Самоменеджмент: сущность, пути совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 13:08, курсовая работа

Описание работы

Быть организованным, независимо от того, относится ли это к
окружающему пространству или к вашему времени, - означает быть
подготовленным. Это означает чувствовать себя собранным, владеть ситуацией,
быть готовым использовать все имеющиеся возможности и справиться с любыми
сюрпризами и неожиданностями, которые жизнь создает на вашем пути. Мы живем
в сложном, быстро развивающемся мире, который полон безграничных
возможностей. Нельзя не принять во внимание тот факт, что изменения в повседневной жизни и в управленческой сфере в частности повышают требования к управленческому персоналу, его профессионализму, обучению и переподготовке. Организации не могут взять на себя развитие всех навыков у всех менеджеров.

Содержание работы

Ведение…………………………………………………………………………….4
Глава 1. Понятие самоменеджмента…………………………………………………………………6
Определение, цели и функции самоменеджмента……………………………………………………..6
Основы и методики планирования принятия решений………………………………………………………………..9

Глава 2. Личные установки руководителя……………………………………………………………………..16
2.1.Самомотивация…………………………………………………………16
2.2. Мотивация самосовершенствования…………………………………………………...20

Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованных источников и литературы……………………………………………………………………….31

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 147.62 Кб (Скачать файл)

меньше  спешки  и  стрессов;  больше  удовлетворения   от  работы;  активная

мотивация   труда;  рост  квалификации;  снижение   загруженности   работой;

сокращение ошибок при  выполнении своих функций; достижение  профессиональных

и жизненных целей  кратчайшим путем.

Существует несколько  методик планирования времени и  принятия  решений.

Рассмотрим некоторые  из них.

Метод «Альпы» включает в  себя пять стадий:

1. Составление заданий  дня.

2. Оценка  длительности  акций.

3. Резервирование  времени  «про запас» (60:40).

4.  Принятие  решений   по   приоритетным,   сокращениям   и   перепоручению

(делегирование).

5. Последующий контроль  – перенос несделанного[3].

Ведение дневника времени,  который  представляет   собой  одновременно

календарь–памятку,   личный    дневник,    записную    книжку,    инструмент

планирования, справочник, абонементную книжку, картотеку идей  и  инструмент

контроля.

Применение принципа Парето (соотношение 80 : 20) состоит в том,   что

если все рабочие функции  рассматривать с точки зрения их  эффективности,  то

окажется, что 80 % конечных результатов  достигается  за  20  %  затраченного

времени,  тогда  как  остальные  20  %  итога  «поглощают»  80  %   рабочего

времени[4].

Установление приоритетов  с помощью анализа АБВ включает  в  себя   три

закономерности:

. Важнейшие задачи (категория  А) составляет  примерно  15  %  количества

всех задач и дел, которыми занят руководитель. Собственная  значимость

этих задач (в смысле вклада в  достижение  цели)  составляет,  однако,

примерно 65 %;

. На важные задачи (категория  Б) приходится  в среднем общего  числа   и

также 20 %  значимости задач  и для руководителя;

.  Менее  важные  и  несущественные  задачи  (категория  В)  составляет,

напротив, 65 % общего числа  задач,  но  имеют  незначительную  долю  –

около 15 % в общей «стоимости»  всех дел, которые нужно выполнить.

Нужно  учесть,  что  установление  приоритетов   –   важное   правило

эффективной технической  работы. Нужно уяснить, что не все  можно  сделать  и

не все нужно сделать. Всегда надо начинать  с самых  важных дел.

Анализ по принципу Эйзенхауэра

Согласно  этому  правилу  устанавливаются   по  таким  критериям,  как

срочность и важность дела.

В зависимости от  степени  срочности  и  важности  задачи  различаются

четыре возможности их оценки и (в итоге) выполнением:

1) срочные/важные дела. За  них нужно приниматься немедленно  и  самому

их выполнять.

2) Срочные/менее важные  дела.

3) Менее срочные/ важные  задачи. Их не надо выполнять  срочно. Но нужно

проконтролировать, чтобы  они не перешли  в разряд срочных  дел.

4) Менее срочные/менее  важные задачи[5].

Рассмотренные   аспекты  самоменеджмента  по  своему  характеру носят

рационалистический  подход  или   так   называемый   западный,   развивающий

способности  и силу ума.

Задачи самоменеджмента учитывают и такой фактор деятельности человека,

как биологический, который включает в себя  понятие     естественного ритма

работы индивидуально  для каждого человека и понятие  биоритмов.

