Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 19:29, шпаргалка
№1. Зарождение науки об управлении.
№2 Школа научного управления.
№3 Классическая (административная) школа управления.
№4 Школа человеческих отношений.
№5 Количественная школа управления.
№1. Зарождение науки об управлении.
Любая организованная человеческая деятельность предполагает, что существует объект управления (то, чем управляют) и субъект управления (тот, кто управляет). Практическое управление возникло тогда, когда появились организации.
Даже в самом примитивном первобытном обществе необходимо было организовывать жизнь и деятельность, для чего требовалось установить систему правил и разделение труда.
В первобытном обществе имело место естественная иерархия: возникали лидеры и вожаки, наиболее сильные и опытные особи, которые были первыми в схватках и добывании пищи. К ним прислушивались на них ориентировались. Это оформлялось в отношении власти и подчинении.
При этом все важные вопросы в общине решались общим собранием взрослых членов, т.е. существовала первобытная демократия. На особом отношении были зрелые и опытные люди – для оперативного управления избирался старейшина.
Период античности сопровождался переходом от физиологического разделения труда к его более сложным формам прежде всего отделением земледелия от скотоводства. Кроме того возникло ремесло, как деятельность, связанное с переработкой продуктов. Что ознаменовало возникновение промышленного и производственного труда. В Египте осуществлялось тотальный контроль, управленческий аппарат, специализация по функциям управления. В Китае, начало специализированной подготовки менеджеров в области управления обществом и хозяйством, множественный подход к решению управленческих задач, система рангов на основе личных достижений. В Индии, активное государственное регулирование хозяйства, система каст, первый учебник по управлению «Учение о хозяйстве и гос. Управлении». Древний Рим, разделение законодательной и исполнительной власти, прототип корпоративной организации- совместные акционерные компании.
№2 Школа научного управления.
Основателем школы научного управления является:
Ф. У. Тейлор;
Основные принципы школы научного управления:
Рациональная организация труда
Разработка формальной структуры организации.
Определение мер по сотрудничеству управляющего и рабочего, т. е. разграничение исполнительных и управленческих функций.
Тейлор разработал и внедрил
сложную систему
хронометраж;
инструктивные карточки;
методы переобучения рабочих;
плановое бюро;
сбор социальной информации.
Труд в его системе является главным источником эффективности. Ключевым элементом этого подхода было то, что люди, которые производили больше, вознаграждались больше.
Ф. У. Тейлор — инженер-практик и менеджер, который на базе анализа содержания работы и определения её основных элементов разработал методологические основы нормирования труда, стандартизировал рабочие операции, внедрил в практику научные подходы подбора, расстановки и стимулирования труда рабочих. Усилия ученых первой школы научного менеджмента были направлены на достижение главной цели — максимальное увеличение производительности труда на предприятиях, для чего была сформулирована строгая система принципов, позволяющих рационализировать организацию труда, производства и управления.
№3 Классическая (административная) школа управления.
Классическая административная школа
менеджмента основана во Франции Анри
Файолем (1841—1925). В отличие от Тейлора, А. Файоль обратился к исследованию
более общих принципов организации, с
применением которых он связывал успех
руководимой им компании:
1) разделение труда;
2) власть и ответственность;
3) дисциплина;
4) единоначалие;
5) единство целей;
6) подчинение личных интересов интересам
компании;
7) хорошая оплата труда персонала;
8) централизация;
9) иерархическая структура;
10) порядок;
11) справедливость;
12) стабильное положение персонала;
13) инициатива;
14) корпоративный дух.Результатом реализации
данных принципов является формирование
цепи команд, т.е. соподчиненной вертикальной
линии власти, соединяющей всех менеджеров
организации от высших до низовых уровней.А.
Файоль впервые предложил рассматривать
управленческую деятельность как самостоятельный объект исследования.
Он выделил пять основных элементов, из
которых, по его мнению, складываются функции
администрации (менеджмента): прогнозирование,
планирование, организация, координирование
и контроль. Все 14 принципов управления
прямо связаны с данными функциями. Основной
акцент в административной школе менеджмента
делается на формализации отношений и
связей между элементами организационной
структуры управления, внимание смещается
с технической подсистемы на организационную
(управленческую) подсистему предприятия.
№4 Школа человеческих отношений
В основу школы человеческих отношений
положены достижения психологии и социологии.
В науке управления произошло
перемещение усилий: от выполнения
технических задач — к
теория Х-ъ — средний индивидуум туповат,
стремится увильнуть от труда, поэтому
его необходимо постоянно принуждать,
понукать, контролировать и направлять.
Человек такой категории предпочитает,
чтобы им руководили, стремится избегать
ответственности, беспокоится лишь о собственной
безопасности;
теория Y-в — люди не пассивны от природы.
Они стали такими в результате работы
в организации. У данной категории работников
затраты физического и умственного труда
так же естественны и необходимы, как игры
на отдыхе. Такой человек не только принимает
на себя ответственность, но и стремится
к ней. Он не нуждается в контроле со стороны,
так как способен сам себя контролировать.
№5 Количественная школа управления.
