Рынок труда в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 16:35, курсовая работа

Описание работы

Конкуренция — это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.
Различают совершенную и несовершенную конкуренцию
Совершенная конкуренция — это соперничество многочисленных производителей, создающих примерно одинаковые объемы идентичной (совершенно заменяемой) продукции.

Файлы: 1 файл

Конкуренция.doc

— 877.50 Кб (Скачать файл)

В ряде отраслей почти  две тысячи наименований продукции производились лишь на одном предприятии. Так, НПО “Ростсельмаш”выпускало 75%Князева И.В. Антимонопольная политика государства: Учеб. пособие. М.: Омега-Л, 2007. Стр. 162. всей зерноуборочной техники в СССР (в США на удовлетворение потребностей фермеров работает свыше двух тысяч предприятий).

Монополизм пронизывал все сферы и отрасли советской  экономики, все уровни подсистемы организации  и управления. Воспроизводимость  и устойчивость монопольных структур обеспечивались системой экономических и внеэкономических факторов, которые играли ведущую роль. Идеологизация и политизация управления процессами экономики формировали и поддерживали тип государственного хозяйства на базе абсолютной монополии государственной собственности. Князева И.В. Антимонопольная политика государства: Учеб. пособие. М.: Омега-Л, 2007. Стр. 163.

В начале перестройки (1985) вопросы антимонопольной политики и формирования конкурентных отношений  не были включены в стратегию экономических  реформ. Однако необходимость экономического соревнования, главная цель которого - наиболее полное удовлетворение спроса потребителей на произведенную высококачественную и конкурентоспособную продукцию, получила официальное признание.

В экономической печати с 1988 года все активнее стали появляться публикации, посвященные вопросам государственного и ведомственного монополизма в стране и мировому опыту антимонопольного регулирования. В то же время ни одно из принятых партийных или правительственных решений кардинальных изменений в монопольную структуру государства не вносило.

Сложившаяся ситуация требовала  разработки стратегии демонополизации  экономики и прежде всего преодоления  монополизма ведомственно-отраслевых структур. С этого периода можно  говорить о начале шестого этапа  в развитии отечественного монополизма. В соответствии с постановлениями Совета Министров СССР предполагалось создать Антимонопольный комитет СССР, на который возлагались бы

функции по реализации антимонопольной  политики, обеспечению правовой

защиты товаропроизводителей и потребителей, демонополизация существующих структур государственного управления. В октябре 1990 года был создан Государственный комитет по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП России).

Этапы трансформации  экономических отношений и создания рыночных структур в стране, изменение форм и методов функционирования монополий, формирования конкурентных отношений и демонополизация отраслевых рынков охватывают последнее пятнадцатилетие развития экономики страны.

Проанализировав данный параграф, можно сделать следующий вывод: конкурентную среду в исходной монополизированной системе заинтересованы создавать не отдельные предприятия, группы предпринимателей, финансистов, а государство, если оно является носителем общественных интересов. Монополистические отношения во многом порождались и действующей системой директивного планирования. Поэтому суть рыночных реформ в России - переход от универсальной монополии к конкуренции. Именно с этого момента можно говорить о начале формирования антимонопольной политики в России, переживавшей, как и вся страна, сложный этап развития.

1.3 Функции,  задачи и принципы антимонопольной  политики

Одним из важнейших компонентов  политики конкуренции и обеспечения  социально-экономической стабильности интересов участников деловых отношений является политика антимонопольного регулирования, которую проводит государство в лице соответствующих органов власти и управления, осуществляя государственный контроль за соблюдением законов и нормативных актов, относящихся к системе конкурентного права.

Реализация конкурентной политики стала возможной только при формировании целостной системы антимонопольных  органов в федеральном центре и регионах. В октябре 1990 года впервые  был законодательно оформлен ведущий  антимонопольный орган - Государственный комитет РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП России). О нем упоминалось в предыдущем параграфе.

В 1995 году был создан Государственный  комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства. В 1996 году для реализации Федерального закона “О естественных монополиях” были созданы Федеральная служба РФ по регулированию естественных монополий в области связи и Федеральная служба РФ по регулированию естественных монополий на транспорте.

