Самовоспитание в профессиональном развитии менеджера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 00:18, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы: определение важности самовоспитания в профессиональном развитии менеджера.
Тема самовоспитания очень актуальна в наше время. Как известно, обязательным условием самовоспитания личности руководителя является формирование качеств сильной личности. Но в каком соотношении находятся «сильная» личность и руководитель? Не всегда сильная личность является сильным руководителем, но сильный руководитель, обычно, является сильной личностью. Значит, чтобы успешно управлять людьми, менеджер, развивая качества личности, не должен забывать, что в работу над собой входит развитие качеств важных для управления людьми.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………………3
Общие представления о самовоспитании………………………………………………5
Этапы и методы самовоспитания……………………………………………………………7
Самовоспитание и самосовершенствование в профессиональном развитии менеджера……………………………………………………………………………..11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………13
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………………………………………….14

Файлы: 1 файл

КР по психологии.docx

— 37.67 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ИНЖЕНЕРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИИ  ИНСТИТУТ

Кафедра менеджмента

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине «Психология и  педагогика» на тему:

«Самовоспитание в профессиональном развитии менеджера»

 

 

 

 

 

Выполнил: студентка группы 5ЗМО-41

Смирнова А.О.

Проверил: доцент Шишова А.В.

 

 

 

 

 

 

 

Череповец

2013 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………………3

  1. Общие представления о самовоспитании………………………………………………5
  2. Этапы и методы самовоспитания……………………………………………………………7
  3. Самовоспитание и самосовершенствование  в профессиональном развитии менеджера……………………………………………………………………………..11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………13

БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………………………………………….14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 Непременным условием профессионального успеха менеджера является сильная личность ,целеустремленная, креативная, уверенная в себе и доминантная.

Известно, что саморазвитие включает в себя два направления работы над собой: самообразование и самовоспитание.

Самообразование - это целенаправленный и определенным образом организованный процесс приобретения необходимых в профессиональной деятельности знаний, формирования умений и навыков путем самостоятельных занятий на рабочем месте и/или вне его.

Саморазвитие менеджера - это процесс осознанного целенаправленного развития себя как руководителя, который включает самостоятельное совершенствование своих знаний, умений, личностных и функциональных качеств, компетенции в целом, обеспечивающих эффективность профессиональной деятельности. Данный процесс представляет собой единство следующих составляющих:

Самовоспитание - целенаправленный процесс  по развитию лучших, социально ценных свойств личности и категорическому запрещению самому себе дурных поступков, даже помыслов. Современная ситуация характеризуется тем, что все больше и больше людей во всем мире, стремятся продолжить свое образование и развитие и после окончания университета. В большей степени это стремление определено внешними обстоятельствами. Жизнь, в том числе и профессиональная, в наши дни, все более усложняется. Появляются новые технологии, новые принципы и методы, способы и средства решения профессиональных задач. Во все сферы профессиональной деятельности проникает информатика и информационные технологии. Чтобы овладеть этим, необходимы новые знания и навыки работы. Научно технический прогресс требует повышения общеобразовательного и профессионального уровня. С каждым днем усложняется и социальная жизнь. Переосмысливаются многие понятия, идет поиск новых решений вечных проблем. Происходит развитие политической жизни, демократических принципов и политического плюрализма, развиваются различные формы собственности, а новые приобретают межгосударственные связи. Все эти изменения нуждаются в осмыслении и оценке каждым. Это возможно лишь с помощью соответствующих систематизированных знаний и работы над собой.

Цель данной работы: определение  важности самовоспитания в профессиональном развитии менеджера.

Тема самовоспитания очень актуальна  в наше время. Как известно, обязательным условием самовоспитания личности руководителя является формирование качеств сильной личности. Но в каком соотношении находятся «сильная» личность и руководитель? Не всегда сильная личность является сильным руководителем, но сильный руководитель, обычно, является сильной личностью. Значит, чтобы успешно управлять людьми, менеджер, развивая качества личности, не должен забывать, что в работу над собой входит развитие качеств важных для управления людьми.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Общие представления о самовоспитании

В содержательном плане существуют три направления профессионального  развития.

