Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 12:35, шпаргалка
1. Эволюция институциональной теории. Неоинституционализм.
Институциональная экономическая теория возникла и развивалась как оппозиционное учение — оппозиция, прежде всего, неоклассическому «экономиксу».
Представители институционализма пытались выдвинуть альтернативную основному учению концепцию, они стремились отразить в экономической теории не только формальные модели и строгие логические схемы, но и живую жизнь во всем ее многообразии. Чтобы понять причины и закономерности развития институционализма, а также главные направления его критики основного течения экономической мысли, кратко охарактеризуем методологическую основу —классический либерализм.
Рассмотренные закономерности относятся к системе управления предприятием в целом, которая, в свою очередь, состоит из управляющей и управляемой подсистем. Соответственно наука управления изучает и закономерности, присущие подсистемам.
Рассмотримхарактерные дляуправляющей подсистемы:
-
изменение функций управления (возрастание
роли одних функций и убывание
роли других по мере повышения
или понижения уровня
-
сокращение числа уровней
-
распространенность контроля (чем
больше число подчиненных, тем
меньше возможности контроля
их действий со стороны
-
концентрация функций
Закономерности управления тесно взаимодействуют между собой и реализуются через принципы управления.
В настоящее время существует следующая трактовка принципов менеджмента:
1.
Едва ли не самым главным
из них можно считать
2.
Процесс управления должен
3.
Важным принципом менеджмента
является его функциональная
специализация в сочетании с
универсальностью. Их суть состоит
в том, что к каждому объекту
управленческой деятельности
4.
Любой управленческий процесс
должен основаться на принципе
последовательности. В ряде случаев
последовательность
5.
Непрерывность осуществления
6.
Принцип оптимального
7.
Учет индивидуальных
8.
Обеспечение единства прав и
ответственности в каждом его
звене. Избыток прав по сравнению
с ответственностью приводит
на практике к управленческому
произволу; недостаток же парализует
деловую активность и
9.
Состязательность участников
10.
Максимально широкое
Таким образом, принципы управления представляют собой руководящие правила, основные положения и нормы поведения, которыми должен руководствоваться аппарат управления при выполнении своих функций. Принципы определяют требования к системе, структуре, организации и процессу управления. От их правильного использования зависит во многом успех деятельности организации.
5.Природа
и состав функций менеджмента.
Взаимосвязь функций в
В современном менеджменте выделяется пять основных функций:
• прогнозирование и планирование;
• организация;
• активизация и стимулирование;
• координация и регулирование;
• учет, анализ и контроль.
Под функцией управления понимается вид деятельности, основанный на разделении и кооперации управленческого труда, характеризующийся определенной однородностью, сложностью и стабильностью воздействий субъекта на объект управления. Именно функции управления являются основой для проектирования организационной структуры и разработки технологии процесса управления. Процесс управления представляет собой последовательность действий работников управления, направленных на достижение целей организации. При рассмотрении процесса управления выделяются его основные этапы: прогнозирование, планирование, организация, координация, стимулирование, контроль. Все эти этапы называются общими функциями управления.
Прогнозирование представляет собой процесс исследования, направленный на выяснение тенденций развития предприятия и его внешней среды.
Планирование – это процесс разработки планов деятельности и развития предприятия, формирование целей предприятия и его подразделений.
Организация – это процесс размещения в пространстве и во времени ресурсов, необходимых для достижения целей, и определение способов их интеграции и взаимодействия.
Координация – это регулирование взаимодействия ресурсов в процессе достижения цели.
Стимулирование представляет собой совокупность действий субъекта управления, побуждающих людей делать то, что считает нужным субъект.
Контроль представляет собой процесс, позволяющий судить о степени достижения цели, состоянии субъекта и объекта управления и состоянии внешней среды.
По виду деятельности работников аппарата управления, связанной с использованием ресурсов предприятия, могут выделяться конкретные функции управления. Поскольку разные предприятия в своей деятельности могут использовать разные ресурсы в разных объемах, то перечень конкретных функций управления на каждом предприятии будет свой. Наиболее часто встречаются следующие конкретные функции: управление финансами; управление недвижимостью; управление активной частью основных фондов (оборудованием); управление материальными ресурсами; управление персоналом; управление продукцией и услугами. Поскольку каждая конкретная функция - это деятельность и соответственно процесс, то имеет смысл выделить этапы (или стадии) этого процесса. Причем каждая стадия управления определенным ресурсом представляет собой одну из общих функций управления. Наглядно соотношение общих и конкретных функций управления можно представить в виде матрицы, строки которой определены как конкретные функции управления, а столбцы - как общие.
