Сходство и различия между менеджером и предпринимателем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 12:54, контрольная работа

Описание работы

Цель этой работы — определить основные черты менеджера-руководителя и предпринимателя, их сходство и различие. В наше время понятия «менеджер», «бизнесмен», «предприниматель» широко употребляют как в обыденной практике, так и в научной и учебной литературе. Такое соседство понятий иногда вносит неясность и путаницу в определение функций этих лиц, поэтому необходимо выяснить «кто есть кто».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. МЕНЕДЖЕР-РУКОВОДИТЕЛЬ, ЕГО ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ 5
1.1. Основные черты современного менеджера 5
1.2. Основные черты менеджера исследовательского типа 8
2. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ, ЕГО ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ 11
2.1. Краткая характеристика предпринимательства 11
2.2. Основные черты предпринимателя 16
3. СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЕ МЕНЕДЖЕРА-РУКОВОДИТЕЛЯ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31

Файлы: 1 файл

Менеджер и предприниматель. Сходство и различие.doc

— 181.00 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Менеджмент - это управление организацией, хозяйствующей в условиях рынка. Понятия менеджмента и управления организацией чаще всего используются как понятия идентичные, взаимозаменяемые. Это находит отражение в определениях данных понятий в фундаментальных работах отечественных и зарубежных авторов, где раскрывается их содержание.

Управление есть всеобщая человеческая деятельность, а менеджмент это его специфическая область, включающая деятельность профессионалов, специалистов по обеспечению успешной деятельности организаций.

В менеджменте как  системе выделим такие три  его грани:

  • менеджмент - это воздействие субъекта на объект управления;
  • менеджмент - это воздействие на объект с четко определенной целью или это механизм достижения цели;
  • менеджмент - это руководство таким специфическим объектом управления, как люди, поэтому необходимо знание и учет не только объективных, но и субъективных факторов управления.

В менеджменте как  процессе выделим такие наиболее существенные грани:

  • менеджмент - это выполнение определенной совокупности специфических видов деятельности, называемых управленческими функциями (планирования, организации, мотивации, контроля);
  • менеджмент - это процесс принятия и реализации управленческих решений;
  • менеджмент - это процесс переработки и выработки информации и процесс коммуникаций, связывающий воедино все составляющие системы управления.

Управление - древнейшее искусство и новейшая наука. Специалисты  в области управления сходятся во мнении, что управление является частью больших политических, экономических, технологических, социальных и этических систем и основывается на собственных концепциях, принципах и методах, т.е. имеет серьезный научно-методический фундамент. Необходимость управленческой деятельности определяется наличием организаций, в которых люди совместно работают для достижения общих целей.

Современная цивилизация, как современная экономика, начало которой положил капитализм и индустриальная революция, невозможны без предпринимательства. Предприимчивость — их движущий механизм. Предпринимателем (или бизнесменом) называют человека, организовавшего или организующего какое-либо важное дело, человека, имеющего для этого необходимые средства (собственные или заемные). Предпринимателем может быть единоличный собственник небольшого предприятия, управляющий акционерным обществом либо руководитель кооператива.

В любые, как хорошие, так и плохие, а особенно неопределенные, беспокойные для экономики времена  различные новинки помогают компаниям оставаться конкурентоспособными. Многие организации начинают рассматривать корпоративное предпринимательство как способ борьбы с летаргией и бюрократией, которые сопровождают рост компаний. Но можно ли научить управляющих быть предпринимателями?

Цель этой работы —  определить основные черты менеджера-руководителя и предпринимателя, их сходство и  различие. В наше время понятия «менеджер», «бизнесмен», «предприниматель» широко употребляют как в обыденной практике, так и в научной и учебной литературе. Такое соседство понятий иногда вносит неясность и путаницу в определение функций этих лиц, поэтому необходимо выяснить «кто есть кто».

 

1. МЕНЕДЖЕР-РУКОВОДИТЕЛЬ, ЕГО ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ

1.1. Основные черты современного менеджера

 

Каким должен быть современный менеджер, чтобы успешно выполнять свои функции? Дискуссии на эту тему начались еще в начале ХХ века, когда впервые начали изучать управление и связанные с ним руководство, лидерство.

Однако только в период между 1930 и 1950 гг. было впервые предпринято изучение лидерства в крупных масштабах и на систематической основе. Эти ранние исследования ставили своей целью выявить свойства или личностные характеристики эффективных руководителей. Согласно личностной теории лидерства, также известной под названием теории великих людей, лучшие из руководителей обладают определенным набором общих для всех личных качеств. Развивая эту мысль, можно утверждать, что если бы эти качества могли быть выявлены, люди могли бы научиться воспитывать их в себе и тем самым становиться эффективными руководителями.

