Сходство и различия между менеджером и предпринимателем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 12:54, контрольная работа

Описание работы

Цель этой работы — определить основные черты менеджера-руководителя и предпринимателя, их сходство и различие. В наше время понятия «менеджер», «бизнесмен», «предприниматель» широко употребляют как в обыденной практике, так и в научной и учебной литературе. Такое соседство понятий иногда вносит неясность и путаницу в определение функций этих лиц, поэтому необходимо выяснить «кто есть кто».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. МЕНЕДЖЕР-РУКОВОДИТЕЛЬ, ЕГО ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ 5
1.1. Основные черты современного менеджера 5
1.2. Основные черты менеджера исследовательского типа 8
2. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ, ЕГО ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ 11
2.1. Краткая характеристика предпринимательства 11
2.2. Основные черты предпринимателя 16
3. СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЕ МЕНЕДЖЕРА-РУКОВОДИТЕЛЯ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31

Файлы: 1 файл

Менеджер и предприниматель. Сходство и различие.doc

— 181.00 Кб (Скачать файл)

Предпринимательские структуры  принимают участие в решении  социальных проблем российского  общества, жертвуют свои средства на развитие культуры, образования, здравоохранения, охрану окружающей среды. Одна из основных конституционных обязанностей предпринимателей - уплата законно установленных налогов и сборов.

Вместе с тем при  создании предпринимательских структур не преследуется цель уплаты налогов и сборов. В соответствии с Налоговым кодексом РФ (п. 1 ст. 3) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Эта публичная обязанность предпринимателей вытекает из реализации предпринимательских действий.

Организационный аспект предпринимательства выражается в следующем. Основу практической деятельности человека составляет целенаправленное действие. В свою очередь, действие понимается как процесс, направленный на выполнение простой текущей задачи либо подчиненный достижению промежуточного результата целостной деятельности5. Операция - следующий элемент деятельности, представляющий собой "комплекс действий, ориентированных на решение определенной задачи"6. Операции являются элементами более высоких уровней поведения (например, управление производством). В реальной жизни существует тесная связь между различными элементами человеческой деятельности, а также их взаимообусловленность. Так, одно и то же действие может входить в качестве элемента в разные операции. И наоборот, одна и та же операция может быть совершена с помощью разных действий.

Особое место в деятельности людей занимают поступки. Поступок - это не очередной уровень поведения, а социальная характеристика действий и операций при условии, что они  имеют общественную значимость. Поступки, по мнению И.В.Ершова и Т.М.Ивановой, относятся к таким актам поведения, которые приобретают положительную или отрицательную социальную характеристику7. Сказанное в равной степени касается и предпринимательства (предпринимательской деятельности).

Экономический аспект предпринимательства. В научной среде предпринимательство с точки зрения экономической определенности принято рассматривать в трех аспектах: как экономическую категорию; как метод хозяйствования; как тип экономического мышления8. Так, для характеристики предпринимательства в качестве экономической категории используется система отношений между субъектами и объектами предпринимательства. В свою очередь, рассматривая предпринимательство через призму метода ведения хозяйства, ученые-экономисты выделяют такие признаки предпринимательства, как самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов, их инициативность.

Итак, предпринимательство - особый тип экономического мышления, характеризующийся совокупностью оригинальных взглядов и подходов к принятию решений. Центральное место здесь принадлежит личности предпринимателя9. Ему присущ особый склад ума, воля к победе, желание борьбы, стремление к творчеству. Ниже рассмотрим основные черты предпринимателя.

По мнению Т.И. Заславской10, под предпринимательством понимается деятельность, признаками которой служат:

а) целевая установка  на получение прибыли;

б) свобода и автономность принятия решений;

в) самостоятельность, выражающаяся в личном риске и личной ответственности.

Автор предлагает рассматривать понятие “предприниматель” в узком и широком смыслах. В узком смысле этот термин обозначает собственника (владельца), лично руководящего своим предприятием. Этот человек обладает всеми признаками предпринимателя: самостоятельно распоряжается своим капиталом, автономно принимает экономические решения. В широком смысле под предпринимательством понимается деятельность человека, в той или иной степени занятого бизнесом, начиная с классических руководителей и заканчивая наемными работниками, в свободное время “делающих деньги”.

Таким образом, предпринимательство  является основой для возникновения  и развития соответствующего социального  слоя — бизнес-слоя. Он охватывает всю совокупность субъектов производительной, коммерческой или финансовой деятельности, которая осуществляется на базе автономно принимаемых решений и с целью получения прибыли.