В целях формирования эффективной  структуры федеральных органов  исполнительной власти Указом Президента РФ были упразднены существовавшие на тот момент антимонопольные органы и образовано Министерство РФ по антимонопольной  политике и поддержке предпринимательства, которому были переданы функции упраздненных органов (МАП России).

В начале марта 2004 году в контексте  реализуемой в России административной реформы началась реорганизация  МАП России в соответствии с Указом Президента РФ, в связи с этим постановлением Правительства РФ были выделены базовые положения функционирования

Федеральной антимонопольной службы.

Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным  органом исполнительной власти (ФАС  России). Она объединяет в себе основные функции упраздненного МАП России и часть функций упраздненной Федеральной энергетической комиссии РФ.

К основным функциям, осуществляемым антимонопольным органом относятся:

контроль и надзор за соблюдением  законодательства о защите конкуренции  на товарных и финансовых рынках, о естественной монополии, о рекламе;

предупреждение антиконкурентных действий органами власти, хозяйствующими субъектами, физическими лицами;

осуществление государственного контроля экономической концентрации в сфере  использования земли, недр, водных и природных ресурсов;

выявление нарушений антимонопольного законодательства, принятие мер по их прекращению и привлечение  к ответственности за такие нарушения;

контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд.

Полномочия и функции антимонопольных  органов определены законодательством  РФ. В своей деятельности ФАС России руководствуется Конституцией РФ, федеральными законами, указами и распоряжениями

Президента РФ, постановлениями и распоряжениями правительства, предоставляющими право на прямое государственное регулирование, организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности.

В ведении ФАС России находится 75 территориальных управлений, которые осуществляют свою деятельность в 88 субъектах РФ, за исключением республики Ингушетия. Территориальные управления образованы в 1991 году. Деятельность их направлена на проведение рыночных реформ в регионах, формирование конкурентной среды, сохранение единого экономического пространства Российской Федерации.

Важно отметить, что сотрудники антимонопольного органа в целях выполнения возложенных  на них функций имеют право  беспрепятственного доступа в федеральные  органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные наделенные функциями или правами указанных органов власти органы или организации для получения необходимой информации.

Антимонопольное законодательство - это комплекс законов и правительственных актов в странах с рыночной экономикой, направленных на поддержание конкурентной среды в различных сферах предпринимательской деятельности, на противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции, на ограничение и запрещение монополий, препятствие созданию монопольных структур и объединений, монополистических действий. Антимонопольное законодательство является главным инструментом антимонопольной политики. К его основным задачам относятся:

1. Обеспечение благоприятных условий и стимулов для развития конкуренции и предпринимательства в национальной экономике.

2. Снятие всех преград  на пути активизации конкуренции  на правовой основе, позволяющее  исключить монопольные действия  субъектов рынка, центральных органов власти и управления, диктат хозяйствующих субъектов.

3. Определение правового  режима регулирования ответственности  за монопольные действия и  нарушения правил честной конкуренции.

4. Защита интересов  малого и среднего предпринимательства от произвола крупного бизнеса.

5. Создание условий  для развития национальной экономики.

Антимонопольное законодательство едино в своих основах. Оно, во-первых, ставит под государственный контроль слияния компаний, во-вторых, запрещает  соглашения и сговоры предпринимателей и, в-третьих, пресекает недобросовестную конкуренцию.

Сегодня антимонопольные  законодательные акты приняты практически  во всех странах с рыночной экономикой. Конкуренция на международном рынке  регулируется специальными межправительственными соглашениями, а также документами Комиссии ООН по промышленности и торговле (ЮНКТАД), документами Европейского Экономического Сообщества, других организаций. При общности основных принципов антимонопольных законодательств существуют национальные отличия, которые не только относятся к степени жесткости тех или иных ограничений, но и различаются в правах и обязанностях государственной администрации, отвечающей за применение антимонопольных законов, системы наказаний за нарушения. Эти отличия будут рассмотрены во второй главе курсовой работы.