Первое - формирование умений и качеств, которых у менеджера нет, но которые  ему необходимы. Это, конечно, трудная  задача, и без помощи консультантов, преподавателей и тренеров ее не решить. Но организованные усилия в этом направлении  саморазвития могут дать наиболее заметный эффект.

Второе  -  развитие имеющихся  положительных умений и качеств, которые можно усилить, если их совершенствовать целенаправленно. Это наиболее легкая задача, которую с успехом решают многие менеджеры без внешней  помощи, конечно, из тех, кто ее осознает.

Третье  -  устранение недостатков  и ограничений, снижающих эффективность  деятельности менеджера и мешающих профессиональному росту. Это весьма трудная задача, для ее решения  большинству менеджеров необходима помощь тренеров и консультантов.

Теоретически наиболее эффективен путь саморазвития, когда менеджер работает над собой сразу по трем направлениям. Но на практике такой  путь осуществить невозможно. Работа в любом из этих направлений является сложной и психологически трудной  задачей.

Самовоспитание — это процесс  усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. Воспитание, если оно не насилие, без  самовоспитания невозможно. Их следует  рассматривать как две стороны  одного и того же процесса. Их следует рассматривать как две стороны одного и того же процесса. Осуществляя самовоспитание, человек может самообразовываться, что естественно не может не отражаться на творческой деятельности человека. Стремление к совершенству через тернии лени, приводят к высоким творческим результатам. Осуществляя самовоспитание, человек может самообразовываться.

Самообразование — это система  внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленной на собственное  развитие. Самообучение — это процесс  непосредственного получения человеком  опыта поколений посредством  собственных устремлений и им самим выбранных средств.

В понятиях "самовоспитание", "самообразование", "самообучение" педагогика описывает  внутренний духовный мир человека, его способность самостоятельно развиваться. Внешние факторы —  воспитание, образование, обучение —  лишь условия, средства пробуждения  внутренних сил, способностей ребенка  к развитию, приведения их в действие. Вот почему философы, педагоги, психологи  утверждают, что именно в душе человека заложены движущие силы его развития.

Самовоспитание — деятельность человека, направленная на изменение  своей личности в соответствии с  сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями. Самовоспитание предполагает определенный уровень развития личности, ее самосознания, способности ее к анализу при  сознательном сопоставлении своих  поступков с поступками Других людей. Отношение человека к своим потенциальным  возможностям, правильность самооценки, умение видеть свои недостатки характеризуют  зрелость человека и являются предпосылками  организации самовоспитания.

Самовоспитание - это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. Воспитание, если оно не насилие, без  самовоспитания невозможно.

Самовоспитание предполагает использование  таких приемов:

  • самообязательство (добровольное задание самому себе осознанных целей и задач самосовершенствования, решение сформировать у себя те или иные качества);
  • самоотчёт (ретроспективный взгляд на пройденный за определенное время путь);    
  • осмысление собственной деятельности и поведения (выявление причин успехов и неудач);
  • самоконтроль (систематическая фиксация своего состояния и поведения с целы предотвращения нежелательных последствий).

Самовоспитание осуществляется в  процессе самоуправления, которое строится на основе сформулированных человеком  целей, программы действий, контроля за выполнение программы, оценки полученных результатов, самокоррекцией. Самоопределение представляет собой сознательный выбор человеком своего жизненного пути, целей, ценностей, нравственных норм, профессии, условий жизни.

  1. Этапы и методы самовоспитания

Процесс самовоспитания включает в  себя несколько взаимосвязанных  этапов.

1. Первый этап - принятие решения.  Все начинается с принятия  твердого решения о необходимости  личностного самосовершенствования.  Без этого важного элемента  невозможно осуществление целенаправленного  самовоспитания. Затем следует изучение (уяснение) возможностей самовоспитания  и оценка перспектив работы  над собой. Важным элементом  первого этапа выступает выбор  или формирование идеала (модели), к которым можно стремиться  в процессе самовоспитания. На  основе уже сформированного видения  возможностей самовоспитания, собственного  мировоззрения и под воздействием  среды обитания человек сам  выбирает себе идеал или пример  для подражания. Иногда человек  создает некий абстрактный образ (модель), которому он хотел бы подражать или каким бы хотел стать. Идеал может быть достаточно четко представляемым в лице конкретного человека, либо присутствовать в его сознании в виде определенных проявлений (внешнем виде, общении, компетенции и пр.).

