Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 12:54, контрольная работа
Цель этой работы — определить основные черты менеджера-руководителя и предпринимателя, их сходство и различие. В наше время понятия «менеджер», «бизнесмен», «предприниматель» широко употребляют как в обыденной практике, так и в научной и учебной литературе. Такое соседство понятий иногда вносит неясность и путаницу в определение функций этих лиц, поэтому необходимо выяснить «кто есть кто».
ВВЕДЕНИЕ 3
1. МЕНЕДЖЕР-РУКОВОДИТЕЛЬ, ЕГО ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ 5
1.1. Основные черты современного менеджера 5
1.2. Основные черты менеджера исследовательского типа 8
2. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ, ЕГО ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ 11
2.1. Краткая характеристика предпринимательства 11
2.2. Основные черты предпринимателя 16
3. СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЕ МЕНЕДЖЕРА-РУКОВОДИТЕЛЯ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31
Менеджмент в упрощенном понимании - это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения др. людей. Менеджмент - по-русски «управление» - функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях. Менеджмент - это также область человеческого знания, помогающего осуществить эту функцию. Наконец, менеджмент как собирательное от слова «менеджер» - это определенная категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению. В капиталистических странах понятие менеджмент соседствует с понятием бизнес.
Как указывалось выше, бизнес - это предпринимательская деятельность, дело или занятие, которое является источником получения прибыли (наживы). Бизнес - это деятельность, направленная на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции или услуг. «Управление бизнесом» - это управление коммерческими, хозяйственными организациями (business management). Как синоним применяется термин «business administration», который можно перевести как «деловое администрирование»18.
Бизнесмен и менеджер - это не одно и тоже. Бизнесмен - это тот, кто «делает деньги», владелец капитала, находящегося в обороте, приносящего доход. Менеджер же занимает постоянную должность, в его подчинении находятся люди.
Предприниматель как собственник выполняет свои функции самостоятельно, личным трудом создает продукты (услуги), принимает необходимые решения по ходу развития своего дела, обеспечивает производственную деятельность ресурсами, реализует продукцию и присваивает результаты собственного труда.
Дело выглядит иначе, когда возрастают масштабы производства, возникают его побочные виды, организуются филиалы, дочерние компании, предприятие выходит со своей продукцией за рубеж. Здесь уже собственного труда предпринимателя недостаточно. Каждая из функциональных областей работы предприятия (снабжение, производство, сбыт и т.д.) становится самостоятельным направлением, т.е. происходит разделение функций на производственные и управленческие, что требует профессионального управляющего ими. Вот здесь и появляется на рынке труда рабочая сила соответствующей специальности — предприниматель.
Предприниматель как
собственник может и сам
Но многие средние, по определенным критериям, предприятия и все крупные, как правило, управляются наемными профессиональными управляющими — менеджерами.
Итак, предприниматель, бизнесмен и менеджер — это близкие понятия, но не одно и то же. Бизнесмен — это собственник, применяющий свои или заемный капитал в целях получения прибыли или предпринимательского дохода. Он может не занимать в своем предприятии никакой официальной должности, но может и входить в его правление или попечительский совет.
Слово «менеджер» имеет несколько значений19:
1) наемный профессиональный управляющий;
2) специалист по управлению производством;
3) предприниматель в профессиональном спорте.
Таким образом, менеджер — это наемный работник, занимающий определенную руководящую должность в данной организации. В то же время менеджер в ряде случаев может быть совладельцем этого предприятия, иметь его акции.
В работе менеджера и предпринимателя есть общие черты: оба преследуют цели, поставленные перед предприятием; применяют определенные способы управления; планируют, координируют и контролируют деятельность работников предприятия; работают на свой страх и риск. Один рискует своей должностью, второй — собственным капиталом. Для России это новое явление. Ранее руководители рисковали своей должностью, а в сталинские времена и свободой20.
Менеджеры решают, какие цели в области производительности будут поставлены перед организацией, какие методы получения продукции будут использованы, какие формы стимулирования наиболее приемлемы и другое.