Работоспособность каждого  человека подвержена определенным колебаниям,

происходящим в рамках естественного ритма. Говорят обычно о «человеке  утра»

или «жаворонке» и о  «человеке  вечера»  или  «сове».  Пик  работоспособности

приходится   у  них  на  разные   периоды   дня.   Каждый   из   нас   может

приспособиться  к  этим  колебаниям  своей   работоспособности.   Необходимо

изучать  свои  способности  и  использовать  эти  закономерности   в   своем

распорядке дня.

В жизни каждого человека присутствуют  и  воздействуют  три  различных

потоков энергии:

- физический ритм (влияет  на  физическую силу и на  силу воли);

-  психический  ритм  (обуславливает  динамику  чувств,   настроений,

творческих сил);

- интеллектуальный ритм (влияет на умственные способнсоти).

Поскольку продолжительность  отдельных периодов различна (23, 28  и  33

дня), у каждого человека всегда наблюдаются различные, постоянно меняющиеся

комбинации характеристик  физического, психологического  и интеллектуального

состояния.

Учет  своего  индивидуального  биоритмического   состояния   позволяет

улучшить работоспособность, учитывая его при составлении  планов работы.

Внутренний  путь  самосоврешенствования  гораздо   труднее,   хотя   и

окупается во много раз  больше. Результаты его ощущаются  практически  сразу,

если Вы  нашли свой истинный, индивидуальный, свой  неповторимый  путь.  Так

важна не внешняя сторона  благополучия (хотя  это  является  лишь  следствием

внутренних причин), а  состояние внутреннего душевного  комфорта,  определение

истинных целей  и желаний.  Чаще  всего  мы  стремимся  к  чему-то,  что  не

является  нашим  собственным  желанием,  а  определено  желаниями  и  целями

социума, в  котором мы находимся.  Именно  поэтому  достижение  поставленных

целей  происходит  очень  трудно,  с  большими  усилиями  или    вообще   не

осуществляется. Мы движимы  какими-то потребностями, какие на самом  деле,  не

являются  нашими,  а  продиктованы  нашими  родными,  близкими,   учителями,

знакомыми и пр. Движемся потоком,  не осознавая   себя полноценной  единицей

Вселенной и мира. А потом  оказываемся погруженными в разного рода  проблемы,

неприятности.

Поэтому в первую очередь, мы должны научиться не отождествлять  себя  с

другими, определить  границы  своего  «я»,  изучить  его  слабые  и  сильные

стороны. Обрести свою истинную свободу,  которая  есть  свобода  внутренняя,

это свобода духа, свобода  мыслей   и  поступков.  Человек  овладевший  этой

свободой, идет в жизни  своим  путем,  обретает  свой,  индивидуальный  смысл

жизни и делает только то, что нужно именно ему,  а   не  то,  что   от  него

окружающие.

Помочь  в   этом   сможет   система   ДЭИР   –   система   дальнейшего

энергоинформационного развития. Это  один  из  путей  достижения  внутренней

гармонии,  определения  своих   жизненных   ценностей,   следование   им   и

притворение их в жизнь. Это способ как меньше  всего зависеть  от  внешних

обстоятельств, быть определяющим, а не определенным.  Система  ДЭИР  поможет

«заметить» свои истинные  желания  и  эффективно   претворить  в  жизнь,  не

зацикляясь на них и не привязываясь к ним.

В самом человеке  заложено  все  необходимое  для  того,  чтобы  жить,

развиваться, совершенствоваться, помогать себе самому справляться со  своими

проблемами. Каждый человек  создан так, чтобы суметь помочь себе самому.  Нет

и не может быть истинной помощи, кроме  самопомощи.  «Спасение  утопающих  –

дело рук самих утопающих». Об этом говорит  Д.Верищагшин,  предлагая самому

научиться управлять собственной  судьбой, привнести гармонию и  независимость

в свою жизнь[6]. Существует несколько разновидностей решений, типичных для сферы управления:

В процессе планирования принимаются  следующие решения: решение о  сверхзадаче и природе бизнеса; о целях; о взаимодействии с внешним  окружением; о стратегии и тактике, которые выбираются организацией для  достижения поставленных целей.

В процессе организации деятельности компании принимаются следующие  решения: о структурировании работы организации; о координации функционирования различных блоков; о распределении  полномочий между руководителями подразделений; о структуре организации при  изменении внешнего окружения.

В процессе мотивации персонала  принимаются следующие решения: о потребностях подчиненных; об удовлетворении их потребностей; о производительности работы подчиненных и об их удовлетворенности  работой.