Появление данной школы — следствие применения в управлении математики и компьютеров. Ее представители рассматривают управление как логический процесс, который может быть выражен математически. Формализация ряда управленческих функций, объединение труда, человека и ЭВМ потребовали пересмотра структурных элементов организации (служб учета, маркетинга и т.п.). Появились новые элементы внутрифирменного планирования — имитационное моделирование решений, методы анализа в условиях неопределенности, математическое обеспечение оценки многоцелевых управленческих решений, т.е. количественный подход к науке управления стал опираться на экономико-математические методы. Исследование управления как процесса привело к широкому распространению системных методов анализа. Так называемый системный подход в менеджменте был связан с применением общей теории систем для решения управленческих задач. Он предполагает, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов, таких, как люди, структура, задачи, технология и ресурсы. Главная идея системной теории в том, что ни одно действие не предпринимается в изоляции от других. Каждое решение имеет последствия для всей системы. Так возникла теория непредвиденных ситуаций. Суть ее состоит в том, что каждая ситуация, в которой оказывается менеджер, может стать сходной с другими ситуациями. Однако ей будут присущи уникальные свойства. Задача менеджера в этой ситуации состоит в том, чтобы проанализировать все факторы в отдельности и выявить наиболее сильные зависимости. В 70-е годы появилась идея открытой системы. Организация как открытая система имеет тенденцию приспосабливаться к весьма многообразной внешней и внутренней среде. Такая система не является самообеспечивающейся: она зависит от энергии, информации и материалов, поступающих извне. Она имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде. Используя ситуационный подход, менеджеры могут понять, какие методы и средства будут наилучшим образом способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации.
№6 Развитие теории управления в России.
Начало развитию менеджмента в
России было положено в 18 веке, когда
начался процесс слияния
№7 Субъект и объект управления.
Процесс управления предполагает наличие
управляемого объекта и субъекта
(управляющего органа). Это значит, что
любая организация представляет
собой единство двух подсистем управления:
управляемой и управляющей. В
обоих случаях отношения между
управляемой и управляющей
№8 Подходы к определению «менеджмент»
Слово «менеджмент» (англ. - management) означает
управление, т.е. вид деятельности по руководству
людьми в самых разнообразных организациях.
Несмотря на то, что эти термины обычно
принимаются как синонимы, существуют
определенные различия в содержании понятий
«менеджмент» и «управление». Управление
является более широким, обобщающим понятием
по отношению к понятию менеджмент. Управление
как целенаправленная деятельность человека включает
в себя упорядочение, регулирование взаимодействия
и создание условий для функционирования
и развития различных объектов и процессов
в природе, обществе и технике. Управление:
• в социальных системах возникает как
обособленная функция некоторых членов
организации;
• особый, специфический
• всегда имеет дело с людьми;
Менеджмент, в свою очередь, предполагает
управление именно рыночной организацией,
организацией, которая нацелена на
получение прибыли. Поэтому отличительными
особенностями менеджмента являются:
• ориентация фирмы на удовлетворение
потребностей рынка;
• ориентация на постоянное повышение
эффективности производства;
• децентрализация принятия управленческих
решений и делегирование полномочий;
• разработка стратегических целей и программ
и их постоянная корректировка в зависимости
от состояния рынка.
До сих пор не существует единой
точки зрения на определение понятия
менеджмента. В настоящее время
наиболее распространенной позицией является
взгляд на менеджмент как на процесс
планирования, организации, координации,
мотивации и контроля, необходимый
для достижения целей организации.
Эта точка зрения отражает подход
к определению понятия менеджмент как
к процессу. Кроме этого подхода, в определениях
часто подчеркивается, что менеджмент
— особый вид деятельности человека, т.е.
функция по управлению самостоятельным
видом деятельности. Понятие «менеджмент»
включает в себя следующее содержание,
это:
• управление рыночной организацией;
• самостоятельный вид деятельности, функция,
процесс;
• совокупность научных знаний и практического
опыта;
• искусство управления;
• группа высших руководителей организации.
№9 Ситуационный, системный и процессный подходы в менеджменте.
Процессный подход
В системном подходе подчеркивается, что
руководители должны рассматривать организацию
как совокупность взаимосвязанных элементов,
таких как люди, структура, задачи и технология,
которые ориентированы на достижение
различных целей в условиях меняющейся
внешней среды.
Ситуационный подход концентрируется
на том, что пригодность различных методов
управления определяется ситуацией. Поскольку
существует такое обилие факторов как
в самой организации, так и в окружающей
среде, не существует единого «лучшего»
способа управлять организацией. Самым
эффективным методом в конкретной ситуации
является метод, который более всего соответствует
данной ситуации.
Процессный подход
Процессный подход был впервые
предложен приверженцами школы
административного управления, которые
пытались описать функции менеджера.
Системный подход
Изначальный недостаток подходов различных школ к управлению заключается в том, что они сосредоточивают внимание только на каком-то одном важном элементе, а не рассматривают эффективность управления как результирующую, зависящую от многих различных факторов. Применение теории систем к управлению облегчило для руководителей задачу увидеть организацию в единстве составляющих ее частей, которые неразрывно переплетаются с внешним миром. Эта теория также помогла интегрировать вклады всех школ, которые в разное время доминировали в теории и практике управления. Ситуационный подход
Ситуационный подход внес большой
вклад в теорию управления, используя
возможности прямого приложения
науки к конкретным ситуациям
и условиям. Центральным моментом
ситуационного подхода