Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 14:04, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Менеджменту".
20.Технология
процесса подготовки и
21.Менеджмент качества, сущность и содержание. Особенность современного этапа деятельности всех крупных организаций заключается в их переориентации на разработку систем управления качеством. Качество является важнейшим фактором, влияющим на конкурентоспособность. Качество - это совокупность свойств продукции или услуги, определяющих ее возможность удовлетворять определенные потребности рынка в соответствии с назначением продукта или услуги. Качество продукции в последнее время приобретает все большее значение в связи с интеграцией рынка, НТП, и, как следствие, постоянно возрастающими требованиями потребителей. Параметров определяющих качество товара, большое множество, и для каждого они различны, возникла необходимость развития такого течения в менеджменте, как управление качеством. Управление качеством — это деятельность по управлению всеми этапами жизненного цикла продукции. В результате во всем мире стали разрабатываться системы качества продукции , которых на настоящий момент насчитывается несколько сотен. Количественно качество отображается и измеряется системой показателей качества. Основными показателями являются: - Назначение продукции (ядро), надежность, технологичность (способность к воспроизводству), - стандартизация и унификация, эргономичность, - эстетичность, - транспортабельность, - патентно-правовое обеспечение, - экологичность, безопасность. Все процессы по обеспечению качества продукта объединяются в систему управления качеством, которая предполагает реализацию всех действий или мероприятий при создании, эксплуатации и утилизации продукта, необходимых для обеспечения заданного уровня качества. Основные функции и задачи системы управления качеством: - Прогнозирование потребностей рынка в необходимых параметрах качества - Планирование повышения параметров качества - Нормирование требований качества - Организация технологического обеспечения качества продукции - Подготовка и повышение квалификации персонала в области обеспечения качества - Контроль качества и испытания Сертификация — важнейший инструмент обеспечения качества. Сертификация предполагает действие третьей стороны, подтверждающее, что продукция или услуга соответствует требованиям стандарта. Бывает обязательной и добровольной. Обязательной сертификации подлежат мероприятия по обеспечению безопасности, медицина, экология и образовательные услуги. Сертификация гарантирует, что компания, которая ее прошла является хорошо отлаженным механизмом и имеет право поставлять продукцию или услуги на рынок, в том числе международный.
22.Полномочия и ответственность в системе менеджмента. Одной из основных функций управления является функция организации, которая заключается в установлении постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями, рабочими местами и работниками и координации их действий. Организация как процесс представляет собой функцию, суть которой состоит в систематической координации множества задач и формальных взаимоотношений людей, их выполняющих. Функцию организации можно рассмотреть в 2-х аспектах: - как формирование организационной структуры - как установление взаимоотношений между членами организации в рамках ее структуры Основное средство установления производственных отношений — процесс делегирования полномочий. Это процесс объективный и вынужденный. Делегирование полномочий означает передачу задач и конкретных полномочий определенному лицу, которое принимает на себя обязательство их решения вовремя и качественно. Вместе с задачами руководитель вынужден делегировать и соответствующие полномочия. Полномочия — это ограниченное право распоряжаться конкретными ресурсами организации для выполнения задач и в то же время это возможность определять действия или функции конкретных работников. Организационные полномочия имеют внутренние и внешне ограничения. Пределы полномочий внутри организации определяются организационными нормативами (правилами, положениями и т.д.), а так же корпоративной культурой. Внешние ограничения содержатся в различных законодательных актах и формируются традициями, обычаями и социально-культурными стереотипами общества. Полномочия в организации связаны с должностью, а не с конкретным человеком, занимающим ее в данный момент. Сама сущность делегирования предполагает передачу задач и полномочий от высших уровней руководства к низшим. Делегирование задач и полномочий ставит другую проблему — определения и распределения ответственности. Ответственность — это обязательство работника выполнять все работы и решать конкретные задачи, присущие конкретной занимаемой должности и отвечать за результаты своей деятельности. Ответственность определяет конституция и гражданский кодекс. Существует ответственность исполнителя и руководителя. Ответственность исполнителя - это обязательство работника исполнять все делегированные ему задачи и отвечать за результаты труда. Ответственность руководителя — это обязательство его отвечать за решение задач и результаты труда всех подчиненных ему работников. Ответственность, в отличие от полномочий, не делегируется. Надо различать полномочия и власть. Полномочия — это ограниченное право использовать необходимые ресурсы. Власть - это реальная возможность использовать ресурсы организации и действовать. Можно обладать полномочиями и не иметь власти, а можно обладать властью и не иметь полномочий. Существуют функциональные полномочия и параллельные полномочия.
