответственности), отвечают перед потребителями
на надежность обеспечениях их электрической
энергией и за ее качество в соответствии
с техническими регламентами и иными обязательными
требованиями.
В соответствии с нормами
нового закона ужесточается государственный
контроль при отключениях подачи
электроэнергии, защищаются права добросовестных
потребителей, выполняющих свои обязательства в полной мере, вводится новый субъект
правоотношений в области энергетики
- гарантирующий поставщик.
Однако в некоторых
нормах отсутствуют положения, которые
регламентировали бы деятельность субабонентов.
Права и обязанности данного
субъекта договора энергоснабжения в законодательстве почти
не прописаны, в результате чего их интересы
не соблюдаются энергоснабжающими организациями.
Кроме того, многие потребители являются
фактически субабонентами, а документальных
подтверждений этого в виде договоров
нет, в результате чего могут быть наложены
меры ответственности на ненадлежащий
субъект. Примером этой категории дел
может служить дело Амурского территориального
управления в отношении ОАО “Амурэнерго”.
Известно, что 4 мая 2011 года
Управление Федеральной антимонопольной службы по Амурской области
(Амурское УФАС России) применило к ОАО
"Амурские коммунальные системы"
("АКС")"оборотный" штраф в размере
10 093 970 рублей за нарушение антимонопольного
законодательства на рынке теплоснабжения
многоквартирных домов. http: //www.fas.gov.ru/fas-news/fas-news_31761.html
Таким образом, мы кратко
ознакомились с системой государственного
регулирования естественных монополий.
Проанализировав данный параграф, можно
сделать следующий вывод: в области
создания законодательной и институциональной основы регулирования
естественных монополий были предприняты
некоторые важные и необходимые меры.
Но многое еще предстоит сделать как в
отношении построения эффективной системы
регулирования, так и с точки зрения реструктурирования
отраслей, что позволит сформировать более
компактную и управляемую сферу регулирования.
2.2 Теория и
практика публично-правого регулирования
антимонопольной деятельности в
России
Гарантированные Конституцией
РФ единство экономического пространства,
свободного перемещения товаров, услуг и финансовых
средств, поддержка конкуренции, свободы
экономической деятельности, признание
и защита равным образом частной, государственной
и муниципальной собственности в России
явились предпосылкой для развития рыночных
форм хозяйственной деятельности в России.
“Главный признак
экономики рыночного типа - раскрепощение
от внешнего вмешательства, подчинение
законам и воле людей формы
и способов экономической деятельности,
дающие в полной мере проявиться хозяйственной
самостоятельности и инициативе”. Курс экономики под
ред. Б.А. Райзберга М., 1997. Стр. 79.
Хозяйственная самостоятельность
и инициатива может проявиться в
полной мере лишь при обеспечении
свободной конкуренции, минимизации
монополистических тенденций на
рынке. В связи с этим с началом рыночных реформ в России
появилась необходимость правового обеспечения
нормального рыночного развития, а также
- необходимость в создании органов, обеспечивающих
реализацию правовых норм, защищающих
конкуренцию.
В конституции РФ можно
выделить статьи, на которых базируется публично-правовое
регулирование антимонопольной деятельности
России: ст.2, 8, 10, 11, 12, 34, 51. Особое значение
имеют ст.8, ч.2 ст.34, закрепляющие, что в
Российской Федерации не допускается
экономическая деятельность, направленная
на монополизацию и недобросовестную
конкуренцию.
В Федеральном законе
от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ “Об основах
государственного регулирования торговой
деятельности в РФ” установлены
антимонопольные правила для
хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и хозяйствующих
субъектов, осуществляющих поставки продовольственных
товаров, а также установлены антимонопольные
требования к органам государственной
власти субъектов РФ, органам местного
самоуправления в области регулирования
торговой деятельности.
Данным Федеральным
законом установлено ограничение
для приобретения и аренды дополнительной
площади торговых объектов “сетевыми"
хозяйствующими субъектами.
