Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 08:56, курсовая работа
Целью данной контрольной работы стоит – используя методы сравнительного анализа и другого показать и осветить ситуацию на рынке труда в Уральском регионе, в частности в Челябинской области и проблемы его формирования и стабильного функционирования в сегодняшних условиях.
Введение 3
Глава 1. Сущность рынка труда, его типология и структура. 5
1.1. Определение рынка труда. 5
1.2. Типология и структура рынка труда. 7
1.3. Рынок труда и заработная плата. 11
1.4. Особенности товара «труд». 14
Глава 2. Рынок труда в Уральском регионе 16
2.1. Рынок труда в России и Уральском регионе. 16
2.2. Общее состояние рынка труда по Челябинской области. 20
2.3. Обзор рынка труда в нескольких сферах. 25
2.3.1. Рынок труда в сфере производства и продажи товаров народного потребления 25
2.3.2. Консалтинг 27
2.3.3. Рынок труда в банковской сфере 27
2.3.4. Издательство, СМИ и полиграфия 28
Заключение 29
Список использованных источников 31
Образование международного рынка труда осуществляется двояко:
Таким образом рынок труда как социально-экономическая категория – это сложное и динамичное явление, связанное как с макроэкономическим развитием страны, так и с мотивацией действий самого работника. Это понятие выходит за рамки понятий «занятость» и «незанятость», которые характеризуют лишь состояние элементов рынка труда на данный период.
Разумеется рынок труда имеет свою специфику, особенности:
Спрос на труд является производным от спроса на товары.
Рынок труда несовершенен по степени симметрии информации, работники пытаются завысить рентную ставку (их самооценка).
Заработная плата определяется и в широком, и в узком смысле этого слова, что связано с неоднозначной трактовкой понятия «труд». В широком смысле заработная плата – это оплата труда работников самых различных профессий, будь то неквалифицированные рабочие, или люди профессий, труд которых требует больших затрат на образование (врачи, юристы, преподаватели), или работники сферы услуг. При таком подходе к определению заработной платы в нее включаются и доходы в виде гонораров, премий и иных вознаграждений.
В узком смысле понимается ставка заработной платы, т.е. цена, выплачиваемая за использование единицы труда в течение определенного времени. Это позволяет отделить общий доход от заработной платы.
Различают номинальную и реальную заработную плату. Номинальной заработной платой является сумма денег, которую получает наемный работник за свой труд в течение определенного периода времени. Реальная заработная плата – это те товары и услуги, которые можно приобрести на полученные деньги.
WP=WH/P
Wр- реальная з/п
Wн - номинальная з/п.
P - уровень цен на товары.
Цены на факторы производства, в том числе на труд, определяются на основе закона спроса и предложения. Классическая теория занятости предполагает построение функции совокупного спроса на труд и совокупного предложения труда в условиях совершенной конкуренции. Субъектами спроса на рынке выступают предприниматели и государство, а субъектами предложения – работники с их навыками и умениями.
Спрос на труд находится в обратной зависимости от величины заработной платы. При росте заработной платы спрос на труд со стороны предпринимателя сокращается, а при снижении заработной платы спрос на труд возрастает.
Предложение труда также зависит от величины заработной платы, но уже в прямой пропорции. Кривая предложения труда показывает, что при повышении реальной заработной платы возрастает предложение труда, а при ее снижении уменьшается.
При увеличении заработной платы каждый момент отработанного времени лучше оплачивается, следовательно, каждый момент свободного времени является для работника упущенной выгодой, поэтому появляется стремление заместить свободное время дополнительной работой.
В короткосрочном периоде имеет место эффект масштаба. Это когда увеличение заработной платы увеличивает издержки производства, в результате уменьшается объем производимой продукции, следовательно уменьшается спрос на труд.
Помимо эффекта масштаба, при увеличении заработной платы падает цена на капитал, что ведет к увеличению спроса на капитал и снижению спроса на труд. Этот процесс называется эффектом замещения
Сокращение
предложения труда при
Особую важность представляет исследование взаимодействия совокупного спроса и совокупного предложения для достижении рыночного равновесия. Очевидно, что оно достигается в точке Е, которой соответствует определенный уровень заработной платы WE и заданное этим уровнем предложение труда LE. Это означает, что все предприниматели, согласные платить зарплату WE, находят на рынке необходимое количество работников. Точка E определяет положение полной занятости.
В случае превышения зарплатой уровня равновесной цены предложение на рынке труда превышает рыночный спрос. В этой ситуации происходит отклонение от положения полной занятости, возникает избыток предложения труда.
В случае снижения уровня заработной платы по сравнению с ее равновесным уровнем, спрос на рынке труда будет превышать предложение. В результате образуются незаполненные рабочие места из-за нехватки работников, согласных на более низкую заработную плату.
Как в первом, так и во втором случаях равновесие на рынке труда восстанавливается, и этот рынок приходит в состояние полной занятости. Но размер заработной платы зависит не только от колебаний спроса на труд и предложения труда, но и от качества труда, квалификации и профессионализма работников. Различные виды работ могут быть в разной мере привлекательными для человека, требовать разных затрат на профессиональное образование, поэтому заработная плата должна стимулировать, например, выполнение менее престижных видов работ или компенсировать материальные затраты на образование. Такая дифференциация в заработной плате называется «уравнивающими различиями».
