Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 12:35, шпаргалка
1. Эволюция институциональной теории. Неоинституционализм.
Институциональная экономическая теория возникла и развивалась как оппозиционное учение — оппозиция, прежде всего, неоклассическому «экономиксу».
Представители институционализма пытались выдвинуть альтернативную основному учению концепцию, они стремились отразить в экономической теории не только формальные модели и строгие логические схемы, но и живую жизнь во всем ее многообразии. Чтобы понять причины и закономерности развития институционализма, а также главные направления его критики основного течения экономической мысли, кратко охарактеризуем методологическую основу —классический либерализм.
.
И наоборот, понижение резервной нормы переводит часть обязательных резервов в избыточные и тем самым увеличивает возможности коммерческих банков к созданию денег путем кредитования (“политика дешевых денег”)
.
Следует учитывать, что повышение или понижение нормы обязательных резервов изменяет банковский мультипликатор.
Операции на открытом рынке – покупка или продажа Центральным банкам государственных ценных бумаг.
Для применения этого инструмента необходимо наличие в стране развитого рынка ценных бумаг. Покупая и продавая ценные бумаги, Центральный банк воздействует на банковские резервы, процентную ставку, и , следовательно, на предложение денег.
Для увеличения денежной массы он начинает покупать ценные бумаги у коммерческих банков и населения, что позволяет коммерческим увеличить резервы, а также выдачу ссуд и увеличить предложение денег (политика “дешевых денег”).
Если количество денег в стране необходимо сократить, Центральный банк продает государственные ценные бумаги, что ведет к сокращению кредитных операций и денежной массы (политика “дешевых денег”).
Операции на открытом рынке являются наиболее важным, оперативным средством воздействия Центрального банка на кредитно–денежную сферу.
В зависимости от состояния экономики страны Центральный банк может выбрать следующие типы кредитно–денежной политики и определенные цели. В условиях инфляции проводится политика “дорогих денег”, направленная на сокращение денежной массы: 1) повышение учетной ставки, 2) увеличение нормы обязательного резерва, 3) продажа государственных ценных бумаг на открытом рынке. Политика “дорогих денег” является основным методом антиинфляционного регулирования.
В
периоды спада производства для стимулирования
деловой активности проводится политика
“дешевых денег”. Она заключается в расширении
масштабов кредитования, ослаблении контроля
над приростом денежной массы, увеличении
предложения денег. Для этого Центральный
банк:
1) снижает учетную ставку
2) сокращает резервную норму
3) покупает государственные ценные бумаги.
Сравнительный менеджмент
1. Классификация национальных деловых культур: X. Триандис, Р. Льюис, E. Холл.
Е. Холл выделял:
1. Моноактивные культуры. Их представители ориентированы на задачи. Они активно занимаются планированием жизни и не делают несколько дел в одно и то же время (каждому делу уделяется определенный отрезок времени). В эту группу входят немцы, англичане, американцы, австралийцы, новозеландцы, скандинавы (за исключением финнов).
2. Полиактивные культуры. Представители данной культуры ориентированы на людей. Они общительны, спонтанно активны, делают несколько дел сразу, и не обязательно те, которые запланированы. Они могут делать то, что нравится в данный момент, что кажется важным. Это испанцы, итальянцы, латиноамериканцы, арабы.
3. Реактивные культуры. Характерная черта этого типа культуры - придание большой значимости вежливости, умению слушать. Ее типичные представители - японцы, китайцы, финны.
Классификация деловых культур американского психолога Гарри Триандиса (H.Triandis, р. В 1926 в Греции), оперирующего понятием «культурный синдром» ( определенный набор ценностей, установок, верований, норм и моделей поведения, которыми одна группа культур отличается от другой). Триандис выделил следующие культурные синдромы (параметры): «простота - сложность», «открытость - закрытость», «индивидуализм - коллективизм»; по типу обработки информации (восприятие отправителя информации, самовосприятие, предпочтительность ассоциативного способа увязки информации)
Одной из первых классификаций в рамках сравнительного менеджмента было разделение Е. Холлом" культур на высоко- и низкоконтекстные.
В высококонтекстных культурах частная жизнь и публичная жизнь тесно связаны между собой. Статус и репутация распространяются на все сферы жизни. К вам будут относиться как к профессору и в университете, и в булочной, и в гараже. Причем статус автоматически переносится и на ваших родственников (в обществе их будут воспринимать не просто как жену и дочь, а как жену профессора и дочь профессора).
Представители
2. Параметры межкультурных различий: теории Г. Хофштеде, Ф. Тромпенаарса.
Голландский ученый Герт Хофштеде осуществил большой исследовательский проект по изучению различий национальных культур в деятельности дочерних компаний многонациональной корпорации в 64 странах. Он опросил более 160000 менеджеров и сотрудников организаций об удовлетворенности их своим трудом, коллегами, руководством, о восприятии проблем, возникающих в процессе работы, о жизненных целях, верованиях и профессиональных предпочтениях.
Г. Хофштеде выявил высоко значимые различия в поведении менеджеров и специалистов разных стран. Он выяснил, что большинство различий в рабочих ценностях и отношениях объясняются национальной культурой, а также зависят от места в организации, профессии, возраста и пола. Г. Хофштеде выделил пять аспектов, характеризующих менеджеров и специалистов и организацию в целом:
· индивидуализм - коллективизм;
· дистанция власти;
· стремление к избеганию неопределенности;
· мужественность - женственность;
· долгосрочная - краткосрочная ориентация.