Что касается принципов  действия антимонопольной политики, то в разных странах и в различные  периоды преобладают те или иные государственные воздействия на монополии. Но, как правило, в наиболее общем плане в странах с  рыночным типом экономики выделяется три основных направления:

а) активизация конкурентных рыночных структур, противостоящих монополии, с помощью тех или иных мер  по либерализации рынков;

б) государственное регулирование  монополий путем контроля над  ценами и уровнем рентабельности;

в) прямое предотвращение, подавление или ликвидация монополий  с помощью специального антимонополистического законодательства.

Таким образом, мы рассмотрели  в общих чертах функции, задачи и  принципы антимонопольной политики. Анализ данного параграфа показал, что политика антимонопольного регулирования является необходимой в любой стране. Она представляет собой инструмент административного регулирования экономики, с целью предотвращения нарушений экономического равновесия. А на защиту прав потребителя направлено антимонопольное законодательство.

1.4 Особенности  антимонопольной политики в России

Как уже говорилось ранее, в СССР монополистические отношения  во многом порождались действующей  системой директивного планирования. Это объясняет многие особенности нынешнего российского монополизма.

Антимонопольная политика предполагает вмешательство государства  в процесс концентрации капитала. Однако предприятиям удается обойти закон. Капитал может концентрироваться  под единым управлением, но без объединения активов. Таким образом, образовался алюминиевый картель. Крупнейшие алюминиевые заводы и производители сырья для них договорились совместно работать, располагать общей сырьевой базой, реализовывать конечную продукцию. На очереди нефтяная отрасль, где множество небольших компаний действует неэффективно и нуждается в совместной производственно-технологической политике.

Затрудняет проведение антимонопольной политики и охватившая мир глобальная экономическая интеграция: на открытом рынке капитал концентрируется так, как ему выгодно, как требует международная конкуренция.

Координацию деятельности органов исполнительной власти Российской Федерации и субъектов РФ по реализации антимонопольной политики осуществляет Межведомственная комиссия по конкурентной политике.

ФСГС России ведет  государственный реестр объединений  и предприятий-монополистов, имеющих  на рынке Российской Федерации в  целом долю определенного товара более 35% (с учетом поступлением продукции, ввозимой на территории Российской Федерации). Целями ведения реестра являются контроль деятельности объединений и предприятий-монополистов на товарных рынках, отклонений от норм добросовестной конкуренции и недопущение необоснованного сокращения производства, сужения ассортимента, повышения (понижения) цен, снижения уровня качества и услуг.

Российское антимонопольное  законодательство, опираясь в значительной мере на существующий мировой опыт, регулирует процесс демонополизации  в условиях экономической реформы. Микроэкономика: Учебник для вуза под ред.Е.Б. Яковлевой. “Поиск”, 2002. Стр. 284.

Российское антимонопольное  законодательство не разрешает действия или сделки, в результате которых  возможно установление или расширение рыночной власти коммерческой организации, если негативные последствия для  конкуренции не компенсируются повышением ее конкурентоспособности на внутреннем и международном рынках. Поэтому, как уже было сказано выше, контроль не мешает интеграции российских предприятий для конкуренции с зарубежными фирмами.

Но, в тоже время, нередко  создание, слияние, присоединение или  ликвидация коммерческих организаций  и приобретение акций нередко  проходят с нарушением антимонопольного законодательства. Поэтому самыми важными  из всех мер антимонопольной политики для России являются ограничительные меры.

Новый закон “О защите конкуренции”, принятый в июле 2006 года разработан в целях совершенствования  законодательства о конкуренции, в  том числе путем создания единых правовых основ для развития и  защиты конкуренции на товарных и финансовых рынках. Более подробно этот закон будет рассмотрен во второй главе курсовой работы.

Исследовав данный параграф, можно сделать следующий вывод: антимонопольная политика стран  различна и отражает особенности  в экономических условиях и позициях государственных органов. Главной особенностью монополизации российского рынка можно считать, пожалуй, то, что она сложилась как "наследница" государственного монополизма социалистической экономики.

Информация о работе Рынок труда в России