В 40-х годах ученые начали изучать собранные факты  о соотношении личных качеств  и лидерства. К сожалению, несмотря на сотни проведенных исследований, они не пришли к единому мнению о наборе качеств, которые непременно отличают крупного лидера. Выяснилось, что лидеры, как правило, отличаются интеллектом, стремлением к знаниям, надежностью, ответственностью, активностью, социальным участием и социально-экономическим статусом, но в разных ситуациях эффективные руководители обнаруживают разные личные качества. Человек не становится руководителем только благодаря тому, что он обладает некоторым набором личных свойств.

 

Таблица 1

Качества, наиболее часто  встречающиеся у успешного лидера1

Интеллектуальные способности

Черты характера личности

Приобретенные умения

• Ум и логика

• Инициативность

• Умение заручаться поддержкой

• Рассудительность

• Проницательность

• Гибкость

• Бдительность

• Умение кооперироваться 

• Умение завоевывать популярность и престиж

• Оригинальность

• Созидательность и творчество

• Такт и дипломатичность

• Способность к концептуализации

• Честность

• Умение брать на себя риск и ответственность

• Образованность

• Знание дела

• Умение выражать свои мысли

• Целостность личности

• Смелость

• Уверенность в себе

• Умение организовывать

• Умение убеждать

• Умение изменять себя

• Любопытство и способность осваивать новые знания и навыки

• Уравновешенность

• Надежность

• Острая интуиция

• Независимость

• Самостоятельность

• Амбициозность

• Потребность в достижениях

• Настойчивость и упорство

• Энергичность

• Властность

• Работоспособность

• Агрессивность

• Стремление к превосходству

• Обязательность

• Участливость

• Умение шутить и понимать юмор

• Умение разбираться в людях


 

Согласно поведенческому подходу к лидерству, эффективность определяется не личными качествами руководителя, а скорее его манерой поведения по отношению к подчиненным. Поведенческий подход создал основу для классификации стилей руководства или стилей поведения. Это стало серьезным вкладом и полезным инструментом понимания сложностей лидерства. Несмотря на то, что поведенческий подход продвинул изучение лидерства, сосредоточив внимание на фактическом поведении руководителя, желающего побудить людей на достижение целей организации, его основной недостаток заключался в тенденции исходить из предположения, что существует какой-то один оптимальный стиль руководства.

Ни подход с позиций  личных качеств, ни поведенческий подход не смогли выявить логического соотношения  между личными качествами или поведением руководителя, с одной стороны, и эффективностью, с другой. Это не означает, что личные качества и поведение не имеют значения для руководства. Наоборот, они являются существенными компонентами успеха. Однако более поздние исследования показали, что в эффективности руководства решающую роль могут сыграть дополнительные факторы. Эти ситуационные факторы включают потребности и личные качества подчиненных, характер задания, требования и воздействия среды, а также имеющуюся у руководителя информацию.

Поэтому современная  теория лидерства обратилась к ситуационному  подходу. Современные ученые пытаются определить, какие стили поведения и личные качества более всего соответствуют определенным ситуациям. Результаты их исследований указывают, что аналогично тому, как разные ситуации требуют различных организационных структур, так должны выбираться и различные способы руководства – в зависимости от характера конкретной ситуации. Это означает, что руководитель-лидер должен уметь вести себя по-разному в различных ситуациях.

Руководитель должен уметь повышать мотивацию работников. Одним из способов повышения трудовой мотивации является участие работников в принятии важных решений, обсуждение с ними проблем развития и функционирования производства. Умение раскрывать интеллектуальный потенциал членов своего коллектива является высшим показателем управленческого мастерства, эффективность работы предприятия в итоге зависит не столько от руководителя, сколько от подчиненных – если руководитель умеет руководить.

В контексте  данного курсового  исследования  можно говорить о  том, что современные тенденции  развития управления рождают новые  требования к менеджеру. Возникает  понятие "менеджер исследовательского типа ". Что это такое и в чем его особенность?

Кто же такие менеджеры? В чем сущность их профессии и  каковы требования, предъявляемые к  ним.

По одной из точек зрения, категория  «менеджер» распространяется на: руководителей  организации; руководителей структурных  звеньев; организаторов определенных видов работ (администраторов)2.

