Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 17:11, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Менеджмент"

Файлы: 1 файл

Uglova (2).doc

— 683.00 Кб (Скачать файл)

Планирование.  Реализуя ее, предприниматель или управляющий на основе глубокого и всестороннего анализа положения, в котором в данный момент находится фирма, формулирует стоящие перед ней цели и задачи, разрабатывает стратегию действий, составляет необходимые планы и программы.

Организация. Создание реальных условий для достижения запланированных целей, часто это требует перестройки структуры производства и управления с тем, чтобы повысить их гибкость и приспособляемость к требованиям рыночной экономики. При планировании и организации работы руководитель определяет, что конкретно должна выполнить данная организация, когда и кто, по его мнению, должен это сделать.

Мотивация.  Деятельность, имеющая целью активизировать людей, работающих в организации, и побудить их эффективно трудиться для выполнения целей, поставленных в планах. Для этого осуществляется их экономическое и моральное стимулирование, обогащается само содержание труда и создаются условия для проявления творческого потенциала работников и их саморазвития.

Контроль.  Процесс, обеспечивающий достижение целей организации. Он необходим для обнаружения и разрешения возникающих проблем раньше, чем они станут слишком серьезными, и может также использоваться для стимулирования успешной деятельности. Процесс контроля состоит из установки стандартов, изменения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.

Координация.  Задача состоит в достижении согласованности в работе всех звеньев организации путем установления рациональных связей (коммуникаций) между ними. Характер этих связей может быть самым различным, так как зависит от координируемых процессов. С помощью этих и других форм связей устанавливается взаимодействие между подсистемами организации, осуществляется маневрирование ресурсами, обеспечивается единство и согласование всех стадий процесса управления, а так же действие руководителей.

Указанные общие функции  управления объединены связующими процессами коммуникации и принятия решений. Взаимосвязь  между этими функциями может  быть представлена круговой диаграммой, показывающей содержание любого процесса управления. Стрелки на диаграмме показывают, что движение от планирования к контролю возможно лишь путем выполнения работ, связанных с организацией процесса и с мотивированием работающих. В центре диаграммы находится функция координации, обеспечивающая согласование и взаимодействие всех остальных.

Схема процесса управления

Следует заметить, что  в реальной управленческой практике зачастую не выдерживается отраженная в схеме процесса управления последовательность реализации общих функций управления, менеджер подчас не ограничивается выполнением в определенное время исключительно одной функции. Например, координируя работу подчиненных, руководитель планирует и корректирует собственные действия, прогнозирует последствия распределения работ, заботится о мотивации, добиваясь исполнения своих поручений, контролирует, насколько правильно его поняли, анализирует и оценивает возможности сотрудников в отношении поручаемой работы и т. д. Кроме того, в практической деятельности менеджера ни одна функция не встречается в чистом виде.

Наряду с ними существуют специальные функции управления. Каждую из них можно рассматривать как определенный вид работы по управлению. Их можно подразделить на следующие группы:

по признаку воздействия  на деятельность организации в целом (стратегическое и текущее планирование, организация работы по управлению качеством, учет и отчетность и другие);

по признаку воздействия  на конкретные стадии производственного  процесса (управление подготовкой производства, организация основного производства, оперативное управление производством и другие);

 по признаку воздействия  на отдельные факторы производства (управление организацией труда,  материально-техническое снабжение,  капитальное строительство и  другие).

ЦИКЛ МЕНЕДЖМЕНТА  это совокупность и непрерывная последовательность взаимосвязанных действий по реализации функций менеджмента (Планирование, Организация, Мотивация, Контроль, Координация), направленных на достижение целей организации.

 

12. Определение понятия принципа. Классификация принципов. ( Общие принципы, частные принципы и ситуационные. Разделение принципов предложенное А.Файолем).

Принципы управления – это руководящие правила, определяющие основные требования к системе, структуре  и организации управления. Принципы управления бывают общие и частные.

 Принципы в менеджменте – одна из наиболее исследуемых категорий, поскольку они предъявляют требования к управлению организацией, описывают то, каким должен быть руководитель, и создают базу для того, чтобы эффективно управлять.

