Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 14:04, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Менеджменту".
1.Проблемы
совершенствования системы
2.Технология
подготовки и принятия
3.Исторический
подход к изучению менеджмента.
4.Сущность и методы мотивации. Понятие мотивации тесно связано с проблемой управления персоналом. В настоящее время, при переходе к рыночным отношениям, основным мотивирующим фактором работников является желание иметь гарантированную заработную плату. Мотивация — процесс побуждения каждого сотрудника и всех членов коллектива к активной деятельности для удовлетворения своих потребностей и для достижения целей организации. Самым первым и наиболее распространенным методом был метод наказания и поощрения (политика «кнута» и «пряника»). Этот метод использовался для достижения желаемых результатом и просуществовал довольно долго в условиях административно-командной системы. Постепенно он трансформировался в систему административных и экономических санкций и стимулов. С повышением роли человеческого фактора появились психологические методы мотивации. В основе этих методов лежит утверждение, что основным модифицирующим фактором являются не только материальные стимулы, но и не материальные мотивы, такие, как самоуважение, признание со стороны окружающих членов коллектива, моральное удовлетворение работой и гордость своей фирмой. Такие методы мотивации базируются на изучении потребностей человека, т.е. осознанного ощущения недостатка в чем-либо. Ощущение недостатка в чем-либо имеет вполне определенную цель, которая и служит средством удовлетворения потребностей.
5.Школа научного управления. Управление было признано самостоятельной областью знаний только в 20 веке. Основополагающие школы управления: 1.Научная школа управления (1885-1920). Эта школа связана с Ф.У.Тейлором. Представители этойшколы обосновали необходимость подбора конкретных работников для выполнения определенной работы, обосновали необходимость обучения работников, их подготовку и переподготовку. В рамках данной школы были разработаны основные принципы управления: отчетливо поставленные цели, справедливые отношения к персоналу, диспетчирование, нормальные условия труда, вознаграждение персонала и т.д. 2. Классическая, или административная, школа (1920-1950). Это направление связано с именем А.Файоля. Специалисты этого направления исследовали эффективность работы всей организации. Они свели всю работу предприятия к таким вида деятельности как: техническая, коммерческая, финансовая, защитная, бухгалтерская, административная. Итогом многих работ Файоля является создание принципов управления: первоначальная функция — разделение труда; полномочия и ответственность; дисциплина; единоличие; единство направления; подчиненность личных интересов общим и т.д. 3. Школа человеческих отношений ( с нач.1950 до наст. Времени). Основной целью школы было повышение эффективности работы организации за счет лучшего использования человеческого ресурса. Они, входе проведенных исследований, сделали вывод, что система человеческих отношений влияет на результативность туда не меньше, чем рационализация труда.
6.Основные
принципиальные модели
7.Эволюция
развития управленческой мысли.
8.Сущность и виды коммуникаций в системе менеджмента. Коммуникация - это процесс обмена информацией, опытом и сведениями. Коммуникации позволяют координировать деятельность как внутри предприятия, так и налаживать внешние контакты. Коммуникации на предприятии (внутренние) делятся на два вида: вертикальные и горизонтальные, вертикальные же делятся в свою очередь на восходящие и нисходящие. Восходящие коммуникации - это процесс передачи информации от исполнителей (подчиненных) к руководителю. Данный вид передачи информации чаще всегореализуется в виде отчетов о деятельности и рационализаторских предложений. Нисходящие коммуникации - это процесс передачи информации от руководителя к подчиненным (передача сотрудникам указаний). Горизонтальные коммуникации - это процесс обмена информацией между сотрудниками одного уровня (линейными руководителями, которые Ile подчиняются друг другу). Горизонтальные коммуникации происходят с целью обмена результатами работ, опытом и личной информацией. Внешние коммуникации - обмен информацией, который происходит между предприятием и внешней средой, позволяет ему быть в курсе потребностей потенциальных покупателей, работы поставщиков, посредников и конкурентов, а так же отслеживать новые тенденции в науке (изобретения, технологии). Помимо разделения на внутренние и внешние, коммуникации подразделяются на вербальные и невербальные. Вербальные коммуникации - это процесс общения при помощи слов, которые могут быть письменными и устными. При работе предприятия особое значение имеет письменная форма (документооборот), так как при судебных разбирательствах во внимание берутся не устные договоренности, а письменные доказательства. Невербальные коммуникации - это общение с помощью мимики, жестов, взглядов. В процессе общения вербальные и невербальные символы могут дополнять друг друга, а могут противоречить. Это связано с тем что невербальное общение идет на подсознательном уровне и человек редко может контролировать свои поступки. В настоящее время невербальному общению уделяется 'особое внимание, так как оно более достоверно характеризует человека как личность и выявляет его истинные намерения.
