Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 16:35, курсовая работа
Описание работы
Конкуренция — это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Различают совершенную и несовершенную конкуренцию Совершенная конкуренция — это соперничество многочисленных производителей, создающих примерно одинаковые объемы идентичной (совершенно заменяемой) продукции.
В ряде отраслей почти
две тысячи наименований продукции производились
лишь на одном предприятии. Так, НПО “Ростсельмаш”выпускало
75%Князева И.В. Антимонопольная политика
государства: Учеб. пособие. М.: Омега-Л,
2007. Стр. 162. всей зерноуборочной техники
в СССР (в США на удовлетворение потребностей
фермеров работает свыше двух тысяч предприятий).
Монополизм пронизывал
все сферы и отрасли советской
экономики, все уровни подсистемы организации
и управления. Воспроизводимость
и устойчивость монопольных структур
обеспечивались системой экономических и внеэкономических факторов,
которые играли ведущую роль. Идеологизация
и политизация управления процессами
экономики формировали и поддерживали
тип государственного хозяйства на базе
абсолютной монополии государственной
собственности. Князева И.В. Антимонопольная
политика государства: Учеб. пособие. М.:
Омега-Л, 2007. Стр. 163.
В начале перестройки (1985)
вопросы антимонопольной политики
и формирования конкурентных отношений
не были включены в стратегию экономических
реформ. Однако необходимость экономического соревнования, главная
цель которого - наиболее полное удовлетворение
спроса потребителей на произведенную
высококачественную и конкурентоспособную
продукцию, получила официальное признание.
В экономической печати
с 1988 года все активнее стали появляться публикации, посвященные
вопросам государственного и ведомственного
монополизма в стране и мировому опыту
антимонопольного регулирования. В то
же время ни одно из принятых партийных
или правительственных решений кардинальных
изменений в монопольную структуру государства
не вносило.
Сложившаяся ситуация требовала
разработки стратегии демонополизации
экономики и прежде всего преодоления
монополизма ведомственно-отраслевых
структур. С этого периода можно
говорить о начале шестого этапа
в развитии отечественного монополизма. В соответствии
с постановлениями Совета Министров СССР
предполагалось создать Антимонопольный
комитет СССР, на который возлагались
бы
функции по реализации антимонопольной
политики, обеспечению правовой
защиты товаропроизводителей и потребителей, демонополизация
существующих структур государственного
управления. В октябре 1990 года был создан
Государственный комитет по антимонопольной
политике и поддержке новых экономических
структур (ГКАП России).
Этапы трансформации
экономических отношений и создания рыночных
структур в стране, изменение форм и методов
функционирования монополий, формирования
конкурентных отношений и демонополизация
отраслевых рынков охватывают последнее
пятнадцатилетие развития экономики страны.
Проанализировав данный параграф, можно
сделать следующий вывод: конкурентную
среду в исходной монополизированной
системе заинтересованы создавать не
отдельные предприятия, группы предпринимателей,
финансистов, а государство, если оно является
носителем общественных интересов. Монополистические
отношения во многом порождались и действующей
системой директивного планирования.
Поэтому суть рыночных реформ в России
- переход от универсальной монополии
к конкуренции. Именно с этого момента
можно говорить о начале формирования
антимонопольной политики в России, переживавшей,
как и вся страна, сложный этап развития.
1.3 Функции,
задачи и принципы антимонопольной
политики
Одним из важнейших компонентов
политики конкуренции и обеспечения
социально-экономической стабильности
интересов участников деловых отношений
является политика антимонопольного регулирования,
которую проводит государство в лице соответствующих
органов власти и управления, осуществляя
государственный контроль за соблюдением
законов и нормативных актов, относящихся
к системе конкурентного права.
Реализация конкурентной политики
стала возможной только при формировании
целостной системы антимонопольных
органов в федеральном центре
и регионах. В октябре 1990 года впервые
был законодательно оформлен ведущий
антимонопольный орган - Государственный
комитет РФ по антимонопольной политике
и поддержке новых экономических структур
(ГКАП России). О нем упоминалось в предыдущем
параграфе.
В 1995 году был создан Государственный
комитет РФ по поддержке и развитию
малого предпринимательства. В 1996 году
для реализации Федерального закона “О
естественных монополиях” были созданы
Федеральная служба РФ по регулированию
естественных монополий в области связи
и Федеральная служба РФ по регулированию
естественных монополий на транспорте.