Содержание самого понятия «управленческий  персонал» трактуется довольно широко и неоднозначно. Международная организация  труда (МОТ), например, рассматривает  управленческий персонал как часть  более широкой категории работников, в которую кроме менеджеров входят и другие специалисты-профессионалы. Основанием для этого считается тесная связь в работе менеджеров и специалистов. Они зависят друг от друга и, работая в постоянном контакте, обеспечивают запланированное развитие организации.

Чтобы дать ответы на вопросы о  содержании профессии менеджера, необходимо разобраться в сущности разделения труда и определения объема задач, стоящих перед менеджерам в организации. По мере роста организации менеджмент разделяется на все более мелкие элементы, происходит специализация управленческих функций в рамках профессиональной группы, развивается иерархия менеджмента. Ниже рассмотрим основные черты менеджера исследовательского типа.

1.2. Основные  черты менеджера исследовательского  типа

 

Каждый менеджер проявляет в своей работе черты индивидуальности. Но всегда существует нечто общее, которое определяется особенностью деятельности и условиями, в которых она осуществляется. Современные условия управления – потребность в исследованиях. Эта потребность реализуется в самых различных проявлениях – организации, методологии и пр. Но одним из последствий реализации этой потребности является возникновение менеджеров, которых можно назвать менеджерами исследовательского типа. Их особенность – обостренное внимание исследовательскому подходу к решению всех проблем разработки управленческих решений.

В более детальном представлении можно выделить следующие черты менеджера исследовательского типа3.

а) Проблемное видение мира, способность распознавать проблемы там, где для других все ясно.

б) Умение превентивно, т.е. тогда, когда  они еще в зародыше, ставить  проблемы.

в) Системное и панорамное "восприятие действительности, процессов функционирования и развития управляемого объекта".

г) Умение воспринимать, понимать, принимать и использовать точки зрения, отличные от собственных или даже противоположные им.

д) Способность делать верные и  удачные заключения при дефиците информации.

е) Развитая психологическая саморегуляция, определяющая отношение к проблемам  и их оценку.

ж) Способность к имитации функций  различных членов коллектива.

з) Психологическая проницательность, позволяющая видеть в людях больше, чем они проявляют в деятельности или демонстрируют. Компенсатором проницательности является психодиагностика.

и) Инновационность и безинерционность мышления, способность выйти за границы формального, привычного, проверенного, традиционного.

к) Способность привлекать людей к совместной деятельности, не прибегая к средствам материального или административного принуждения.

л) Способность быстро перестраиваться психологически при  изменении условий деятельности или переходе к решению принципиально  новых задач.

и) Умение делегировать не только власть и ответственность, но и свой авторитет лидера.

н) Способность к латентному (скрытому) руководству, предполагающему включение людей в деятельность не на формальной субординационной основе, а путем "ухода в тень", умением обратиться за советом и помощью.

 

Подводя итоги всему  вышесказанному, можно утверждать, что эффективный, успешный  менеджер (руководитель) в любом случае – неординарная личность; обладает особым типом, стилем мышления, для которого характерны высокая скорость обработки получаемой информации, нестандартность принимаемых решений и высоко развитые способности к анализу и синтезу.  Этот особый, полученный как драгоценное наследие предков или выработанный за годы жизни тип мышления называют творческим (еще креативным, латеральным). Главной особенностью его является хорошо развитая интуиция, то есть мыслительная деятельность, осуществляемая как бы «на краю» сознания. Хорошо развитая интуиция опирается на жизненный опыт человека и складывается из разнообразной информации, поступающей зачастую из всех органов чувств, мгновенно сортируемой, анализируемой и обобщаемой в виде акта принятия решения.

 

2. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ, ЕГО ОСНОВНЫЕ  ЧЕРТЫ

2.1. Краткая  характеристика предпринимательства

 

Предпринимательская деятельность (предпринимательство) - сложная категория. Ее можно рассматривать в разных аспектах: организационном, экономическом, юридическом и др. (например, историческом, социологическом, психологическом, нравственном).

Предпринимательство – это, прежде всего, вид человеческой деятельности. Причем предпринимательская деятельность не сводится к простой совокупности действий. Она состоит из связанных и последовательных предпринимательских мероприятий (действий), направленных к единой цели. Основная цель предпринимательской деятельности - производство и предложение рынку такого товара, на который имеется спрос и который приносит прибыль4. Однако ориентация на достижение коммерческого успеха не является самодовлеющей целью в современном бизнесе. Наряду с извлечением прибыли для субъектов предпринимательской деятельности принципиальное значение приобретает вопрос о создании собственного дела (бизнеса), в рамках которого осуществляется производство товаров, выполнение работ, оказание услуг.

Информация о работе Сходство и различия между менеджером и предпринимателем