Другой голландский исследователь Фонс Тромпенаарс создал собственную модель кросс-культурного измерения ценностей. Он проанализировал более 60 тыс. анкет от респондентов из 100 стран. Он выделил следующие параментры культуры, представленные парами крайних понятий:
1) универсализм-партикуляризм (всеобщность - разделенность).
Универсалисты ценят абстрактные общественные ожидания, например, законы или какие-то неписанные но установленные правила, а партикулярист ценит отношения с конкретными людьми, связи с людьми (например, семьей) для него важнее, чем общественные установления.
2) достижение - происхождение (аскрипция):
чего достиг - кто ты есть, речь о статусе.
3) индивидуализм - коллективизм
4) аффективность (эмоциональность) - нейтральность
5) конкретность - диффузность (особенность - растворенность)
6) внешний-внутренний контроль
7) временная перспектива
· Долговременная - кратковременная перспектива прошлое-настоящее-будущее (что важнее, что больше)
· секвенсивная-синхронная
(одновременная-
Управление человеческими ресурсами
1. Концепция УЧР в менеджменте. Основные отличия концепций УЧР и управления персоналом.
Авторами концепции УЧР являются А Маслоу, Ф Герцберг, Д Макгрегор.
В конце 70-х гг XX в вместо понятия \"управление персоналом\" управленческая наука перешла к понятию \"управление человеческими ресурсами\".
управление человеческими ресурсами - деятельность, выполняемая всеми линейными и функциональными руководителями, а также специализированными структурными подразделениями организации, которая способствует наиболее эффективному использованию людей (работников) для достижения целей организации и личных целей каждого из них. Сущность концепции человеческих ресурсов заключается в признании экономической целесообразности капиталовложений, связанных с привлечением и развитием рабочей силы, люди рассматриваются как наиболее ценный ресурс организации
Предпосылки:
1)
изменение роли человека на
производстве, 2) человек - основной
источник дохода, 3) расходы на
подготовку, переподготовку, повышение
квалификации и улучшение
Особенности управления персоналом и управления человеческими ресурсами
управления персоналомм |
Управление человеческими ресурсами |
вертикальное управление подчиненными |
горизонтальное управление подчиненными |
централизованная кадровая функциия |
децентрализованная кадровая служба |
цель: обеспечить наличие нужных людей в нужном месте и в нужное час |
цель: сочетание человеческих ресурсов, квалификации и потенциалов со стратегией и целями организацииї |
кадровое планирование: следствие производственного плана и реакции на него; нацелено на достижение компромисса между экономическими и социальными партнерами |
планирование человеческих ресурсов интегрировано в корпоративное планирование; нацелено на развитие корпоративной культуры и сбалансированных текущих потребностей интегрированной организации с окружающей деловой средем |
2. Роль и место управления персоналом в общеорганизационном управлении. Понятие системы управления персоналом организации.
Управление персоналом - область знаний и практической деятельности, направленная на обеспечение организации персоналом, способным выполнять возложенные на него трудовые функции, и оптимальное его использование.
Основной задачей управления человеческими ресурсами является эффективное использование способностей сотрудников в соответствии с целями предприятия и общества. При этом должно быть обеспечено сохранение здоровья каждого человека и установлены отношения конструктивного сотрудничества между членами коллектива и различными социальными группами.
Управление человеческими ресурсами предприятия включает комплекс взаимосвязанных видов деятельности: определение потребности в рабочих, инженерах, менеджерах различной квалификации, исходя из стратегии деятельности фирмы; анализ рынка труда и управление занятостью; отбор и адаптация персонала; планирование карьеры сотрудников фирмы, их профессионального роста; обеспечение рациональных условий труда, благоприятной социально-психологической атмосферы; организацию производственных процессов, анализ затрат и результатов труда; управление производительностью труда; разработку систем мотивации эффективной деятельности; профилактику и ликвидация конфликтов.
Различают следующие аспекты управления персоналом:
1) технико-технологический
аспект предполагает
2) организационно-экономический
аспект позволяет раскрыть
3) правовой аспект
проблемы включает вопросы
4) социально-психологический
подход рассматривает вопросы
социально-психологического
5) педагогический аспект затрагивает проблемы, связанные с воспитанием и обучением персонала.
Каждая организация в работе с персоналом решает основные задачи, вне зависимости от специфики деятельности:
1) привлекает необходимые для достижения ее целей человеческие ресурсы, то есть сотрудников;
2 проводит обучение
своих сотрудников, чтобы объяснить
стоящие перед ними задачи
и привести их навыки и умения
в соответствие с этими
3) осуществляет
оценку участия каждого из
сотрудников в достижении
4) вознаграждает
своих сотрудников, компенсирует
затраты времени, энергии, интеллекта,
которые они несут, работая над
достижением организационных
Система управления персоналом — это совокупность приемов, методов, технологий организации работы с персоналом.
Существуют различные модели построения системы управления персоналом в организации. Применение той или иной модели для конкретной организации зависит от ее организационной структуры. Организационная структура определяет взаимоотношение (взаимоподчинение) между функциями, выполняемыми сотрудниками организации, а также проявляется в таких формах, как разделение труда, создание специализированных подразделений, иерархия должностей и т.д.
Организационная структура системы управления персоналом — это совокупность взаимосвязанных подразделений этой системы и должностных лиц.
Подразделения выполняют различные функции, их совокупность составляет службу управления персоналом (кадровую службу). Роль и место службы управления персоналом в структуре всей организации определяется ролью и местом каждого специализированного подразделения данной службы, а также организационным статусом ее непосредственного руководителя.