В целях формирования эффективной
структуры федеральных органов
исполнительной власти Указом Президента
РФ были упразднены существовавшие на
тот момент антимонопольные органы
и образовано Министерство РФ по антимонопольной
политике и поддержке предпринимательства,
которому были переданы функции упраздненных
органов (МАП России).
В начале марта 2004 году в контексте
реализуемой в России административной
реформы началась реорганизация
МАП России в соответствии с Указом
Президента РФ, в связи с этим
постановлением Правительства РФ были
выделены базовые положения функционирования
Федеральной антимонопольной службы.
Федеральная антимонопольная служба
является уполномоченным федеральным
органом исполнительной власти (ФАС
России). Она объединяет в себе основные
функции упраздненного МАП России и часть
функций упраздненной Федеральной энергетической
комиссии РФ.
К основным функциям, осуществляемым
антимонопольным органом относятся:
контроль и надзор за соблюдением
законодательства о защите конкуренции
на товарных и финансовых рынках, о естественной
монополии, о рекламе;
предупреждение антиконкурентных
действий органами власти, хозяйствующими
субъектами, физическими лицами;
осуществление государственного контроля
экономической концентрации в сфере
использования земли, недр, водных и
природных ресурсов;
выявление нарушений антимонопольного
законодательства, принятие мер по
их прекращению и привлечение
к ответственности за такие нарушения;
контроль в сфере размещения
заказов на поставки товаров, выполнение
работ, оказание услуг для федеральных
государственных нужд.
Полномочия и функции антимонопольных
органов определены законодательством
РФ. В своей деятельности ФАС России
руководствуется Конституцией РФ, федеральными
законами, указами и распоряжениями
Президента РФ, постановлениями и
распоряжениями правительства, предоставляющими
право на прямое государственное регулирование,
организационные и правовые основы предупреждения,
ограничения и пресечения монополистической
деятельности.
В ведении ФАС России находится
75 территориальных управлений, которые
осуществляют свою деятельность в 88 субъектах
РФ, за исключением республики Ингушетия.
Территориальные управления образованы
в 1991 году. Деятельность их направлена
на проведение рыночных реформ в регионах,
формирование конкурентной среды, сохранение
единого экономического пространства
Российской Федерации.
Важно отметить, что сотрудники антимонопольного
органа в целях выполнения возложенных
на них функций имеют право
беспрепятственного доступа в федеральные
органы исполнительной власти, органы
исполнительной власти субъектов РФ, органы
местного самоуправления, иные наделенные
функциями или правами указанных органов
власти органы или организации для получения
необходимой информации.
Антимонопольное законодательство -
это комплекс законов и правительственных
актов в странах с рыночной экономикой,
направленных на поддержание конкурентной
среды в различных сферах предпринимательской
деятельности, на противодействие монополизму
и недобросовестной конкуренции, на ограничение
и запрещение монополий, препятствие созданию
монопольных структур и объединений, монополистических
действий. Антимонопольное законодательство
является главным инструментом антимонопольной
политики. К его основным задачам относятся:
1. Обеспечение благоприятных условий
и стимулов для развития конкуренции и
предпринимательства в национальной экономике.
2. Снятие всех преград
на пути активизации конкуренции
на правовой основе, позволяющее
исключить монопольные действия
субъектов рынка, центральных органов власти и управления,
диктат хозяйствующих субъектов.
3. Определение правового
режима регулирования ответственности
за монопольные действия и
нарушения правил честной конкуренции.
4. Защита интересов
малого и среднего предпринимательства от произвола крупного бизнеса.
5. Создание условий
для развития национальной экономики.
Антимонопольное законодательство
едино в своих основах. Оно, во-первых,
ставит под государственный контроль
слияния компаний, во-вторых, запрещает
соглашения и сговоры предпринимателей и, в-третьих, пресекает
недобросовестную конкуренцию.
Сегодня антимонопольные
законодательные акты приняты практически
во всех странах с рыночной экономикой.
Конкуренция на международном рынке
регулируется специальными межправительственными соглашениями, а также документами
Комиссии ООН по промышленности и торговле
(ЮНКТАД), документами Европейского Экономического
Сообщества, других организаций. При общности
основных принципов антимонопольных законодательств
существуют национальные отличия, которые
не только относятся к степени жесткости
тех или иных ограничений, но и различаются
в правах и обязанностях государственной
администрации, отвечающей за применение
антимонопольных законов, системы наказаний
за нарушения. Эти отличия будут рассмотрены
во второй главе курсовой работы.