Именно руководители своей организованностью, личным примером задают тон в организации. Именно они определяют, будет ли в своей работе организация ориентирована на качество, производительность и на потребителей или останется к ним безразличной.
При анализе экономических функций предпринимательства в одних случаях подчеркивается роль предпринимателя, как хозяйственного субъекта, осуществляющего функции оптимальной комбинации наличных ресурсов (финансовых, человеческих, организационных, информационных и т.д.) для удовлетворения спроса и извлечения дохода, в других — основная экономическая функция предпринимателя определяется как поиск и создание новых возможностей и комбинаций в экономике. В последнем случае принято говорить об инновационном предпринимательстве, дабы отграничить функции изобретателя с одной стороны, и функции традиционного менеджера, с другой (таблица 2)21.
Таблица 2
Характеристика, сходство и различие традиционных менеджеров, свободных и корпоративных предпринимателей (по Р.Л. Кричевскому)22
Характеристики |
Традиционные менеджеры |
Свободные предприниматели |
Корпоративные предприниматели |
Основные мотивы |
Мотив продвижения по службе, стремление
к корпоративным |
Стремление к независимости, поиск возможности для проявления творчества, деньги. |
Стремление к независимости, возможность
продвижения в корпоративной
среде в сочетании с |
Временная организация. |
Напоминает бег на короткую дистанцию, еженедельные, ежеквартальные, ежемесячные совещания по поводу бюджета, квот и т.д.; обязательное ежегодное планирование |
Выживание и стремление к 5-10-летнему росту в бизнесе. |
Промежуточная позиция между свободными предпринимателями и традиционными менеджерами и зависимости от сочетания личных планов и корпоративных графиков. |
Деловая активность. |
Больше поручают и надзирают, нежели участвуют в работе непосредственно |
Непосредственно включены в работу. |
В большей мере непосредственно участвуют в работе, нежели дают поручения. |
Степень риска. |
Ведут себя осторожно |
Рискуют умеренно. |
Рискуют умеренно. |
Отношение к статусу. |
Проявляют интерес ко всему, что символизирует статус в организации. |
Не интересуются статусной символикой |
Не интересуются традиционными корпоративными символами статуса, стремятся к независимости. |
Отношение к ошибкам и неудачам. |
Стараются избегать ошибок и неожиданностей. |
Пытаются преодолевать ошибки и неудачи |
Стараются скрывать рискованные проекты от внешнего взора до тех пор, пока они не выполнены. |
Специфика принятия решений |
Обычно соглашаются с тем, кто занимает более высокие управленческие позиции. |
В принимаемых решениях следуют собственному видению. |
Способны продемонстрировать другим, что согласны помочь им в достижении мечты |
В ком видят источник опоры |
В других. |
В самих себе и клиентах. |
В себе, клиентах и спонсорах. |
История семьи. |
Члены семьи работали в больших организациях. |
Происходят из семей, для членов которых характерно предпринимательство в малом бизнесе, фермерство или занятие свободными профессиями |
Происходят из семей, для членов которых характерно предпринимательство в малом бизнесе, фермерство или занятие свободными Профессиями |
Отношения с другими людьми. |
Соблюдение иерархии в качестве основы установления отношений. |
Деловые контакты, заключение сделок как основа отношений |
Деловые контакты в рамках организационной иерархии. |
Одни определения подчеркивают в предпринимательстве функцию инновации, определяя ее как процесс создания чего-то нового, обладающего ценностью23, другие выделяют в качестве основных функций собственника и менеджера, определяя предпринимателя как организатора экономического предприятия, который его создает, владеет и управляет им и несет ответственность за все виды риска своего бизнеса (Новый словарь Вэбстера). В любом случае в рамках функционального подхода предпринимательство рассматривается обезличено, как тип деятельности, не привязанный к характеристикам конкретных объектов.
В современной литературе по менеджменту24 выполнение предпринимательских функций, связанное с развитием управления, проведением организационных нововведений, созданием новых видов товаров и услуг и т.д., рассматривается как отличительная особенность эффективного, инновационного управления, и в этой связи используются термины предпринимательского управления и корпоративного или внутреннего предпринимательства. Владение собственностью и персональная ответственность за риски не рассматриваются как необходимые признаки предпринимательства. При таком подходе формально-статусные различия между менеджерами и предпринимателями фактически стираются.