Общие принципы управления имеют универсальный характер и распространяют свое действие на все сферы управления и отрасли экономики. Общие принципы управления: целенаправленность, планомерность, стимулирование, иерархичность, дисциплина, компетентность.

Частные принципы управления имеют локальный характер и регулируют лишь отдельные управленческие процессы, отрасли, организации и подразделения. Каждая отрасль экономики или отдельная организация самостоятельно вырабатывают собственные принципы управления в соответствии с установившимися традициями, культурой, исторически сложившимися требованиями и т. п.

Частные принципы управления не должны перечить общим, но могут  существенно от них отличаться. Частные  принципы управления вправе отражать характеристику менеджмента как  отдельной отрасли, организации  или подразделения, так и отдельного руководителя.

Ситуационные  принципы обусловлены складывающийся ситуацией или особым характером деятельности.

Ситуационный принцип  управления – утверждает отсутствие рецептов, годных на любой случай. Признает существование принципиальных подходов к управлению. Требует принятия конкретных решений только в связи с конкретной ситуацией.

Глубоко осмыслив закономерности функционирования организации, Анри Файоль сделал вывод, что эффективное управление невозможно без рационального построения структуры организации и управления работниками. Для этого Файоль разработал 14 принципов управления, многие из которых до сих пор практически полезны: 
1.Разделение труда. Эта функция распространяется не только на исполнительские работы, но и управленческие. 
2.Полномочия и ответственность. Полномочие это право отдавать приказы и т.д., сила, которая требует повиновения. Ответственность - это взятие на себя обязательства за выполнение чего-либо. 
3.Дисциплина. Уважение к установленным на организации порядков, послушание и повиновение. 
4.Единоначалие. Работник должен получать приказы только от одного начальника. 
5.Единство направления. Каждая группа должна преследовать единую цель и должна быть объедена единым планом. 
6.Подчиненность личных интересов общим. Цели каждого отдельного работника не должны преобладать над целями всей организации.  
7.Вознаграждение персонала. Чтобы получить отдачу от работников они должны получать справедливое вознаграждение за свой труд. 
8.Централизация. В любой организации должен быть управленческий центр. 
9. Иерархия. Ряд руководящих должностей, начиная с низких и кончая высокими. 
10.Порядок. Означает, что должно быть рабочее место для каждого работника и каждый работник должен быть на своем месте. 
11.Справедливость. Сочетание доброты и правосудия. 
12.Стабильность рабочего места для персонала.  
13.Инициатива. Означает разработку проекта или плана и обеспечение его реализации.  
14.Корпоративный дух. Традиции, согласие, имидж организации.

 

13. Управленческие революции

В своем развитии управленческая мысль претерпевала существенные изменения, что позволяет выделить определенные этапы. На этих этапах управление изменялось настолько радикально, что можно говорить об управленческих революциях.

Первую из них он называет религиозно-коммерческой и связывает с шумерской и египетской цивилизацией (примерно 3000 г. до н.э.), когда каста жрецов превратилась в касту религиозных функционеров-менеджеров. Церковь, которая была неотделима от государства, стала контролировать огромное имущество и ценности, что потребовало системного осуществления функций учета, контроля, распределения и обмена. В результате произошло обособление управления и его превращение в инструмент коммерческой и религиозной деятельности. На этом этапе происходит отмирание присваивающего типа жизнеобеспечения (охота, сбор природных плодов) и переход к организации их производства (земледелию, животноводству), что явилось импульсом в развитии хозяйственного управления.

Вторая управленческая революция носит светско-административный характер и связывается с именем вавилонского правителя Хаммурапи (1792  1750гг. до н.э.). Он создал кодекс Хаммурапи, содержавший  законы, позволявшие выстроить эффективную систему управления владениями и регулировать отношения между группами населения, опираясь на сформулированные в письменной форме правовые нормы. Хаммурапи ввел новый лидерский стиль, который демонстрировал его стремление быть заботливым "отцом" и защитником своих подданных, формируя тем самым определенную атмосферу и мотивацию поведения.