9.Цель
как важнейшая характеристика
в менеджменте. Классификация
целей. Любая система
10.Принципы построения организации. Можно сформулировать след-е принципы проектирования системы организационного управления: 1. Развитие демократических основ. В соответствии с этим принципом проектирование организационной структуры управления необходимо доводить до такой степени, при которой обеспечиваются единоначалие и персональная ответственность за ведение дел. 2. Принцип системного подхода требует формирования полной совокупности управленческих решений, реализующих все цели функционирования организации. 3. Принцип управляемости предполагает фиксирование соотношения руководителя и числа подчиненных ему работников. 4. Принцип соответствия субъекта и объекта управления. Смысл: структура управления должна формироваться исходя из особенностей объектов управления. 5. Принцип адаптации, выдвигает к проектируемой структуре требования гибкости, способности быстро реагировать на изменение внутренних и внешних экономических условий. 6. Принцип специализации. Проектирование структуры управления необходимо вести, т.о., чтобы обеспечить технологическое разделение труда. 7. Принцип централизации, означает, что при проектировании структуры управления необходимо объединить управление работы с повторяющимся характером операций. 8. Принцип профессиональной регламентации. Каждое звено должно работать на достижение конкретной совокупности целей и нести полную ответственность за качество выполнения своих функций. 9. Принцип правовой регламентации. В соответствии с этим принципом проектировать структуру управления необходимо так, чтобы обеспечивалось соблюдение всех решений и постановлений вышестоящих организаций в части распределения обязанностей и персональной ответственности за выполнение определенных решений.
11.Экономические методы управления. Главной целью деятельности организации является получение прибыли. Но эффективная работа не возможна, если она не структурирована и не регулируется принципами ведения управленческой деятельности, в соответствии с которыми разрабатываются методы достижения целей. Методы управления подразделяются на следующие группы: 1. Организационно-правовые; 2. Административные; 3. Экономические методы основаны на материальной заинтересованности работников и позволяют активизировать их деятельность. Данная группа методов в совокупности с административными может привести к высоким результатам. Это связано с тем, что наряду с дисциплинированностью и ответственностью за принимаемые решения на предприятии стимулируется инициативность работников, и как следствие повышается эффективность организации. В результате предприятие получает дополнительную прибыль за счет снижения издержек, из которой выплачиваются премии участникам работ или всем сотрудникам. Для большей заинтересованности работников денежные выплаты (заработная плата, премии) привязываются к прибыли или достигнуты результатами. 4. Социально-экономические методы являются более эффективными, чем административные и экономические, что может быть связано с тем, что материальное вознаграждение удовлетворяет основные потребности работника и у него возникают потребности более высокого порядка. 5. Социально-психологические методы.
12.Понятие управленческого решения. Основные подходы к классификации управленческих решении. Управленческое решение - это взвешенный шаг, результатом которого являются осуществление действия для достижения цели организации или воздержание от него. Оно является неотъемлемой частью деятельности менеджера. Данное понятие рассматривается как: фиксированный управленческий акт, постановление, приказ и т.д.; процесс разработки и реализации решения по разрешению проблемы; выбор альтернативы при решении проблемы. Решение представляет собой сознательный выбор среди имеющихся вариантов или альтернатив в управлении действий, сокращающих разрыв между настоящим и будущим желаемых состоянием организации. Объектом управленческого решения, как правило, являются проблемы, связанные с разрешением теоретических и практических вопросов. Классификация управленческих решений: 1. По степени влияния на будущее организации:а) стратегические - определяют общие направления развития организации и его долгосрочные цели; б) тактические (конкретные методы достижения первых). 2. По масштабам: а)глобальные - охватывают всю организацию в целом; б)локальные - затрагивают некоторые стороны деятельности предприятия. 3. По продолжительности периода реализации: а)долгосрочные (более пяти лет); б)среднесрочные (от одного года до пяти лет); в)краткосрочные (менее одного года). 4. По направленности воздействии: внешние, внутренние. 5. По обязательности выполнения: а) директивные - принимаются высшим руководством и являются обязательными для исполнения; б) рекомендательные - принимаются совещательными органами и не являются обязательными для исполнения; в) ориентирующие - определяют единое направление деятельности подсистем организации. 6. По функциональному назначению: а) регулирующие - определяют метод выполнения действий; б)координирующие - концентрируют усилия вокруг проблемы; в)контролирующие - направлены на оценку результатов. 7. По широте охвата: а)общие - распространяются на всю компанию в целом; б)специальные - рассматривают отдельные вопросы; 8. По степени запрограммированности: а)запрограммированные - принимаются в стандартных ситуациях, не требуют особого творческого напряжения; б)незапрограммированные - принимаются в новых необычных условиях. 9. По сфере реализации: научные и маркетинговые исследования, производство, реализация товаров (услуг), работа по кадрам и т.д. 10. По способам принятия: а)интуитивные - принимаются руководителем на основе его способности предвидеть результаты; б)адаптивные - принимаются руководителем в соответствии с его профессиональными и личными знаниям, жизненным опытом; в)рациональные - опираются на научный анализ проблемы. 11. По содержании.: экономические, политические, технические и т.д. 12. длительности действия: оперативные, тактические, стратегические. 13. По способу принятия решений: групповые, индивидуальные. 14. По степени уникальности: рутинные, уникальные.