В статье 13 ФЗ “Об основах
государственного регулирования торговой
деятельности в РФ” установлено, что хозяйствующим
субъектам, осуществляющим торговую деятельность
по продаже продовольственных товаров
посредством организации торговой сети,
и хозяйствующим субъектам, осуществляющим
поставки продовольственных товаров в
торговые сети, запрещается создавать
дискриминационные условия, в том числе
создавать препятствия для доступа на
товарный рынок или выхода из товарного
рынка других хозяйствующих субъектов,
нарушать установленный нормативными
правовыми актами порядок ценообразования.
Им также запрещается
навязывать контрагенту условия
о запрете на заключение хозяйствующим
субъектом договоров поставки продовольственных
товаров с другими хозяйствующими
субъектами, осуществляющими аналогичную
деятельность, а также с другими
хозяйствующими субъектами на аналогичных или иных
условиях. Запрещено навязывать условия
об ответственности за неисполнение обязательств
хозяйствующего субъекта о поставках
продовольственных товаров на условиях,
которые лучше, чем условия для других
хозяйствующих субъектов, осуществляющих
аналогичную деятельность. При этом хозяйствующий
субъект вправе представить доказательства
того, что ему действия (бездействие) могут
быть признаны допустимыми в соответствии
с требованиями ч.1 ст.13 ФЗ “О защите конкуренции”.
Полномочия Федеральной антимонопольной службы
регламентированы Положением о ФАС. В
программе развития конкуренции в РФ определены
направления для реализации конкурентной
политики, определяются ее приоритеты
и основные направления на период до 2012
года; данная Программа включает меры
антимонопольного регулирования, иные
защитные меры, а также меры по развитию
конкуренции, расширяющие возможности
и стимулирующие предпринимательскую
деятельность.
Приказ Министерства
внутренних дел России и Федеральной
антимонопольной службы России “Об утверждении Положения
о порядке взаимодействия МВД и ФАС"
регламентирует порядок взаимодействия
данных федеральных органов исполнительной
власти.
Основной массив антимонопольно-правовых
отношений регулируется Федеральным
законом от 26 июля 2006 года №135-ФЗ “О защите конкуренции”.
Данным ФЗ регламентируются вопросы определения
и правового регулирования монополистической
деятельности, недобросовестной конкуренции.
Установлены правовые основы запрета
на ограничивающие конкуренцию акты, действия
(бездействие), соглашения, согласованные
действия федеральных органов исполнительной
власти, органов государственной власти
субъектов РФ, органов местного самоуправления,
иных, осуществляющих функции указанных
органов или организаций, а также государственных
внебюджетных фондов, Центрального банка
РФ.
ФЗ “О защите конкуренции"
определяет антимонопольные требования
к торгам, особенностям отбора финансовых
организаций и порядка заключения
договоров в отношении государственного
или муниципального имущества; функции и полномочия антимонопольного
органа. Данный ФЗ регламентирует правовые
основы государственного контроля над
экономической концентрацией, ответственности
за нарушение антимонопольного законодательства,
рассмотрение дел о его нарушении.
В Постановлении Правительства РФ от 16 июля
2009 года №583 “О случаях допустимости соглашений
между хозяйствующими субъектами” регламентируются
случаи допустимости таких соглашений.
Данные “исключения"
применяются к соглашениям, заключенным
между хозяйствующими субъектами, предметом которых является
проведение совместных научных исследований,
направленных на разработку новых товаров
или технологических процессов, а также
совместное использование полученных
научных, научно-технических результатов.
Приказом ФАС России от 22 декабря 2006 года №337 “Об утверждении
форм актов, принимаемых комиссией по
рассмотрению дел о нарушении антимонопольного
законодательства” детально определены
формы актов, принимаемых данной комиссией.
Административным регламентом
Федеральной антимонопольной службы определены требования
к порядку исполнения антимонопольным
органом государственной функции по возбуждению
и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного
законодательства РФ, определен порядок
информирования об исполнении антимонопольным
органом данной государственной функции.