Экономическая деятельность в условиях неопределенности и риска является одной из отличительных особенностей предпринимательской деятельности, поэтому изучению отношения предпринимателей к риску посвящено значительное число психологических исследований. Для изучения отношения предпринимателей к риску Р. Брокхауз (1982) использовал методику Когана-Уоллача. В ней испытуемым предлагался ряд ситуации, в которых они должны были сделать выбор между более безопасными {менее рискованными), но и менее привлекательными и более рискованными, но и более привлекательными альтернативами. Например, предлагалось определить, при какой вероятности сохранения финансовой устойчивости компании (шкала вероятности варьирует от 1 до 9 из 10) испытуемый рекомендовал бы некому лицу наниматься на работу. На основании полученных данных Р. Брокхауз сделал вывод о том, что более успешные предприниматели характеризуются предпочтением умеренного риска. В сравнительном исследовании менеджеров и предпринимателей—собственников фирм он обнаружил отсутствие значимых различий между ними по отношению к риску. Однако в сравнении со средними (нормативными) значениями обе группы показали более высокую склонность к риску. Анализируя результаты этого и других исследовании отношения предпринимателей к риску, К.Э. Вернерид (1988) отмечает, что при исследовании отношения к риску нельзя ограничиваться объективно заданными характеристиками рискованности ситуации (вероятность успеха или проигрыша), необходимо учитывать особенности восприятия и оценки степени риска самими субъектами, т.е. предпринимателями. Эта субъективная оценка во многом зависит от их субъективной оценки благоприятности условий и собственных возможностей достижения успеха. При высокой оценке собственных способностей и усилий предприниматель может субъективно оценивать ситуацию для себя как менее рискованную, чем она представляется внешнему наблюдателю или исследователю. Научный анализ феномена предпринимательства и его психологических особенностей развивается, как развивается и само предпринимательство. В последние годы осмысление этого феномена становится все более актуальным и для отечественной науки.25
Профессиональная управленческа
Цель этой работы заключалась в том, чтобы определить основные черты менеджера-руководителя и предпринимателя, их сходство и различие. В наше время понятия «менеджер», «бизнесмен», «предприниматель» широко употребляют как в обыденной практике, так и в научной и учебной литературе. Такое соседство понятий иногда вносит неясность и путаницу в определение функций этих лиц, поэтому необходимо выяснить «кто есть кто».
В контексте данного курсового исследования можно говорить о том, что современные тенденции развития управления рождают новые требования к менеджеру-руководителю.
Каждая организация представляет собой уникальную комбинацию индивидов, целей и задач. Каждый управляющий — это уникальная личность, обладающая рядом способностей. Поэтому стили руководства не всегда можно отнести к какой-то конкретной категории. Основной целью исследования является анализ классификаций стилей руководства, которые применяют в своей практике руководители и выбор наиболее оптимального варианта сочетания методов воздействия на работников. Изучение стиля руководства в последнее десятилетие стало важным направлением в процессе оптимизации деятельности человека, а так же в интегральном изучении личности. Стиль руководства в значительной степени определяет результаты деятельности организации. Существует много примеров того, как руководитель, возглавив отстающий коллектив и правильно выбрав стиль руководства, преобразовывает ситуацию, пробуждает творческие силы и энергию сотрудников. И, наоборот, при ином стиле можно разрушить эффективно работающий до того коллектив. Знание стиля руководства позволяет решить проблему профессиональной пригодности административного резерва. Руководителю трудно выработать такой стиль деятельности, который способен удовлетворить всех членов подчиненного ему коллектива. Осознание человеком причин и закономерностей своего поведения может радикально изменить его отношение к производственным ситуациям. Понимание возможного многообразия причин и способов управления, ясное и вместе с тем гибкое видение проблем делают руководителя более свободным, а его деятельность более успешной.
Информация о работе Сходство и различия между менеджером и предпринимателем