Поскольку
в работе предприятия можно выделить различные
области или сферы деятельности (например,
такие, как основное и вспомогательное
производство, материально-
Функции управления находятся в тесной взаимосвязи: функция планирования взаимодействует с функциями организации и контроля, функция организации, в свою очередь, тесно связана с функциями планирования и контроля, а последняя (то есть функция контроля) взаимосвязана с функцией организации и функцией планирования. Функции планирования, организации и контроля тесно взаимосвязаны с функцией мотивации.
Существует и тесная внутренняя взаимосвязь рассматриваемых функций, проявляющаяся в том, что элементы всех этих функций являются составной частью каждой из них. Действительно: функция планирования содержит элементы функций организации, контроля и мотивации; функция организации — элементы функций планирования, контроля и мотивации; функция контроля — элементы функций планирования, организаций и мотивации; функция мотивации — элементы функций планирования, организации и контроля.
6. Понятие организации: миссия, цели организации. Внешняя и внутренняя среда организации. Целеполагание. Типы организаций.
Миссия — это цель, для которой организация существует и которая должна быть выполнена в плановом периоде. Миссия является комплексной целью, она включает как внутренние (например, повышение производительности труда), так и внешние (например, связанные с конкуренцией) ориентиры деятельности фирмы, выражая таким образом суть того успеха, которого должна добиться организация.
Цель деятельности – это желаемое состояние объекта управления через определенное время. От правильного формулирования цели зависит общая работа персонала.
Цель – это результат, который стремится достигнуть организация (или человек). В процессе управления руководитель разрабатывает цели организации и сообщает о них исполнителям. Цель – это мощный фактор. У каждой организации существует большое количество целей.
Цели предприятия подразделяются на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.
1.
Краткосрочные цели
2. Среднесрочные цели. Устанавливаются на срок от 1 года до 3 лет. Это и увеличение мощностей, и улучшение качества.
3.
Долгосрочные цели. Такие цели
определяются на срок от 3 до 10
лет. Они включают освоение новых
рынков и универсализацию
Все организации являются открытыми системами. Они практически все испытывают влияние внешней среды. Менеджер должен держать в центре внимания внутренние переменные организации и оценивать состояние внешней среды.
К основным внутренним переменным организации относят цели, структуру, задачи, технологию и людей.
В качестве целей на предприятиях торговли могут возникать увеличение объема товарооборота, увеличение каналов сбыта продукции, увеличение доли на рынке и т. д.
Структура организации – это взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, позволяющие наиболее эффективно достигать целей организации. Структура основывается на делегировании полномочий. Работа закрепляется за теми работниками, которые могут лучше выполнить эту работу.
Задачи – это серия работ или часть работы, которая должна быть выполнена установленным способом в заранее оговоренные сроки. Имеется предположение, что если все задачи организации будут выполняться определенным способом в установленные сроки, то деятельность организации будет успешной.
Люди – это кадры организации, которые создают его продукт, формируют культуру организации, ее внутренний климат. От них зависит то, чем по сути является организация. Организации всегда пытаются воспользоваться различными способностями своих сотрудников при решении вопроса, какую должность и какую работу будет выполнять конкретный работник. В этом и заключается использование выгоды от специализации.
На любое предприятие влияет также внешняя среда. Различают факторы прямого воздействия и косвенного воздействия внешней среды.
К факторам прямого воздействия относят:
1) закон;
2) поставщиков;
3) конкурентов;
4) потребителей;
5) профсоюзы.
К факторам косвенного воздействия относят:
1) состояние экономики;
2) научно-технический прогресс;
3) политику;
4) социально-культурный фактор;
5)
международный фактор. Руководитель
предприятия не в силах
1) сложность, так как она характеризуется большим числом факторов, на которые организация должна в какой-то степени реагировать;
2)
подвижность – скорость, с которой
происходит изменение в
3)
неопределенность, поскольку, если
информации мало или есть
Целеполагание — первичная фаза управления, предусматривающая постановку генеральной цели и совокупности целей (дерева целей) в соответствии с назначением (миссией) системы, стратегическими установками и характером решаемых задач.
| ||
По взаимоотношению с внешней средой: |
По взаимоотношению подразделений: |
По взаимоотношению с человеком |
- механические (бюрократические) — спроектированные подобно машинному механизму (не способны адаптироваться к внешней среде) |
- традиционные (линейные, функциональные, линейно- функциональные) |
- корпоративные (замкнутые группы людей с ограниченным доступом в них, максимальной централизацией и авторитарностью руководства) |
- органические (способны к адаптации и взаимодействию с окружающей средой) |
- дивизиональные (отделенческие) |
- индивидуалистические (свободное, открытое и добровольное сообщество людей) |
- матричные (проектные, проблемно-условные) |