Шпаргалка по «Менеджменту»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 12:35, шпаргалка

Описание работы

1. Эволюция институциональной теории. Неоинституционализм.
Институциональная экономическая теория возникла и развивалась как оппозиционное учение — оппозиция, прежде всего, неоклассическому «экономиксу».
Представители институционализма пытались выдвинуть альтернативную основному учению концепцию, они стремились отразить в экономической теории не только формальные модели и строгие логические схемы, но и живую жизнь во всем ее многообразии. Чтобы понять причины и закономерности развития институционализма, а также главные направления его критики основного течения экономической мысли, кратко охарактеризуем методологическую основу —классический либерализм.

Файлы: 1 файл

Общий вариант ответов.docx

— 1.52 Мб (Скачать файл)

Антиинфляционная политика может осуществляться двумя способами:

Дефляционная политика - это регулирование денежного спроса через денежно-кредитный и налоговый механизм. Он осуществляется путем снижения государственных расходов, повышения процентных ставок за кредит, усиления налогового бремени, ограничения денежной массы. Данный вид антиинфляционной политики приводит к замедлению экономического роста.

Политика доходов осуществляется в результате параллельного контроля за ценами и заработной платой путем полного их замораживания или установления предела их роста. Ее осуществление может вызвать социальные противоречия.

 

29. Институт налогообложения. Принципы и системы налогообложения. Функции и виды налогов. Налогово – бюджетная (фискальная) политика.

Принципы налогообложения

У истоков формирования универсальных принципов налогообложения стояли не юристы, а классики экономической науки – А. Смит, Д. Рикардо, В. Петти, Ф. Кенэ, Н. Тургенев.

Принципы налогообложения могут быть определены как основополагающие, базовые положения, лежащие в основе налоговой системы государства.

А. Смит еще в 1776 г. обосновал ряд принципов налогообложения:

-          справедливость, т.е. всеобщность и пропорциональность налогообложения;

-          определенность – налог должен быть установлен таким образом, чтобы каждый налогоплательщик точно знал, какие налоги, когда и в каком размере он должен платить;

-          удобство – каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые наиболее удобны для налогоплательщика;

-          эффективность – административные расходы по взиманию налогов не должны превышать налоговые поступления.

Налоговый Кодекс РФ устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в РФ, в т.ч.:

1) виды налогов и сборов, взимаемых  в РФ;

2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения  обязанностей по уплате налогов  и сборов;

3) принципы установления, введения  в действие и прекращения действия  ранее введенных налогов и  сборов субъектов РФ и местных  налогов и сборов;

4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других  участников отношений, регулируемых  законодательством о налогах  и сборах;

5) формы и методы налогового  контроля;

6) ответственность за совершение  налоговых правонарушений;

7) порядок обжалования актов налоговых  органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

Анализ налогового законодательства позволяет выделить пять общих принципов налогообложения, носящих характер полных принципов-норм:

1) законность налогообложения;

2) всеобщность и равенство налогообложения;

3) соразмерность налогообложения;

4) единство налоговой системы России;

5) определенность налогообложения.

Можно выделить следующие черты налоговых систем федеративных государств:

1. Правовые основы налоговой системы  определены конституционными нормами  и основанными на них иными  нормативными правовыми актами, принятыми на федеральном, региональном  и местном уровнях.

2. Все налоги и сборы разделены  по уровням государственной власти  на федеральные, региональные и  местные налоги и сборы.

3. Налоговые системы всех уровней  построены по единым принципам.

4. Единый механизм взимания налогов  действует на всех уровнях.

5. Налоговые полномочия разделены  по уровням власти.

6. Налоговые поступления в бюджеты  разных уровней дифференцированы  на:

а) закрепленные, т.е. налоги, законодательно закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами,

б) регулирующие, т.е. федеральные и региональные налоги, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в %) в региональные или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе.

Сущность, функции и виды налогов

Налоги – это обязательная нормативная ставка обложения любых видов дохода или имущества, физических и юридических лиц, которые характеризуются обязательностью, срочностью и всеобщностью. Если рассматривать функции налогов в обществе, то в первую очередь необходимо отметить, что в налогах непосредственно реализуется их социальное назначение как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов государства. В то же время, необходимо отметить, что на практическом уровне налогообложение выполняет несколько функций, в каждой из которых реализуется то или иное назначение налогов. Взаимодействуя, данные функции образуют систему.

Рассматривая современную систему налогообложения, можно сделать вывод о том, что на данном этапе налоги выполняют следующие основные функции:

1. Фискальная  функция является основной функцией налогообложения, посредством которой реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства, а также аккумулирование в бюджете средств для выполнения общегосударственных или целевых государственных программ. Все остальные функции налогообложения можно назвать производными по отношении к этой. Во всяком случае, наряду с чисто фискальными целями налоги могут преследовать и другие цели, например экономические или социальные. То есть финансовые цели, будучи самыми существенными, не являются исключительными.