В результате исследования, проведенного Т.И. Заславской11, в российском бизнес-слое, который составляет 11,5% от экономически активного населения, было выделено шесть групп:

1. Предприниматели (11%) — частные собственники преимущественно мелких предприятий и фирм, лично управляющие или, не совмещающие эту деятельность с работой по найму.

2. Самозанятые (11%) — лица, занятые микропредпринимательством на базе индивидуально-трудовой деятельности с помощью собственных средств производства (преимущественно специалисты и квалифицированные рабочие).

3. Бизнесмены-менеджеры, (7%) — наемные директора мелких и средних предприятий, главным образом акционированного и частного секторов, совмещающие управленческую работу по найму с ведением собственного бизнеса.

4. Полупредприниматели (47%) — наемные работники, в основном акционированного и частного секторов экономики, не выполняющие управленческих функций и совмещающие основную работу с теми или иными видами предпринимательства.

Для многих предпринимателей сохранение должности (рабочего места) в “большой” экономике играет защитно-вспомогательную роль.

Для одних она является социальным прикрытием, для других—  способом накопления трудового стажа, для третьих— страховкой на случай банкротства, для четвертых—источником дефицитных ресурсов, деловых связей, льгот. Такое срастание частного бизнеса с работой по найму является особенностью стран с экономикой переходного периода. Страны с экономикой переходного периода имеют свою специфику в отличие от развитых и развивающихся стран.

5. Менеджеры-совладельцы (7%) — хозяйственные руководители мелких и средних акционированных предприятий, работающие по найму, но вместе с тем располагающие пакетами акций управляемых или предприятий.

Менеджеры-совладельцы  управляют чужими капиталами (фирмами, предприятиями, “делами”) и принимают решения в более ограниченной сфере. Теоретически считается, что действия менеджеров определяются жесткой логикой развития и сохранения существующих организационно-хозяйственных структур. В сравнении с ними предприниматели имеют возможность самостоятельного конструирования целей своей деятельности.

Однако в условиях переходного периода и крайне нестабильной рыночной экономики деятельность хозяйственных руководителей приобретает  характер, напоминающий предпринимательство. Факторы структурной перестройки, инфляции, резкого сокращения финансовой помощи государства, всеобщей коммерциализации госпредприятий, нестабильности условий хозяйствования, разрушения традиционных экономических связей влияют на менеджеров — в плане принятия новых решений, перестройки управленческих отношений, активного использования профессиональных знаний, мобилизации всех творческих сил и способностей. Кроме того, существующая слабость государственного контроля предоставляет им свободу деятельности как владельцам собственных фирм12.

6. “Классические”  менеджеры (18%) — хозяйственные руководители, управляющие государственными (реже — частными) предприятиями на основе найма, т.е. «за зарплату». Их доходы зависят в первую очередь от качества собственного труда. Их роль квазипредпринимателей в современной ситуации носит вынужденный характер.

Среди других стран переходного  периода Россия является замыкающей по объему бизнес-слоя, что свидетельствует  о ее сильном отставании от стран  бывшего социалистического лагеря. Но при явной слабости собственно предпринимательского слоя, она имеет наиболее мощный слой менеджеров13.

2.2. Основные черты предпринимателя

 

Ни Генри Форд, ни Стивен Джобс не являются типичными предпринимателями. Однако фактически не существует двух одинаковых предпринимателей, поэтому определить типичного предпринимателя довольно сложно. По словам профессора Питера Ф. Дракера, известного писателя, лектора, консультанта, "некоторые из них эксцентрики, другие — ужасно корректные конформисты; некоторые мнительны, другие раскованны; некоторые довольно сильно пьют, другие — трезвенники; некоторые полны огромного обаяния и теплоты, а в других не больше индивидуальности, чем в мороженой макрели".

Слова Дракера подчеркивают бесполезность попыток нарисовать словесный портрет типичного предпринимателя, так как слишком мало известно о предпринимателях, о характерах мужчин и женщин, начинающих заниматься предпринимательством самостоятельно. Как они начинают? Почему делают это? Может быть, согласно Генри Девиду Торо14, "они ведут жизнь в тихом отчаянии" и хотят чего-нибудь будь нового, иного и поэтому начинают новое дело? Являются ли они отверженными членами общества, которые "вместо того, чтобы стать бродягами, преступниками или профессорами, приспосабливаются путем организации своего собственного дела"?.