2. Второй этап - самопознание. Человек,  в соответствии с выбранным  идеалом (примером для подражания) или своих представлениях о  возможностях самовоспитания, стремится  познать себя. В процессе самопознания  происходит выявление и самооценка  уровня развития того или иного  качества или свойства личности. Степень и точность их диагностики  зависит от самого человека, его  желания действительно познать  себя, свои достоинства и недостатки, либо удовлетворить свой частный  интерес. В рамках этого этапа  также происходит формулирование  и уточнение ценностных ориентиров  человека.

3. Третий этап - выбор средств,  составление плана.

Человек делает ответственный выбор  путей, методов и средств самовоспитания. Некоторые средства наиболее полно  соответствуют личностным особенностям человека, специфике образовательной  или профессиональной деятельности. Этот этап включает и формирование необходимых самоустановок, которые  могут помочь человеку обеспечить достижение тех или иных целей самовоспитания. К ним, например, можно отнести  личные правила и принципы, которые  определяют поведение и поступки человека в различных ситуациях. На основе выбранных путей, методов  и средств самовоспитания, а также  сформулированных личных правил осуществляется планирование работы над собой. Человек  составляет программу или план, в  которых отражается то, над чем  предстоит работать, какие методы и средства использовать, примерные  сроки достижения намеченного.

4. Четвертый этап - реализация планов. А именно, активная практическая  работа, направленная на достижение  сформулированных ранее ценностных  ориентиров.

Эффективность же самовоспитания выявляется в процессе последующей личностной самооценки. Самовоспитание человека состоит в том, что человек есть самоценность. В природе человека заложен потенциал к непрерывному развитию, стремление к самоактуализации. Главное в любой личности - устремленность ее в будущее. С этой точки зрения прошлое не является основанием для окончательной оценки человека как личности. Внутренний феноменальный мир человека влияет на его поведение не в меньшей (а иногда и в большей) мере, чем внешний мир и внешние воздействия.

Самовоспитание - целенаправленный процесс  по развитию лучших, социально ценных свойств личности и категорическому  запрещению самому себе дурных поступков  и даже помыслов.

Самовоспитание предполагает использование  таких приемов, как самообязательство; самоотчет; осмысление собственной  деятельности и поведения; самоконтроль.

Самовоспитание осуществляется в  процессе самоуправления, которое строится на основе сформулированных человеком  целей, программы действий, контроля над выполнением программы, оценки полученных результатов, самокоррекции.

К методам самовоспитания относятся:

    • самопознание ( изучение личностью собственных психических и физических особенностей, осмысление самого себя. Оно начинается в младенчестве и продолжается всю жизнь. Формируется постепенно по мере отражения, как внешнего мира, так и познания самого себя.);

Самопознание включает: самонаблюдение ( наблюдение за собственными внутренними психическими процессами, неотрывно от наблюдения за их внешними проявлениями), самоанализ (анализ своих собственных поступков и переживаний), самооценка (представление человека о важности своей личной деятельности в обществе и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или закрыто), самоуважение ( объективная оценка человеком себя как внутренне положительного или отрицательного до какой-то степени.).

    • самообладание (способность человека сохранять внутреннее спокойствие, действовать разумно и взвешенно в сложных жизненных ситуациях);

Самообладание опирается на: самоубеждение ( внушение самому себе представлений, мыслей, чувств), самоконтроль ( процессы, посредством которых человек оказывается в состоянии управлять своим поведением в условиях противоречивого влияния социального окружения или собственных биологических механизмов, в частности при склонности к навязчивым влечениям, подверженности импульсивным порывам и сильной зависимости от внешних влияний), самоприказ ( короткое, отрывистое распоряжение, сделанное самому себе), самовнушение, самоподкрепление ( подкрепление условным сигналом у самого себя нужного поведения), самоисповедь, самопринуждение.

Информация о работе Самовоспитание в профессиональном развитии менеджера