2. Распределительная (социальная) функция налогов состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями населения. Через налогообложение достигается поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними. Иными словами происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счет возложения налогового бремени на более сильные категории плательщиков.

3. Контрольная  функция. Через налоги государство осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов и расходами. Благодаря денежной оценке сумм налогов возможно количественное сопоставление показателей доходов с потребностями государства в финансовых ресурсах.

4. Поощрительная  функция налогов. Порядок налогообложения может отражать признание государством особых заслуг определенных категорий граждан перед обществом (предоставление налоговых льгот участникам Великой Отечественной войны, Героев СССР и России и т.д.).

5. Регулирующая  функция налогов. Уже в Римской империи налоги выполняли не только фискальное назначение – в некоторых случаях им придавалось и функции управления социальными процессами. Однако, вопрос о месте и значении налогов, как регулятора тех или иных общественных отношений, до сих пор не имеет единодушной оценки.

Анализируя этот аспект налоговых отношений, представляется необходимым выделить стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную подфункции налогообложения.

Стимулирующая подфункция направлена на поддержку развития тех или иных экономических явлений. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя российская налоговая система предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность и т.д.

Дестимулирующая подфункция напротив направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов, например через реализацию государством своей протекционистской экономической политики. Это проявляется через введение повышенных ставок налогов (например, для казино установлена ставка налога на прибыль в размере 90 %), установлении налога на вывоз капитала, повышенных таможенных пошлин, налога на имущество, акцизов и др.

Можно назвать также воспроизводственную подфункцию, которая предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и

Налоги классифицируются по различным признакам.

1. По способу изъятия различают  два вида налогов:

прямые налоги взимаются непосредственно с доходов и имущества (налог на прибыль, налог на имущество, налог на доходы);

косвенные налоги устанавливаются в виде надбавок к цене или тарифу. Конечным плательщиком таких налогов выступает потребитель (НДС, акцизы, таможенные пошлины).

2. По воздействию налоги подразделяются  на:

пропорциональные – это налоги, ставки которых устанавливаются в фиксированном проценте к доходу или стоимости имущества;

прогрессивные – это налоги, ставки которых увеличиваются с ростом стоимости объекта налогообложения;

дегрессивные или регрессивные – это налоги, ставки которых уменьшаются с ростом стоимости объекта налогообложения.

3. По назначению различают:

а) общие налоги – средства от которых не закреплены за отдельными направлениями расходов государства (налог на прибыль, НДС, НДФЛ);

б) маркированные (специальные) налоги – имеют целевое назначение (земельный налог, ЕСН).

4. По субъекту уплаты выделяют:

а) налоги, взимаемые с физических лиц;

б) налоги, взимаемые с юридических лиц.

5. По объекту налогообложения разделяют:

имущественные налоги;

ресурсные налоги (рентные платежи);

налоги, взимаемые от выручки или дохода;

налоги на потребление.

6. По источнику уплаты существуют:

- налоги, относимые на индивидуальный  доход;

- налоги, относимые на издержки  производства и обращения;

- налоги, относимые на финансовые  результаты;

- налоги, взимаемые с выручки от  продаж.

Виды налогов в зависимости от источников их покрытия:

  • налоги, расходы по которым относятся на себестоимость продукции (работ, услуг):
    • земельный налог;
    • налог на пользователей автомобильных дорог, налог с владельцев транспортных средств, сборы за использование природных ресурсов;
  • налоги, расходы по которым относятся на выручку от реализации продукции (работ, услуг):
    • НДС;
    • акцизы;
    • экспортные тарифы;
  • налоги, расходы по которым относятся на финансовые результаты:
    • налоги на прибыль, имущество предприятий, рекламу;
    • целевые сборы на содержание, благоустройство и уборку территории;
    • налог на содержание жилищного фонда и объектов социальной сферы;
    • сбор на нужды образовательных учреждений;
    • сборы за парковку автомобилей;
  • налоги, расходы по которым покрываются из прибыли, остающейся в распоряжении предприятий. К этой группе относится часть местных налогов: налог на перепродажу автомобилей и вычислительной техники, лицензионный сбор за право торговли, сбор со сделок, совершаемых на биржах, налог на строительство объектов производственного назначения в курортных зонах и др.

Понятие и содержание фискальной политики. Типы и инструменты фискальной политики.

Фискальная политика – это политика, которая предполагает использование возможностей правительства: взимать налоги и расходовать средства государственного бюджета для регулирования уровня в условиях деловой активности и решение различных социальных задач. Основные цели фискальной политики:

1.  Сглаживание колебаний экономического цикла.

2.   Стабилизация темпов экономического роста.

3.  Достижение высокого уровня занятости.

4.  Снижение темпов инфляции.

Основные инструменты:

1.  Государственные расходы.

2.  Налоги.

Фискальная политика включает:

1) дискреционную политику, основанную на жестком сознательном вмешательстве в экономику;

2) недискреционную (автоматическую) политику, основанную на автоматической стабилизации экономики.

Выделяют два вида дискреционной политики (в зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика):

Информация о работе Шпаргалка по «Менеджменту»