Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 12:35, шпаргалка
1. Эволюция институциональной теории. Неоинституционализм.
Институциональная экономическая теория возникла и развивалась как оппозиционное учение — оппозиция, прежде всего, неоклассическому «экономиксу».
Представители институционализма пытались выдвинуть альтернативную основному учению концепцию, они стремились отразить в экономической теории не только формальные модели и строгие логические схемы, но и живую жизнь во всем ее многообразии. Чтобы понять причины и закономерности развития институционализма, а также главные направления его критики основного течения экономической мысли, кратко охарактеризуем методологическую основу —классический либерализм.
Антиинфляционная политика может осуществляться двумя способами:
Дефляционная политика - это регулирование денежного спроса через денежно-кредитный и налоговый механизм. Он осуществляется путем снижения государственных расходов, повышения процентных ставок за кредит, усиления налогового бремени, ограничения денежной массы. Данный вид антиинфляционной политики приводит к замедлению экономического роста.
Политика доходов осуществляется в результате параллельного контроля за ценами и заработной платой путем полного их замораживания или установления предела их роста. Ее осуществление может вызвать социальные противоречия.
29. Институт налогообложения. Принципы и системы налогообложения. Функции и виды налогов. Налогово – бюджетная (фискальная) политика.
Принципы налогообложения
У истоков формирования универсальных принципов налогообложения стояли не юристы, а классики экономической науки – А. Смит, Д. Рикардо, В. Петти, Ф. Кенэ, Н. Тургенев.
Принципы налогообложения могут быть определены как основополагающие, базовые положения, лежащие в основе налоговой системы государства.
А. Смит еще в 1776 г. обосновал ряд принципов налогообложения:
- справедливость, т.е. всеобщность и пропорциональность налогообложения;
- определенность – налог должен быть установлен таким образом, чтобы каждый налогоплательщик точно знал, какие налоги, когда и в каком размере он должен платить;
- удобство – каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые наиболее удобны для налогоплательщика;
- эффективность –
Налоговый Кодекс РФ устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в РФ, в т.ч.:
1) виды налогов и сборов, взимаемых в РФ;
2)
основания возникновения (изменения,
прекращения) и порядок исполнения
обязанностей по уплате
3)
принципы установления, введения
в действие и прекращения
4)
права и обязанности
5) формы и методы налогового контроля;
6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;
7)
порядок обжалования актов
Анализ налогового законодательства позволяет выделить пять общих принципов налогообложения, носящих характер полных принципов-норм:
1) законность налогообложения;
2)
всеобщность и равенство
3) соразмерность налогообложения;
4)
единство налоговой системы
5)
определенность
Можно выделить следующие черты налоговых систем федеративных государств:
1.
Правовые основы налоговой
2.
Все налоги и сборы разделены
по уровням государственной
3.
Налоговые системы всех
4.
Единый механизм взимания
5.
Налоговые полномочия
6.
Налоговые поступления в
а) закрепленные, т.е. налоги, законодательно закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами,
б) регулирующие, т.е. федеральные и региональные налоги, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в %) в региональные или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе.
Сущность, функции и виды налогов
Налоги – это обязательная нормативная ставка обложения любых видов дохода или имущества, физических и юридических лиц, которые характеризуются обязательностью, срочностью и всеобщностью. Если рассматривать функции налогов в обществе, то в первую очередь необходимо отметить, что в налогах непосредственно реализуется их социальное назначение как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов государства. В то же время, необходимо отметить, что на практическом уровне налогообложение выполняет несколько функций, в каждой из которых реализуется то или иное назначение налогов. Взаимодействуя, данные функции образуют систему.
Рассматривая современную систему налогообложения, можно сделать вывод о том, что на данном этапе налоги выполняют следующие основные функции:
1. Фискальная функция является основной функцией налогообложения, посредством которой реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства, а также аккумулирование в бюджете средств для выполнения общегосударственных или целевых государственных программ. Все остальные функции налогообложения можно назвать производными по отношении к этой. Во всяком случае, наряду с чисто фискальными целями налоги могут преследовать и другие цели, например экономические или социальные. То есть финансовые цели, будучи самыми существенными, не являются исключительными.