Третья управленческая революция носит поизводственно-строительный характер и связывается с именем царя Навуходоноссора II (605  562гг. до н.э.). Третью революцию в менеджменте характеризует применение методов управления в производстве строительных работ и разработке технически сложных проектов, эффективных методов управления и контроля качества продукции. В Древнем Риме она дала систему территориального управления и административную иерархию Римской католической церкви.

Четвертая управленческая революция по времени совпала с промышленной революцией XVIIXIX веков и по существу стала её результатом. Переход от мануфактуры (ручного производства) к фабричному (крупному машинному) производству ознаменовал  разделение труда с закреплением за работниками и производственными подразделениями частных функций. Собственник производства перестает непосредственно участвовать как  в производственном процессе (для этого он нанимает рабочих), так и  в процессе управления, перекладывая эту функцию наемным управляющим. Контрольная функция при этом остается за собственником. Администрирование и менеджмент выделяются в самостоятельный вид деятельности, а управляющие становятся важнейшими участниками хозяйственно-экономических процессов.

Пятая управленческая революция называется менеджерской и по временному интервалу укладывается почти целиком на двадцатое столетие. Сущность качественного изменения состоит в, появлении класса профессиональных менеджеров, и то, что они, заняв ключевые позиции в управлении производством, потеснили собственников предприятий и акционеров и в выполнении контрольных функций. Что подтверждает резкий рост бюрократии в государственном и частном секторе в ХХ веке. Собственность, постоянно укрупняясь, теряет индивидуально-частный характер и превращается в акционерную, коллективную собственность без акцентированного владельца.

 

 

 

14. Древние организации

Вероятно, впервые проблему управления взялись решить древние  египтяне. Около 6 тысяч лет назад  они признали необходимость целенаправленной организации деятельности людей, ее планирования и контроля результатов, а также поставили вопрос о децентрализации управления.

Примерно в то же время, в 1792-1950 гг. до н. э., в соседнем Вавилоне царь Хаммурапи провел ряд хозяйственных и административных реформ. Установил единую систему правил, норм и наказаний, известную как Законы Хаммурапи. В Законах (Кодексе) Хаммурапи впервые на государственном уровне констатировалось наличие частной собственности. Он применил для нужд управления и контроля письменные документы на глиняных табличках и свидетельские показания, признал недопустимым перекладывание должностными лицами ответственности на своих подчиненных, законодательно установил уровень зарплаты.

В древней Шумерии  на глиняных табличках, датированных третьим  тысячелетием до нашей эры, были записаны сведения о коммерческих сделках и законах государства, что также свидетельствует о наличии там практики управления.

Определенный вклад  в теорию управления был внесен в  эпоху античности, за 400 лет до н. э. Сократ сформулировал принцип универсальности управления. Его современник, персидский царь Кир, выдвинул идею о необходимости специальных исследований причин, побуждающих людей к действию, т. е. мотивации. Он рассматривал также проблему обработки управленческой информации и составления планов. Чуть позже в Греции занимались изучением метода выполнения трудовых операций и обеспечения их ритмичности. Платон сформулировал принцип специализации.

В 325 году до н. э. Александр  Македонский создал впервые штаб как центр управления боевыми действиями.

В древности организации  имели определенную структуру, в  которой выделялись уровни управления. Существовали и крупные политические организации, руководителями которых являлись короли и генералы. Были также и управляющие, хранители житниц, погонщики, надсмотрщики работ, губернаторы территорий и казначеи, которые помогали обеспечивать деятельность этих организаций.

 

15. Школа научного управления (основные представители, вклад в науку управления)

Становление и развитие школы научного управления, получившей широкую известность во всем мире под названием "научная организация труда", совпали с началом XX в. У истоков этой школы стоял американский инженер  практик и менеджер Ф. Тейлор, решавший в своей повседневной работе проблемы рационализации производства и труда с целью повышения производительности и эффективности. Учение его стало основным теоретическим источником современных концепций менеджмента.

Ф. Тейлор прославился  благодаря  работе: "Принципы научного менеджмента" (1911). Тейлор стремился доказать, что разработанные им методы научной организации труда и сформулированные на их основе принципы "научного менеджмента" смогут заменить устаревшие авторитарные методы управления.

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"