Что касается принципов
действия антимонопольной политики,
то в разных странах и в различные
периоды преобладают те или иные
государственные воздействия на
монополии. Но, как правило, в наиболее
общем плане в странах с
рыночным типом экономики выделяется три
основных направления:
а) активизация конкурентных
рыночных структур, противостоящих монополии,
с помощью тех или иных мер
по либерализации рынков;
б) государственное регулирование
монополий путем контроля над
ценами и уровнем рентабельности;
в) прямое предотвращение,
подавление или ликвидация монополий
с помощью специального антимонополистического
законодательства.
Таким образом, мы рассмотрели
в общих чертах функции, задачи и
принципы антимонопольной политики.
Анализ данного параграфа показал, что политика
антимонопольного регулирования является
необходимой в любой стране. Она представляет
собой инструмент административного регулирования
экономики, с целью предотвращения нарушений
экономического равновесия. А на защиту
прав потребителя направлено антимонопольное
законодательство.
1.4 Особенности
антимонопольной политики в России
Как уже говорилось ранее,
в СССР монополистические отношения
во многом порождались действующей
системой директивного планирования.
Это объясняет многие особенности нынешнего российского
монополизма.
Антимонопольная политика
предполагает вмешательство государства
в процесс концентрации капитала.
Однако предприятиям удается обойти
закон. Капитал может концентрироваться
под единым управлением, но без объединения активов. Таким образом,
образовался алюминиевый картель. Крупнейшие
алюминиевые заводы и производители сырья
для них договорились совместно работать,
располагать общей сырьевой базой, реализовывать
конечную продукцию. На очереди нефтяная
отрасль, где множество небольших компаний
действует неэффективно и нуждается в
совместной производственно-технологической
политике.
Затрудняет проведение
антимонопольной политики и охватившая
мир глобальная экономическая интеграция:
на открытом рынке капитал концентрируется так, как ему выгодно, как
требует международная конкуренция.
Координацию деятельности
органов исполнительной власти Российской
Федерации и субъектов РФ по реализации
антимонопольной политики осуществляет
Межведомственная комиссия по конкурентной политике.
ФСГС России ведет
государственный реестр объединений
и предприятий-монополистов, имеющих
на рынке Российской Федерации в
целом долю определенного товара
более 35% (с учетом поступлением продукции,
ввозимой на территории Российской Федерации). Целями ведения реестра являются контроль
деятельности объединений и предприятий-монополистов
на товарных рынках, отклонений от норм
добросовестной конкуренции и недопущение
необоснованного сокращения производства,
сужения ассортимента, повышения (понижения)
цен, снижения уровня качества и услуг.
Российское антимонопольное
законодательство, опираясь в значительной
мере на существующий мировой опыт,
регулирует процесс демонополизации
в условиях экономической реформы.
Микроэкономика: Учебник для вуза
под ред.Е.Б. Яковлевой. “Поиск”, 2002. Стр. 284.
Российское антимонопольное
законодательство не разрешает действия
или сделки, в результате которых
возможно установление или расширение
рыночной власти коммерческой организации,
если негативные последствия для
конкуренции не компенсируются повышением
ее конкурентоспособности на внутреннем
и международном рынках. Поэтому, как уже
было сказано выше, контроль не мешает
интеграции российских предприятий для
конкуренции с зарубежными фирмами.
Но, в тоже время, нередко
создание, слияние, присоединение или
ликвидация коммерческих организаций
и приобретение акций нередко
проходят с нарушением антимонопольного
законодательства. Поэтому самыми важными
из всех мер антимонопольной политики
для России являются ограничительные меры.
Новый закон “О защите
конкуренции”, принятый в июле 2006 года
разработан в целях совершенствования
законодательства о конкуренции, в
том числе путем создания единых
правовых основ для развития и
защиты конкуренции на товарных и финансовых рынках. Более подробно
этот закон будет рассмотрен во второй
главе курсовой работы.
Исследовав данный параграф,
можно сделать следующий вывод:
антимонопольная политика стран
различна и отражает особенности
в экономических условиях и позициях государственных органов. Главной особенностью
монополизации российского рынка можно
считать, пожалуй, то, что она сложилась
как "наследница" государственного
монополизма социалистической экономики.