В процессе контроля принимаются  следующие решения: об измерении  результатов работы; об оценке этих результатов; о том, насколько достигнуты цели организации; о корректировке  целей.      В отличие от  традиционного понимания менеджмента,   при   котором

управленец  (руководитель)  всегда  должен  находится  в составе   системы,

самоменеджмент имеет дело  с  так называемыми самоорганизованными,  или в

терминах     естественных     наук     коллапсирующимися      (сжимающимися,

самоликвидирующимися   во  времени и в простарнстве,  системами.  В   ним

менеджеры  могут  находится  как внутри,  так и вне системы;  при   этом

наблюдаемая или  управляемая  ситуация  для  внешнего  менеджера  скрывается

горизонтами событий.

Этапы решения проблем

Рис 2-Этапы принятия рационального решения

Сущность самоменеджмента состоит в учете и применении задач,  методов,

особенностей    и   т.д.   индивидуального   самосовершенствования   каждого

менеджера (что хорошо известно)[7]  и в  работе  с  «системами  систем»  как

совершенно нового аспекта  самоменеджмента вообще и независимого менеджера в

частности, то сущность самоменеджмента проявляется в работе  с феноменами,

порожденными   самодвижением   систем:   самоприватизацией   ресурсов,    их

антикатострофическим   ситемообразующим   поведением   (анастрофой)   и    с

амоорганизацией   как   результатом   эмерджентного   характера   в    форме

самоприватизации   и     горизонтальной    структуризации     диссипатвиного

временного характера  и происхождения. Возникая самопроизвольно  в  устойчивых

и неустойчивых ситуациях, системах, структурах и самоликвидируясь  где-то  в

бесконечности или в  сходной  с начальной устойчивости, они  «не дают в   руки

самоменеджменту» видимых возможностей для управления, что принципиально  его

изменяет и даже может  свести   к  нулю.  Таким  образом,  сущность  (смымсл)

самоменджмента  скрыта в фундаментальных закономерностях социума,  биоса,

управления в совокупности.

 Самоменджмент является эффективным способом учета и реализации новых

реальностей переходных процессов.

 Самоменеджмент в своей сущности произошел явно из множества теорий  и

методик социального управления и несет многие  их достоинства  и  недостатки.

  До  последнего  времени   его  предметная  область   искусственно   сужалась

саморазвитием   индивидов,   занимающихся   менеджментом   в   предположении

абсолютной  идентичности понятий управления и менеджмента  даже  в  условиях

переходных экономик.  Однако работа в  условиях  рыночных  инфраструктур   и

дальнейшее развитие  демократизации и методов децентрализации, а также  учет

пермаментной  полупрозрачности  любых границ    потребовали    углубленного

анализа причин  и обстоятельств  неэффективности  многих  методов  командного

управления,   выявления    методов     для     деятельности    в    условиях

неопределенности   и  т.д.  Иначе   –   учета   сущности    самоменеджмента.

Оказалось,   что  работа   с   равноправными  клиентами,   малым   бизнесом,

филиалами, мировыми рынками  и др. отличается  от командования   в  линейно-

функциональных структур отраслевого плана.

 

2. Личные установки  руководителя

2.1 Самомотивация

 

Управление фирмой, организацией, учреждением, его подразделением, группой  сотрудников - это, прежде всего, работа с людьми, с каждым человеком в  отдельности. Поэтому для достижения успеха нужно научиться делать так, чтобы все, с кем вам приходиться работать, во-первых, прониклись к вам расположением, во-вторых, были убеждены в вашей правоте, в-третьих, прилагали максимальные усилия для успеха общего дела. 
Качества руководителя можно условно разделить на две группы. Первая группа - его деловые, профессиональные качества, используемые им методы и приёмы управленческой деятельности. 
Вторая группа - интеллектуальные и личностные качества: знания, способности, интеллект, эмоционально-волевая сфера, характер. Эта группа качеств обладает двумя особенностями. Во-первых, она является фундаментом, на котором строится профессиональная, управленческая компетентность руководителя. Во-вторых, она гораздо труднее, чем первая, поддаётся коррекции: изменить стиль мышления или характер несравненно сложнее, чум усвоить методику принятия решений или технологию управления. 
Одно из основных психологических качеств руководителя - его мышление. В процессе практической деятельности руководитель должен уметь мыслить: 
- проблемно и перспективно, заранее определяя возможные трудности и способы их преодоления; 
- системно, охватывая все стороны дела и влияющие факторы; 

Информация о работе Самоменеджмент: сущность, пути совершенствования