Конечно, многие ищут избавления от скучной бесперспективной работы. Это особенно верно в отношении тех людей среднего возраста, которые сталкиваются с фактом, что они никогда не займут апартаменты крупного руководителя, не напишут пьесу для театра на Бродвее и не заработают миллион долларов. Они чувствуют разочарование и обдумывают возможность новой карьеры, выбирая в итоге предпринимательство.

Пример. Кэролайн Джоунс, соучредитель компании "Mingo - Gouns advertaizing Inc " в Нью-Йорке, начала работать в 1968 г . в должности секретаря в "Дж. Уолтер Томпсон компани", одном из крупнейших рекламных агентств страны. Тогда единственным избавлением от секретарского бюро, по ее словам, было составление рекламных текстов. После окончания учебных курсов в " Uolter Tompson " она стала первой чернокожей женщиной—составителем рекламных текстов в агентстве.

К тому времени, как Джоунс захотела стать соучредителем "Mingo - Gouns advertaizing Inc", у нее накопился значительный опыт. Она работала в нескольких крупных рекламных агентствах, дойдя до должности ответственного исполнителя по работе с рекламодателем группы заказчика. "Тогда я поняла, что достигла предела", — говорит Кэролайн.

Через семь лет ее агентство насчитывало дюжину клиентов, в том числе "Кентукки фрайд чикен" и "Миллер бруинг компани". Выручка от продаж достигла 22 млн. долл. в год. "У меня никогда не было образца для подражания, — заявляет Джоунс. — Но также не было никого, кто говорил бы мне, что то, что я хочу сделать, невозможно"15.

Исследования, проведенные в Гарвардском университете и Массачусетсском технологическом институте, показали, что предприниматели, вероятнее всего, достигали "в общем случае уровня успеха более высокого, чем средний уровень на предыдущем месте работы". Этот результат наводит на мысль, что отнюдь не внешнее давление заставляет преуспевающих людей становиться предпринимателями. Если они принимают решение заниматься делом самостоятельно, то это происходит по внутренним причинам. Они, возможно, предпочитают не быть пешками на чьем-нибудь предприятии или, может быть, хотят эксплуатировать изобретение сами. Однако некоторые люди уходят в бизнес по ложным причинам, причем в этом случае внешнее давление может играть большую роль. Они мо гут прийти к решению заняться собственным делом только после то го, как были понижены в должности, уволены или их кандидатуры отвергнуты. Но не все из них терпят неудачу. Многие иногда добиваются значительного успеха16 .

Несомненно, мужчины и женщины становятся предпринимателями по разнообразным причинам. Однако стремление к самовыражению является, по-видимому, связующей нитью. Это стремление помогает объяснить, почему более половины получающих зарплату работников в стране говорят, что предпочли бы работу на себя, а не на других. Но предпринимателями становятся немногие. В действительности большинство выбирает работу на других. Почему?

Наиболее  вероятная причина выбора людьми работы на другого состоит в том, что их горизонты определены ежемесячными платежами по закладным и процентов по кредитам. Многие не могут бросить работу, не рискуя при этом своей финансовой безопасностью. Кроме того, как могут они пожертвовать пенсиями и страховкой, оплачиваемой компанией? Итак, уже на раннем этапе многие не в состоянии эмоционально принять роковой первый шаг, если только не вынуждены сделать его под влиянием какого-нибудь критического события, например потери рабочего места.

Почему  из всех мужчин и женщин, которые  действительно становятся предпринимателями, только немногие добиваются успеха? Многие новые предприятия "умирают" в самом начале своей деятельности, половина из них прекращает свое существование в течение 18 месяцев с момента создания. Что же тогда позволяет предприятию добиваться успеха? Можем ли мы выделить основные черты удачливых предпринимателей? Если мы сможем это сделать, то тогда сможем и предсказать, какого типа мужчины и женщины, скорее всего, добьются успеха в качестве предпринимателей.

Удачливые предприниматели, вероятнее всего, стремятся к очень большим достижениям. То есть подобно Генри Форду и Стивену Джобсу они горят желанием отличиться. В своем известном исследовании характеров предпринимателей профессор Дэвид К. Макклелланд из Гарвардского университета пришел к выводу, что они, вероятнее всего, преуспевают, если обладают шестью характерными чертами, - это новаторство, обоснованная рискованность действий, уверенность в себе, упорство, постановка целей и ответственность. Эти характерные черты не поддаются четкому разделению, переходя одна в другую, как цвета спектра17.

Информация о работе Сходство и различия между менеджером и предпринимателем