ФП - это право руководителя самостоятельно принимать решения, но в пределах определенных функций и в пределах вида деятельности. ПП - это полномочия, которые реализуются аппаратом организации высших уровней государственной власти, например федеральным собранием.
23.Цель
как важнейшая характеристика
менеджмента. Классификация
24.Понятие деловой стратегии и ее значение в повышении конкурентоспособности организации. Деловая стратегия - стратегия на уровне отдельных фирм, входящих в корпорацию. Главная задача ДС обеспечить фирме долгосрочное конкурентное преимущества для получения высокого уровня рентабельности. Реализация ДС включает три этапа: 1.Разработка научно обоснованной корпоративной миссии (КМ) .КМ это своего рода концепция бизнеса — совокупность убеждений, которыми руководствуется персонал компании, это имеющиеся ценности, это стиль управления. КМ необходимо постоянно обновлять в соответствии с потребностями рынка. Требования к КМ: 1)Простая и четкая формулировка для удобства восприятия всем персоналом 2)Нацеленность миссии на удовлетворение потребностей рынка 3)Четкое описание выпускаемых товаров и услуг и их преимущества. 2.Разработка видения и целей корпорации. Видение — мечта о состоянии бизнеса в идеале. Видение любого бизнеса не поддается количественной оценке. Поэтому нельзя оценить, достигли мы видения или не достигли. Цель отражает уровень, на который необходимо вывести фирму по созданию таких продуктов и услуг, которые ей обеспечат рыночное конкурентное преимущество. Хорошо поставленные служат хорошим мотивационным фактором для всего персонала организации. Задача менеджера — постоянное разъяснение сотрудникам сути видения и целей корпорации. 3.Разработка конкретных мероприятий для достижения стратегических преимуществ. Конкурентное преимущество предполагает высокий и устойчивый уровень доходов фирмы. В центре внимания обеспечения таких преимуществ лежит фактор качества продукции или услуг, под которым понимается качество продуктов или услуг и качество работы самой компании.
25.Системный
подход в менеджменте. В 60 годы возник новый
подход — системный анализ. Система — совокупность
взаимодействующих элементов составляющих
целостное образование с новым свойством.
Это свойство иногда называют эмерджентностью. Система управления
— это совокупность элементов, объединенных
информационными связями и процессами
направленные на достижение некоторых
целей. Следовательно, система создается
для достижения целей. Любое исследование
основывается анализе и синтезе изучаемых
явлений и процессов, которые всегда можно
представит системой. Главные характеристики
любых систем это состав, структура и функции
элементов и самой системы. Задачи выявления
элементов или частей системы, их структуры
— это задача анализа, а определение
модели и оптимальных параметров функционирования
системы — это задачи синтеза. Американские
ученые доказали, что в любом деле нужна
система, и появилась теория систем. Менеджмент
как наука базируется на системном мышлении. Система - это
множество элементов, находящихся в определенных
отношениях и связях друг с другом и образующих
целостность. Системная концепция позволяет
более глубоко изучить характеристики
изучаемого объекта и процессы его функционирования.
Системный подход представляет собой
одну из форм методологии исследования,
проектирования и конструирования объектов
как систем. Системный подход позволяет
органически соединить задачи анализа
и синтеза. Его можно рассматривать как
принципиальную позицию лица принимающего
решение или предъявляющего некоторые
требования , соблюдение которых позволит
эффективно исследовать систему, а для
системы управления ещ5е и разработать
оптимальный алгоритм функционирования.
Системный анализ можно рассматривать
методологию исследования систем применение
которых, позволяет выполнить требования
системного подхода. Основы системного
анализа составляет построение моделей.
В зависимости от уровня управления требуются
различные математические модели. Наиболее
простые представляют собой аналитические
зависимости между результатами деятельности
и затратами ресурсов. Они получили название произ-х функций.
Следующие по сложности — балансовые модели
связывающие кол-но ресурсы и общую загрузку.
Ведение некоторого критерия и условий
превращает балансовую модель в линейную,
которую оптимизируют методами линейного
программирования. Признаками любой
системы являются: 1.Наличие цели функционирования
2.Многоуровневость. 3.Наличие строго определенных
характеристик (вход системы, выход системы,
процесс функционирования 4.Упорядоченность
системы, которая определяется технологией
функционирования любой системы. Любая
организация как объект управления менеджмента
является системой и состоит как правило
из двух подсистем: 1.Основное производство.
Это объект управления. 2.Система управления
организацией. Субъект управления. Они
в свою очередь являются тоже системами.
На входе любой производственной системы
имеются ресурсы. На выходе — продукт
или услуга. При поступлении на рынок они
становятся товаром. Внутри находится
производственно-
26.Человеческие
ресурсы и их роль в