Продажа труда может иметь место лишь при условии, если работник юридически свободен и может по своему усмотрению распоряжаться своими способностями к труду. С другой стороны, юридическая свобода не вынуждает его продавать свой труд; эта необходимость появляется лишь тогда, когда он не имеет всего необходимого для ведения своего собственного хозяйства как источника получения всех нужных для жизни благ.
Появление на рынке продавца, в свою очередь, еще не гарантирует продажи его товара – для этого нужен покупатель. Таким покупателем становится предприниматель, располагающий всем необходимым для ведения своего хозяйства, кроме наемных работников. Здесь надо иметь в виду одно важное обстоятельство: предприниматель, покупая рабочую силу, вместе с этим предлагает работнику трудиться на определенном рабочем месте. В свою очередь и работник, продавая свой труд, предъявляет спрос на определенное рабочее место. Таким образа существует 2 покупателя (работник покупает место, а работодатель труд) и 2 продавца (работник продает труд, а работодатель место).
После купли-продажи обычного товара продавец и покупатель в большинстве случаев прекращают свои взаимоотношения. Отношения же купли-продажи труда непрерывны с момента найма работников до их увольнения. Поэтому не правы те, кто считает, что рынок труда существует лишь за пределами предприятия, а те работники, которые заняты на фирме, уже не состоят в отношениях купли-продажи своего труда с предпринимателем. Предъявляя спрос, предприниматель адресует его не только тем, кто ищет работу, но занятым на других предприятиях, предлагая им более выгодные условия найма. В то же время и среди занятых работников немало тех, кто ищет работу на других предприятиях с более выгодными условиями найма.
Исходя из всего вышесказанного, можно выделить следующие основные особенности товара «труд»:
Особенность товара «труд» заключается также в том, что его невозможно хранить, как другие товары. Более того, если работник не продал свои способности и навыки, он не будет иметь дохода, а, следовательно, и средств к существованию, которые нужны ему постоянно. А количество этих жизненных средств и их цена на рынке не зависят от того, продал работник свой труд или нет. Эта особенность имеет огромное значение для рыночной экономики в целом.
Существенная особенность товара труд заключается также в его полезности после начала использования. Он не уничтожается при использовании, а, напротив, создает или участвует в создании благ.
Рынок труда понимается нами как система общественных отношений (в том числе взаимоотношений юридически свободных работников и работодателей), социальных (в том числе правовых) норм и институтов, обеспечивающих воспроизводство, обмен (куплю-продажу по цене, обусловленной главным образом соотношением спроса и предложения) и использование труда. Принципиальным отличием данного определения от более узких является то, что не только сферу обмена (купли-продажи) труда, но и сферу воспроизводства трудового потенциала (рыночные механизмы образования, профессиональной подготовки и т.д.) и сферу использования труда (рыночные механизмы управления персоналом на производстве) мы относим к данному понятию.
В то же время более узкие определения рынка труда, углубляющие и конкретизирующие отдельные аспекты широкого понятия, также могут быть использованы. Среди них наиболее полезным представляется определение МОТ, которого также придерживаются многие зарубежные профсоюзы и специалисты по труду. По их мнению, рынок труда - это сфера, где предприниматели и трудящиеся совместно ведут переговоры, коллективные или индивидуальные, относительно заработной платы и условий труда. Данное определение носит институциональный характер - то есть ориентируются на трудовые отношения и механизмы установления цены труда.
Применение понятия «рынок » к анализу трудовой сферы не уравнивает труд с обыкновенными товарами. Труд в первую очередь представляет собой процесс экономической деятельности людей и только после этого и в дополнение к этому может рассматриваться как ресурс или товар. Человек как носитель способности к труду в нормальном обществе обладает свободой воли. Поэтому в современных обществах работники не могут быть куплены или проданы, они могут быть только наняты. Решение, принимаемое человеком о продаже своего труда (трудоустройстве), - это социально-психологический процесс, отличающийся от процесса принятия решения о продаже, например, партии телевизоров, произведенных заведомо для рынка. От товаров в вещественной форме труд отличается тем, что он не «производится» заблаговременно и не «хранится» (в этом смысле труд является услугой - он производится в тот момент, когда потребляется, то есть используется работодателем). Но труд отличается и от большинства услуг (хотя все конкретные услуги и оказываются посредством труда) своей незаменимостью. Услуги, как и товары в вещественной форме, во многих случаях заменяемы (например, банковские услуги можно заменить услугами инвестиционных фондов или страховых компаний), но труд вообще даже на автоматизированных производствах не может быть полностью заменен капиталом. Конкретные виды труда взаимозаменяемы, но труд вообще выступает как безальтернативный ресурс.
Ключевыми
моментами анализа и
Предложение труда на уровне народного (национального) хозяйства рассматривается как сложившаяся при данных экономических, демографических, социальных условиях общая численность людей, занятых в экономике и ищущих работу (экономически активное население). В необходимых случаях базовое определение предложения труда через численность «экономически активного населения» могут заменяться еще более широкими категориями «трудовых ресурсов» и «населения трудоспособного возраста». Спрос на труд на соответствующем уровне выступает как сложившаяся при данных условиях суммарная численность занятых и вакантных рабочих мест. Рабочие места в данном контексте рассматриваются в их социально-экономическом, а не физическом (технико-технологическом) понимании.
Существует три ситуации на рынке труда в зависимости от состояния отношения друг к другу спроса и предложения:
1. Равновесие (спрос равен предложению).