2. Распределительная (социальная) функция налогов состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями населения. Через налогообложение достигается поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними. Иными словами происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счет возложения налогового бремени на более сильные категории плательщиков.
3. Контрольная функция. Через налоги государство осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов и расходами. Благодаря денежной оценке сумм налогов возможно количественное сопоставление показателей доходов с потребностями государства в финансовых ресурсах.
4. Поощрительная функция налогов. Порядок налогообложения может отражать признание государством особых заслуг определенных категорий граждан перед обществом (предоставление налоговых льгот участникам Великой Отечественной войны, Героев СССР и России и т.д.).
5. Регулирующая функция налогов. Уже в Римской империи налоги выполняли не только фискальное назначение – в некоторых случаях им придавалось и функции управления социальными процессами. Однако, вопрос о месте и значении налогов, как регулятора тех или иных общественных отношений, до сих пор не имеет единодушной оценки.
Анализируя этот аспект налоговых отношений, представляется необходимым выделить стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную подфункции налогообложения.
Стимулирующая подфункция направлена на поддержку развития тех или иных экономических явлений. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя российская налоговая система предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность и т.д.
Дестимулирующая подфункция напротив направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов, например через реализацию государством своей протекционистской экономической политики. Это проявляется через введение повышенных ставок налогов (например, для казино установлена ставка налога на прибыль в размере 90 %), установлении налога на вывоз капитала, повышенных таможенных пошлин, налога на имущество, акцизов и др.
Можно назвать также воспроизводственную подфункцию, которая предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и
Налоги классифицируются по различным признакам.
1. По способу изъятия различают два вида налогов:
прямые налоги взимаются непосредственно с доходов и имущества (налог на прибыль, налог на имущество, налог на доходы);
косвенные налоги устанавливаются в виде надбавок к цене или тарифу. Конечным плательщиком таких налогов выступает потребитель (НДС, акцизы, таможенные пошлины).
2.
По воздействию налоги
пропорциональные – это налоги, ставки которых устанавливаются в фиксированном проценте к доходу или стоимости имущества;
прогрессивные – это налоги, ставки которых увеличиваются с ростом стоимости объекта налогообложения;
дегрессивные или регрессивные – это налоги, ставки которых уменьшаются с ростом стоимости объекта налогообложения.
3. По назначению различают:
а) общие налоги – средства от которых не закреплены за отдельными направлениями расходов государства (налог на прибыль, НДС, НДФЛ);
б) маркированные (специальные) налоги – имеют целевое назначение (земельный налог, ЕСН).
4. По субъекту уплаты выделяют:
а) налоги, взимаемые с физических лиц;
б) налоги, взимаемые с юридических лиц.
5.
По объекту налогообложения
имущественные налоги;
ресурсные налоги (рентные платежи);
налоги, взимаемые от выручки или дохода;
налоги на потребление.
6.
По источнику уплаты
- налоги, относимые на индивидуальный доход;
- налоги, относимые на издержки производства и обращения;
- налоги, относимые на финансовые результаты;
- налоги, взимаемые с выручки от продаж.
Виды налогов в зависимости от источников их покрытия:
Понятие и содержание фискальной политики. Типы и инструменты фискальной политики.
Фискальная политика – это политика, которая предполагает использование возможностей правительства: взимать налоги и расходовать средства государственного бюджета для регулирования уровня в условиях деловой активности и решение различных социальных задач. Основные цели фискальной политики:
1. Сглаживание колебаний экономического цикла.
2. Стабилизация темпов экономического роста.
3. Достижение высокого уровня занятости.
4. Снижение темпов инфляции.
Основные инструменты:
1. Государственные расходы.
2. Налоги.
Фискальная политика включает:
1) дискреционную политику, основанную на жестком сознательном вмешательстве в экономику;
2) недискреционную (
Выделяют два вида дискреционной политики (в зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика):